Прямая есть длиннейший путь между двумя точками.
Это нечто такое, от чего можно слегка разинуть рот! Во всяком случае миру такие вещи непонятны. Там скажут: «Ну, если кто-то начал говорить, что суждения имеют цвет, то или у него жар, или он спятил». — Однако речь тут идет о том, к чему человек приходит без посредства своего тела, приходит, будучи в полном рассудке, ибо свойства духовного мира противоположны свойствам мира физического. К этому приходят благодаря самым простейшим фразам, так как эти простейшие фразы представляют собой нечто совершенно невероятное. Не так ли, ведь если кто-либо начнет говорить о духовном мире интересно, люди, конечно, прислушаются к нему как если бы им рассказывали историю о привидениях. Но вы едва ли станете прислушиваться, если кто-то скажет вам: ты должен прежде всего приучиться к тому, чтобы искусственным образом создавать в себе скуку. Это надо сделать искусственным образом. Если человеку приходится испытывать скуку из-за внешней науки, то из этого ничего не выйдет. Надо быть в состоянии создавать эту скуку искусственно, посредством внутренних усилий, не получая при этом ни мигрени, ни болей в животе, то есть без участия тела. Если тут принимает участие тело, то у человека возникает или боли в животе, или мигрень. Вы только прислушайтесь, что говорят люди, когда вы слышите: «Не из-за профессора вам должно становиться скучно, это вам не поможет, никакого духовного видения у вас не возникнет, но вы должны постепенно преодолевать мигрени и боли в животе. — Представьте, студент сидит тут, а профессор нагоняет на него страшную скуку; у студента должны были бы возникнуть и мигрень и боли в животе, но они у него не возникают. Это бьет по другим органам, которые менее болезненны. В любом случае, если тут оказывается задействованным физическое тело, люди заболевают. Если человек создает скуку так, как это происходит в современной науке, человек только заболевает. Когда же людям дают указание самому, посредством собственной силы и вполне свободно создавать себе скуку, скучную обстановку, и они переносят эту скуку, проходят через переживание скуки, они постепенно входят в духовный мир. Но надо еще понять его, понять, что первоначальные суждения в духовном мире трансформируются в противоположные. Есть исключительно хорошее средство, с помощью которого можно прилежно, усердно работать над самим собой. Оно состоит в том, что, испытав в мире нечто поистине скучное, а затем убегая от этой нежеланной и безрадостной скуки, начинают затем совсем, совсем медленно размышлять об этом.
Видите ли, я могу признаться вам, что и сам страшно многому научился таким образом. В моей жизни, в пору юности мне приходилось слышать страшно скучные лекции. Должен сказать, что перед началом такой лекции, я даже испытывал радость, от того, что лекция будет скучна, поскольку она вызывала то же самое, что в ином случае возникало в сновидении. Итак, я по-настоящему радовался: «Сейчас ты снова пару часов подряд будешь слушать скучную лекцию!» Однако, когда лекция начиналась и профессор говорил, у меня постоянно складывалось впечатление: кто говорит беспрерывно, тем самым даже мешает скучать! — Однако потом я тщательно обдумывал все подробности сказанного им. Само по себе это меня ни в маленьшей степени не интересовало, однако каждый урок я с самого начала переживал заново, самым регулярным образом дублировал его слова, причем иногда я дублировал один урок так, что это длилось два часа: итак, ту естественную скуку я воссоздавал искусственно. Господа, тут вы делаете особое открытие. Именно в конце XIX века вы могли бы сделать это совсем особое открытие. Представьте себе, вы имеете дело с лекцией какого-нибудь «огромного носорога», — есть ведь такие, — и вам страшно скучно. Теперь у вас есть возможность, — речь идет именно о конце XIX века, — теперь у вас есть возможность, как говорят, медитировать над этой скучной лекцией. Итак все, что было для вас страшно скучно, вы снова вызываете перед своей душой. И вдруг тогда за человеком, который как носорог читал вам очень скучную лекцию, является нечто подобно совершенно духовному человеку. Аудитория преобразуется для вас: причем все это вы можете воспринимать в полном рассудке. Я знаю многих профессоров конца XIX века, в случае которых это происходило, — но мне бы не хотелось, чтобы это стало предметом личных разговоров, иначе люди будут думать: «Это что-то ужасное, — за кем-то всегда появляется исполненные духом, духовные люди. Что это было?»
