Система коррекционно развивающих занятий
СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Автор-составитель Ю. В. Останкова
УДК 372.211 ББК 74.102 С40
Автор-составитель Ю. В. Останкова
Системакоррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт.-сост. Ю. В. Останкова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 130 с. ISBN 5-7057-1001-1
В пособии представлена система коррекционно-развивающих занятий, направленных на обучение, воспитание и развитие у детей старшего дошкольного возраста комплекса функциональных показателей, необходимых для успешного обучения в школе.
Особую ценность представляет собой развернутый практический курс занятий, снабженный текстами и комментариями дидактических упражнений, заданий, игр по формированию познавательной активности и учебной мотивации, развитию психофизиологических процессов (запоминание, внимание, пространственная ориентировка, сенсомоторика и др.), навыков общения и речевой деятельности детей.
Предназначено широкому кругу педагогических кадров - воспитателям, методистам, психологам, логопедам детских садов, учителям начальных классов, дефектологам, социальным педагогам общеобразовательных учреждений; может быть полезно родителям, студентам педагогических учебных заведений.
УДК 372.211 ББК 74.102
ISBN 5-7057-1001-1 |
© Останкова Ю. В., автор-составитель © Издательство «Учитель»
Оформление. Издательство «Учитель»
ВВЕДЕНИЕ
Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Это и понятно. С каждым годом усложняются требования обучения, сама программа варьируется в разных учебных заведениях. У детей же, поступающих в 1 класс, с каждым годом все больше и больше обнаруживается отклонений в состоянии здоровья, нервно-психическом и функциональном развитии. Эти дети более всех нуждаются в профессиональной помощи психолога, целью которой является профилактика школьной дезадаптации. Эта работа включает в себя:
- диагностику показателей готовности ребенка к школе;
- прогнозирование на ее основе школьных трудностей;
- построение системы собственно коррекционно-развивающей
работы с ребенком-дошкольником.
Каждый психолог, изучая эту проблему, выделяет в ней несколько наиболее важных направлений, занимаясь их развитием и коррекцией. И каждый по-своему прав: разные дети, разные условия, в которых они воспитываются и обучаются, разные требования к обучению в том или ином образовательном учреждении, куда приходит ребенок в 1 класс.
В предлагаемом курсе коррекционно-развивающих занятий сделана попытка объединить сразу несколько задач по подготовке детей к школе:
1. Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста.
2. Коррекция и развитие нарушений деятельности и комплекса
показателей функционального развития, которые необходимы для
успешного обучения в школе. Это организация внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной
интеграции.
3. Профилактика и коррекция нарушений зрения, осанки и физического самочувствия детей.
Представленный курс занятий отличается высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс физических и кинезиологических уп-
ражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Известно, что без движения ребенок не обучается. Физические упражнения являются условием и одновременно средствомне только физического развития, но и общего интеллектуального, способствуют развитию способностей и жизненной активности.
Игровая методика обучения также является условием и средством обучения детей дошкольного возраста. Еще 2,5 тысячи лет назад Сократ, высказывая свои мысли о педагогике, говорил, что никакие знания не следует преподавать детям насильственно. «Преподавай, милейший, детям науки посредством игры, тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен». Однако, несмотря на справедливость этих слов, неукоснительное следование этим правилам требует от педагога специальных умений и подготовки.
Использование большого количества красочного наглядного материала, предназначенного для фронтальной и индивидуальной работы Детей, позволяет добиваться высокой эффективности этих занятий. О значении наглядности в обучении маленьких детей хорошо сказал К. Д. Ушинский: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Использование наглядного материала соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста и способствует их меньшей утомляемости во время занятий.
Большое значение в данном курсе занятий отводится развитию памяти, обучению приемам произвольного запоминания, что является одним из условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.
2 каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, сложнее становятся графические диктанты и симметричные рисунки, увеличивается темп выполнения заданий.
Задания и упражнения на занятии педагог может использовать дифференцированно, учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные возможности детей, по своему усмотрению компоновать и дозировать их в рамках курса.
Формы организации занятий.
