Фотопортреты клиента, сделанные другими людьми
Фотопортреты, снятые другими людьми, позволяют клиентам увидеть себя со стороны. Люди редко задумываются о том, как они бессознательно транслируют визуальную информацию о себе другим, наблюдающим за ними (или рассматривающим их фотографии). Люди часто удивляются, видя себя на фотографиях совсем другими – не такими, какими они себя представляли.
Терапевтически полезным может быть сравнение постановочных и репортажных снимков, а также фотопортретов, сделанных разными фотографами, что позволяет увидеть, насколько отличаются их изображения. В отличие от техники автопортрета, когда клиенты работают со своими изображениями, сделанными самостоятельно, без внешнего вмешательства, в данной технике используются фотографии клиентов, сделанные другими людьми, принимающими решение о том, где, когда, как и почему необходимо было сделать эти снимки. Клиент в данном случае, даже позируя для фотографа, обладает меньшим контролем над результатом.
Клиентам также можно дать задание отснять свои портреты, например, с помощью друзей или членов семьи, а затем сфотографироваться с каждым из них. Индивидуальные фото можно сравнить с групповыми, а репортажные снимки – с постановочными.
Одна женщина сказала мне, что решила разойтись со своим сожителем, сказав следующее: «В прошлом он слишком часто мною манипулировал, но так, что манипулирование представлялось мне чем-то иным…Он считал, что мы должны сразу, без промедления пожениться, так как он не хотел остаться один после пережитого развода. Вскоре я поняла, что абсолютно не умеет приспосабливаться к другому человеку. Он пользовался моим терпением, моей энергией. Одной из причин, подтолкнувшей меня к принятию окончательного решения о прекращении отношений, стало неожиданное осознание того, что на каждой совместной фотографии, сделанной другими или даже на его фотоаппарат, он властно держит меня за шею, практически душит. На каждой чертовой фотографии!...Я чувствовала, что на меня постоянно давят. Мои силы, направляемые на то, чтобы поддерживать его, ослабевают…Мои друзья, комментируя эти фотографии, говорили: «Крепко он к тебе прилип», но я их не слушала. Я поняла это лишь, когда разложила перед собой все фотографии и увидела их все вместе, вот это да!...»
Автопортреты
Автопортреты клиентов – фотоснимки, сделанные без вмешательства посторонних – позволяют им изучать себя, когда никто другой не наблюдает за ними, не судит о результатах и не пытается контролировать процесс. Независимо от того, является ли съемка спонтанной (с целью получить мгновенные снимки на сеансе терапии), или фотографии снимают и собирают по заданию терапевта, каждый такой снимок – это персональное (само)исследование определенных граней собственной личности.
Поскольку вопросы самооценки, самопознания, уверенности в себе и самовосприятия лежат в основе большинства проблем клиентов, способность увидеть себя вне зависимости, вне связи с окружающими, обладает мощным терапевтическим эффектом. А поскольку фотоавтопортреты представляют собой прямой невербальный контакт с собственным «Я», то, вызывая эмоции, они могут не только улучшить ситуацию, но и представлять собой определенную угрозу.
Под внимательным руководством консультанта даже в наиболее чувствительные моменты «столкновения» с собственным «Я», клиенты могут использовать автопортреты для налаживания внутреннего диалога с собой, изучая собственные открытия под наблюдением специалиста.
Примером может являться работа с Ли. Готовясь создать фотоавтопортрет, он уже семь лет быть ВИЧ-инфицирован. Фотографию делала его подруга, но она лишь нажимала по указанию Ли кнопку фотоаппарата. Полчаса он старательно подбирал позу. После того, как пленку проявили и снимки распечатали, Ли выбрал одну фотографию, поместил ее в рамку и повесил над кроватью. Ли никому не показывал снимок, кроме своей подруги и психотерапевта.
Снимок был сделан в тот момент, когда Ли понял, что вскоре умрет. На фотографии он лежит в детской кроватке, свернувшись в калач и засунув в рот палец. По поводу своего автопортрета Ли сказал следующее: «Когда я был ребенком, жизнь была прекрасна. Я был в тепле, чист и сыт. Я был окружен безграничной любовью родителей. Мир был безопасным и дружелюбным. Когда я впервые узнал, что инфицирован, это была ранняя стадия, когда никто не знал, что такое ВИЧ и как с ним бороться. Я даже не знал, что рискую. Когда мне сказали, что мне скоро станет хуже, и я умру, я похолодел от ужаса. Мое сердце замерло от страха. Я почувствовал себя изнасилованным. Это была целая палитра ужасных ощущений. Я чувствовал несправедливость и не мог себя защитить…О чем это фото? Когда я впервые узнал диагноз, я почувствовал себя маленьким мальчиком, который кричит: «Хочу к маме!» Но мама уже давно умерла, поэтому мне некуда было идти, не к кому забраться на колени. Мой друг уже умер, а семья отвернулась от меня, когда узнала, что я гей. Они не знали, что у меня ВИЧ, и я не хотел лишний раз доставлять им удовольствие сказать мне, что это кара божья. Мои друзья меня понимают, но не могут примириться с тем, что я умираю, так же, как не могу и я. Я еще не готов и не уверен, что когда-нибудь буду готов.
Каждый раз, когда я начинаю думать об этом, мне становится все страшнее и страшнее, и мне хочется найти безопасное место, где я мог бы задержать дыхание и на некоторое время забыть про ВИЧ. Я ненадолго переехал в загородный дом своей подруге, и когда был там, в одной комнате увидел детскую кроватку. Это вернуло мне воспоминания о детстве, когда я помещался в такую же кроватку. Я в ту же минуту решил забраться в нее И, знаете, там я почувствовал себя в безопасности. На следующий день я попросил мою подругу зайти в ту комнату и снова залез в кроватку. Я хотел запомнить то место, в котором однажды был счастлив, не испытывал тревог и не знал, что такое смерть. Время от времени я смотрю на эту фотографию и вспоминаю, что значит не испытывать страха. От этого мне на некоторое время становится лучше…»