Неправда, что люди внутренне, бессознательно так же глупы, как они себя преподносят. Они гораздо умнее, и именно самые глупые оказываются иногда умными. Тут тоже происходит трансформация. Однако они не могут уловить свою собственную разумность. Именно в этом заключена страшная тайна, ведь именно за такими людьми часто встает то, что является их собственным душевным началом; сами же они не в состоянии уловить его.
Так вступают в духовные миры. Вы знаете, что в конце XIX века распространялось материалистическое естествознание. Еще сегодня люди бездумно вторят этому материалистическому естествознанию, безраздельно доверяют ему. Я должен сказать даже так: знакомиться с этим естествознанием в высшей степени полезно. — Это материалистическое естествознание от начала до конца предлагает нам самые что ни на есть скучнейшие положения, тезисы. Конечно, если только облизывать пальчики, восторгаясь своим разумом и, наконец, узнать, что человек произошел от обезьяны, — как это утверждают естественники, — ничего из этого не выйдет. Но если человек со всей внутренней энергией все снова и снова обдумывает эти положения, тогда он в конце концов преображает, трансформирует себя в истинно духовного человека, он замечает: человек произошел не от обезьяны, а от духовного существа.
Тут есть кое-какая разница! Однажды мальчика послали в школу. Там он впервые услышал от своего учителя, что человек произошел от обезьяны, это было очень давно, а теперь открыто. Дома он говорит своему отцу: «Папа, что я слышал сегодня, ты только представь, человек произошел от обезьяны!» — «Полно тебе», — отвечает отец возмущенно, — «ты просто глупый мальчишка. С тобой это могло случиться, но только не со мной!» — Как видите, отцу эта история показалась весьма недостоверной. Он имел в виду только душевное начало.
Из всего сказанного мною вы узнаете, что человек может реализовать себя в естествознании двояким образом. Я могу сказать вам вот что: если человек изучает естествознание не так, как это делают очень многие в XIX веке и делают до сих пор, если вы не имитируете всякую болтовню, но мыслите медитативно, мыслите снова и снова, часами, мыслите в течение часов, тогда происходит трансформация и возникает истинное духовное. Если вы надолго задумываетесь над растениями и минералами, если вы должны просто обдумывать то, что сообщают вам сегодня люди в столь материалистической манере, то тогда вы, в конце концов обретаете значение Зодиака, значение небесных тел, звездные тайны. Однако самым надежным путем является то, что исходит из таких положений, таких тезисов: «Часть больше целого», «Ни одно тело не обладает протяженностью», «Суждения имеют цвет», «Прямая является длиннейшим путем между двумя точками». Благодаря этому мы отрываемся от физического тела.
Проделав все это, вы подходите к тому, чтобы вместо своего физического тела мочь использовать свое эфирное тело. Вы тогда можете начать мыслить посредством эфирного тела, а эфирное тело должно мыслить все наоборот по отношению к физическому телу. Ведь через эфирное тело человек постепенно входит в духовный мир. Но тут он все еще застревает, останавливается и должен сначала усвоить кое-что другое.
Вы знаете, сегодня при чтении могут происходит очень странные вещи. Однажды, например, когда я был в одном южноавстрийском городе, который сегодня больше уже не австрийский, я взял в руки вечернюю газету. В этой вечерней газете была, — как это говорят, — передовица. В ней описывалась одна страшно интересная история, причем, во всех деталях, со всеми подробностями, крупная политическая история; читаешь первую колонку, вторую колонку, третью колонку — все страшно интересно. А затем в самом низу на той же самой странице маленькое примечание. Там стоит: «К сожалению мы вынуждены сообщить, что все, описанное в нашей сегодняшней передовице, основано на ошибочных сведениях и ни одно слово там не соответствует истине».
Вот видите, что может происходить сегодня. Это самый крайний случай, однако читателю современных газет приходится часто сталкиваться с тем, что на каждой прочитанной странице он встречает неправду. Тут читатель задним числом узнает, что это была неправда. Видите ли, я полагаю, что большинство людей сегодня стали страшно глухи по отношению к таким вещам; истину и ложь они мало помалу воспринимают совершенно одинаково. Если человек в этом отношении становится глухим, невосприимчивым, если он одинаковым образом принимает истину и ложь, то он не может войти в духовный мир.