Педагог организует работу детей в полном составе группы, если численность детей составляет до 20 человек, свыше 20 - подгруппами по 10-12 человек. К концу учебного года можно постепенно увеличить продолжительность занятий в зависимости от состояния и возможностей детей от 25 минут до 30-35 минут.
Для проведения занятий каждому ребенку необходимы тетрадь в клеточку и два простых карандаша; у педагога-психолога - набор эстетично оформленного демонстрационного и раздаточного материала.
ЗАНЯТИЕ 1
Дыхательное упражнение.
Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперед. Задержать дыхание. Во время задержки дыхания сконцентрировать внимание на середине ладоней (ощущение «горячей монетки» в центре ладони). Медленный выдох. Выдыхая, рисовать перед собой обеими руками одновременно геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги).
4. Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.
Нарисовать в тетради одновременно обеими руками фигуры: круги, квадраты, треугольники.
Педагог показывает на доске, как это делается, а затем дети приступают к самостоятельному выполнению задания.
левая правая левая правая левая правая
рука рука рука рука рука рука
ЗАНЯТИЕ 2
ЗАНЯТИЕ 3
ЗАНЯТИЕ 4
ЗАНЯТИЕ 5
ЗАНЯТИЕ 6
Пальчиковая гимнастика.
Повторить гимнастику «Разминка» и «Моя семья»(см. занятия 1, 4).
ЗАНЯТИЕ 7
Графический диктант.
3. Игра на развитие логического мышления и речи.
Детям зачитывают несколько групп слов по 5 в каждой. Четыре из них. объединены общим понятием, а одно лишнее. Необходимо его исключить и объяснить свой выбор.
Варианты предлагаемых групп слов:
рысь - медведь - кошка - тигр - лев;
яблоко - слива - огурец - груша - персик;
ложка - тарелка - кастрюля - сумка - самовар;
змея - паук - ящерица - дерево - улитка;
клевер - василек - воробей - жасмин - боярышник;
ЗАНЯТИЕ 8
ЗАНЯТИЕ 9
1. Игра «Геометрические ковры»(на развитие пространственной ориентировки и умения действовать по правилу).
Детям раздаются наборы геометрических фигур и листы белой бумаги форматом А4. Им предлагают сделать коврик, украшенный геометрическим орнаментом. Например: в середине большой круг, в верхней части листа 4 квадрата, в нижней части листа 4 треугольника, слева 3 овала, справа 3 прямоугольника. Следующий вариант немного сложнее: в центре большой круг, в левом верхнем углу треугольник и в правом верхнем углу тоже треугольник; в левом нижнем углу и в правом нижнем углу по одному квадрату. В середине каждой стороны листа положить по одному прямоугольнику.
2. Игра «Магазин ковров»(на развитие пространственной
ориентировки и закрепление представлений о геометрических фигурах).
Перед детьми выставляются (вывешиваются) ковры с различными геометрическими узорами. Педагог говорит детям, что сейчас они будут находить ковры по описанию: «Покажите, пожалуйста, ковер, в середине которого расположен квадрат, сверху 3 круга, снизу 3 треугольника, слева 2 трапеции, справа 2 прямоугольника».
После того как дети научатся определять узоры по описанию, педагог предлагает им самим описать ковер, который им понравился больше всего.
Ленивые восьмерки.
Рисуем горизонтальные восьмерки в воздухе по три раза каждой рукой, а затем обеими руками сразу.
ЗАНЯТИЕ 10
1. Игра «Третий лишний»(на развитие памяти, внимания и символической функции мышления, умения классифицировать предметы по определенному признаку).
В каждом цветном круге изображения двух животных: в красном - домашние животные (поросенок, кошка); в зеленом - дикие животные (заяц, лиса); в желтом - домашние птицы (курица, гусь); в синем - дикие птицы (ворона, синичка). Детям раздаются наборы из 4 кружочков красного, синего, желтого и зеленого цветов. Педагог называет по очереди животных и птиц, а дети поднимают кружочки соответствующих цветов. Можно назвать следующих животных и птиц: слон, орел, корова, тигр, чайка, лиса, собака, кролик, индюк, воробей, лев, белка, поросенок, еж, курица, дятел, рысь, петух, бык, жираф, утка, овца, кенгуру, волк, бегемот, синица, коза, щегол, кошка, енот, суслик, дрозд.
