Глава 4. Фонационные дыхательные упражнения

Работу над фонацией начинают с глухих щелевых соглас­ных, которые не вызывают трудностей. Выполнение этих уп­ражнений осуществляется статически или динамически (мед­ленное разведение рук в стороны, наклоны и повороты голо­вы и туловища, движение ног и т.д.), тренируется длительный
выдох. Далее выбор речевого материала зависит от индивидуаль­ных особенностей детей, подбирается в соответствии с задача­ми обучения.

При гипотонусной дисфонии рекомендуется произнесение сонорных звуков «м» и «н» как физиологически наиболее удоб­ных и контролируемых. Далее отрабатываются гласные звуки.

При узелках голосовых складок, воспалительных заболева­ниях гортани и глотки в некоторых случаях как промежуточ­ный вариант используют придыхательную фонацию, занятия начинают с мысленного произнесения звуков, далее отрабаты­вают артикуляцию гласных, и упражнения постепенно услож­няются: от звука к слогу, слову, словосочетанию и фразе. Ос­новное внимание обращают на распределение дыхания во вре­мя речи: следует избегать излишней потери воздуха во время занятий, следить за равномерностью дыхания при выполнении задания.

Особо необходимо контролировать правильный вдох возду­ха через нос при выполнении речевого тренинга, избегая пере­бора воздуха.

Тренировку выдоха лучше проводить при произнесении од­них и тех же коротких простых пословиц и поговорок, далее переходить к сложным. Отрабатывая сложные пословицы и скороговорки, обучающиеся произносят первую часть, делают логическую паузу и добирают воздух для завершения высказы­вания.

Далее в тренинг включается рифмизированная стихотвор­ная речь, прозаические тексты, проводят работу над диалогом.

При выборе речевого материала нужно ориентироваться на звуки, наиболее хорошо произносимые тренирующимися. Тексты по возможности подбирать с учетом интересов детей, что во многом облегчает процесс автоматизации.

Иногда у некоторых подростков при проведении дыхатель­ных упражнений отмечается избыточная вентиляция, вызываю­щая неприятные ощущения. При гипервентиляции удаляется избыточное количество углекислого газа, нарушается постоян­ство внутренней среды организма, что приводит к головокруже­нию. Но соблюдая принцип постепенности и дозированности при выполнении упражнений, можно избежать этих осложне­ний впоследствии.

Оптимальный результат дают тренировки, продолжающие­ся 5-10 минут с интервалом в 10-15 минут. В зависимости от соматического состояния обучающихся и времени проведения занятий в рамках учебной дневной нагрузки рекомендуется по­вторять упражнения два раза в день самостоятельно.

Формирование голосовой атаки

При твердой атаке воздушная струя наталкивается на очень плотно закрытые голосовые складки, которые раскрываются одним ударом. Твердая атака напоминает прорыв воздуха сквозь плотно сомкнутые губы при произнесении согласного «п», воспринимается на слух как «голосовой удар», стаккато в музыке.

Такая техника используется на начальном этапе, при пос­леоперационной ринолалии в случае укороченного мягкого не­ба, а также при парезах и параличах гортани, гипотонусной дисфонии.

При придыхательной атаке голосовые складки смыкаются после предварительного прохождения воздуха, т.е. без пользы расходуется значительная часть воздуха. (Придыхательная ата­ка демонстративна при произнесении слов «холм», «хата», «ха­лат»). Этот тип начала голосоведения рекомендуется при гипертонусных дисфониях, а также при узелках голосовых скла­док. Вырабатывается плавная воздушная струя при имитации «согревания» рук.

При мягкой атаке голосовые складки плавно смыкаются друг с другом, при этом создается оптимальное подскладочное давление, обеспечивающее оптимальные условия для колеба­ний и безупречное звучание.

Конечная цель фонопедических занятий — это формирова­ние мягкой атаки голосообразования и голосоведения.

Значение режима молчания

В отношении режима молчания, его целесообразности и продолжительности сложилось две точки зрения. Одна группа авторов - Gutzmann (1911), Kiml (1963), Arndt (1969), Schlo-sshauer (1969), A.T Рябченко (1964) широко пропагандируют режим молчания как первоначальный этап. Эту же точку зре­ния разделяют Holinger et al (1952), которые рекомендуют пос­ле удаления узелков голосовых складок соблюдать режим мол­чания, а затем переходить к голосовой тренировке. Д.К. Виль­сон (1990) указывает, что голосовой режим молчания целесообразно назначать при выраженных изменениях ларингеального тона, гиперфункции гортани, перенапряжении го­лоса, отеке и гиперемии голосовых складок. Краткий период покоя может привести к нормализации или заметному улуч­шению.

По мнению Cooper (1973), режим молчания необходим в случаях, когда невозможно определить тональность для начала голосовых тренировок.

Другие - Ю.С. Василенко (1975), Perrello (1962), Billeand (1971) — считают режим молчания неоправданным, так как большинство пациентов пытаются продолжать говорить, а по­скольку нормальная фонация не удается, создается психотравмирующая ситуация, способствующая дальнейшему закрепле­нию патологического механизма фонации.

Brodnitz (1954) утверждает, что полный голосовой покой противоречит принципам современной реабилитации и может привести к мышечной атрофии. Peacher (1952) также разделяет точку зрения о необоснованности режима молчания и реко­мендует приступать к голосовым тренировкам сразу же после выявления узелков. Однако он не отрицает возможности огра­ничения голосовой нагрузки.

Позволим себе не согласиться с точкой зрения второй груп­пы, так как режим молчания способствует ослаблению патоло­гических связей, что обеспечивает успешное формирование нового голосового стереотипа. Следует назначать ограничи­тельно-голосовой режим.

Наши рекомендации