Работа со звонкими согласными
При произнесении звонких согласных голосовые складки напряжены и колеблются под напором выдыхаемой струи воздуха. Глоточная трубка расширяется, что приглушает мощность звонкого согласного. Звонкие согласные слабее глухих, так как имеют меньший дебит воздуха, поэтому степень мускульного напряжения при их образовании меньше. Но присутствие голоса делает согласный более слышимым даже при слабой артикуляции. Чтобы достичь такой же слышимости глухого согласного, его нужно произносить сильнее (для увеличения слышимости речи необходима сила артикуляции, т. е. мускульное напряжение).
С точки зрения формирования речи, звонкие согласные появляются позже, чем парные им глухие.
При произнесении звонких согласных ребенок ощущает вибрацию гортани, что устанавливает связь между мышечным и слуховым ощущениями и вводит дополнительный тактильно-вибрационный контроль.
Последовательность постановки звонких согласных отличается от постановки глухих. Работа начинается с щелевых (фрикативных) звонких согласных в, з, ж. Объясняется это тем, что фрикативные согласные произносятся более длительно, чем взрывные. При более длительном произнесении согласных создаются лучшие условия для определения голосового компонента, чем при условии почти мгновенного взрыва (как это бывает при произнесении смычных). Сонорные и щелевые согласные более мощные, чем взрывные, их мощность приближается к мощности гласных.
Вначале логопед объясняет ребенку отличие звонких согласных от глухих, затем протяжно произносит звуки в, з, ж,а ребенок прикладывает свою руку к гортани логопеда. Ребенок сам протяжно произносит эти звуки, контролируя голосовое звучание (прикладывает руку к гортани, ушам, голове, закрывает уши). Для развития фонематического слуха логопед предлагает ребенку произносить ряд слов-паронимов (папа — баба, коса — коза, суп — зуб и т. д.). Эти приемы повышают сознательное отношение ребенка к занятиям.
Для вызывания звонких щелевых звуков проводится специфическая гимнастика для голосовых складок. Предлагается кашлять, зевать, стонать, издавать так называемый голубиный голос (звук, похожий на м). Для лучшей установки голосового аппарата на звонкость, собранность, полетность можно произносить звук б, не доводя губы до взрыва, тянуть звук как можно дольше. При этом важно ощущать вибрацию губ и голосовых складок.
Хорошей гимнастикой для голосовых складок являются вокальные упражнения[40]. Эти упражнения в условиях клиники сочетаются с ручным или вибрационным массажем гортани, а также ионофорезом с йодистым калием на область гортани (только при стенозах гортани).
Получив изолированное звучание звонких согласных в, з, ж,ребенок произносит сначала слоги, а затем и слова:
ву — ув | вув | пув | вут | |
во — ов | вов | пов | вот | |
ва — ав | вав | пав | ват | |
ви — ив | вив | пив | вит | |
зу — уз | зуз | пуз | зут | |
зо — оз | зоз | поз | зот | |
за — аз | заз | паз | ||
зи — из | зиз | зит | ||
жу— уж | жуж | пуж | жут | |
жо — ож | жож— ж | пож | жот | |
жа— аж | жат | паж | жат | |
жи — иж | жиж | пиж | ||
воз | зов | живу | ||
вижу | звон | жук | ||
ваза | зной | сижу | ||
вожу | зонт | жакет | ||
вожжи | Зина | Женя | ||
вата | звук | жало |
Звонкие и глухие согласные дифференцируются в слогах и словах-паронимах:
фу — ву | су — зу | шу — жу |
фо — во | со — зо | шо — жо |
фа — ва | са — за | ша — жа |
фи — ви | си — зи | ши — жи |
афа — ава | аса — аза | аша — ажа |
афо — аво | асо — азо | ашо — ажо |
афу — аву | асу — азу | ашу — ажу |
афи — ави | аси — ази | аши — ажи |
Фаня — Ваня | суп — зуб | шаль — жаль |
Феня — Веня | соя — Зоя | шила — жила |
Филя — Виля | Сима — зима | шар — жар |
сайка — зайка | шарь — жарь |
Затем можно перейти к смычным (взрывным, мгновенным) звонким согласным б, д, г. Взрывные согласные произносятся мгновенно, коротко, поэтому ребенку труднее найти правильное голосовое звучание, чем при произнесении щелевых согласных.
Последовательность работы со звонкими смычными почти не отличается от работы с щелевыми согласными. В обратных слогах звонкие согласные оглушаются, поэтому их специально не тренируют.
Примерные упражнения
бу — бо — ба — би
ду — до — да — ди
гу — го — га — ги
Слова
буду | иду | губы | |
буква | дуб | гусь | |
булка | душ | год | |
бухта | Дубы | годы | |
бомба | дудка | голос | |
боль | Дима | гость | |
бок | дом | глобус | |
баба | Дон | газ | |
бас | доски | галка | |
бал | дата | гимн | |
басня | дама | гильза и т. п. |
Слова-паронимы
папа — баба | пока — бока | |
палка — балка | Паня — баня | |
папка — бабка | напор — набор | |
папочка — бабочка | запор — забор | |
плоха — блоха | попить — побить | |
пил — бил | там — дам | |
пой — бой | тень — день | |
тушь — душ | Толя — доля | |
том — дом | кот — год | |
уточка — удочка | купить — губить | |
точка — дочка | колос — голос |
Все эти упражнения чередуются с работой над развитием и укреплением высоты, силы и тембра голоса.
На данном этапе логопедической работы важно поставить голос, т. е. укрепить полученное звучание, добиться ровного и спокойного, сильного и громкого, чистого и звонкого голоса.
Что значит поставить голос в данных условиях, т. е. при деформированной гортани, рубцово измененных голосовых складках? Это значит — научить ребенка пользоваться полученным голосом, найти естественное звучание и укрепить его высоту, силу и тембр. Для достижения этой цели необходим постоянный контроль логопеда за качеством эмиссии голоса.
Развитие силы голоса
Сила голоса зависит от уровня подсвязочного давления воздуха и плотности смыкания голосовых складок. Если мы хотим увеличить силу звука в два раза, мы должны увеличить подсвязочное давление в четыре раза. Отсюда физиологическая невыгодность форсирования звука, требующая значительного увеличения подсвязочного давления и напряжения голосовых складок.
Умение изменять силу голоса — одно из важных его выразительных средств. Нужно научить ребенка говорить громко, но некрикливо, четко, постепенно изменяя силу голоса — от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот.
Упражнения
1. Удлинение произнесения звуков (при средней громкости голоса):
У________ | У________ | |
о________ | о________ | |
а________ | а________ | |
и________ | и________ | |
э________ | э________ | |
в________ | в________ | |
з________ | з________ | |
ж________ | ж________ |
Постепенно произнесение звуков на одном выдохе все более удлиняется, но сила голоса остается неизменной (средней):
ау________ | ув________ | ав________ | |
аи________ | ус________ | ас________ | |
ои________ | уш________ | аш________ | |
уи________ | ов________ | ив________ | |
уа________ | ос________ | ис________ | |
оу________ | ош________ | иш________ |
ауи________ | уву________ | увуз________ | |
оуи________ | узу________ | увуж________ | |
эуи________ | ужу________ | овуз________ | |
оуа________ | уво________ | увож________ | |
уиа________ | ува________ | узув________ | |
эуа________ | уза________ | ожув________ | |
эуи________ | узо________ | ужив________ | |
уиа________ | ужа________ | ивиз________ | |
уиэ________ | ужо________ | ||
уэа________ | ужи________ |
ауэо________ | эоуи________ | |
ауои________ | эоуа________ | |
уиаи________ | аиоу________ | |
уиао________ | аэоу________ | |
оуио________ | аиоа________ | |
уиоэ________ |
а_____ | У_____ | а_____ | У_____ | и_____ | ||
а_____ | о_____ | о_____ | У_____ | и_____ | Удлинение | |
а_____ | э_____ | э_____ | У_____ | о_____ | каждого | |
а_____ | и_____ | 0_____ | У_____ | а_____ | звука | |
У_____ | а_____ | а_____ | э_____ | У_____ | ||
У_____ | а_____ | _____ | ||||
У_____ | э_____ |
а_____ | У_____ | и_____ | о_____ | |
а_____ | и_____ | о_____ | а_____ | |
У_____ | и_____ | о_____ | э_____ | |
э_____ | и_____ | о_____ | У_____ | |
У_____ | а_____ | и_____ | э_____ |
Постепенное усиление голоса | |
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70 | Артикуляция Шепот Тихо Громко Тихо Шепот Артикуляция |
10. Чтение стихотворений с постепенной сменой силы голоса.
Унылая пора! Очей очарованье! | Артикуляция |
Приятна мне твоя прощальная краса. | Шепот |
Люблю я пышное природы увяданье, | Тихо |
В багрец и в золото одетые леса, | Громче |
В их сенях ветра шум и свежее дыханье, | Громко |
И мглой волнистою покрыты небеса, | Тихо |
И редкий солнца луч, и первые морозы, | Шепот |
И отдаленные седой зимы угрозы. | Артикуляция |
(А. С. Пушкин) |
ТИХИЙ ЧАС
Сто ребят И сто девчат Все лежат И все молчат. | Очень тихо |
Ты лежишь, И я лежу... | Тихо |
...Муха села Мне на палец И спросила: «Вы проспались?» | Громко |
Пальцем муху Я ловлю... | Громко |
Засыпаю... Сплю. | Тихо |
Вдруг все громче голос: Ой, оса! Летит оса! Вон у Витьки на носу! Ну, ловите же осу! | Громче |
Все несутся за осой, Витя прыгает босой, Сто ребят И сто девчат Все хохочут И кричат. Настоящий тихий час! | Громче |
Улетела прочь оса, И замолкли голоса. Сто ребят И сто девчат Все лежат И все молчат. | Тихо |
Тихо тикают часы. Это сон насчет осы? Я осу во сне ловлю... Сплю... (А. Барто) | Очень тихо |
РУСЛАН И ЛЮДМИЛА
У лукоморья дуб зеленый,
|
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
|
Налево — сказку говорит.
|
Русалка на ветвях сидит;
|
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
|
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
|
И с ними дядька их морской;
|
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
|
Колдун несет богатыря;
|
А бурый волк ей верно служит;
|
Идет, бредет сама собой;
| |||
Там царь Кащей над златом чахнет;
|
Там русский дух... там Русью пахнет!
И я там был, и мед я пил;
|
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
|
Поведаю теперь я свету...
(А.С. Пушкин)
Предварительное обсуждение темы, идеи изучаемого произведения помогает ребенку регулировать силу голоса в зависимости от смысла высказывания. Овладение силовым звучанием голоса оказывается для детей с органическими нарушениями голоса более посильной задачей, чем овладение высотным и тембральным звучанием.
Развитие высоты голоса
Изменение высоты голоса — одно из наиболее значительных средств его выразительности. «При разговорной речи высота голоса держится в пределах, требующих наименьшего напряжения голосовых связок, — у мужчин в тонах от а до е, у женщин и детей на октаву выше; благодаря обилию обертонов и быстрой смене высоты тона в разговорной речи иногда бывает трудно определить действительную высоту голоса[41].»
Высота голоса создает мелодику тона, т.е. движение голоса вверх и вниз. Мелодика тона окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли: осуждения, разочарования, злобы, презрения, ненависти, любви, восхищения и т.д. Эти тонкие модуляции голоса передают все богатство интонаций речи, делают ее выразительной и эмоционально окрашенной.
При изменении высотных модуляций важно мысленно представлять высоту, которую надо взять голосом. При этом наше представление о высоте звука превращается в действующую высоту, которая автоматически регулируется центральной нервной системой.
Для развития высоты голоса предлагаются упражнения на постепенное расширение диапазона (объема) голоса, развитие гибкости, модуляций голоса (т.е. тембра голоса).
Упражнения
1. Речевое произнесение: повышение и понижение голоса при произнесении гласных, их сочетаний из двух и трех звуков, слогов.
«Укачивание» (имитация укачивания ребенка, куклы).
Гласные легко, свободно «подбрасываются» вверх, при этом диапазон голоса повышается и понижается в пределах двух тонов. Голос звучит радостно, весело.
2. Напевное произнесение. У детей с органическими заболеваниями гортани певческий голос обычно отсутствует. Для пения прежде всего необходима нормальная функция голосовых складок, при их деформациях невозможно поставить красивый, сильный, звучный, полетный певческий голос. Поэтому перед логопедом стоит более скромная задача — получив певческий голос, развить его и тем самым способствовать становлению, развитию разговорного голоса. Качество певческого голоса находится в прямой зависимости от качества разговорного голоса, ибо материальная основа их одна и та же, но специфика певческих движений рождает новые условно-рефлекторные связи. Мы начинаем восстанавливать певческий голос на базе уже достаточно сформировавшейся речевой функции.
При постановке певческого голоса, как и речевого, большое значение придается звучанию голоса в «позиции резонатора», так как и при пении надставная трубка играет важную роль в оформлении качества голоса. Артикуляционно-дыхательные упражнения в сочетании с массажем гортани уменьшают напряжение гортанных мышц, брюшного пресса, диафрагмы и соответственно улучшают тембр голоса.
Голосовые упражнения необходимо проводить по подражанию. Наглядный и доступный показ мобилизует ребенка к правильному, естественному повторению, при этом помогают и зрение, и слух, и эмоциональное возбуждение от услышанного. Необходимо обращать внимание ребенка на различные мышечные движения, направленные на улучшение работы той или иной части голосового аппарата, движения диафрагмы и брюшного пресса, ощущения вибрации стенок верхних резонаторов и др.
Голосовые упражнения начинаются с пения вокализов (мелодия без слов для развития голоса и вокальной техники). Вокализы поются либо на один гласный звук, т.е. вокализируются, либо с названиями нот — сольфеджируются.
