Общие итоги внедрения Стандарта развития конкуренции
Согласно плану мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2579-р) Агентством стратегических инициатив совместно с Минэкономразвития России, ФАС России и другими заинтересованными органами и организациями был разработан и утвержден Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (поручение Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 02.04.2014 № ИШ-П13-2189; распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 № 1738-р).
Внедрение Стандарта развития конкуренции стало обязательным для всех субъектов Российской Федерации с января 2015 года. Исходя из информации, полученной от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных содействовать развитию конкуренции (далее – уполномоченный орган), в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации приступили к внедрению Стандарта. Так, уполномоченный орган определен в 79 регионах России. В то же время по состоянию на март 2016 года уполномоченный орган не определен в следующих субъектах Российской Федерации: Республика Ингушетия, Республика Крым, Республика Северная Осетия – Алания, Кемеровская, Ростовская и Тверская области.
Степень реализации требований Стандарта (в том числе формального их выполнения) в разных субъектах Российской Федерации является сильно дифференцированной (в Приложении 1 к Докладу дана сводная информация о ходе внедрения Стандарта в субъектах Российской Федерации).
Эта неравномерность обусловлена как разной степенью активности региональных руководителей в содействии развитию конкуренции, так и различными характеристиками регионов с точки зрения исходного состояния конкуренции и конкурентной среды, что, в свою очередь, в большей степени связано с разными результатами реализации в 2009-2014 годах региональных программ развития конкуренции в рамках выполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 № 691-р.
В соответствии со Стандартом при формировании Перечня приоритетных и социально значимых рынков рекомендуется в первую очередь включать в него рынки, характеризующиеся наличием значимых проблем, препятствующих конкуренции.
Следует отметить деятельность ряда регионов по расширению Перечня с учетом региональной специфики (в Приложении 2 к Докладу обобщена информация по рынкам, включенным в региональные перечни дополнительно к рынкам, предусмотренным в приложении к Стандарту).
Ряд субъектов Российской Федерации придают большое значение сферам деятельности, связанным с развитием туристской индустрии в регионе. В качестве приоритетного указанный рынок определили 19 регионов.
Приоритетными для себя считают: промышленные рынки – 16 регионов, рынки в сфере строительства – 10 регионов.
Наибольшее количество субъектов Российской Федерации (27 регионов) включило в Перечень в качестве приоритетных агропродовольственные рынки.
Для субъектов Российской Федерации, имеющих большую площадь (протяженность) территории и низкую плотность населения, могут представляться актуальными рынки, включенные в Перечень в Хабаровском крае – эторынок общественного питания на объектах дорожного сервиса и рынок бытовых услуг для жителей малых и отдаленных населенных пунктов с численностью населения от 100 до 1000 человек.
Обращает на себя внимание ряд аспектов, осложняющих достижение ожидаемых результатов от внедрения Стандарта:
- инертность руководства ряда регионов в части практических шагов по внедрению Стандарта;
- относительно позднее (05.09.2015) внесение необходимых изменений в Стандарт и его утверждение распорядительным актом Правительства Российской Федерации;
- необходимость корректировки перечней приоритетных и социально значимых рынков, региональных «дорожных карт» и планов мониторинга в связи с новой редакцией Стандарта;
- проблемы с кадровым обеспечением региональных и муниципальных структур, задействованных во внедрении Стандарта.
Территориальными управлениями ФАС России проанализированы Доклады субъектов Российской Федерации на предмет влияния на состояние конкуренции в субъекте Российской Федерации мероприятий, проводимых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках внедрения Стандарта.
В Приложении 3 к Докладу представлены субъекты Российской Федерации, в которых, по мнению территориальных органов ФАС России, наиболее успешно осуществляются системные мероприятия и мероприятия по развитию конкуренции на отдельных рынках, содержащиеся в приложении к Стандарту (по оценке территориальными органами ФАС России Докладов субъектов Российской Федерации), и на которые возможно обратить внимание с точки зрения анализа этих мероприятий для использования при необходимости опыта, наработанного регионами.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации согласно Стандарту ежегодно подготавливает Доклад субъекта Российской Федерации и размещает его на официальном сайте уполномоченного органа в сети «Интернет». В этой связи информация, приведенная в Приложении 3, может быть использована как навигатор по лучшим, с точки зрения территориальных органов ФАС России, региональным практикам.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что в отдельных случаях лучшие региональные практики не находят достойного отражения в Докладах субъектов Российской Федерации, а потому положительный опыт региона может оказаться невостребованным со стороны других субъектов Российской Федерации. Из этого следует, что подготовке Доклада субъекта Российской Федерации должно уделяться самое пристальное внимание.
В целях эффективного решения проблем, возникающих в регионах, представляется необходимым усиление содействия внедрению Стандарта со стороны федеральных структур, в том числе продолжение успешной практики проведения общенациональных и межрегиональных мероприятий по обмену передовым опытом и выявлению частных и системных проблем, препятствующих или затрудняющих внедрение Стандарта.
Также представляется целесообразным разработать ряд поощрительных стимулов для регионов России и их руководителей, где внедрение Стандарта проходит наиболее успешно и результативно.
К числу наиболее актуальных задач для заинтересованных органов исполнительной власти и организаций по итогам внедрения Стандарта в 2016 году следует отнести:
- для региональных органов власти: в максимальной степени обеспечить выполнение требований Стандарта;
- для федеральных органов исполнительной власти в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2013 № 685 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития конкуренции»: разрабатывать и реализовывать меры по развитию конкуренции на товарных рынках, включая разработку и выполнение соответствующих ведомственных целевых программ в установленной сфере деятельности, сформированных в рамках содействия региональным органам исполнительной власти с учетом внедрения Стандарта;
- продолжить работу по совершенствованию методики оценки интенсивности конкуренции и состоянию конкурентной среды в субъектах Российской Федерации.