Упражнение «Художники».
Представим, что на носу у нас кисточки. Нарисуем ими на потолке «пружинки».
ЗАНЯТИЕ 11
1. Упражнения на расслабление и концентрацию(см. занятие 8).
2. Упражнение на развитие смысловой памяти и логического мышления.
Детям предлагают послушать 10 слов, к которым необходимо придумать связанные с ними по смыслу слова: лопата (работа, копать); письмо (писать, получать); мел (доска, рисунки); гриб (лес, осень); кот (Мурзик, животное); мороз (холод, снег); лодка (плыть); хлеб (свежий, черствый); мех (пушистый, натуральный), стул (мягкий, удобный).
3. Упражнение на развитие знаково-символической функции памяти.
Детям предлагают запомнить символы, изображенные на кар-
точках. К каждому знаку-символу нужно запомнить слово, обозначающее этот знак.
мышка дверь дерево
4. Игра «Сравни и заполни»(на развитие мышления и закрепление представлений о геометрических фигурах).
Детям предлагают рассмотреть табличку с изображением геометрических фигур. Необходимо найти закономерность в расположении этих фигур и назвать фигуру, которая должна быть расположена в пустой клеточке со знаком вопроса.
Упражнение «Художники».
Представим, что на носу у нас кисточки. Нарисуем ими на потолке два кружочка.
ЗАНЯТИЕ 12
1. Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти.
Детям предлагают 6 пар слов, связанных между собой по смыслу. К каждой паре нужно подобрать по смыслу третье слово:
яйцо - курица - (цыпленок); птица - полет - (гнездо);
лес - дерево - (доска); воздух - свежесть - (кислород):
дом - город - (улица); ночь - луна - (звезды);
река - озеро - (море); кукуруза - салат - (поп-корн);
шуба - холод - (мороз); ребенок - нежность - (радость).
Графический диктант.
4. Игра «Говори наоборот»(на развитие речи и мышления).
Я сейчас буду говорить слова, а вы будете отвечать мне словами, противоположными по значению моим. Например, большой -маленький, чистый — грязный.
Начинаем игру:
быстро - медленно; высоко - низко;
далеко - близко; светлый - темный;
день - ночь; встать - сесть;
сухо - мокро; холод - жара;
поздно - рано; детский - взрослый,
начало - конец;
5. Дыхательное упражнение(см. занятие 1).
ЗАНЯТИЕ 13
ЗАНЯТИЕ 14
1. Упражнение «Пары фигурок»(на развитие зрительно-логической памяти).
Предварительно детям раздаются бланки с нарисованными 6 парами картинок, в которых первая связана со второй по смыслу, например, белочка - грибок. Их просят запомнить все пары карти-
нок. Затем детям предъявляется бланк с одним рядом фигурок, а они называют соответствующую им пару.
2. Упражнение «Пиктограммы»(на развитие ассоциативной
памяти).
Сегодня мы будем учиться рисовать пиктограммы к словам, которые нужно запомнить. Рисунок должен быть простой, схематичный и помогающий вам запомнить слово. С помощью пиктограмм запомним следующие слова: зима, дом, река, смех, школа, мама.
3. Игра «Говори наоборот»(на развитие речи и мышления).
Я буду говорить слово, а вы отвечайте словом, противоположным по значению моему. Слова обозначают признаки предметов. Например, широкий - узкий, высокий - низкий. Продолжим:
тяжелый — легкий; трусливый - храбрый; белый - черный; тупой - острый; твердый - мягкий; шершавый - гладкий. |
веселый - грустный; быстрый - медленный; красивый - безобразный; пустой - полный; худой - толстый; умный - глупый; трудолюбивый - ленивый;
4. Упражнение «Счастливые Хрюши»(на развитие внимания).
Посмотрите на рисунки и постарайтесь как можно быстрее назвать все признаки, которые отличают одного Хрюшу от другого (всего 15 отличий).
Внимание! За ошибку считаются повторы, неправильно названные отличия.
ЗАНЯТИЕ 15
Игра «В снежки».
