Тема: «защита детей в чрезвычайных ситуациях»

ОБЯЗАННОСТИ ВЗРОСЛЫХ ПО ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ

Забота о детях должна постоянно находиться в центре внимания взрослых. Защита здоровья и жизни детей в любых чрезвычайных ситуациях — однаиз самых гуманных и самых важных задач.

Уже начиная с дошкольного возраста, в самой простой и игровой форме детей начинают обучать основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). В шко­лах и других образовательных учреждениях эти знания и навыки из года в год наращиваются и закрепляются. Летом в оздоровительных лагерях, там где есть думающие и заботливые руководители, проводятся различные игры с отработ­кой отдельных нормативов и требований программы ОБЖ.

Взрослые, прежде всего родители, учителя, учебно-воспитательный состав, персонал детских дошкольных учреждений, обязаны знать и уметь выполнять основные приемы и способы защиты детей при авариях, катастрофах, стихий­ных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях.

Подготовка взрослых заключается в изучении своих обязанностей. Родители должны уметь надевать противогаз, респиратор на ребенка, изготавливать ватно-марлевые повязки, подготавливать одежду для защиты от радиоактивных и сильнодействующих ядовитых веществ, квалифицированно проводить проти­воэпидемические меры при возникновений инфекционных заболеваний.

В случае нарастания угрозы возникновения какого-либо чрезвычайного со­бытия (наводнения, бури, урагана, снежных заносов, резкого похолодания, ин­фекционного заболевания и пр.) не допускайте, чтобы дети уходили из дома, они должны постоянно находиться под наблюдением взрослых. При необ­ходимости оставить дома детей старшего возраста следует предупредить их о том, чтобы репродуктор радиовещания или радиоприемник были постоянно включены на случай объявления сигналов оповещения или экстренной инфор­мации. Напомнить о строжайшем соблюдении санитарно-гигиенических пра­вил: обязательного мытья рук с мылом перед едой, употребления воды и молока только кипяченых, обмывания фруктов и овощей перед употреблением кипяче­ной водой, тщательной уборки жилых помещений, мытья посуды с мылом или другими моющими средствами.

Все разъяснения детям давать с учетом их возрастных и психологических осо­бенностей. Ни в коем случае нельзя вызывать своим поведением и разговорами у детей страх. Это может привести к нанесению им тяжелых психических травм.

Учителя, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал школ должны твердо знать свои обязанности на случай аварии или пожара вблизи учебного заведения, стихийного бедствия, место укрытия детей, маршрут следования к нему. Для этого во всех образовательных учреждениях должны проводиться за­нятия, тренировки, дни защиты детей.

Нельзя забывать, что только за последние 20 лет вследствие природных ка­таклизмов погибло около 3 млн. человек. Каждый третий из них — ребенок.

Забота о защите детей — дело не только родителей, но и всех администра­тивных, хозяйственных и общественных структур государства.

ПРИ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЯХ

Землетрясения по своему разрушительному действию не имеют себе рав­ных среди остальных стихийных бедствий. Вспомним декабрь 1988 г. —земле­трясение в Армении, конец мая 1995 г. —Нефтегорск (северный Сахалин). Сколь­ко пострадало детей в домах, учебных заведениях, дошкольных учреждениях?

Коварство землетрясения в том, что оно почти всегда внезапно и, следо­вательно, заблаговременно предупредить население об опасности практически невозможно. Большей частью для каких-либо реальных действий людям отво­дятся не только минуты — секунды.

Если первые толчки застали вас дома, то те, кто находился на первых, этажах, должны немедленно взять детей и с ними выбежать на улицу. В вашем распоря­жении не более 15—20 с. Живущим на втором и последующих этажах — встать в дверных и балконных проемах, прижав к себе ребятишек. Можно воспользо­ваться углами, образованными капитальными стенами. Эти места наиболее проч­ны, здесь больше шансов остаться невредимыми. Ни в коем случае не разре­шайте детям прыгать из окон, с балконов и лоджий. В большинстве случаев это приводит к трагическим последствиям.

Как только толчки прекратятся, немедленно покиньте помещение. Не отпус­кайте детей одних, смотрите, чтобы они не пользовались лифтами — в любой момент могут застрять. Тогда беды не миновать.

