Исследование неречевых психических функций

1.Наблюдение за ребенком в процессе обследования:

а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение
неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм);

б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое);

в) характер игровой деятельности ребенка (манипулирование с предметами, игры с
воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые
игры);

г) индивидуальные особенности ребенка.

2. Исследование слухового внимания;

а) дифференциация звучащих игрушек;

б) определение направления звучания игрушки.

3. Исследование зрительного восприятия:

а) восприятие величины (не соотносит, соотносит, обозначает словом) большой -
маленький;

б) восприятие цвета (не соотносит, соотносит, обозначает словом):

• 2-3 года - красный, синий, желтый, зеленый

• 3-4 года - красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый

в) восприятие формы (с 3 лет), различение основных геометрических форм - подбор
картинок по образцу ^^ А

4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса:

а) ориентировка в пространстве (вверху - внизу, впереди - сзади);

б) складывание разрезных картинок (из 2-3 частей);

в) складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки).

5. Состояние общей моторики (нормальная моторика; нарушения моторики - моторная
напряженность, скованность движений, некоординированность движений, неловкость и др.).

Для детей от 2 до 3 лет:

- пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу;

- перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см;

- медленно покружиться на месте:

- бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы;

- поймать брошенный мяч;

- подпрыгнуть на двух ногах на месте;

- выполнить наклоны вперед и в стороны.
Для детей от 3 до 4 лет:

- пробежать 3-4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии
20-25 см друг от друга;

- перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу;

- пройти по положенному на пол шнуру;

- прыгнуть в длину с места;

-переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую (над головой, за спиной. перед собой).

6. Состояние ручной моторики (нормальная моторика, нарушения моторики):

2-3 года - «покормить» куклу; слепить из пластилина палочку, шарик, баранку; умение самостоятельно пользоваться ложкой

3-4 года - расстегивание, застегивание пуговиц; умение держать карандаш: рисование горизонтальных и вертикальных линий; рисование круга, тела человека; складывание крупной мозаики.

7. Какой руке отдает предпочтение (правой, левой, одинаково пользуется обеими
руками).




II. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

(определение симптоматики и механизмов нарушений)

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЙ

Повторить за логопедом:

Кукла плачет: «А-а-а!» Ребенок плачет: «Уа!»

Поезд гудит: «У-у-у!» Ослик кричит: «Иа!»

Мышка пищит: «И-и-и». Собака лает: «Ав!»

Заблудились в лесу: «Ау!» Кошка мяукает: «Мяу».

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ

(с 3 лет)

Повторить за логопедом слова из 1,2,3 слогов (отраженно). Отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов.

СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

гласные

б-п-м__

в-ф____

Д-т-н __

г-к_____

й

свистящие _

исследование неречевых психических функций - student2.ru шипящие__

аффрикаты

л, лр_________

Р. Р1__________

АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ АРТИКУЛЯТОРНОГО АППАРАТА

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.);

в) челюсти;

г) прикус (прогнатия. прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);

д) твердое небо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

е) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

ж) язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).

СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ

1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию):

- поднять брови вверх («удивиться»);

- нахмурить брови («рассердиться»);
-прищурить глаза;

- надуть щеки («толстячок»);

- втянуть щеки («худышка»);

- отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.

2. Состояние артикуляторной моторики (выполнение движений по подражанию):

а) губы - «улыбка», «трубочка»;

б) язык- широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»;

в) мягкое небо - широко открыть рот и зевнуть.
Отметить следующие параметры движений:

а) наличие или отсутствие движений;

б) тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение);

в) объем движений (полный, неполный);

г) способность к переключению от одного движения к другому;

д) замены движений;

е) добавочные и лишние движения (синкинезии);

ж) наличие тремора, гаперсаливации, отклонений кончика языка.

Наши рекомендации