Крик, визг, вопль, громкие восклицания
При крике, визге, вопле, громких восклицаниях происходит чрезмерное напряжение гортани, что может привести к раздражению голосовых складок. Дети любого возраста нередко перенапрягают голос, особенно во время игр и занятий спортом.
Мальчики в период мутации голоса часто кричат во время занятия спортом [Peacher, 1952]. Привычка кричать и визжать во время игры вызывает хроническую охриплость [Harrington, 1950], нарушает необходимую для фонации координацию мышц [Greene, 1972], приводит к образованию узелков голосовых складок [Luchsinger, 1965]. Резкий крик может вызывать прилив крови, гематому, повреждение мышц или суставов гортани
[Moore, 1971a]. У мальчиков и юношей чаще возникает дисфо-ния, чем у девочек и девушек-подростков. Это подтверждает общее мнение, что мальчики более склонны к крику и радостным восклицаниям, чем девочки, скорее всего это связано с природой их игр и спортивных занятий [Heaver, 1958]. Brodnitz (1971а) отметил, что «простое напряжение является основной причиной многих нарушений голоса. Дети, у которых энергия бьет через край, терзают свои голосовые складки криком и визгом до тех пор, пока не появятся узелки крикунов». В период полового созревания возникает нестабильность мышц голосового аппарата, и поэтому в это время следует избегать перенапряжения голоса. Однако именно в этот период дети очень часто напрягают голос.
Напряженная вокализация
Напряженная вокализация происходит при голосовой имитации шума машин, грузовиков, самолетов во время игры или при разговоре об этих источниках шума. При громкой напряженной вокализации становится видимым напряжение шеи; кроме того, она вызывает гиперфункцию голосового механизма. Это проявляется сокращением мышц глотки и внутренних мышц языка, что приводит к его утолщению и оттягиванию назад. В этом случае голос звучит приглушенно, сдавленно и резко [Brodnitz, 1971a].
Чрезмерная разговорчивость
У ребенка, который много и громко говорит на высоких тонах, часто возникают патологические изменения гортани. West и Ausberry (1968) установили, что при правильном использовании голоса не происходит повреждения голосовых складок, какой бы энергичной ни была вокализация. Мы считаем, что если ребенок долго и энергично говорит, то при этом происходит перенапряжение голоса, которое иногда приводит к образованию узелков [D. К. Wlison, 1961]. Более того, если у ребенка голос имеет нормальную громкость и высоту, но он говорит с утра до вечера, то это также является перенапряжением голоса [Orton, 1951; Perkins, 1957; D. К. Wilson, 1961, 1962а].
Взрывная вокализация и твердая голосовая атака
При чрезмерном использовании взрывной вокализации или твердой голосовой атаке происходит раздражение гортани, голос становится хриплым и резким. Учителя пения считают, что это является симптомом гиперфункции голосовых складок. Твердая атака происходит при эмоциональном и эмфатическом разго-
воре [Bergendal, Fox, 1977], и при частых ее повторениях могут развиться различные патологические изменения, в том числе узелки голосовых складок, а в дальнейшем гипофункция из-за ослабления мышц гортани.
Кашель и откашливание
У многих детей с дисфункцией гортани отмечены частый кашель и откашливание. Во время кашля скорость воздуха в трахее достигает скорости звука (около 320 м/сек), на уровне гортани она снижается до скорости урагана (около 45 м/сек), на уровне губ — примерно 7 м/сек ['Ross et al., 1955, цит. по Eisenson, Eisenson, 1979]. Senturia и F. В. Wilson (1968) у половины из 92 детей школьного возраста с нарушениями голоса отметили в анамнезе рецидивирующий кашель, частота кашля была одинаковой у детей с патологией складок и без нее. Нарушение голоса может быть вызвано также чрезмерным смехом и криком. При изучении снятых на кинопленку движений гортани выявлены значительные изменения в гортани даже во время слабого смеха и откашливания [Timske et al., 1959]. Von Leden и Isshiki (1965) изучали деятельность гортани во время кашля. На кинопленке видно, что кашлевой импульс состоит из трех фаз: «...начального широкого раскрытия голосовой щели, длительного плотного закрытия и сложной вибрационной (экспираторной) фазы». В экспираторной фазе участвуют не только голосовые складки, но и надскладочные структуры и слизистая оболочка задней стенки гортани. Во время кашля происходят очень сильные периодические ундуляции этих нежных структур, оказывающие на них вредное влияние. Изучая детей с узелками голосовых складок, у которых был сильный кашель, мы установили, что последний может быть симптомом самых различных заболеваний. Привычный сухой кашель бывает проявлением пищевой аллергии [Missal, 1961].
Punt (1974) установил, что у людей, которые во время разговора делают перерыв, чтобы откашляться, недостаточно смазывается весь голосовой механизм. Это происходит из-за недостаточной продукции слизи, особенно железами, расположенными в желудочках гортани. Причиной неадекватного смазывания могут быть эмоциональные факторы, включающие боязнь сцены; заболевания носа и придаточных пазух; злоупотребление алкоголем и курением; синдром Шегрена; употребление лекарств, которые подавляют секрецию слизи и слюны; недостаточная влажность воздуха.
Необычно длинный язычок может быть причиной хронического кашля, иногда его приходится ампутировать [De Weese, Saunders, 1982]. Мы наблюдали 7-летнего мальчика с постоянным кашлем. При обследовании обнаружен очень длинный язычок, который свисал в глотку и касался корня языка. После удаления кончика язычка кашель прекратился. Schubert (1963)
также наблюдал двух больных, которым резекция язычка под местной анестезией позволила избавиться от кашля
Частое откашливание, приводящее к нарушению голоса, может быть вызвано пищевой аллергией [Missal, 1961]. Всегда необходимо попытаться выяснить причину откашливания, но следует иметь в виду, что человек может откашливаться просто по привычке.