Строго следите за тем, чтобы ни один ребенок не зашел в поврежденное зда­ние. Помните, после первого могут последовать повторные толчки. Будьте го­товы к этому сами и предупредите малышей. Толчки обычно происходят через несколько часов, а иногда и суток.

Дети любят пользоваться спичками и зажигалками, свечками и горящими лу­чинками — не допускайте этого. При утечке газа из поврежденных коммуникаций открытый огонь приведет к взрыву и дополнительным жертвам.

Может случиться, первые толчки застали вас на улице. Немедленно как мож­но дальше отведите детей от зданий и сооружений, высоких заборов и столбов — они могут разрушиться.

Работникам детских учреждений и учебных заведений в сейсмически опас­ных районах следует твердо усвоить, что в момент разрушения или повреждения зданий опасность представляют не только падающие стены и перекрытия, а также разлетающиеся кирпичи, стекла, дымовые трубы, карнизы, лепные украшения, балконы, осветительные устройства, вывески, дорожные знаки.

Если вы увидели травмированных детей, тут же окажите им первую ме­дицинскую помощь.

Наводнения, которые довольно часто бывают во многих районах Дальнего Востока. Сибири, Южного Урала, нижней Волги, приводят к человеческим жер­твам. Чтобы этого не произошло, надо максимально использовать время, кото­рого не так много.

При угрозе затопления работа школ и дошкольных учреждений прекращается. Детей отправляют домой или переводят в безопасные места. Может быть при­нято решение об эвакуации из опасной зоны, тогда в первую очередь вывозят малышей, детские учреждения и больницы. Если это сделать не удалось, надо поднять ребят на верхние этажи зданий, на чердаки, а по мере подъема воды — и на крыши. Оттуда их следует вывозить на ботах, катерах, баржах, лодках. На плавающие средства входить они должны по одному, ступая на середину насти­ла Во время движения не разрешайте детям меняться местами, садиться на борта, толкаться. После причаливания один из взрослых выходит на берег и держит лодку за борт до тех пор, пока все дети не окажутся на суше.

В крайних случаях надо предложить каждому ребенку в отдельности вос­пользоваться надежными подручными средствами — бочками, бревнами, дере­вянным щитами, дверями, обломками заборов, автомобильными камерами и другими предметами, способными удержать его. Обязательно рядом должен быть взрослый.

Вода может застать вас в поле, в лесу. Что делать? Как можно быстрее вывес­ти детей на возвышенные места. Если нет такой возможности, помочь ребенку забраться на прочное развесистое дерево.

К тонущему ребенку подплывать лучше со спины. Приблизившись; взять его за голову, плечи, руки, воротник, повернуть лицом вверх и плыть к берегу, рабо­тая свободной рукой и ногами.

Если есть лодка, приближаться к терпящему бедствие следует против течения, при ветреной погоде — против ветра и волны. Вытаскивать ребенка из воды лучше всего со стороны кормы. Доставив его на берег, немедленно приступить к оказанию первой медицинской помощи.

Буря, ураган, шторм, смерч — все это явления, вызванные действием ветра большой разрушительной силы, высокой скорости и значительной про­должительности. Ураганный ветер разрушает прочные и сносит легкие стро­ения, валит столбы, вырывает с корнями деревья, обрывает провода, повреждает транспортные магистрали.

Метеослужба достаточно достоверно прогнозирует эти явления, предуп­реждает о скорости и направлении движения ветра.

После передачи по радио штормового предупреждения детей из домов, учеб­ных заведений, детских дошкольных учреждений не выпускают. Следует запре­тить ребятам подходить к окнам — они могут быть ранены осколками разлета­ющегося стекла. Лучше стать в простенок или отвести детей в коридор. Для защиты можно использовать прочную мебель — письменный стол, шкаф, парту. Как показала практика, самыми безопасными местами в таких случаях являют­ся убежища, подвалы, погреба, внутренние помещения первых этажей кирпич­ных зданий.

Нельзя разрешать выходить на улицу сразу после ослабления ветра: через несколько минут порыв может повториться.

Если во время бури, урагана вы оказались на улице, быстрее ложитесь на дно канавы, котлована, придорожного кювета, в любое другое углубление, крепко прижмите к себе ребенка. Ею голову прикройте сумкой, портфелем, ранцем, любым другим предметом. Держитесь подальше от зданий и строе­ний.

Помните! Чаще всего в такой ситуации дети получают травмы от осколков стекла, шифера, черепицы, кусков кровельного железа, сорванных дорожных знаков, деталей отделки фасадов и карнизов, предметов, хранящихся на лоджи­ях и балконах.

