Как власть относится к бизнесу не на словах, а на деле? 48% компаний дали ответ «как к кошельку». В 2014 доля этого варианта была ниже на 6%.
Власть воспринимает бизнес-сообщество в качестве младшего партнёра, так считают 36,8% респондентов — их стало меньше, по сравнению с результатами 2014 года, на 3,5%. О том, что бизнес и власть - равные партнёры, заявили всего 12,5% участников опроса (-2,3% от значения 2014 года).
Доля варианта «власть относится к бизнесу как к локомотиву развития экономики и общества» потеряла за год 2,8% и составила 17,1%. Власть относится к бизнесу как к объекту постоянной поддержки и защиты, согласно ответам 8,6% респондентов.
Как и в 2014 году, 15,8% компаний убеждены, что власть воспринимает бизнес в качестве питательной среды для коррупции. По мнению 4,6% участников опроса, власть видит в бизнес-сообществе конкурента в борьбе за влияние в обществе.
Только 2% компаний согласились с утверждением, что «власть относится к бизнесу как к конкуренту в экономической сфере».
Оценка деятельности контрольно-надзорных органов на деятельность компаний, %
Орган МЧС, пожарная служба | |
Данные представлены по убыванию ответа «КНО сильно мешает работе компании».
Инновационная сфера
Инновационную активность компаний ограничивает в первую очередь недостаток собственных средств: более двух третей всех респондентов - 68,5% - выбрали этот вариант. Доля выросла за год сразу на 10,8%. 34,9% компаний признали, что им трудно привлечь кредитные средства, и именно это стало препятствием для инновационной деятельности организаций.
Чуть меньше - 31,5% участников опроса - ответили, что дефицит квалифицированных рабочих и специалистов мешает осуществить инновации в компании. Следующим по популярности ответом стал «препятствие для инноваций - недостаточность применяемых мер налогового стимулирования», он набрал долю 30,2%, в 2014 году она была выше на 5,2%. Четверть компаний видят основное ограничение инновационной активности в низкой предсказуемости условий хозяйственной деятельности (-7,8% от значения 2014 года), а также в недостаточности государственной поддержки на федеральном уровне. На 5% ниже доля варианта «недостаточность государственной поддержки инноваций на региональном или местном уровне» - его указали 20,8% организаций.
Низкое качество и/или высокая стоимость услуг российских научных и конструкторских организаций мешают осуществить инновации 12,8% компаниям. 11,4% организаций заявили, что на рынке отсутствуют нужные технологические решения. Информации о научных организациях и передовых российских разработок не хватает для инновационной деятельности десятой части компаний.
Чуть меньше пятой части всех участников опроса - 18,2% - ответили, что они не видят особых препятствий для инноваций в их компаниях.
Основные препятствия для инновационной деятельности компании, %
Вопрос предполагал возможность множественного выбора ответов, поэтому общее число ответов привышает 100%.
Медианное значение уровня затрат компаний на инновации (инвестиции в новые машины и оборудование, затраты на НИОКР, технологическую подготовку производства, приобретение патентов и лицензий) составило 5% от выручки, как и в 2014 году.
Уровень затрат на технологические инновации (% от выручки)
Международная стандартизация позволяет компаниям повысить технический уровень и конкурентоспособность производства. За год ситуация ухудшилась - компаний, в которых европейские или иные международные технические стандарты не применяются, стало больше сразу на 8,9%. Почти половина всех респондентов - 46% - выбрали этот вариант.
При этом снизилась доля организаций, в которых часть продукции компании, производимой с применением европейских или иных международных стандартов, составляет от 11% до 50%.
Часть продукции компании, которая производится с применением европейских или иных международных технических стандартов, %