Развитие антимонопольного законодательства Российской Федерации в 2015 году

«Четвертый антимонопольный пакет»

Одним из важнейших этапов развития антимонопольного законодательства в Российской Федерации стало вступление в законную силу Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» («Четвертый антимонопольный пакет»).

Основанием разработки «Четвертого антимонопольного пакета» явились План мероприятий («дорожная карт») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2579-р (далее – Дорожная карта), Перечень поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева по итогам встречи с членами Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» от 26.07.2013 №ДМ-П13-4698, а также отдельные рекомендации данные Российской Федерации Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Изменения антимонопольного законодательства, в рамках «Четвертого антимонопольного пакета», направлены на существенное сокращение административных ограничений субъектов предпринимательской деятельности, повышение эффективности предупреждения и пресечения антимонопольных правонарушений, повышение ответственности должностных лиц органов власти за действия, связанные с недопущением, ограничением или устранением конкуренции, расширение процессуальных гарантий и повышение открытости процедуры рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

В рамках «Четвертого антимонопольного пакта» предусмотрено сокращение сферы применения запрета злоупотребления доминирующим положением к действиям хозяйствующих субъектов.

С 2016 года антимонопольные запреты на злоупотребление доминирующим положением будут применяться лишь в случае, если действия доминирующего на товарном рынке хозяйствующего субъекта приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Одновременно следует отметить, что «Четвертый антимонопольный пакет» существенно сократил основания признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, занимающего небольшую долю товарного рынка.

Так, с 2016 года упразднен реестр лиц, имеющих долю на товарном рынке свыше 35 процентов, а также исключена возможность признания доминирующим положения субъекта, имеющего на рынке долю менее 35 процентов за исключением случаев коллективного доминирования.

На основании судебной практики и лучшего зарубежного опыта «Четвертым антимонопольным пакетом» предусмотрено детальное описание и конкретизация форм недобросовестной конкуренции, что соответствует интересам хозяйствующих субъектов и содействует повышению законности в предпринимательской деятельности.

Учитывая положительный опыт применения института предупреждения нарушений антимонопольного законодательства пунктом 6 «Дорожной карты» предусмотрено расширение применения института предупреждения на незначительные нарушения антимонопольного законодательства (в целях оперативного устранения нарушений до возбуждения дела).

«Четвертым антимонопольным пакетом» введен механизм выдачи предупреждения в обязательном порядке в случае выявления злоупотребления доминирующим положением путем необоснованного установления различных цен на один и тот же товар, а также путем создания дискриминационных условий (пункты 6 и 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции), а также в случаях недобросовестной конкуренции и нарушения антимонопольного законодательства органами власти различного уровня.

Указанные изменения позволят снизить количество антимонопольных дел и одновременно оперативно восстановить права лиц, пострадавших от нарушения антимонопольного законодательства.

В целях повышения эффективности деятельности антимонопольного органа «Четвертым антимонопольным пакетом» предусмотрено создание коллегиальных органов, закрепив за ними полномочия по пересмотрурешений территориальных антимонопольных органов по делам о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если такие решения нарушают единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства. Кроме того, коллегиальный орган ФАС России наделяется полномочиями по даче разъяснений по вопросам практики применения антимонопольного законодательства.

В целях повышения эффективности расследования картелей «Четвертый антимонопольный пакет» дополнил статью 14.32 примечанием 5 в соответствии с которым предусматривается снижение административной ответственности для юридических лиц, признавших вину в совершенном административном правонарушении; отказавшихся от участия или дальнейшего участия в соглашении (картеле) и представивших сведения и документы, достаточные для установления события административного правонарушения.

Так на снижение размера административного штрафа могут рассчитывать юридические лица, которые вторым и третьим выполнили указанные условия. Снижение административной ответственности не будет применяться в отношении юридического лица, являющегося организатором картеля.

В целях реализации новых положений антимонопольного законодательства ФАС России были направлены соответствующие разъяснения «Четвертого антимонопольного пакета» в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации и Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также методологические указания территориальным антимонопольным органам о необходимости проведения мероприятий направленных на информирование о положениях «Четвертого антимонопольного пакета».

Кроме того, соответствующие изменения положений Закона о защите конкуренции были подготовлены в рамках плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию градостроительной деятельности в целях избавления отрасли от административных барьеров, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 1336-р.

«Административное обжалование в строительстве» как инструмент улучшения предпринимательского климата в строительной отрасли

В качестве наиболее значимых и актуальных для регулирования строительных отраслей мероприятий следует выделить внедрение с 2016 года практики так называемого «административного обжалования в строительстве».

Среди необходимых мер по развитию конкурентной среды в строительстве необходимо отметить несколько факторов.

Первый – это необходимость закрепления в Градостроительном кодексе Российской Федерации требований, согласно которым административные процедуры в сферах строительства должны быть исчерпывающими, то есть от предпринимателей-строителей нельзя требовать большего, чем будет установлено Правительством Российской Федерации. Данный принцип был реализован в статьях 2 и 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации в 2014 году.

Второй – это реализации данного подхода на местах, то есть в регионах Российской Федерации, где за продолжительное время нормотворческой деятельности установилось множество процедур, процесс прохождения которых не прозрачен и иногда заведомо невозможен. Нормативные акты в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях должны соответствовать «исчерпывающим» положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации.

То есть, для каждой сферы строительства Правительство Российской Федерации утвердит исчерпывающий перечень административных процедур.

Именно инструмент «Административного обжалования» в ФАС России предполагает оценку актов и решений при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающие перечни, на предмет нарушений.

Третий фактор – контроль. Особенно актуален контроль независимого регулятора – Федеральной антимонопольной службы, которая в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 250-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 10 января 2016 года рассматривает жалобы на должностных лиц-нарушителей органов власти и организаций, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей на предмет наличия в их актах и действиях (бездействии) административных проволочек или вымогательства.

Работа антимонопольных органов по рассмотрению жалоб и оперативному принятию мер реагирования, а также нормативная работа Минстроя России по оптимизации строительных процедур создадут системные условия для развития предпринимательства и строительной отрасли в целом.

Новые функции по рассмотрению жалоб оптимизируют работу антимонопольного органа и направлены на оперативное решение проблем застройщика. Короткие сроки, возможность выдачи предписаний, а также перспектива штрафных санкций создают условия для эффективного рассмотрения споров и снижения давления на предпринимателей, чьи права нарушаются.

Следует отметить, что вместе с поправками в Федеральный закон «О защите конкуренции» в части закрепления в нем порядка подачи жалобы (статья 18.1) были внесены корреспондирующие нормы в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым должностные лица при систематических нарушениях могут быть подвергнуты дисквалификации на длительный срок.

Наши рекомендации