В последний раз я говорил вам: «Если кто-то безумен, то больным является лишь его тело. Душа не больна, она остается в этом случае здоровой». Сегодня я говорил вам: «Если кто-то во время горячки, при высокой температуре бредит, то его мысли принимают карикатурный характер, но душа остается в норме». — Однако, если человек хочет выйти в духовный мир, для него должно стать привычным испытывать душевную боль, сталкиваясь с неправдой, а в случае правды испытывать душевную радость; он должен радоваться истине, причем так, как будто ему подарили миллион. — Я имею в виду миллион франков, а не марок! (Оживление в зале.) Он должен научиться умению радоваться, если пришлось услышать правду, и умению внутренне, душевно страдать — страдать не телом, но душой, если он где-то обнаруживает ложь; страдать так, как страдает тело в случае серьезного заболевания. Не то, чтобы душа становилась больной, но она должна уметь испытывать боль или радость, как испытывает тело болезнь или удовольствие, как переживают во внешнем мире боль или радость. Это значит, надо придти к тому, чтобы чувствовать истину так, как чувствуют радость, счастливое блаженство и удовлетворение в физической жизни: надо придти к тому, чтобы ощущать неправду столь же болезненно, испытывать от неправды внутренне в душе такую же боль как в ином случае он испытывает ее при повреждении своего тела. Это означает, что если вам наврали полный короб, вы должны были бы, причем вполне адекватно, отреагировать так: «Черт возьми! Он обкормил меня беленой!» — Это должно быть внутренне правдиво. Разумеется, если сегодня вы приглядитесь к тому, чем занята журналистика, вам придется раз за разом объедаться беленой. Вам придется постоянно душевно отплевываться, — если ваше душе суждено сохранить здоровье. Если вы хотите войти в духовный мир и в то же время не можете обойтись без газет, вы должны привыкнуть переживать скверный вкус от газеты, а от чтения чего-то порядочного, достойного, того что написано человеком искренне, переживать радость, подобную радости от чего-то очень вкусного. Для вас истина и стремление к истине должны иметь хорошие вкусовые качества, быть вкусными, тогда как обнаруженная вами ложь должна иметь горький, ядовитый вкус. Так что вы должны учиться не только тому, что «Суждения имеют цвет», вы должны научиться говорить: «Типографская краска сегодня — это белена, отрава». Но это вы должны уметь ощущать со всей честностью и справедливостью. Тогда, господа, тогда вы приблизились к тому, что называют духовным преображением.
Люди говорят о внешней алхимии и верят, что внешняя алхимия может превратить медь в золото. Конечно, сегодня шарлатаны будут говорить вам об этом и так и эдак; так долго считали суеверные люди. Но в духе подобные вещи возможны; надо только верить в истинность духа. Тут надо уметь сказать себе: типографская краска, используемая для печати в материальном смысле одинакова, если печатается правдивая книга или лживая газета. Но в одном случае типографская краска — это настоящая белена, тогда как в другом — она подобна текучему золоту. В духе те вещи, которые в физическом мире одинаковы, совершенно различны.
Однако, когда современным разумным людям говорят: типографская краска может стать или текучим золотом, или беленой, то они отвечают так: «Это ты выражаешь в образной форме, это можно понимать лишь как образ». — Да, господа, это образность, которая должна стать по-настоящему духовной; надо понять, как вещи становятся духовными.
Здесь я хочу привести вам один пример, взятый из истории социал-демократической партии. Вы, возможно, немного больше участвовали в этом деле; однако в известный момент социал-демократическая партия раскололась на две части. Одна из них подчинялась Бернштейну41 и ему подобным людям. Это были те, кто охотно заключал компромиссы с буржуазией. Другую часть составляли радикалы, во главе которых до самой своей смерти находился Бебель42. Узнать о нем вы могли бы по крайней мере из литературы. Однажды состоялось партийное собрание, — это было в Дрездене, — и Бебель прогневавшись на других, сказал, что он наведет порядок в социал-демократии. Он прочел очень мощную речь, по ходу которой высказался так: «Когда из-за этой другой партии случается то одно, то другое, у меня по печени пробегает вошь!» Каждый скажет, что это надо понимать в переносном смысле, как образ, — то, что у Бебеля по печени пробегала вошь, — так как на самом деле все же вошь у него по печени не пробегала. Но почему же он использовал такое выражение? Разумеется, Бебель использовал его не потому, что у него бегала по печени настоящая вошь; но он слышал такое выражение и употребил его для ситуации, когда человек страшно злится. (Здесь, кроме прочего, Р. Штейнер иронизирует над тоном и нравами германской социал-демократии, лидеры которой - Лассаль, Бебель, Роза Люксембург, К. Либкнехт и др. - ) были последователями, друзьями или близкими, — как Лассаль — Карла Маркса, марксистами или — как оппортунист Бернштейн — его оппонентами - примеч. перев.) Но почему выражение звучит именно так, почему человек говорит о том, что у него по печени пробегает «вошь»?
