Система коррекционно развивающих занятий

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Автор-составитель Ю. В. Останкова

УДК 372.211 ББК 74.102 С40

Автор-составитель Ю. В. Останкова

Системакоррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт.-сост. Ю. В. Останкова. - Волго­град: Учитель, 2007. - 130 с. ISBN 5-7057-1001-1

В пособии представлена система коррекционно-развивающих занятий, направ­ленных на обучение, воспитание и развитие у детей старшего дошкольного возраста комплекса функциональных показателей, необходимых для успешного обучения в школе.

Особую ценность представляет собой развернутый практический курс занятий, снабженный текстами и комментариями дидактических упражнений, заданий, игр по формированию познавательной активности и учебной мотивации, развитию пси­хофизиологических процессов (запоминание, внимание, пространственная ориенти­ровка, сенсомоторика и др.), навыков общения и речевой деятельности детей.

Предназначено широкому кругу педагогических кадров - воспитателям, мето­дистам, психологам, логопедам детских садов, учителям начальных классов, дефектологам, социальным педагогам общеобразовательных учреждений; может быть по­лезно родителям, студентам педагогических учебных заведений.

УДК 372.211 ББК 74.102

ISBN 5-7057-1001-1

© Останкова Ю. В., автор-составитель © Издательство «Учитель»

Оформление. Издательство «Учитель»

ВВЕДЕНИЕ

Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изучен­ность, по-прежнему остается актуальной. Это и понятно. С каждым годом усложняются требования обучения, сама программа варьи­руется в разных учебных заведениях. У детей же, поступающих в 1 класс, с каждым годом все больше и больше обнаруживается от­клонений в состоянии здоровья, нервно-психическом и функцио­нальном развитии. Эти дети более всех нуждаются в профессио­нальной помощи психолога, целью которой является профилактика школьной дезадаптации. Эта работа включает в себя:

- диагностику показателей готовности ребенка к школе;

- прогнозирование на ее основе школьных трудностей;

- построение системы собственно коррекционно-развивающей
работы с ребенком-дошкольником.

Каждый психолог, изучая эту проблему, выделяет в ней не­сколько наиболее важных направлений, занимаясь их развитием и коррекцией. И каждый по-своему прав: разные дети, разные усло­вия, в которых они воспитываются и обучаются, разные требования к обучению в том или ином образовательном учреждении, куда приходит ребенок в 1 класс.

В предлагаемом курсе коррекционно-развивающих занятий сделана попытка объединить сразу несколько задач по подготовке детей к школе:

1. Формирование познавательной активности и учебной моти­вации детей старшего дошкольного возраста.

2. Коррекция и развитие нарушений деятельности и комплекса
показателей функционального развития, которые необходимы для
успешного обучения в школе. Это организация внимания, аналити­ческого мышления и речи, памяти, зрительного и слухового вос­приятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной
интеграции.

3. Профилактика и коррекция нарушений зрения, осанки и фи­зического самочувствия детей.

Представленный курс занятий отличается высокой динамично­стью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс физических и кинезиологических уп-

ражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Известно, что без дви­жения ребенок не обучается. Физические упражнения являются условием и одновременно средствомне только физического разви­тия, но и общего интеллектуального, способствуют развитию спо­собностей и жизненной активности.

Игровая методика обучения также является условием и средст­вом обучения детей дошкольного возраста. Еще 2,5 тысячи лет на­зад Сократ, высказывая свои мысли о педагогике, говорил, что ни­какие знания не следует преподавать детям насильственно. «Пре­подавай, милейший, детям науки посредством игры, тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен». Однако, несмотря на спра­ведливость этих слов, неукоснительное следование этим правилам требует от педагога специальных умений и подготовки.

Использование большого количества красочного наглядного материала, предназначенного для фронтальной и индивидуальной работы Детей, позволяет добиваться высокой эффективности этих занятий. О значении наглядности в обучении маленьких детей хо­рошо сказал К. Д. Ушинский: «Учите ребенка каким-нибудь неиз­вестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на ле­ту». Использование наглядного материала соответствует возрас­тным особенностям детей дошкольного возраста и способствует их меньшей утомляемости во время занятий.

Большое значение в данном курсе занятий отводится развитию памяти, обучению приемам произвольного запоминания, что явля­ется одним из условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

2 каждым занятием задания усложняются: увеличивается объ­ем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и вос­приятия, сложнее становятся графические диктанты и симметрич­ные рисунки, увеличивается темп выполнения заданий.

Задания и упражнения на занятии педагог может использовать дифференцированно, учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные возможности детей, по своему усмотрению компоновать и дозировать их в рамках курса.

Формы организации занятий.

Педагог организует работу детей в полном составе группы, ес­ли численность детей составляет до 20 человек, свыше 20 - под­группами по 10-12 человек. К концу учебного года можно посте­пенно увеличить продолжительность занятий в зависимости от со­стояния и возможностей детей от 25 минут до 30-35 минут.

Для проведения занятий каждому ребенку необходимы тетрадь в клеточку и два простых карандаша; у педагога-психолога - набор эстетично оформленного демонстрационного и раздаточного мате­риала.

ЗАНЯТИЕ 1

Дыхательное упражнение.

Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперед. Задержать дыхание. Во время задержки дыхания сконцентрировать внимание на середине ладо­ней (ощущение «горячей монетки» в центре ладони). Медленный выдох. Выдыхая, рисовать перед собой обеими руками одновре­менно геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги).

4. Упражнение на развитие координации движений и гра­фических навыков.

Нарисовать в тетради одновременно обеими руками фигуры: круги, квадраты, треугольники.

Педагог показывает на доске, как это делается, а затем дети присту­пают к самостоятельному выполнению задания.

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru

левая правая левая правая левая правая

рука рука рука рука рука рука

ЗАНЯТИЕ 2

ЗАНЯТИЕ 3

ЗАНЯТИЕ 4

ЗАНЯТИЕ 5

ЗАНЯТИЕ 6

Пальчиковая гимнастика.

Повторить гимнастику «Разминка» и «Моя семья»(см. заня­тия 1, 4).

ЗАНЯТИЕ 7

Графический диктант.

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru 3. Игра на развитие логического мышления и речи.

Детям зачитывают несколько групп слов по 5 в каждой. Четыре из них. объединены общим понятием, а одно лишнее. Необходимо его исключить и объяснить свой выбор.

Варианты предлагаемых групп слов:

рысь - медведь - кошка - тигр - лев;

яблоко - слива - огурец - груша - персик;

ложка - тарелка - кастрюля - сумка - самовар;

змея - паук - ящерица - дерево - улитка;

клевер - василек - воробей - жасмин - боярышник;

ЗАНЯТИЕ 8

ЗАНЯТИЕ 9

1. Игра «Геометрические ковры»(на развитие пространст­венной ориентировки и умения действовать по правилу).

Детям раздаются наборы геометрических фигур и листы белой бумаги форматом А4. Им предлагают сделать коврик, украшенный геометрическим орнаментом. Например: в середине большой круг, в верхней части листа 4 квадрата, в нижней части листа 4 треугольника, слева 3 овала, справа 3 прямоугольника. Следую­щий вариант немного сложнее: в центре большой круг, в левом верхнем углу треугольник и в правом верхнем углу тоже треуголь­ник; в левом нижнем углу и в правом нижнем углу по одному квад­рату. В середине каждой стороны листа положить по одному прямоугольнику.

2. Игра «Магазин ковров»(на развитие пространственной
ориентировки и закрепление представлений о геометрических фи­гурах).

Перед детьми выставляются (вывешиваются) ковры с различ­ными геометрическими узорами. Педагог говорит детям, что сей­час они будут находить ковры по описанию: «Покажите, пожа­луйста, ковер, в середине которого расположен квадрат, сверху 3 круга, снизу 3 треугольника, слева 2 трапеции, справа 2 прямо­угольника».

После того как дети научатся определять узоры по описанию, педагог предлагает им самим описать ковер, который им понравил­ся больше всего.

Ленивые восьмерки.

Рисуем горизонтальные восьмерки в воздухе по три раза каж­дой рукой, а затем обеими руками сразу.

ЗАНЯТИЕ 10

1. Игра «Третий лишний»(на развитие памяти, внимания и символической функции мышления, умения классифицировать предметы по определенному признаку).

В каждом цветном круге изображения двух животных: в крас­ном - домашние животные (поросенок, кошка); в зеленом - дикие животные (заяц, лиса); в желтом - домашние птицы (курица, гусь); в синем - дикие птицы (ворона, синичка). Детям раздаются наборы из 4 кружочков красного, синего, желтого и зеленого цветов. Педа­гог называет по очереди животных и птиц, а дети поднимают кру­жочки соответствующих цветов. Можно назвать следующих жи­вотных и птиц: слон, орел, корова, тигр, чайка, лиса, собака, кро­лик, индюк, воробей, лев, белка, поросенок, еж, курица, дятел, рысь, петух, бык, жираф, утка, овца, кенгуру, волк, бегемот, сини­ца, коза, щегол, кошка, енот, суслик, дрозд.

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru

Упражнение «Художники».

Представим, что на носу у нас кисточки. Нарисуем ими на по­толке «пружинки».

ЗАНЯТИЕ 11

1. Упражнения на расслабление и концентрацию(см. занятие 8).

2. Упражнение на развитие смысловой памяти и логическо­го мышления.

Детям предлагают послушать 10 слов, к которым необходимо придумать связанные с ними по смыслу слова: лопата (работа, копать); письмо (писать, получать); мел (доска, рисунки); гриб (лес, осень); кот (Мурзик, животное); мороз (холод, снег); лодка (плыть); хлеб (свежий, черствый); мех (пушистый, натуральный), стул (мягкий, удобный).

3. Упражнение на развитие знаково-символической функ­ции памяти.

Детям предлагают запомнить символы, изображенные на кар-

точках. К каждому знаку-символу нужно запомнить слово, обозна­чающее этот знак.

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru мышка дверь дерево

4. Игра «Сравни и заполни»(на развитие мышления и закреп­ление представлений о геометрических фигурах).

Детям предлагают рассмотреть табличку с изображением гео­метрических фигур. Необходимо найти закономерность в располо­жении этих фигур и назвать фигуру, которая должна быть распо­ложена в пустой клеточке со знаком вопроса.

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru
система коррекционно развивающих занятий - student2.ru
система коррекционно развивающих занятий - student2.ru
система коррекционно развивающих занятий - student2.ru

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru

Упражнение «Художники».

Представим, что на носу у нас кисточки. Нарисуем ими на по­толке два кружочка.

ЗАНЯТИЕ 12

1. Упражнение на развитие логического мышления и смы­словой памяти.

Детям предлагают 6 пар слов, связанных между собой по смыс­лу. К каждой паре нужно подобрать по смыслу третье слово:

яйцо - курица - (цыпленок); птица - полет - (гнездо);

лес - дерево - (доска); воздух - свежесть - (кислород):

дом - город - (улица); ночь - луна - (звезды);

река - озеро - (море); кукуруза - салат - (поп-корн);

шуба - холод - (мороз); ребенок - нежность - (радость).

Графический диктант.

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru



система коррекционно развивающих занятий - student2.ru

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru 4. Игра «Говори наоборот»(на развитие речи и мышления).

Я сейчас буду говорить слова, а вы будете отвечать мне слова­ми, противоположными по значению моим. Например, большой -маленький, чистый — грязный.

Начинаем игру:

быстро - медленно; высоко - низко;

далеко - близко; светлый - темный;

день - ночь; встать - сесть;

сухо - мокро; холод - жара;

поздно - рано; детский - взрослый,
начало - конец;

5. Дыхательное упражнение(см. занятие 1).

ЗАНЯТИЕ 13

ЗАНЯТИЕ 14

1. Упражнение «Пары фигурок»(на развитие зрительно-логи­ческой памяти).

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru

Предварительно детям раздаются бланки с нарисованными 6 парами картинок, в которых первая связана со второй по смыслу, например, белочка - грибок. Их просят запомнить все пары карти-

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru

нок. Затем детям предъявляется бланк с одним рядом фигурок, а они называют соответствующую им пару.

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru

2. Упражнение «Пиктограммы»(на развитие ассоциативной
памяти).

Сегодня мы будем учиться рисовать пиктограммы к словам, ко­торые нужно запомнить. Рисунок должен быть простой, схематич­ный и помогающий вам запомнить слово. С помощью пиктограмм запомним следующие слова: зима, дом, река, смех, школа, мама.

3. Игра «Говори наоборот»(на развитие речи и мышления).

Я буду говорить слово, а вы отвечайте словом, противополож­ным по значению моему. Слова обозначают признаки предметов. Например, широкий - узкий, высокий - низкий. Продолжим:

тяжелый — легкий; трусливый - храбрый; белый - черный; тупой - острый; твердый - мягкий; шершавый - гладкий.

веселый - грустный; быстрый - медленный; красивый - безобразный; пустой - полный; худой - толстый; умный - глупый; трудолюбивый - ленивый;

4. Упражнение «Счастливые Хрюши»(на развитие внима­ния).

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru

Посмотрите на рисун­ки и постарайтесь как можно быстрее назвать все признаки, которые от­личают одного Хрюшу от другого (всего 15 отли­чий).

Внимание! За ошибку считаются повторы, не­правильно названные от­личия.

ЗАНЯТИЕ 15

Игра «В снежки».

Нагнуться, взять двумя руками «снег», распрямиться и бросить «снежки» короткими движениями, широко раскрывая пальцы.

3. Игра «Магазин»(на развитие внимания, наблюдательности).

Детям предлагают демонстрационный материал форматом A3 (рис. 1).



Педагог. У Овечки был магазин. Посмотрите на полки и от­ветьте на в о п р о с ы:

- Сколько полок в магазине?

- Что находится на нижней полке, средней, верхней?

- На какой полке стоят чашки?

- Сколько в магазине матрешек (больших и маленьких)?

- На какой полке они стоят?

- Сколько в магазине мячей (больших и маленьких)?

- На какой полке они стоят?

- Что стоит слева от пирамиды (справа от пирамиды)?

- Слева от кувшина, справа от кувшина?

- Слева от стакана, справа от стакана?

- Что стоит между маленькими и большими мячами?
Однажды под Новый год в магазин пришел Серый волк и купил

своим волчатам подарки. Посмотрите внимательно и скажите, что купил волк (детям предъявляется демонстрационный материал форматом A3, рис. 2).

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru
система коррекционно развивающих занятий - student2.ru

На следующий день в магазин пришел Заяц и купил новогодние подарки для своих зайчат (показывает демонстрационный матери­ал, рис. 3). Что купил Заяц?

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3

4. Игра «Витрина магазина»(на развитие объема внимания и наблюдательности).

Под Новый год мама со своим сыном решили сделать покупки. Проходя мимо кондитерского магазина, они увидели на его витри­не очень красивые конфеты, которые были выложены в прозрачные

коробки разной величины. Мама сказала: «Можешь выбрать лю­бую коробку». Мальчик решил выбрать ту, в которой больше кон­фет. Как вы думаете, какую коробку выбрал мальчик? Как можно проверить правильность выбора?

Посмотрите еще раз на рисунок и скажите, почему на первый взгляд кажется, что в коробках разное количество конфет.

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru

5. Дыхательное упражнение «Певец».

Глубокий вдох. Руки при этом медленно поднимаются через стороны вверх. Задержка дыхания на вдохе.

Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опускаем.

Вдох. Руки поднимаются до уровня плеч через стороны. За­держка дыхания.

Медленный выдох с сильным звуком О-О-О, обнять себя за пле­чи, опустив голову на грудь.

Медленный глубокий вдох. Руки при этом поднять до уровня груди. Задержка дыхания.

Медленный выдох с сильным звуком У-У-У. Руки при этом опускаются вниз, голова на грудь.

7. Упражнениена развитие сенсомоторики.

Нарисовать двумя руками одновременно две елочки.

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru
система коррекционно развивающих занятий - student2.ru

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru
7. Графический диктант.

8. Пальчиковая гимнастика «Коза рогатая»(см. занятие 14).

ЗАНЯТИЕ 16

1. Игра «Пары фигурок»(на развитие зрительной опосредо­ванной памяти).

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru

Детям раздают бланки с 10 парами изображений и объ­ясняют, что фигурки нарисованы парами. Каждая фигурка имеет свой знак. На­пример, домик -треугольник. При­чем, каждая фигурка и ее знак связаны так, что знак всегда составляет часть фи­гурки (треугольник -это крыша домика).


система коррекционно развивающих занятий - student2.ru
система коррекционно развивающих занятий - student2.ru

Посмотрите на эти фигурки внима­тельно и постарай­тесь запомнить все пары фигурок. Через 2 минуты детям предъявляется вто­рой бланк, на кото­ром изображен толь­ко один ряд фигу­рок. Дети на доске воспроизводят соот­ветствующие знаки, при необходимости исправляя друг друга.

2. Упражнение на развитие зрительно-слуховой опосредо­ванной памяти.

Детей просят запомнить слова к рисункам:

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru

3. Упражнение «Пиктограммы»(на развитие ассоциативной
памяти).

Сделайте рисунки к словам, которые вам предстоит запомнить: чашка, ребенок, окно, пальто, яблоко, машина, игра.

Симметричные рисунки.

Нарисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (два снеговика).

ЗАНЯТИЕ 17

1. Упражнение на развитие зрительной опосредованной па­мяти.

Детей просят запомнить слова с помощью пиктограмм - схема­тично изображенных предметов или деталей предметов, логически связанных с конкретными словами.

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru

разговор мебель молоко Африка осень

2. Игра «Пиктограммы»(на развитие ассоциативной памяти).
Сделайте сами рисунки-пиктограммы для каждого запоминае­мого слова: лиса, врач, солнце, ночь, туфли, собака, жвачка.

3. Игра «Определения»(на развитие речи и вербального мыш­ления).

У педагога набор предметных картинок (автобус, мяч, ромаш­ка, озеро, мышь, резиновые сапоги, эскимо, и т.д.). Вызывается один ребенок. Ему предлагают одна из картинок. Ребенок должен рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя только называть свое слово и жестикулировать руками. Например, кастрюля - то, в чем варят суп.

4. Игра «Магазин»(на развитие умения классифицировать).
На наборное полотно выставляются 8 плоскостных кувшинов,

раскрашенных по-разному (крапинками, полосками, звездочками, цветочками), три из которых имеют одну ручку, а пять - без ручек).

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru

Детям рассказывается о том, что в магазин привезли 8 краси­вых кувшинов. Все они разной окраски и разной формы. Как про­давцу расставить кувшины на двух полках так, чтобы разделить их по какому-нибудь признаку?

После того как дети справятся с заданием, им предлагают рас­ставить кувшины на 4 полки по другому признаку.

Дыхательное упражнение.

Вдох, пауза, выдох, пауза. Выполнение дыхательных упражне­ний будет более эффективным, если использовать образное пред­ставление (подключение правого полушария). Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, «расположившего­ся» в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания. При вдохе губы оттягиваются трубочкой и с шу­мом «пьют» воздух.

Симметричные рисунки.

Нарисовать в воздухе двумя руками одновременно два грибочка.

ЗАНЯТИЕ 18

1. Упражнение на развитие зрительной опосредованной па­мяти.

Сегодня мы будем запоминать сочетания слов спомощью ри­сунков.

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru

красивая в сутках плохая добрая девочка любит

кукла 24 часа отметка бабушка фрукты

2. Упражнение «Закончи фразу»(на развитие мышления). Детям предлагают закончить следующие фразы соответственно возникающим ассоциациям:

царевна (Несмеяна, Лягушка...); золотая (рыбка...);

черный (бумер, квадрат...); стиральная (машина...);

простой (карандаш...); оловянный (солдатик...);

зубная (паста, боль...); лечебная (гимнастика, ромаш-

кожаная (куртка, сумка...); ка...);

пахучие (духи, цветы...); столовый (сервиз, прибор...);

детский (сад...); накладные (ногти, карманы...);

губная (помада, гармошка); опасный (прыжок, поворот...).

3. Игра «Пиктограммы»(на развитие ассоциативной памяти).
Сделайте рисунки-пиктограммы к следующим запоминаемым

словосочетаниям: спокойный сон, звонкая песня, неряшливая девоч­ка, стул из музея, старая шляпа, злая собака, страшная сказка.

4. Игра «Магазин»(на развитие умения классифицировать).
На наборное полотно ставят 12 плоскостных чайных чашек,

больших и маленьких, раскрашенных тремя основными цветами.

Педагог. В магазин привезли 12 чайных чашек разного цвета и размера. Как можно продавцу расставить эти чашки на двух пол­ках, разделив их по какому-либо признаку?

После того как дети справятся с заданием, им предлагают рас­ставить чашки на трех полках по другому признаку.

Симметричные рисунки.

Нарисовать в воздухе двумя руками одновременно двух мышек.

Графический диктант.

ЗАНЯТИЕ 19

1. Упражнение на развитие логического мышления и смы­словой памяти.

Подбери слова-признаки к каждому слову:

холод (зимний);

стол (письменный, обеденный, деревянный, круглый);

вода (холодная, зеркальная, чистая, мутная);

снег (пушистый, искристый);

дым (густой, черный, серый);

луна (круглая, вечерняя, желтая, белая);

трава (зеленая, весенняя);

день (солнечный, ясный, короткий, длинный);

окно (чистое, пластиковое, стеклянное, прозрачное);

крик (громкий, зверский, детский);

ЗАНЯТИЕ 20

1. Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциа­тивной памяти на материале сказок.

- Сегодня мы поучимся запоминать и пересказывать небольшие, истории с помощью пиктограмм.

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru

Игра на развитие внимания.

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru
Детям предлагают 1-ю картинку, затем 2-ю, так все 6 картинок.

- Когда я скажу «Внимание», покажу вам первую картинку, но через 3 секунды спрячу ее. Кто очень внимательный, тот успеет рассмотреть, что нарисовано, а кто нет, тот не успеет. Проверим, кто у нас внимательный.

3. Упражнение «Продолжи фразу»(на развитие речи и мыш­ления).

Кто что делает: человек - говорит, ходит; птица - летает; комар - пищит; зайчик - прыгает; пчела - жужжит; рыба - пла­вает; кузнечик - стрекочет; змея - ползает.

4. Упражнение «Разрезные квадраты»(на развитие мышле­ния).

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru

Каждому ребенку выдают по 4 разноцветных квадрата, разре­занных на части; их нужно собрать так, чтобы получился оранже­вый, желтый, зеленый, синий квадраты.

зеленый
синий

. желтый оранжевый

Дыхательное упражнение.

Дышим только через левую, а потом только через правую нозд­рю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закры­тия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание мед­ленное, глубокое.

Симметричные рисунки.

Нарисовать в воздухе двумя руками одновременно две буквы А.

8. Упражнение на развитие сенсомоторики.
Нарисовать двумя руками одновременно букву А.

Графический диктант.

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru

ЗАНЯТИЕ 21

1. Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциа­
тивной памяти на материале сказок.

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru Педагог. Я расскажу вам русскую народную сказку «Лиса и Рак» с помощью пиктограмм. Постарайтесь запомнить ее, потом будем пересказывать, глядя на пиктогоаммы. Лиса встретила Рака и говорит ему:

- Давай с тобой перегоняться.

- Ну, что ж, Лиса, давай.
Начали перегоняться.

Как только лиса побежала, Рак уцепился ей за хвост. Добежала Лиса до места, обернулась посмотреть, далеко ли Рак ползет, вильнула хвостом, рак отцепился и говорит «А я тебя тут давно жду!»

Игра на развитие внимания.

Детям предлагают 6 картинок. Время предъявления одной кар­тинки - 3 секунды. Дети по очереди воспроизводят их в тетради. Правильность выполнения задания можно проверить, выполняярисунки на доске.

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru

3. Игра «Определения»(на развитие речи и вербального мыш­ления).

У педагога набор предметных картинок: хлеб, ручка, зонт, лам­па, цветок, чашка, ножницы, юбка, шары, рыба. Вызывается один ребенок. Ему предлагают одну из картинок. Ребенок должен рас-

сказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя только называть свое слово и жестикулировать руками. Например, кот - домашнее животное, любит молоко, пу­шистый, игривый.

4. Игра «Нахождение слов»(на развитие мышления).

- Подберите слова и продолжите ряд:

лев-тигр-слон-...;

кошка-собака- свинья-...;

огурец - помидор - лук - ...

трактор - трамвай - велосипед - ... ;

диван - стол - стул - ...;

рубашка - платье - юбка - ...;

вишня - слива - яблоко - ...;

панамка - кепка - шапка - ...;

сандалии - ботинки - сапоги -...;

стакан - тарелка - ложка - ...;

роза -ромашка - гвоздика -...;

синица - ворона - голубь -...;

мячик - скакалка - машина — ...,'.

лопата - грабли - лейка -...;

молоток - ножовка - гвоздь - ....

5. Дыхательное упражнение(см. занятие 20).

Симметричные рисунки.

Нарисовать в воздухе двумя руками одновременно две буквы Б.

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru

9. Пальчиковая гимнастика «Лягушка»(см. занятие 20).

7. Упражнение на развитие сенсомоторики.
Нарисовать двумя руками одновременно букву Б.

Графический диктант.


Правильность выполнения задания можно проверить, выполняя рисунки на доске.

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru 10. Профилактика нарушений зрения.

Написать глазами в воздухе сначала правым глазом, затем ле­вым букву Б.

ЗАНЯТИЕ 22

1. Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциа­тивной памяти на материале сказок.

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru Педагог. Я расскажу вам русскую народную сказку «Ворона и рак» с помощью пиктограмм. Запомните ее, пожалуйста, потом будете пересказывать, глядя на пиктограммы.

Летела ворона над морем, смотрит, рак ползет.

Схватила его и понесла в лес, чтобы, усевшись

на дерево, хорошенько Закусить. Видит рак, -

дела плохи, и говорит вороне: - Эй, ворона,

знал я твоих отца и мать - славные были люди!

- Угу! - ответила ворона, не раскрывая рта.

- И братьев твоих, и сестер твоих знаю, что за добрые!
-Угу!

- Так в кого же ты такая уродилась?

Рассердили эти слова ворону: каркнула она во весь рот и отпустила рака в море.

2. Игра «Окончание слов»(на развитие скорости мышления).
Педагог начинает слово, произнося первый слог, а дети должны

закончить. Всего предлагают десять слогов:
по.. до.,

на.. че..

за.. пры..

ми.. ку..

му.. зо..

3. Игра «Внимание»(на развитие внимания).

Детям предлагают 6 картинок. Время предъявления одной кар­тинки - 3 секунды. Дети по очереди воспроизводят их в тетради.

4. Игра «На что это похоже?»(на развитие воображения).

Детям предъявляется набор карточек синего цвета, с зеленой травкой внизу, в середине - изображение необычной фигуры, на­поминающей какой-либо предмет. Дети называют, на что это мо­жет быть похоже.

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru

5. Упражнение «Ухо- нос».

Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противопо ложное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладо ши, поменять местами положение рук с точностью до наоборот.

Симметричные рисунки.

Нарисовать в воздухе двумя руками одновременно две буквы В.

7. Упражнение на развитиесенсомоторики.
Нарисовать двумя руками одновременно букву В.

Графический диктант.

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru

9. Пальчиковая гимнастика «Лягушка»(см. занятие 20).

ЗАНЯТИЕ 23

1. Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциа­тивной памяти на материале стихов.

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru Сегодня будем учиться запоминать стихи с помощью пикто­грамм.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

А. С. Пушкин

2. Упражнение «Разрезные предложения»(на развитие мыш­ления и памяти).

Несколько коротких предложений оказались разрезанными на 2 части. Вот эти предложения:

Барабан висел на стене. В комнате очень жарко.

Пчела села на цветок. Лучший отдых - сон.

Грязь - причина болезней. Волгоград - город-герой.

Девятое мая -День Победы. Железо и золото - металлы.

Восход солнца в горах. Россия - великая держава.

В лесу произошел пожар. Мальчик принес книгу.

Сейчас я буду называть вам только одну часть предложения, а вы дополните его второй частью: барабан; села на цветок; грязь; девятое мая; в горах; произошел пожар; в комнате; сон; Волго­град; железо и золото; Россия; принес книгу.

3. Игра «Определения»(на развитие речи и вербального мыш­ления.

У педагога набор предметных картинок: эскимо, машина, соба­ка, барабан, щетка, ель, йод, жираф, дом, утка. Вызывается один

ребенок. Ему предлагают одну из картинок. Ребенок должен рас­сказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя только называть свое слово и жестикулировать руками.

Игра на развитие внимания.

Детям предлагают 6 картинок. Время предъявления одной кар­тинки - 3 секунды. Дети по очереди воспроизводят их в тетради. Правильность выполнения задания можно проверить, выполняя рисунки на доске.

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru

5. Упражнение «Ухо- нос»(см. занятие 22).

6. Симметричные рисунки..

Нарисовать ввоздухе двумя руками одновременно две буквы Г.

7. Упражнение на развитие сенсомрторики.
Нарисовать двумя руками одновременно букву Г.

Графический диктант.

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru

9. Пальчиковая гимнастика «Кулак - ребро- ладонь».

Детям показывают три положения руки на плоскости стола, по­следовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ла­донь ребром, распрямленная ладонь. Дети выполняют движения вместе со взрослым, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками сразу. Можно помогать себе шепотом: «Кулак - ребро - ладонь».

ЗАНЯТИЕ 24

Игра на развитие внимания.

Детям предлагают 6 картинок. Время предъявления одной кар­тинки - 3 секунды. Дети по очереди воспроизводят их в тетради. Правильность выполнения задания можно проверить, выполняя рисунки на доске.

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru

Симметричные рисунки.

Нарисовать в воздухе двумя руками одновременнсдве буквы Д.

7. Упражнение на развитие сенсомоторики.
Нарисовать двумя руками одновременно букву Д.

Графический диктант.

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru 9. Пальчиковая гимнастика(см. занятие 23).

ЗАНЯТИЕ 25

Игра на развитие внимания.

Детям предлагают 6 картинок. Время предъявления одной кар­тинки - 3 секунды. Дети по очереди воспроизводят их в тетради.

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru Правильность выполнения задания можно проверить, выполняя рисунки на доске.

2. Упражнение на развитие слуховой и зрительно-ассоциа­тивной памяти.

Послушайте рассказ, глядя на рисунки. Потом мы перескажем то, что запомнили, с помощью этих рисунков.

ГАЛКА И ГОЛУБЬ

система коррекционно развивающих занятий - student2.ru

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, вы­белилась в белый цвет

Наши рекомендации