Нагнуться, взять двумя руками «снег», распрямиться и бросить «снежки» короткими движениями, широко раскрывая пальцы.
3. Игра «Магазин»(на развитие внимания, наблюдательности).
Детям предлагают демонстрационный материал форматом A3 (рис. 1).
Педагог. У Овечки был магазин. Посмотрите на полки и ответьте на в о п р о с ы:
- Сколько полок в магазине?
- Что находится на нижней полке, средней, верхней?
- На какой полке стоят чашки?
- Сколько в магазине матрешек (больших и маленьких)?
- На какой полке они стоят?
- Сколько в магазине мячей (больших и маленьких)?
- На какой полке они стоят?
- Что стоит слева от пирамиды (справа от пирамиды)?
- Слева от кувшина, справа от кувшина?
- Слева от стакана, справа от стакана?
- Что стоит между маленькими и большими мячами?
Однажды под Новый год в магазин пришел Серый волк и купил
своим волчатам подарки. Посмотрите внимательно и скажите, что купил волк (детям предъявляется демонстрационный материал форматом A3, рис. 2).
На следующий день в магазин пришел Заяц и купил новогодние подарки для своих зайчат (показывает демонстрационный материал, рис. 3). Что купил Заяц?
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3
4. Игра «Витрина магазина»(на развитие объема внимания и наблюдательности).
Под Новый год мама со своим сыном решили сделать покупки. Проходя мимо кондитерского магазина, они увидели на его витрине очень красивые конфеты, которые были выложены в прозрачные
коробки разной величины. Мама сказала: «Можешь выбрать любую коробку». Мальчик решил выбрать ту, в которой больше конфет. Как вы думаете, какую коробку выбрал мальчик? Как можно проверить правильность выбора?
Посмотрите еще раз на рисунок и скажите, почему на первый взгляд кажется, что в коробках разное количество конфет.
5. Дыхательное упражнение «Певец».
Глубокий вдох. Руки при этом медленно поднимаются через стороны вверх. Задержка дыхания на вдохе.
Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опускаем.
Вдох. Руки поднимаются до уровня плеч через стороны. Задержка дыхания.
Медленный выдох с сильным звуком О-О-О, обнять себя за плечи, опустив голову на грудь.
Медленный глубокий вдох. Руки при этом поднять до уровня груди. Задержка дыхания.
Медленный выдох с сильным звуком У-У-У. Руки при этом опускаются вниз, голова на грудь.
7. Упражнениена развитие сенсомоторики.
Нарисовать двумя руками одновременно две елочки.
7. Графический диктант. |
8. Пальчиковая гимнастика «Коза рогатая»(см. занятие 14).
ЗАНЯТИЕ 16
1. Игра «Пары фигурок»(на развитие зрительной опосредованной памяти).
Детям раздают бланки с 10 парами изображений и объясняют, что фигурки нарисованы парами. Каждая фигурка имеет свой знак. Например, домик -треугольник. Причем, каждая фигурка и ее знак связаны так, что знак всегда составляет часть фигурки (треугольник -это крыша домика).
Посмотрите на эти фигурки внимательно и постарайтесь запомнить все пары фигурок. Через 2 минуты детям предъявляется второй бланк, на котором изображен только один ряд фигурок. Дети на доске воспроизводят соответствующие знаки, при необходимости исправляя друг друга.
2. Упражнение на развитие зрительно-слуховой опосредованной памяти.
Детей просят запомнить слова к рисункам:
3. Упражнение «Пиктограммы»(на развитие ассоциативной
памяти).
Сделайте рисунки к словам, которые вам предстоит запомнить: чашка, ребенок, окно, пальто, яблоко, машина, игра.
Симметричные рисунки.
Нарисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (два снеговика).
ЗАНЯТИЕ 17
1. Упражнение на развитие зрительной опосредованной памяти.
Детей просят запомнить слова с помощью пиктограмм - схематично изображенных предметов или деталей предметов, логически связанных с конкретными словами.
разговор мебель молоко Африка осень
2. Игра «Пиктограммы»(на развитие ассоциативной памяти).
Сделайте сами рисунки-пиктограммы для каждого запоминаемого слова: лиса, врач, солнце, ночь, туфли, собака, жвачка.