Ведь не у каждого дело обстояло как у еврея Итцихсона, который всегда сбивал вошек у себе на голове; когда же его спросили: «Скажи-ка, мой дорогой Итцихсон, как это тебе только удается так ловко ухватить вошь?» — Он говорил: «Пустяки; промахнулся по одной, все равно наткнешься на другую». — Не с каждым дело обстоит так, что когда он хочет поймать вошку, но промахивается, все равно хватает другую. Однако же это в высшей степени неприятно, если у людей возникает педикулез, появляются вши, им это ужасно неприятно, это отвратительное чувство! Если бы вы только видели: когда я был воспитателем, один из мальчиков, которых я должен был воспитывать, пришел домой; он уходил, сидел на разных скамейках в большом городе, и у него появилась глазная боль, страшная боль в глазах. Было неясно, к какому специалисту надо обратиться, так как у мальчика появилась эта ужасная глазная боль. Я сказал: «Нам надо, прежде всего попробовать мазь от педикулеза, и намазать его брови». — Правильно, когда мальчика осмотрели, он был сильно зашивлен, а когда мазь подействовала, слезящиеся глаза прошли. Вы бы только видели взгляды этих людей, матери и тетки, когда у мальчика вдруг появились вши! Чувство, испытанное ими, доходило и до печени. При этом с их животом происходило совсем другое: «Черт возьми! У нашего мальчика вши! Ах, какой ужас!» — Это событие подействовало так сильно как будто эти вши забегали по печени. Выражение «вошь забегала по печени» произошло от действительного ощущения, возникающего, когда у людей появляются вши. Где-нибудь на собрании, в какой-либо партии у людей не появлялся педикулез, но их дела возбуждают такое же отвращение, как вши, бегающие по печени, что случилось или в прежнее время или у деклассированных элементов. Вы видите, что, судя по тому, как построено это выражение, оно могло соответствовать действительности. Но впоследствии также выражение стало употребляться лишь по отношению к духовному, по отношению к душевному.
В этом, однако, есть некоторая надуманность, натяжка, господа. Надо стремиться к тому, чтобы не только на словах, но и на деле по-настоящему честно ощутить: вот передо мной газета, то, что там написано, по большей части таково, что типографская краска становится ядовитой беленой. — Хотел бы я знать, что стали бы сегодня делать люди, если бы они могли честно ощутить это! Вы только представьте себе, сколько этой белены используется при разговорах, о том кто несет ответственность за войну, а кто невиновен, ведь люди просто из-за своей принадлежности к тому или иному народу и не считаясь с истинным положением вещей, испытывают удовольствие, используя какую угодно ложь, чтобы называть свой собственный народ невиновным. Так как же должны современные люди входить в духовный мир? Необходимо принять твердое решение, очень твердое решение быть совершенно другим, нежели тем, каков человек сегодня, хотя, конечно, надо, тем не менее общаться с людьми. Ибо если человек сразу возносит себя на пьедестал, начинает бранить людей, то ему, конечно, ничего не поможет. Но надо искать узкий путь к истине. О том как это трудно, я и рассказывал вам сегодня.
Сегодня я должен был предпринять с вами тяжелый экскурс, чтобы вы видели: войти в духовный мир вовсе не легко. — Затем мы перейдем к вещам, которые потребуют от вас меньшего напряжения. Но вы увидите, это хорошо, что мы разобрались в трудных вещах. Когда я продолжу тему в следующий раз, я покажу вам, что представляет собой весь путь в духовный мир.
ДЕСЯТАЯ ЛЕКЦИЯ
Дорнах, 7 июля 1923 г.
Господа, в последней лекции я рассказывал вам, что сегодня человек не может познавать, так как мышление, имеющееся сегодня, не годиться для этого. Раньше, скажем, тысячу, полторы тысячи лет тому назад те, кто собирался чему-то учиться, должен был сначала выработать мышление. Тогда не верили в то, что с обычным мышлением, имеющимся у человека, можно хоть как-то понять духовный мир, существовало своего рода обучение мышлению. В настоящее время все получаемое человеком образование не предрасполагает, чтобы он хоть как-нибудь выработал свое мышление. Поэтому на деле, в действительности он совсем не умеет мыслить.
