Главные проблемы для бизнеса

В ТОП-5 наиболее острых проблем, мешающих предпринимательской деятельности в России, вошли рост цен, избыточно высокие налоги, недостаток квалифицированных кадров, сложность с доступом к кредитным ресурсам и избыточно высокие страховые платежи.

Ключевой проблемой для российского бизнеса в 2015 году более половины участников опроса (56,6%) назвали рост цен. В 2014 году этот вариант занимал второе место по популярности, за год доля ответа выросла сразу на 13,3%. Избыточно высокие налоги препятствуют деятельности 46,3% компаний (+6,3% к значению 2014 года).

Недостаток квалифицированных кадров, сохранявший лидерскую позицию на протяжении последних лет, оказался оттеснён на третье место - в качестве главной проблемы для бизнеса его указали 40,4% респондентов, тогда как в 2014 году их было 46,1%. Сложность с доступом к кредитным ресурсам испытывали 36,5% компаний - данный вариант поднялся на одну строчку и набрал долю больше, чем в 2014 году, на 8,7%.

Избыточно высокие страховые платежи в качестве главной проблемы отметили 26,9% организаций.

Наиболее острые проблемы для бизнеса в 2015 году, %

Главные проблемы для бизнеса - student2.ru

Вопрос предполагал возможность множественного выбора ответов, поэтому общее число ответов превышает 100%.

Также значительно ограничивают развитие компаний:

- коррупция в органах власти (делит шестое место с вариантом «высокие административные барьеры»);

- неэффективная судебная система (8-ое место в оба года);

- недобросовестная конкуренция (9-ое место в оба года);

- отсутствие ясных целей, ориентиров развития страны. (Этот вариант поднялся сразу на пять пунктов, его доля выросла с 8,9% до 15,4%, по сравнению с результатами 2013 года – аналогичный высокий уровень озабоченности данной проблемой наблюдался лишь в кризисном 2010 году);

- недостаточная защищённость прав собственности и контрактных прав.

Инфраструктура для бизнеса

Мы попросили участников опроса оценить различные виды инфраструктуры, необходимые для деятельности компаний, по 7-балльной шкале, где 1 балл - состояние очень плохое, 4 балла - среднее, 7 баллов - очень хорошее.

Автомобильные дороги респонденты оценили несколько хуже, чем в 2014 г.: почти в два раза выросла доля ответа «состояние очень плохое» - она стала равна 12,2%, хотя в целом, число недовольных автомобильными дорогами не изменилось - их по-прежнему около половины всех компаний. Средневзвешенное значение потеряло 0,1 пункта и составило 3,6 пункта.

Автомобильные дороги: динамика оценок, %

Главные проблемы для бизнеса - student2.ru

*Из сравнения исключён вариант «Нет ответа»

Положительных ответов на вопрос, как вы оцениваете состояние электросетей, стало 46,1%. Динамика оценки электросетей позитивная - средневзвешенный балл прибавил 0,1 пункта до значения 4,3 пункта.

Электросети: динамика оценок, %

Главные проблемы для бизнеса - student2.ru

*Из сравнения исключён вариант «Нет ответа»

Сравнение данных по 2014 и 2015 годам показывает, что качество газоснабжения ухудшилось: как очень плохое его оценили 12,5% респондентов (в прошлом году доля была - 4,1%). В то же время в два раза стало меньше компаний, поставивших оценку «хорошее». Средневзвешенное значение потеряло за год сразу 0,6 пункта - в 2015 году оно равно 3,8 пунктам.

Газоснабжение: динамика оценок, %

Главные проблемы для бизнеса - student2.ru

*Из сравнения исключён вариант «Нет ответа»

Во все годы исследования телекоммуникационная сфера продолжает оставаться лидером по положительным оценкам. Средневзвешенное значение прибавило 0,3 балла до 4,9 пункта за счёт роста доли вариантов «качество телекоммуникаций скорее хорошее» и «очень хорошее». Компаний, считающих качество телекоммуникаций плохим в различной степени, стало меньше - 9,8% против 15,8% в 2014 году.

Телекоммуникации: динамика оценок, %

Главные проблемы для бизнеса - student2.ru

*Из сравнения исключён вариант «Нет ответа»

Главное изменение за прошедший год - треть компаний оценили состояние железных дорог как среднее, в 2014 году их доля была меньше на 7,1%. Одновременно с этим сократилась доля оценок «скорее хорошее». Доля негативных оценок осталась на прежнем уровне. Средневзвешенное значение - 4,5 пункта, оно потеряло 0,1 пункта.