3. Игра «Определения»(на развитие речи и вербального мышления).
У педагога набор предметных картинок (автобус, мяч, ромашка, озеро, мышь, резиновые сапоги, эскимо, и т.д.). Вызывается один ребенок. Ему предлагают одна из картинок. Ребенок должен рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя только называть свое слово и жестикулировать руками. Например, кастрюля - то, в чем варят суп.
4. Игра «Магазин»(на развитие умения классифицировать).
На наборное полотно выставляются 8 плоскостных кувшинов,
раскрашенных по-разному (крапинками, полосками, звездочками, цветочками), три из которых имеют одну ручку, а пять - без ручек).
Детям рассказывается о том, что в магазин привезли 8 красивых кувшинов. Все они разной окраски и разной формы. Как продавцу расставить кувшины на двух полках так, чтобы разделить их по какому-нибудь признаку?
После того как дети справятся с заданием, им предлагают расставить кувшины на 4 полки по другому признаку.
Дыхательное упражнение.
Вдох, пауза, выдох, пауза. Выполнение дыхательных упражнений будет более эффективным, если использовать образное представление (подключение правого полушария). Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, «расположившегося» в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания. При вдохе губы оттягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
Симметричные рисунки.
Нарисовать в воздухе двумя руками одновременно два грибочка.
ЗАНЯТИЕ 18
1. Упражнение на развитие зрительной опосредованной памяти.
Сегодня мы будем запоминать сочетания слов спомощью рисунков.
красивая в сутках плохая добрая девочка любит
кукла 24 часа отметка бабушка фрукты
2. Упражнение «Закончи фразу»(на развитие мышления). Детям предлагают закончить следующие фразы соответственно возникающим ассоциациям:
царевна (Несмеяна, Лягушка...); золотая (рыбка...);
черный (бумер, квадрат...); стиральная (машина...);
простой (карандаш...); оловянный (солдатик...);
зубная (паста, боль...); лечебная (гимнастика, ромаш-
кожаная (куртка, сумка...); ка...);
пахучие (духи, цветы...); столовый (сервиз, прибор...);
детский (сад...); накладные (ногти, карманы...);
губная (помада, гармошка); опасный (прыжок, поворот...).
3. Игра «Пиктограммы»(на развитие ассоциативной памяти).
Сделайте рисунки-пиктограммы к следующим запоминаемым
словосочетаниям: спокойный сон, звонкая песня, неряшливая девочка, стул из музея, старая шляпа, злая собака, страшная сказка.
4. Игра «Магазин»(на развитие умения классифицировать).
На наборное полотно ставят 12 плоскостных чайных чашек,
больших и маленьких, раскрашенных тремя основными цветами.
Педагог. В магазин привезли 12 чайных чашек разного цвета и размера. Как можно продавцу расставить эти чашки на двух полках, разделив их по какому-либо признаку?
После того как дети справятся с заданием, им предлагают расставить чашки на трех полках по другому признаку.
Симметричные рисунки.
Нарисовать в воздухе двумя руками одновременно двух мышек.
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 19
1. Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти.
Подбери слова-признаки к каждому слову:
холод (зимний);
стол (письменный, обеденный, деревянный, круглый);
вода (холодная, зеркальная, чистая, мутная);
снег (пушистый, искристый);
дым (густой, черный, серый);
луна (круглая, вечерняя, желтая, белая);
трава (зеленая, весенняя);
день (солнечный, ясный, короткий, длинный);
окно (чистое, пластиковое, стеклянное, прозрачное);
крик (громкий, зверский, детский);
ЗАНЯТИЕ 20
1. Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок.
- Сегодня мы поучимся запоминать и пересказывать небольшие, истории с помощью пиктограмм.
Игра на развитие внимания.
Детям предлагают 1-ю картинку, затем 2-ю, так все 6 картинок. |
- Когда я скажу «Внимание», покажу вам первую картинку, но через 3 секунды спрячу ее. Кто очень внимательный, тот успеет рассмотреть, что нарисовано, а кто нет, тот не успеет. Проверим, кто у нас внимательный.
3. Упражнение «Продолжи фразу»(на развитие речи и мышления).