Это я хотел бы, пояснить вам прежде всего на одном примере; на днях в газете вы могли бы прочесть следующее43:
«Часто повторяющимся сновидением является так называемый “Полет во сне”. Нам снится, что мы летаем, парим или падаем, причем это часто происходит сразу же после того, как мы отправляемся спать».
Все вы знакомы с тем фактом, что вы летали во сне. Один человек, усвоивший лишь одно материалистическое мышление, хочет дать этому объяснение. Вы сразу же увидите, что он с мышлением такого рода не может придти ни к чему, если речь идет об указанной вещи.
Доктор Рихард Трауготт в «Природе» сообщает, что эти сновидения вызываются реально происходящими резкими подергиваниями, вздрагиваниями тела.
В чем же состоит мнение этого человека? Он полагает, что при засыпании тело вздрагивает. Господа, я спрашиваю вас: часто ли вам приходится вздрагивать, пусть даже при бодрствовании? Почему вы вздрагиваете? — Я думаю, вы вздрагиваете, когда испугались, если вы пережили что-то такое, что повергло вас в ужас, испугало, что страшно ошеломило вас на мгновенье. Тогда вы вздрагиваете. Вы можете, например, вздрогнуть, если вы, скажем, идете по улице и вдруг видите человека, который, как вы считаете, находится в Америке; узнав его, вы вздрогнете, потому что вы ошеломлены. Однако трудно вообразить, что, начиная вздрагивать, вы сочтете это за полет! Действительно, вам во сне не придет в голову, начав вздрагивать, счесть последнее полетом, вообразить себе, что вы летаете. Итак, вы видите, что за ошибочные мысли исходят от того, кто считает возможным появление представления о полете в случае вздрагивания тела. Вы видите отсюда: этот автор развивает мысли, но в тот момент, когда с их помощью он хочет объяснить что-то в человеке, эти мысли оказываются неподходящими. Эти мысли годятся до тех пор, пока в лаборатории экспериментируют с безжизненными веществами, но в тот момент, когда надо что-то объяснить, они больше не годятся.
Дальше следует вот что:
Причиной такого вздрагивания является то, что во время бодрствования и во время сна напряжение мышц различается: при бодрствовании к мышцам тела со стороны центральной нервной системы постоянно направляются энергетические потоки.
Он, следовательно, считает, что во время бодрствования из нервов в мышцы всегда входит электрические потоки, потоки энергии —
приводящие мышцы в напряжение, необходимое для поддержания равновесия тела, достигаемого посредством согласованного взаимодействия мышечной системы, мускулатуры. Во сне такое мышечное напряжение по большей части исчезает и поскольку в самом начальном периоде сна...
— то есть сразу после засыпания —
...рефлекторная возбудимость спинного мозга повышается, процесс расслабления мышц в свою очередь обусловливает возбуждение спинного мозга, облегчая обратный рефлекс,
— то есть, на нервную систему спинного мозга должно воздействовать возбуждение (Reiz), последнее должно действовать дольше, усиливая мышечное напряжение —
что и вызывает вздрагивание тела. Фактически существующая органическая чувствительность иного рода может более непосредственно приводить к возникновению чувства полета, парения в воздухе; особенно это относится к ритмическим, поднимающимся и опускающимся движениям дыхательной мускулатуры и грудной клетки,
— представьте себе, что у вас одышка и грудная клетка напряжена; разве приходилось вам при этом иметь чувство, будто вы летаете? Наоборот, вы при этом чувствуете еще большую тяжесть —
поскольку устраняется ощущение реакции, ощущение сопротивления ложа, опоры, которое, бодрствуя, мы испытываем от опоры во всех положениях тела.