Железные дороги: динамика оценок, %

Главные проблемы для бизнеса - student2.ru

*Из сравнения исключён вариант «Нет ответа»

Как и в 2013-2014 годах, порядка 35% респондентов затруднились с оценкой инфраструктуры «порты». В 2015 году ситуация ухудшилась: около трети всех компаний оценили состояние портов как очень плохое (в прошлом году менее 20%). Средневзвешенное значение снизилось с 3,7 баллов до 3,3 баллов.

Порты: динамика оценок, %

Главные проблемы для бизнеса - student2.ru

*Из сравнения исключён вариант «Нет ответа»

В 2015 году состояние аэропортов 27,9% компаний назвали средним. В прошлом году самым популярным вариантом стал «состояние скорее хорошее» - с долей 30,1%, потерявший за год почти 10%. В то же время выросла доля ответа «состояние аэропортов плохое». Средневзвешенное значение - 3,9 пункта, оно упало на 0,2 пункта.

Аэропорты: динамика оценок, %

Главные проблемы для бизнеса - student2.ru

*Из сравнения исключён вариант «Нет ответа»

4,3% компаний оценили состояние систем водоснабжения и водоотведения негативно, четверть респондентов указали вариант «состояние среднее» и 30,7% дали положительные оценки. Средневзвешенное значение не изменилось: 3,8 балла.

Системы водоснабжения и водоотведения: динамика оценок, %

Главные проблемы для бизнеса - student2.ru

*Из сравнения исключён вариант «Нет ответа»

Качество систем теплоснабжения из года в год представители бизнеса оценивают примерно одинаково. Мнения относительно состояния теплоснабжения в стране разделись поровну: треть набрали и негативные, и нейтральные, и положительные оценки. Средневзвешенное значение - 4 балла.

Системы теплоснабжения: динамика оценок, %

Главные проблемы для бизнеса - student2.ru

*Из сравнения исключён вариант «Нет ответа»

Качество биржевой инфраструктуры смогли оценить только 59,5% участников опроса. Половина опрошенных утверждают, состояние биржевой инфраструктуры в стране - плохое (более пятой части респондентов указали вариант «очень плохое»). За прошедший год на 8% упала доля негативных оценок и на столько же процентных пунктов выросла доля позитивных. Благодаря такому перераспределению средний балл стал больше на 0,4 пункта - в 2015 году его значение составило 3,3 балла.

Биржевая инфраструктура: динамика оценок, %

Главные проблемы для бизнеса - student2.ru

*Из сравнения исключён вариант «Нет ответа»

Оценки банковской системы за два года близки между собой. Немного сместились акценты в положительном спектре оценки - чуть выше доля варианта «состояние банковской системы хорошее» и чуть ниже ответа «скорее хорошее». Средневзвешенное значение составило 4,4 балла.

Банковская система: динамика оценок, %

Главные проблемы для бизнеса - student2.ru

*Из сравнения исключён вариант «Нет ответа»

По итогам 2015 года страховую систему компании оценили лучше, чем в прошлом году: доля положительных ответов прибавила 10%. Средневзвешенное значение достигло 4,4 балла, в прошлом году оно было ниже 0,3 пункта.

Страхование: динамика оценок, %

Главные проблемы для бизнеса - student2.ru

*Из сравнения исключён вариант «Нет ответа»

Конкуренция

Проблемы, связанные с недобросовестной конкуренцией, остаются по-прежнему значимыми для бизнеса. Как часто в 2015 году компании сталкивались с недобросовестной конкуренцией со стороны других предпринимателей? «Регулярно» ответили 20,4% участников опроса, в единичных случаях компании сталкивались с проявлениями недобросовестной конкуренции компании в два раза чаще - этот вариант набрал долю 44,1%. По сравнению с 2014 г., доля отрицательных ответов выросла на 10%.

Нарушение прав компании: столкновение с недобросовестной конкуренцией в 2014–2015 годах, %

Главные проблемы для бизнеса - student2.ru

Каким образом устроена конкурентная среда в России, в целом? Мы предложили компаниям оценить влияние конкуренции со стороны различных производителей.

Влияние конкуренции на деятельность компании со стороны…, %

Главные проблемы для бизнеса - student2.ru

Конкуренция со стороны отечественных производителей не оказывает влияния только на 13,1% компаний. Большая доля респондентов - 34,6% - признали существующее влияние заметным, а 22,2% назвали его сильным.

Наши рекомендации