Не разрешайте ребенку браться или наступать на оборванные провода — они могут быть под током.

Предвидев бурю, ураган, снежные заносы, надо позаботиться об аварийных источниках освещения, создать запасы воды и продуктов на 2-3 суток. Поду­майте, что в таких условиях может потребоваться детям из питания и одежды. Не забудьте запастись медикаментами и особенно перевязочными материала­ми. Радиоприемники и телевизоры необходимо держать постоянно включенны­ми, так как по ним будут передаваться сообщения, информация, разъяснения о правилах поведения в конкретной ситуации.

ПРИ АВАРИЯХ И КАТАСТРОФАХ

Довольно частыми стали аварии и катастрофы, которые сопровождаются взры­вами и пожарами, разливами сильнодействующих ядовитых веществ (АХОВ). Радиоактивными веществами и тяжелыми металлами загрязняются окружаю­щая местность, помещения, продукты питания и вода.

При взрывах, которые происходят дома, в гаражах, вблизи учебных заведений и детских дошкольных учреждений, дети, получают травмы разной степени тя­жести. Главная задача — как можно быстрее оказать первую медицинскую по­мощь, остановить кровотечение, наложить повязку на рану и потом отправить ребенка в лечебное учреждение.

Пожары происходят всюду — на промышленных предприятиях, объектах сельского хозяйства, в учебных заведениях, детских дошкольных учреждениях и особенно много (до 50%) в жилых домах.

Они возникают при перевозках горючего всеми видами транспорта. Са­мовозгораются такие химикаты, как скипидар, камфара, нафталин. В процессе го­рения выделяются ядовитые вещества, которые приводят к серьезным отравлени­ям. При определенных условиях становятся опасными и возгораются древесная, угольная, торфяная, мучная, зерновая пыль, а также пыль хлопка, льна и пеньки.

Ежегодно в России происходит 270 — 280 тыс. пожаров. Погибает около 9 — 10 тыс. человек, среди низ 2800 — 3000 — дети. Еще больше обожженных и калек. Цифры не только настораживают, они зовут к решительным действиям. Как в таких случаях спасать детей, какую помощь им оказывать?

Надо помнить, что выводить детей из зоны пожара через огонь и дым крайне нежела­тельно. Следует искать более легкие и безо­пасные пути. Если невозможно воспользо­ваться лестничными клетками, пробуйте спустить ребенка на лифте или через окно, балкон, лоджию, к которым подаются авто­мобильные подъемники, выдвижные и при­ставные лестницы. В крайнем слу­чае, когда все выходы отрезаны огнем и укрыться в каком-либо безопасном месте нельзя, надо взять прочную веревку или над­ежно связать несколько простыней, одним концом крепко обвязать ребенка, другой — привязать к тяжелому предмету, батареям отопления. Затем, обмотав веревку вокруг рук, начать потихоньку спускать его на зем­лю. Речь идет о 2,3 и 4 этажах. Нельзя при­вязывать веревку к оконной раме — под тя­жестью человека она может вывалиться.

А как вести поиск детей в горящем здании? Сначала уточнить планировку, выяснить места вероятного нахождения маленьких ребят. Надеть противогаз с гопкалитовым патроном или респиратор. Можно воспользоваться мокрой противопыльной тканевой маской, ватно-марлевой повязкой. Набросить на себя смоченный водой кусок плотной ткани и после этого идти в помещение на по­иск притаившихся детей. Чаще всего они прячутся под кровати, диваны, столы, забиваются в шкафы, кладовки, туалетные и ванные комнаты. На зов в боль­шинстве случаев не откликаются.

Если вы отыскали в горящем помещении ребенка, который может сам пере­двигаться, надо накинуть на него увлажненную простыню, скатерть, одеяло и крепко взяв за руки, вывести в безопасное место. Рот и нос закрыть мокрым платком, шарфом, косынкой. Если ребенок потерял сознание, взять его на руки и немедленно выходить из зоны огня и дыма.