Гласные звуки вокализируются в определенной последовательности — у, о, а, и. Гласный у— единственный из гласных, остающийся неизменяемым в пении. Кроме того, он обладает качествами непринужденности и глубинности. Вначале гласные поются на legato, т.е. связно, плавно, звук льется свободно. Такое пение возможно лишь при полноценной работе голосовых складок. У детей с деформацией гортани иногда удается получить свободное звучание голоса вначале на гласных и их сочетаниях, затем в слоговых упражнениях с согласными. На начальном этапе обучения пению не следует злоупотреблять согласными, так как при их произнесении в работу включаются лишние мышечные движения, создается напряжение в работе голосового аппарата.
Дальнейшее пение гаммы (с постепенным увеличением числа тонов) вырабатывает ровность, певучесть голоса. Как известно, при пении гаммы создаются наиболее благоприятные условия для пения — голосовые складки не укорачиваются и не удлиняются, не утолщаются и не утончаются, глоточный резонатор не меняет своей формы; лишь при повышении звука надгортанник и нёбная занавеска поднимаются, при понижении звука — опускаются.
При пении гаммы нужно стремиться к тому, чтобы звук не тремолировал, не терял ротовой позиции, а лишь изменялся по высоте тона.
Другой вид связного пения — звучание голоса со скольжением звука с ноты на ноту вверх или вниз, что развивает гибкость, высоту голоса.
Отработав приемы связного, плавного, медленного пения, можно перейти к упражнениям в более быстром темпе (поются гласные, слоги, гамма). Эти упражнения являются своеобразной гимнастикой для голосового аппарата, особенно гортани. Гортань становится более гибкой, эластичной, снимается напряжение, скованность, зажатость мышц голосового аппарата.
Необходимо тренировать умение ребенка изменять при пении силу звука, т. е. плавно менять динамику звука от громкого к тихому и от тихого к громкому. Эти упражнения также проводятся на гласных, слогах, гамме. Отработав элементы ровного, свободного, плавного, медленного, а затем и быстрого пения, переходим к пению песен. Песни подбираются в зависимости от возраста ребенка и его голосовых возможностей. В песнях преобладают короткие музыкальные фразы, несложный ритм, небыстрый темп. Вначале поется лишь мелодия песни на гласных звуках (песня без слов), затем включаются слова. Словесный текст усложняет задачу точного образования звука, создает дополнительные трудности для ребенка. Особенно трудно выразительное слово для детей с ограниченными голосовыми возможностями. Поэтому важно, чтобы песня была эмоционально окрашенной, пробуждала у ребенка положительные эмоции, радостное, приподнятое настроение. Такими песнями могут быть: «Елочка», «Веснянка», «Петушок», «Голубые санки», «Веселые гуси», «Веселая дудочка» (для детей 5-7 лет), «Во поле береза стояла», «Зима», «Веселые друзья», «Веселый ветер», «Пусть всегда будет солнце» и др. (для детей 8-10 лет). Нужно стремиться к ясному, осмысленному, выразительному пению песен, четкому звучанию гласных и согласных и, конечно, свободному, ненапряженному звучанию голоса. При органических нарушениях голоса редко удается восстановить нормально звучащий певческий голос. Но тем не менее дети получают возможность петь на уроках пения в школе, даже в школьном хоре, что улучшает качество их разговорного голоса и положительно влияет на личность ребенка в целом.
Таким образом, вокальные упражнения, являясь, с одной стороны, своеобразной гимнастикой голосового аппарата ребенка, а с другой — прекрасным способом обогащения тембра его голоса, способствуют становлению и развитию разговорного голоса детей.
Развитие тембра голоса
Тембр (окраска) голоса зависит от деятельности ротоносоглоточного резонатора, от его строения и функции.
В процессе фонации существует тесная функциональная связь между глоткой и гортанью, между мягким нёбом и гортанью. Малейшее изменение положения мягкого нёба рефлекторно вызывает изменение положения голосовых складок. Рецепторы мягкого нёба — пусковые поля, с них начинается возбуждение голосового аппарата, а следовательно, начало фонации.
При координированной работе всех частей ротоносоглоточного резонатора голос приобретает звонкость, собранность, полетность, ровность, устойчивость, гибкость и выносливость. В таком голосе выражены высокие (2000-3000 Гц) и низкие (700-800 Гц) частоты, придающие ему звонкость и мягкость.
Повышение уровня высокой форманты (2300-2700 Гц) увеличивает силу и полетность звучания.
Перед логопедом стоят следующие задачи:
1) выработать звонкость, собранность звучания;
2) убрать горловую зажатость, сдавленность голоса путем снятия напряжения мышц шеи, гортани;
3) снять зажатость челюсти, как препятствие свободному голосотечению;
4) выработать ровность, устойчивость, гибкость голоса, т.е. уверенное звучание при всякой высоте, силе и длительности;
5) выработать выносливость голоса, т.е. его способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку, не теряя качества звучания.
Хорошо поставленный голос является голосом модулированным, обладающим качествами эмоциональности и живости, радости и яркости, образности и красоты.