Видите ли, господа, если в состоянии бодрствования человек ходит, то тогда опора очень мала; человек чувствует, что он ходит на своих подошвах. Если в состоянии бодрствования человек сидит, то опора становится несколько больше, чем одни подошвы. Но если даже вы суммируете площадь этой опоры с величиной подошвы, то сумма все равно будет мала по отношению к площади той опоры, которую человек имеет во сне (то есть лежа). Этот господин утверждает: реакция, сопротивление, оказываемое опорой, устраняется. Но на самом деле сопротивление, реакция опоры становится больше в случае, если вы ложитесь и засыпаете, нежели когда в состоянии бодрствования вы идете или сидите! (Слово Unterlageddruck может быть переведено как «давление опоры» и как «реакция опоры». Говоря о давлении на кв. см в физическом смысле, надо признать, что когда человек стоит, его вес приходится на площадь подошв и давление на кв. см максимально, когда же он лежит, то его вес приходиться на гораздо большую площадь тела, так что давление на 1 кв. см минимально. Если же имеется в виду реакция опоры, воспринимаемая кожными рецепторами, — что, в сущности, только и может вызвать во сне те или иные представления, то во сне задействована гораздо большая кожная поверхность, больше рецепторов. В этом смысле в положении лежа реакция опоры, кожа, играют гораздо большую роль, — примеч. перев.) Итак, вы видите, как ход мыслей этого человека доходит до абсурда. И это современная наука о человеке!
Он считает так: электрические токи входят в нервы. Они сильнее, если человек спит, при этом мышцы вздрагивают, подергиваются, что ведет к представлению полета, человеку кажется, что он летает; или же опора, ложе во сне устраняется. Не следует принимать на веру то, что тут сказано.
Поскольку устраняется ощущение давления и сопротивления опоры, ложа, которые, бодрствуя, мы испытываем от опоры при любом положении тела.
Нельзя поверить, что человек упускает из виду возражение, состоящее в том, что опора, на которую он опирается, оказывается значительно больше, именно во сне. Однако, он упускает это из вида, потому что нынешнее мышление вообще не может ничего объяснить, не прибегая к бессмысленным утверждениям.
А теперь давайте внесем ясность в вопрос о том, что происходит в действительности, когда человек засыпает, отсюда вам станет виднее и то, как приходят к познанию более высокого духовного мира.
Для начала я хочу изобразить вам этот процесс на картинке; вы знаете, что это делается только ради наглядности. Допустим, что здесь находится физическое тело человека (рисунок 19, слева). Сверх того, внутрь этого физического тело человека вставлено эфирное тело, сверхчувственное тело; его я хочу изобразить желтым. Оно находится внутри, оно заполняет физическое тело. Итак, оно невидимо.
Оба эти тела, физическое тело и эфирное тело во время сна остаются лежать в кровати. Если же мы бодрствуем, то внутри этих двух тел находится еще астральное тело, — его я хочу нарисовать вот так, верх я делают красным, — и, кроме того, тут внутри располагается еще «Я», четвертый член. Это я хочу нарисовать неотчетливо (фиолетовый). Таков бодрствующий человек: физическое тело, эфирное тело, астральное тело и «Я»; они помещены друг в друга.
РИСУНОК 19
gelb - жёлтый
rot - красный
violett - фиолетовый
Рассмотрим теперь спящего человека. Спящий человек, лежащий в кровати, имеет лишь физическое тело и эфирное тело (рис. 19 середина). Вот что находится на кровати. Вне постели находится астральное тело, — которое вышло наружу, — и «Я», тело-«Я» (справа, рис. 19). То, что осталось лежать в кровати, подобно растению, так как растение тоже имеет физическое тело и эфирное тело. Если бы растение не имело эфирного тела, оно было бы камнем. Оно бы тогда не жило, не росло. Итак, то, что остается лежать в постели, подобно растению. Растение не думает. То, что находится в кровати, — вы ведь знаете это совершенно точно, тоже не думает, если подразумевать, что мышление осознано. Тут внутри мысли есть, — я ведь недавно объяснял вам, — эти мысли даже более ярки, чем те, которые мы используем в сознательном состоянии; однако осознанных мыслей тут нет. Тут дело обстоит как у растения.
Но снаружи человек не может больше испытывать никаких ограничений. Вы даже можете найти объяснение, отчего происходит так, что как только мы выходим из тела, сознание сразу же исчезает. Пока вы находитесь внутри вашего тела, вы должны сделать ваше астральное тело таким же по величине, каково ваше физическое тело. Когда вы выходите наружу, ваше астральное тело внезапно начинает стремительно увеличиваться, становится необычайно большим, выходит наружу во все стороны, ибо физическое тело больше не удерживает его, не делает его маленьким. Так что в момент засыпания вы выдвигаетесь, выделяетесь из вашего физического тела; при этом вы становитесь все больше и больше.