В том случае, когда загорелась одежда, надо как можно скорее набросить на него мокрое или даже сухое покрывало и плотно прижать его к телу, чтобы пре­кратить доступ воздуха и остановить горение. Смотрите, чтобы ребенок, на ко­тором горит одежда, не побежал — пламя только усилится. Не вздумайте ту­шить одежду при помощи огнетушителя — может произойти химический ожог. В тех помещениях, которые сильно задымлены и там находятся дети —не­медленно широко раскройте окна и двери для проветривания. Уменьшит задымленность струя распыленной воды, которая охлаждает дым и одновремен­но осаждает его твердые частицы. В первую очередь это надо делать там, где могут быть дети.

Работать в задымленных помещениях надо небольшими группами (2—4 чел.), передвигаясь по участкам с относительно хорошей видимостью — вблизиокон и дверей, придерживаясь какой-либо стены.

Поиск детей в горящем здании прекращается лишь тогда, когда точно извест­но, что ни одного ребенка там больше нет, когда тщательно проверены все охва­ченные огнем и дымом помещения.

Помните, огонь безжалостен. Строже следите за детьми в опасных ситуациях» контролируйте их каждое действие, предостерегайте от опрометчивых поступ­ков.

Аварии с выбросом (разливом) сильнодействующих ядовитых веществ (АХОВ) не исключены на хладо- и мясокомбинатах, водопроводных станциях, целлюлозно-бумажных предприятиях, химических заводах. В этих случаях в атмосферу попадают аммиак, хлор, могут быть и другие вещества.

Учебное заведение, жилой массив могут оказаться недалеко от объекта,накотором произошла такая авария. Как поступить, что делать?

В такой чрезвычайной ситуации органы гражданской обороны и местной ад­министрации должны немедленно оповестить население о случившемся, ко­ротко напомнить порядок действий, указать, куда, в каком направлении может двигаться ядовитое облако.

Во всех случаях при возникновении опасности химического заражения луч­ше всего надеть на ребенка детский противогаз или укрыться в ближайшем убе­жище. Но не всегда это возможно. Больше вероятности, что придется срочно выходить из зоны заражения.

Готовясь к выходу, наденьте на ребенка плотную верхнюю одежду, лучше плащ, застегните его на все пуговицы, шею обвяжите шарфом, на ноги резиновые са­поги, на голову шапочку, рот и нос прикройте ватно-марлевой повязкой, пред­варительно смочив ее в воде или 2% растворе питьевой соды при хлоре, 5% растворе лимонной кислоты при аммиаке. Только в таком виде можно выходить на улицу и следовать в указанный район.

Если не было четких указаний и не говорилось, куда выходить или вы просто не расслышали, что делать тогда? Выходить самим и выводить (вывозить) де­тей из зоны возможного заражения в направлении, перпендикулярном движе­нию ветра.

Времени для этого очень мало. Облако АХОВ движется со скоростью ветра.

Возьмем минимальный ветер — 1 м/с. В таких условиях за 10 мин ядовитые веще­ства продвинутся на 600 м, а при чуть боль­шем дуновении — до километра.

Ни в коем случае нельзя прятать детей в подвалах. погребах, оврагах, балках. Многие ядовитые вещества, как, например, хлор, сероводород, бензол тяжелее воздуха, стелятся но земле, затекая в низинные места.

А если укрыть детей в убежище или вывести из зоны заражения не удалось. Тогда как поступить?

Тогда оставайтесь дома, но плотно закройте окна и двери, дымоходы, вентиляционные отверстия. Входные двери надо завесить плотной тканью, одеялом. Щели в окнах и стыки в рамах заклеить обычной бумагой, пленкой, лейкопластырем. Такая герметизация на какое-то время затруднит про­никновение АХОВ в помещение.

При подозрении на поражение АХОВ исключите ребенку любые физические нагрузки, дайте обильное теплое питье — это может быть чай, молоко, кофе. Затем обязательно покажите его медицинскому работнику.

Аварии на атомных энергетических установках (АЭУ). Были они в США, Англии и Советском Союзе. Особенно памятна всем Чернобыльская катастрофа (апрель 1986 г).

Вся тяжесть и опасность таких аварий состоит в том, что из атомных реакторов выбрасываются в атмосферу радиоактивные вещества в виде мельчайших пы­линок, аэрозолей. Может произойти разлив жидкости, приводящий к радиоак­тивному загрязнению местности, водоемов.

Обнаружить радиоактивные вещества человек не может, так как они лишены каких-либо внешних признаков. Они не обладают ни запахом, ни цветом, ни вкусовыми качествами. Только приборы могут сказать о заражении местности, воды, воздуха, предметов домашнего обихода, транспортных средств, продук­тов питания.

Узнав об аварии на АЭУ, необходимо надеть противогаз на себя и на ребенка или респиратор и вместе ук­рыться в защитном сооруже­нии (убежище, противорадиационном укрытии). Если вы дома или на службе — вклю­чите радиоточку и прослу­шайте информационное сообщение местного штаба ГО или администрации о случившемся и о порядке действий.

В помещении надо обязательно плотно закрыть окна, двери, форточки, вен­тиляционные люки, отдушины, заклеить щели в оконных рамах. На улицу стараться не выходить.

Главную опасность для людей, оказавшихся на местности, загрязненной ра­диоактивными веществами, представляет внутреннее облучение, то есть попа­дание радионуклидов внутрь организма при дыхании, при приеме пищи и воды.

Для этого и проводится герметизация помещений, строжайший контроль за радиоактивной загрязненностью продуктов питания и воды. В этой обстановке не­обходимо соблюдение мер радиационном безопасности и санитарной гигиены.

В первые дни наибольшую опасность для люден представляет облучение щитовидной железы. Вот почему так необходима йодная профилактика. Зак­лючается она в приеме внутрь йодистого калия в таблетках (иногда в порош­ках).

Максимальный эффект от йодной профилактики достигается только при вве­дении препарата до начала или в момент поступления в организм радиоактивного йода. Тогда доза облучения щитовидной железы может быть снижена в 90—100 раз. Однократный прием йодистого калия обеспечивает защитный эффект в те­чение 24 ч. Поэтому рекомендуется принимать его ежедневно. Действующей с 1986 г. инструкцией по экстренной йодной профилактике взрослые и детиотдвух лет и старше принимают по одной таблетке (0,125 г), дети до двух летпо1/4 таблетки (0,04 г) в течение 7 суток.

Выдаваться таблетки должны лечебно-профилактическими учреждениями в первые часы после аварии. Можно использовать йодистый калий из аптечки индивидуальной АИ-2. Если её нет, йодистую настойку можно приготовить са­мим: 3-5 капель водно-спиртового раствора йода на стакан воды, детям до 2 лет — 1-2 капли, хорошо размешать. Принимать лучше равными частями три раза в день.

Прежде чем покинуть квартиру или рабочее место, надо не забыть выклю­чить свет, электрические приборы, газ, закрыть водопроводные краны. С собой непременно взять документы, деньги, необходимые вещи. Обязательно надеть плащ с капюшоном или накидку, комбинезон или спортивную одежду, резино­вую обувь, кожаные или резиновые перчатки.

Перед входной дверью иметь емкость с водой и рядом расстелить влажный коврик, о который вытирать ноги.

Пребывание на местности должно быть по возможности кратким. Нельзя са­диться на землю, курить, ходить по кустам и пыльной дороге, купаться в откры­тых водоемах, собирать грибы и ягоды в лесу.

В помещениях, предназначенных для нахождения людей, ежедневно проводить влажную уборку, желательно с применением моющих средств.

Пищу принимать только в закрытых помещениях. Руки мыть обязательно с мылом, рот полоскать 0,5% раствором питьевой соды.

Все колодцы оборудовать крышками, навесами, глиняными отмостками. Про­дукты хранить в стеклянной таре, полиэтиленовых пакетах, холодильниках и по1 ребах.

Если по условиям радиационной обстановки дальнейшее пребывание людей в данной местности не безопасно — проводится эвакуация. Для этого следует использовать автобусы, крытые грузовики и легковые автомашины обязательно с закрытыми окнам. Транспорт лучше подавать непосредственно к подъездам домов, собирать людей где-либо на открытой местности и заставлять их ждать там прихода машин запрещается.

Эвакуацию проводят но кратчайшим маршрутам с наименьшими уровнями радиации, по дорогам с твердым покрытием, чтобы как можно меньше образо­вывалось пыли. А еще лучше после дождя или после того, как пройдут поливо-моечные машины и смочат трассу.

О начале эвакуации обязательно предупредить соседей, сослуживцев, других людей, которые окажутся рядом.

По прибытии в безопасный район каждый обязан пройти полную санитарную обработку. Это значит вымыться с мылом, сменить белье, обувь на незаражен­ные. При этом необходимо провести дозиметрический контроль как до сани­тарной обработки, так и после нее.

Наши рекомендации