Что значит быть хорошим родителем?

Ваш ребенок, как и любой человек, имеет право на ошиб­ку. Но бывает, что малыш просто пока не готов к тому или иному действию или вы предложили ему что-то в тот момент, когда он был обижен на вас или увлечен чем-то другим. Если ребенок отказался от вашего предложения, отложите его и попытайтесь понять, с чем связан отказ. Если в нем нет ни­чего личного, то покажите более простое упражнение, гото­вящее вашего малыша к более сложному действию. Не пы­тайтесь сломить волю ребенка, заставляя его делать что-либо насильно. Если же у ребенка получается то, что вы ему пока­зали, оставьте его в покое на некоторое время, дайте поуп­ражняться.

Не старайтесь уличить ребенка в том, что он что-то не зна­ет или не умеет. Сделайте над собой и усилие и откажитесь от таких слов, как «не мешай», «нельзя», «не надо». Категори­ческие замечания и запреты сделают вашего ребенка неуве­ренным в себе, и возможно, когда он подрастет, заставят его мстить вам, демонстрируя асоциальное поведение и явное пренебрежение к вашим даже самым разумным и «мудрым» советам.

Это вовсе не означает, что ребенку надо все разрешать. «Свобода, - замечает М. Монтессори, - не имеет никакого отношения к вседозволенности». И здесь есть сложный в выполнении совет. Чтобы не делать ребенка рабом вашего настроения и заложником вашей непоследовательности, из­берите арбитра ваших споров - правила, которые будут ре­гулировать ваши семейные отношения. Иногда в семьях с традициями и сложившимися ценностями такие правила действуют негласно и впитываются с «молоком матери». Но чтобы они действовали, лучше обсудить их на семейном «со­вете», и если для кого-то в семье есть исключение из них, необходимо исчерпывающе объяснить, почему это возмож­но. Если, несмотря на все ваши усилия, правила не действуют, подумайте над новой формулировкой или измените их, но сделайте это опять таки всей семьей.

ЧТО ЗНАЧИТ ПОМОГАТЬ ДЕТЯМ?

Вашему малышу мир представляется хаосом. Ему очень трудно самостоятельно разобраться в окружающем его мире. Мы же, взрослые, очень часто увеличиваем проблемы ре­бенка, так как в доме малыша зачастую окружают вещи, ко­торые либо опасны для него, либо так хрупки, что могут быть невольно испорчены. Внутренне смиритесь с неизбежными потерями. Но в ваших силах, не тираня ребенка бесконечны­ми запретами, создать условия для успешного исследования малышом окружающего мира.

Дети почти до четырех лет (сензитивный период порядка) не только легко воспринимают и соглашаются с упорядочива­нием своей жизни, но и нуждаются в этом. Иногда родители выражают опасение, что чувство порядка может перерасти в их детях в педантизм. Скорее всего, это возможно, если у кого-то из взрослых членов семьи уже есть предрасположенность к этому качеству, которое толкуется чаще всего как формализм, предрасположенность к внешнему порядку. Мария Монтессо­ри разделяет внешний и внутренний порядок, и если пер­вый служит для обуздания окружающего ребенка хаоса, то вто­рой помогает конструктивной творческой деятельности, позво­ляя систематизировать известное и создавать новое.

Следует также помнить, что у разных людей различные представления о порядке. Это значит, что вы не должны навя­зывать ребенку то, что удобно вам. Вместе с малышом по­ищите приемлемый для него вариант, помогите ребенку реа­лизовать удобный для него порядок и на первых порах уча­ствуйте в его поддержании. При этом отдавайте все больше инициативы в руки ребенка.

Монтессори предлагает создать для ребенка специальную подготовленную среду (о некоторых материалах, которые используются в ней для стимулирования развития вашего малыша, вы прочитали в этой книге). Но среда - это не про­сто набор дидактических игр. Например, если, имея даже са­мую укомплектованную и упорядоченную среду, взрослые начинают навязывать ребенку какую-то, на их взгляд, полез­ную деятельность, то они рискуют столкнуться с яростным сопротивлением такому «воспитательному воздействию». Пси­хологический контакт, доверие между взрослым и ребенком, внимание к личности ипотребностям в развитии вашего ма­лыша - вот слагаемые успеха. Вы можете и иногда должны проявлять твердость и настойчивость, но не насилие. Помни­те, что ребенок вам ничего не должен. Не мы, априрода оп­ределяет естественный темп развития вашего малыша, и он лучше нас осознает свои потребности в познании, исследо­вании мира.

Именно поэтому одно из правил создания подготовленной среды - это свободныйдоступ ко всему стимулирующему материалу. Ребенок имеет право сам решить, когда, с чем и сколько времени ему заниматься. Иногда родители спраши­вают: «А не лучше ли дать возможность ребенку самостоя­тельно манипулировать с дидактическим материалом?» В воз­расте примерно до трех лет ребенок так и делает, исследуя простейшие свойства материала. После трех лет важно, что­бы ребенок научился сознательно классифицировать свойства и называть их. Его сознание готово к такой работе и хорошо, чтобы ваш малыш не попал в положение нищего, который, оказавшись во дворце, использует королевскую печать для того, чтобы колоть орехи. Ребенок не может знать о назначе­нии тех или иных дидактических игр, пока вы не покажете ему, как использовать материалы по назначению.Призна­ком своевременности предложенного материала становится желание ребенка самостоятельно повторятьпоказанное упражнение, добиваясь все больших успехов в точности его выполнения. Ребенок сам решит, где следует остановиться.

ДОМ ДЛЯ ВАШЕГО МАЛЫША

К сожалению, вы вряд ли сможете сделать в домашних условиях полноценную подготовленную среду, но в ваших силах приспособить кое-что в доме к нуждам развития ваше­го малыша.

Начнем с детской комнаты или хотя бы уголка в квартире, где ваш ребенок сможет чувствовать себя полным хозяином. Там должна быть специальная детская мебель, ящики, кото­рые ваш малыш сможет легко открывать и закрывать. Глав­ное чтобы вся мебель соответствовала росту ребенка и сти­мулировала его самостоятельность (создавала возможность обращаться с ней без посторонней помощи). Только помните, что ваш малыш растет и то, что вчера было как раз, сегодня уже может его не устроить.

Лучше отказаться от ящиков и емкостей, в которых ди­дактические игры и игрушки вашего ребенка свалены в пол­ном беспорядке. Идеально, если вы посмотрите, как устрое­ны полки в Монтессори-классе и скопируете их для вашего малыша. На этих открытых полках удобно в определенном порядке разместить все необходимое для развития вашего малыша.

В комнате ребенка желательно использовать легкомоющиеся поверхности. На уровне глаз можно повесить эстампы с изображением детей и животных. Их не должно быть слиш­ком много, и если вы меняете их время от времени, то делай­те это постепенно, вводя не более двух новых предметов.

Для ребенка 4-5 лет уже можно повесить настенные часы с легко читаемым циферблатом. К этому времени уже желательно так переделать выключатели, чтобы хотя бы в своей комнате ребенок мог включать и выключать свет самостоя­тельно. На стене можно поместить доску объявлений и на нее вывешивать рисунки или простейшие слова, когда ребенок начнет учиться письму и чтению. Одной из полезных пиктог­рамм может стать порядок одевания, если для вашего ребен­ка это еще составляет проблему. Можете попробовать пред­ложить ребенку сделать на доске карту настроений. Для этого нужен лист с разметкой (время суток) и набор рожиц, симво­лизирующих разное настроение. Если ребенок примет вашу игру, можете обсудить с ним в конце дня, что же его расстра­ивало или веселило.

В детской полезно выделить место для небольшого «музея природы», где ребенок сможет создать собственную выстав­ку интересных находок (камни, корни, зерна и т.д.). Также важно предоставить малышу в личное пользование все необ­ходимое для уборки его комнаты (маленькую губку, тряпку для пыли, веник и совок). Пусть уборка станет для него при­вычным ритуалом. Не забудьте также показать, как пользо­ваться всеми этими предметами (среди упражнений, разрабо­танных М. Монтессори, есть и стирание пыли со стола и уборка мусора). На первых порах сопровождайте малыша, и даже если уборка у него не очень получается, не показывайте, что вы разочарованы. Поддержите его нейтрально сочувственной фразой: «Ты сегодня так старался» или подбадривающей: «Се­годня у тебя получилось лучше, чем вчера».

Если нет возможности оборудовать ванную комнату так, чтобы ребенок мог самостоятельно пользоваться водой, то хотя бы организуйте в ней уголок для хранения личных вещей ва­шего малыша. Чтобы облегчить доступ ребенка к воде, сде­лайте специальную деревянную платформу (обычно достаточно 15-20 сантиметров). Помните, что использование для той же цели обычной табуретки небезопасно для вашего ребенка.

В кухне также полезно оформить уголок для маленького поваренка. Дайте ребенку возможность ощутить гордость за то, что он может быть полноправным участником повседнев­ной жизни семьи. Можно также выделить для малыша ниж­нюю полку холодильника, где сосредоточить все необходи­мое для приготовления легкой закуски. Не забудьте и о спе­циальной низкой полке для посуды, которой пользуется ваш ребенок.

Для рисования, работы с пластилином и глиной застелите столик легко стирающейся тканью. Все, что в соответствии с возрастом необходимо вашему ребенку, можно аккуратно сложить в прозрачные пластиковые контейнеры.

У М. Монтессори нет специальных рекомендаций по уст­ройству спортивного уголка. Заметим только, что в теории Монтессори-метода уделяется серьезное внимание двигатель­ной активности, более того, и устройство среды, и правила работы с материалом провоцируют ребенка к различным ви­дам движения. Обычно для организации специальной «дви­гательной зоны» в наших группах используют стандартные спортивные комплексы. Тем не менее, вы можете проявить выдумку и создать свой неповторимый вариант.

Главное - общее правило: все, чем пользуется ваш ребе­нок, должно быть соразмерно и легко доступно, а прежде чем ваш малыш начнет действовать, аккуратно и точно пока­жите ему, для чего предназначена та или иная вещь и рацио­нальные приемы использования тех или иных материалов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наши рекомендации