Кто что делает: человек - говорит, ходит; птица - летает; комар - пищит; зайчик - прыгает; пчела - жужжит; рыба - плавает; кузнечик - стрекочет; змея - ползает.
4. Упражнение «Разрезные квадраты»(на развитие мышления).
Каждому ребенку выдают по 4 разноцветных квадрата, разрезанных на части; их нужно собрать так, чтобы получился оранжевый, желтый, зеленый, синий квадраты.
зеленый |
синий |
. желтый оранжевый
Дыхательное упражнение.
Дышим только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое.
Симметричные рисунки.
Нарисовать в воздухе двумя руками одновременно две буквы А.
8. Упражнение на развитие сенсомоторики.
Нарисовать двумя руками одновременно букву А.
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 21
1. Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциа
тивной памяти на материале сказок.
Педагог. Я расскажу вам русскую народную сказку «Лиса и Рак» с помощью пиктограмм. Постарайтесь запомнить ее, потом будем пересказывать, глядя на пиктогоаммы. Лиса встретила Рака и говорит ему:
- Давай с тобой перегоняться.
- Ну, что ж, Лиса, давай.
Начали перегоняться.
Как только лиса побежала, Рак уцепился ей за хвост. Добежала Лиса до места, обернулась посмотреть, далеко ли Рак ползет, вильнула хвостом, рак отцепился и говорит «А я тебя тут давно жду!»
Игра на развитие внимания.
Детям предлагают 6 картинок. Время предъявления одной картинки - 3 секунды. Дети по очереди воспроизводят их в тетради. Правильность выполнения задания можно проверить, выполняярисунки на доске.
3. Игра «Определения»(на развитие речи и вербального мышления).
У педагога набор предметных картинок: хлеб, ручка, зонт, лампа, цветок, чашка, ножницы, юбка, шары, рыба. Вызывается один ребенок. Ему предлагают одну из картинок. Ребенок должен рас-
сказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя только называть свое слово и жестикулировать руками. Например, кот - домашнее животное, любит молоко, пушистый, игривый.
4. Игра «Нахождение слов»(на развитие мышления).
- Подберите слова и продолжите ряд:
лев-тигр-слон-...;
кошка-собака- свинья-...;
огурец - помидор - лук - ...
трактор - трамвай - велосипед - ... ;
диван - стол - стул - ...;
рубашка - платье - юбка - ...;
вишня - слива - яблоко - ...;
панамка - кепка - шапка - ...;
сандалии - ботинки - сапоги -...;
стакан - тарелка - ложка - ...;
роза -ромашка - гвоздика -...;
синица - ворона - голубь -...;
мячик - скакалка - машина — ...,'.
лопата - грабли - лейка -...;
молоток - ножовка - гвоздь - ....
5. Дыхательное упражнение(см. занятие 20).
Симметричные рисунки.
Нарисовать в воздухе двумя руками одновременно две буквы Б.
9. Пальчиковая гимнастика «Лягушка»(см. занятие 20). |
7. Упражнение на развитие сенсомоторики.
Нарисовать двумя руками одновременно букву Б.
Графический диктант.
Правильность выполнения задания можно проверить, выполняя рисунки на доске. |
10. Профилактика нарушений зрения.
Написать глазами в воздухе сначала правым глазом, затем левым букву Б.
ЗАНЯТИЕ 22
1. Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок.
Педагог. Я расскажу вам русскую народную сказку «Ворона и рак» с помощью пиктограмм. Запомните ее, пожалуйста, потом будете пересказывать, глядя на пиктограммы.
Летела ворона над морем, смотрит, рак ползет.
Схватила его и понесла в лес, чтобы, усевшись
на дерево, хорошенько Закусить. Видит рак, -
дела плохи, и говорит вороне: - Эй, ворона,
знал я твоих отца и мать - славные были люди!
- Угу! - ответила ворона, не раскрывая рта.
- И братьев твоих, и сестер твоих знаю, что за добрые!
-Угу!
- Так в кого же ты такая уродилась?
Рассердили эти слова ворону: каркнула она во весь рот и отпустила рака в море.
