Проблемы развития конкуренции на рынке алкогольной продукции
По мнению ФАС России, решение задач, определенных Концепцией государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, требует комплексного подхода и координации действий законодательных и исполнительных органов государственной власти не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях.
В настоящее время установлено достаточное количество запретов и ограничений на федеральном уровне, систем контроля (например, Единой государственной автоматизированной информационной системы), позволяющих контролировать рынки оборота алкогольной продукции.
ФАС России отмечает крайнюю необходимость разработки и осуществления комплекса мер по сокращению избыточных требований и ограничений, созданию легальным участникам рынка условий для развития бизнеса и здоровой конкуренции.
Внушительный список запретов и ограничений применяется в отдельных регионах. Вместо того, чтобы концентрировать усилия на профилактике употребления алкогольной продукции, развитии спорта, культивировании здорового образа жизни, развитии культуры употребления алкогольной продукции, применяются порой радикально-популистские меры запрета и ограничения реализации алкогольной продукции.
В борьбе за наполняемость бюджетов акцизами «закрываются» региональные рынки сбыта. Продавцам и потребителям ограничивают право выбора путем навязывания продукции регионального производства.
Повсеместно вводятся ограничения по площади, месту, времени, объему, таре и иные. Все это приводит не к снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукции, а к серьезному удару по легальным предприятиям алкогольной отрасли и смежным отраслям.
Например, в Республике Саха (Якутия) с периодичностью вводят запреты реализации алкогольной продукции в местах общественного питания, разделяя их по типам, местонахождению и ограничивая по времени реализации алкогольной продукции, разрешая реализовывать алкогольную продукцию только в алкомаркетах.
В Архангельской области запрещается реализовывать алкогольную продукцию в 10 метрах при наличии обособленной территории социального объекта, а в Астраханской и Тверской – до 150 м.
На территории Белгородской области создана система реализации алкогольной продукции через единственного поставщика - ООО «Добрыня». Вся реализуемая им алкогольная продукция проходит обязательную «добровольную» сертификацию. За годы осуществления данной сертификации возврат алкогольной продукции от общего объема составил 0,26 % (в данную незначительную долю входит и возврат по испорченной таре).
Указанные примеры являются только малой частью вводимых ограничений и запретов, действующих в субъектах Российской Федерации.
В целях создания благоприятной конкурентной среды на всей территории Российской Федерации и предсказуемого развития рынков базовые ограничения и правила игры должны устанавливаться только на федеральном уровне и быть едиными для всех.
Необходимо отметить, что после введения запретов и ограничений на реализацию алкогольной продукции региональные власти констатируют значительное снижение уровня потребления алкогольной продукции. Вместе с тем, происходит одновременное увеличение уровня контрафактной продукции, изымаемой правоохранительными органами. Таким образом, наблюдается практика замещения, когда создаются благоприятные условия для участников теневого рынка и неблагоприятные – для легальных игроков.
В настоящее время отсутствуют точные данные по теневому рынку алкогольной продукции. При этом невозможно точно определить количество употребляемого алкоголя на душу населения. Также отсутствует методика расчета доли конфискованного алкоголя от общей доли реализуемого легального алкоголя.
По мнению экспертов, долю контрафактного рынка можно оценивать с помощью объема контрафактной алкогольной продукции, изъятой правоохранительными органами.
Существуют и косвенные показатели, которые можно использовать для этой цели. Например, сумма, не поступивших в бюджетную систему Российской Федерации акцизных платежей (это касается случаев, когда федеральные специальные марки выдаются, а деньги в бюджет не поступают). По мнению членов экспертного совета при ФАС России необходимо осуществить анализ объемов, не поступивших в федеральный бюджет платежей по каждому субъекту Российской Федерации.
По официальным данным Министерства здравоохранения Российской Федерации наиболее высокая смертность приходится на регионы с высоким уровнем распространенности хронического алкоголизма и алкогольных психозов. В связи с этим, по мнению Минздрава России, необходимо срочное принятие общегосударственных мер по борьбе с суррогатным алкоголем и его нелегальным оборотом, по активному противодействию бытовому пьянству и поддержанию трезвого образа жизни. Требуется подключение к их реализации и контролю всего российского общества, религиозных конфессий и гражданских активистов. Федеральная антимонопольная служба полностью поддерживает данную точку зрения Минздрава России и отмечает, что бороться с алкоголизмом необходимо не только ограничительными и запретительными мерами, которые ведут к проявлению регионального протекционизма и «закрытию» региональных рынков, а использовать системный подход, в том числе путем реализации мероприятий «дорожной карты».
В настоящее время легальный бизнес становится неконкурентоспособен по сравнению с нелегальным, который не платит акцизы и не связан никакими ограничениями. Легальные производители и розничная торговля вынуждены уходить с рынка или уходить «в тень», падают доходы бюджетов всех уровней.
Приоритетной задачей дня является вернуть потребителя в легальный сектор. Это потребует принятия комплекса мер, направленных на лишение нелегального бизнеса его «конкурентных преимуществ», и как следствие, увеличение продаж качественной легальной продукции, увеличение наполняемости бюджетов всех уровней, снижение отравлений от контрафактного и нелегального алкоголя.
Органы власти субъектов Российской Федерации находят выход из этой ситуации и, несмотря на законодательный запрет субсидирования производителей алкогольной продукции, изыскивают способы финансовой и иной поддержки местных производителей. Иногда это проявляется в виде прямого вмешательства в работу рынка в форме письменных и устных указаний, распоряжений должностных лиц органов власти. Вводятся дополнительные, избыточные формы контроля (сертификация, маркировка продукции), полные или частичные запреты легальной продукции на отдельных территориях. Создаются дискриминационные условия для работы предприятий общественного питания.
Самые большие потери от запретов и ограничений продолжает нести малый и средний предприниматель. Это явилось следствием отсутствия дифференцированного подхода к регулированию малых и больших форматов предпринимательской деятельности, в том числе при лицензировании розничной торговли, запретов на реализацию алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах.
По информации Минпромторга России алкоголь является товаром-драйвером и составляет до 40 % оборота малого торгового бизнеса. Это дает возможность небольшим магазинам продавать низкомаржинальные товары, такие как овощи, колбаса, молоко, хлеб и другое. По мнению ФАС России, невозможность продажи алкоголя, как правило, означает, что магазин не может обеспечить окупаемость и вынужден прекратить свою деятельность.
По мнению ФАС России, необходимо ликвидировать все перекосы и негативные изменения в структуре региональных рынков. Для снижения уровня нелегальной и контрафактной алкогольной продукции, а также для увеличения наполняемости бюджетов всех уровней необходимо развивать здоровую конкуренцию на рынках оборота алкогольной продукции, а также на смежных, в частности на рынке оказания услуг общественного питания.
ФАС России отмечает необходимость обсуждения вопроса о раздельном регулировании алкогольных рынков в зависимости от видов продукции. По мнению Росалкогольрегулирования, для этого потребуется разработать три федеральных закона. Эксперты отмечают, что для осуществления целей раздельного регулирования достаточно одного Федерального закона, в котором будут учтены особенности производства и оборота различных видов алкогольной продукции.