Представьте, что вы выпиваете стакан, — отсюда не следовало бы распускать легенду, что я высказываюсь сейчас за алкоголь; это как вы знаете, становится неприятной темой в Швейцарии, — я хочу сказать: вы выпиваете стакан воды с капелькой малинового сока. Если в стакан воды вы добавляете немного малинового сока, то вы почувствуете вкус этого сока малины. Представьте себе, однако, что вместо стакана вы взяли большой сосуд, в который входит пять бутылок воды, но добавили туда столько же малинового сока, как раньше вы добавили на стакан, хорошо перемешали, так что малиновый сок растворится в гораздо большем количестве воды; в этом случае вкус малины окажется значительно слабее. Видите ли, когда я был еще маленьким мальчиком, я рос вблизи винодельческого предприятия; там был подвал с бочкой на четыреста ведер вина. Если бы такую бочку наполнили водой, и в четырехсотведерную бочку полную воды, — но не вина, — добавили бы пару капель малинового сока и перемешали все это, то вы могли бы пить эту воду, но не ощутили бы там вкуса сока малины. Ведь это ясно. Так вот, господа, покуда ваше астральное тело так же мало, как ваше физическое тело, оно подобно малиновому соку в одном стакане воды; вы простираете свое астральное тело лишь настолько, насколько велико ваше физическое тело. Если же во время сна вы выходите наружу, физическое тело больше не стягивает астральное тело, астральное тело начинает распространяться подобно тому, как распространяется сок малины в четырехсотведерной бочке с водой. Вот почему в этом астральном теле вы больше не обладаете сознанием, так как сознание возникает оттого, что астральное тело стягивается, уменьшается в объеме.
Но теперь вы, тем самым, получаете объяснение того, что происходит, когда мы засыпаем. Пока мы бодрствуем, астральное тело внедрено внутрь наших пальцев рук, пальцев ног; везде, внутри наших мышц внедрено астральное тело. Когда мы чувствуем астральное тело в наших мышцах, у нас возникает тактильное ощущение зависимости от физического тела. Физическое тело тяжелое, мы ощущаем тяжесть физического тела. В тот момент, когда мы выходим наружу, мы оставляем позади физическое тело с его тяжестью. В момент, предшествующий исчезновению сознания при наступлении сна, мы перестаем ощущать свою тяжесть. У нас нет ощущения падения вниз, потому что мы поднимаемся вверх; скорее всего мы чувствуем что мы воспаряем вверх. Это увеличение в размерах, это состояние наступающей непривязанности к физическому телу мы ощущаем как полет или парение. Мы можем свободно передвигаться до тех пор, пока наше сознание покинет нас и мы совсем заснем.
А что говорит современный естествоиспытатель? Он говорит: наши мышцы вздрагивают. — Но ведь если мы вздрагиваем с помощью наших мышц, то мы ощущаем эти мышцы даже сильнее, чем в полете, наоборот, мы при этом тем более ощущаем свою связанность с физическим телом. Вы только представьте себе, когда кто-то стоит в удивлении, он раскрывает рот. Почему рот у него раскрывается? Потому что он так сильно внедрился в свои мышцы, что не может больше управлять ими. Следовательно, и такое вздрагивание, такая жизнь, углубленная в мышцы, является как раз противоположностью того, что происходит с нами при засыпании. При засыпании мы выходим из наших мышц наружу. Следовательно, речь тут может идти не о стягивании мышц, а об их расслаблении. Когда мы ложимся и находимся на просторной опоре, на ложе, у нас нет необходимости стягивать, сдерживать наши мышцы посредством нашего астрального тела: они расслабляются. Не потому, что они напрягаются сильнее обычного, а потому, что они становятся расслабленными, потому что у нас отпадает необходимость оказывать воздействие на мышцы, — именно поэтому мы считаем себя свободными от мышц, мы воспаряем вместе с нашим легким астральным телом.
Подумайте о том, что я говорил вам в последний раз: надо учиться думать наоборот, в обратном порядке. — Здесь вы видите: тот, кто думает так как принято думать в наше время, в случае попытки объяснить что-то в человеке, приходит к противоположности тому, что есть на самом деле. Так что сначала надо освоить правильное мышление, которое тоже можно считать противоположностью того, что есть в физическом. Люди разучились правильно мыслить, мыслить так, чтобы вместе с мышлением входить в духовное.
Сегодня, конечно, есть очень много людей, которые используют нашу терминологию; ведь в нашем языке есть слово «дух», однако эти люди больше не в состоянии составить себе никакого представления о духе. Они могут представить себе это лишь как нечто физическое. Как вы видели, необходимо, — если хотят получить представление о духовном, — придти к тому, что совершенно не обладает какими-либо физическими свойствами, к тому, чего невозможно увидеть в физическом. Мышление людей сегодня уже испорчено настолько, что они даже духовное хотят видеть физическим образом. Поэтому они становятся спиритами. Видите ли, физическое тело способно приводить в движение стол. Эти люди говорят: «Если я могу сдвинуть стол, то я существую. Если дух существует, он тоже должен уметь двигать стол». — И вот они начинают заниматься столоверчением, двигать стол, и посредством такого столоверчения доказывать реальное существование духовного мира! Это происходит от того, что мышление пошло вкривь и вкось, деформировалось. Это мышление материалистично: даже дух оно хочет представлять себе как нечто физическое. Спиритизм есть самое суперматериалистическое явление из всего имеющегося. Только следует сначала понять это.
Тот или другой из вас могли бы сказать: «Но я сам присутствовал там, где люди сидели вокруг стола, составляли цепь с помощью своих рук и стол приходил в движение, он подпрыгивал и тому подобное». — Внешние факты сами по себе верны; вы можете усесться вокруг стола, составить цепь и в такой ситуации стол при известных обстоятельствах приходит в движение. Но видите ли, происходит это примерно так же, как если бы я посредством каких-то других малых движений вызывал большие движения. Представьте себе железнодорожный поезд. Впереди железнодорожного поезда находится локомотив, а в нем, наверху, машинист локомотива. Машинист не слезает с машины, не встает сзади нее и не толкает ее. Ему никогда не удалось бы разогнать скорый поезд. Вам известно, что машинист производит совсем небольшие движения, а скорый поезд едет очень быстро, машина тащит много вагонов. Почему? Потому что существует налаженная система переключений. Так благодаря малым движениям физическим путем достигается большое движение.
Точно таким же физическим процессом является и то, когда люди, составив цепь вокруг стола, начинают совершать ничтожные подергивания и тому подобное. Посмотрите, эти маленькие ничтожные вздрагивания посредством материи, — которая образована поистине искусно, — превращаются в большие движения. Это, в первую очередь, самый обыкновенный физический процесс.
Если среди присутствующих там есть кто-нибудь, в чьем подсознании имеются какие-либо мысли, то эти мысли находят продолжение и в дрожании его пальцев. Так получают ответы, которые можно считывать по алфавиту. Однако то, что получается здесь в качестве ответа, всегда уже наличествует в подсознании одного из присутствующих, даже в том случае, если такие ответы исключительно умны. Я объяснял вам, что человек даже слегка проникший в подсознательное, оказывается намного умнее, чем в обычном сознании. Это осуществляется посредством постукиваний, рывков стола. Итак, то, что люди становятся спиритами, лишний раз доказывает, насколько велик в наше время материализм.
Посредством обычного мышления вообще невозможно придти к какому-либо объяснению, имеющему хоть какой-нибудь отношение к человеку. Видите ли, здесь в газетной статье, приведенной мною сегодня, некто пытается объяснить сновидения, сновидения полета. Но он объясняет их противоположным образом, нежели следовало бы объяснять! Но люди больше вообще не в состоянии изучать то, что в высшей степени интересно. Я уж часто рассказывал вам о сновидениях: сегодня я хочу еще раз подчеркнуть некоторые весомые факты.
Представьте себе господа, что кому-то снится сон. Ему снится, что он идет в Базеле через какую-то площадь. Но вдруг он обнаруживает, — во сне это вполне возможно, — что перед ним стоит забор. В заборе доски прибиты то там, то там, кое-где доски отсутствуют; тут снова доска, тут другая, а тут опять нет доски. Дальше ему снится, что он хочет перепрыгнуть через этот забор и напарывается до доску. Он испытывает боль. И тут он просыпается. Он сразу же замечает: черт возьми, ведь ни на какую доску ты не напоролся, просто у меня страшно болит зуб! — У него зубная боль и с этой зубной болью он просыпается. В ряду его зубов наверху есть дырка, затем тут или там тоже не хватает зуба. Это соответствует тому, что он видел как забор с отсутствующими досками. Это соответствует состоянию его верхней челюсти, где не хватает зубов. Затем он трогает один из своих зубов, именно тот, который у него болит. В нет образовалось дупло и он болит. Действительно, может приснится такой сон.
Что же при этом, в сущности, происходит? Не правда ли, весь процесс разыгрывается именно в бодрственной жизни. Вы можете сказать себе: пока я спал, я имел счастье не ощущать свое