2. Игра «Окончание слов»(на развитие скорости мышления).
Педагог начинает слово, произнося первый слог, а дети должны
закончить. Всего предлагают десять слогов:
по.. до.,
на.. че..
за.. пры..
ми.. ку..
му.. зо..
3. Игра «Внимание»(на развитие внимания).
Детям предлагают 6 картинок. Время предъявления одной картинки - 3 секунды. Дети по очереди воспроизводят их в тетради.
4. Игра «На что это похоже?»(на развитие воображения).
Детям предъявляется набор карточек синего цвета, с зеленой травкой внизу, в середине - изображение необычной фигуры, напоминающей какой-либо предмет. Дети называют, на что это может быть похоже.
5. Упражнение «Ухо- нос».
Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противопо ложное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладо ши, поменять местами положение рук с точностью до наоборот.
Симметричные рисунки.
Нарисовать в воздухе двумя руками одновременно две буквы В.
7. Упражнение на развитиесенсомоторики.
Нарисовать двумя руками одновременно букву В.
Графический диктант.
9. Пальчиковая гимнастика «Лягушка»(см. занятие 20).
ЗАНЯТИЕ 23
1. Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов.
Сегодня будем учиться запоминать стихи с помощью пиктограмм.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
А. С. Пушкин
2. Упражнение «Разрезные предложения»(на развитие мышления и памяти).
Несколько коротких предложений оказались разрезанными на 2 части. Вот эти предложения:
Барабан висел на стене. В комнате очень жарко.
Пчела села на цветок. Лучший отдых - сон.
Грязь - причина болезней. Волгоград - город-герой.
Девятое мая -День Победы. Железо и золото - металлы.
Восход солнца в горах. Россия - великая держава.
В лесу произошел пожар. Мальчик принес книгу.
Сейчас я буду называть вам только одну часть предложения, а вы дополните его второй частью: барабан; села на цветок; грязь; девятое мая; в горах; произошел пожар; в комнате; сон; Волгоград; железо и золото; Россия; принес книгу.
3. Игра «Определения»(на развитие речи и вербального мышления.
У педагога набор предметных картинок: эскимо, машина, собака, барабан, щетка, ель, йод, жираф, дом, утка. Вызывается один
ребенок. Ему предлагают одну из картинок. Ребенок должен рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя только называть свое слово и жестикулировать руками.
Игра на развитие внимания.
Детям предлагают 6 картинок. Время предъявления одной картинки - 3 секунды. Дети по очереди воспроизводят их в тетради. Правильность выполнения задания можно проверить, выполняя рисунки на доске.
5. Упражнение «Ухо- нос»(см. занятие 22).
6. Симметричные рисунки..
Нарисовать ввоздухе двумя руками одновременно две буквы Г.
7. Упражнение на развитие сенсомрторики.
Нарисовать двумя руками одновременно букву Г.
Графический диктант.
9. Пальчиковая гимнастика «Кулак - ребро- ладонь».
Детям показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Дети выполняют движения вместе со взрослым, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками сразу. Можно помогать себе шепотом: «Кулак - ребро - ладонь».
ЗАНЯТИЕ 24
Игра на развитие внимания.
Детям предлагают 6 картинок. Время предъявления одной картинки - 3 секунды. Дети по очереди воспроизводят их в тетради. Правильность выполнения задания можно проверить, выполняя рисунки на доске.
Симметричные рисунки.
Нарисовать в воздухе двумя руками одновременнсдве буквы Д.
7. Упражнение на развитие сенсомоторики.
Нарисовать двумя руками одновременно букву Д.
Графический диктант.
9. Пальчиковая гимнастика(см. занятие 23).
ЗАНЯТИЕ 25
Игра на развитие внимания.
Детям предлагают 6 картинок. Время предъявления одной картинки - 3 секунды. Дети по очереди воспроизводят их в тетради.
Правильность выполнения задания можно проверить, выполняя рисунки на доске.
2. Упражнение на развитие слуховой и зрительно-ассоциативной памяти.
Послушайте рассказ, глядя на рисунки. Потом мы перескажем то, что запомнили, с помощью этих рисунков.
ГАЛКА И ГОЛУБЬ
Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет