Состояние системы распределения имущества, имущественных прав и природных ресурсов в Российской Федерации
В Российской Федерации распределение имущества, имущественных прав и природных ресурсов осуществляется, в том числе путем проведения торгов. Вместе с тем основной проблемой такого распределения имущества, прав и ресурсов является отсутствие системного подхода.
Так, в настоящее время проведение обязательных в силу законодательства Российской Федерации торгов регулируется порядка 50 нормативными правовыми актами, такими как Лесной кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Закон о несостоятельности (банкротстве), Закон о приватизации, об исполнительном производстве и иные).
В каждом из указанных актов предусмотрены отдельный порядок информационного обеспечения, требования к оформлению заявок, основания допуска/недопуска к торгам, сроки и порядок заключения договоров по результатам торгов. Кроме того, отсутствует возможность проведения электронных торгов, а если такая возможность существует, то отсутствуют единые требования к операторам электронных площадок. В ряде актов не предусмотрена возможность размещения информации о торгах на едином сайте www.torgi.gov.ru. Отсутствуют простые и администрируемые процедуры проведения торгов, что позволяет организаторам торгов и (или) претендентам на участие в таких торгах трактовать закон в свою пользу.
Подобное многообразие процедур обязательных в силу законодательства Российской Федерации торгов приводит к формированию неоднозначной правоприменительной практики, что, в свою очередь, негативно влияет на развитие конкуренции, эффективность распределения имущества, прав и ресурсов, а также способствует развитию коррупции.
Для решения сложившейся ситуации ФАС России предпринял ряд мер, направленных на публичность проводимых торгов и предупреждение злоупотреблением правом органами власти, органами местного самоуправления и специализированными организациями.
Так, в 2012 году была введена статья 181 Закона о защите конкуренции, позволяющая уполномоченному органу оперативно реагировать на нарушение процедуры торгов, а также восстанавливать нарушенные права и законные интересы хозяйствующих субъектов. Механизм оперативного обжалования позволил выявлять и устранять нарушения до завершения процедуры торгов, а также исключить дальнейшее преследование лиц, которые стали победителями торгов.
В целях обеспечения доступности информации о торгах, а также повышения прозрачности процедур торгов в 2011 году был создан единый информационный источник об обязательных в силу законодательства Российской Федерации торгах на базе сайта www.torgi.gov.ru. Создание единого государственного портала повлияло на увеличение количества участников торгов и, как следствие, стимулированию конкуренции за приобретение того или иного имущества (права).
Вместе с тем развитие указанных направлений не позволяет в полной мере нивелировать негативную практику процедурных нарушений без совершенствования законодательной базы.
По мнению ФАС России, российское законодательство нуждается в «перезагрузке», путем внедрения единой универсальной процедуры проведения торгов в случаях, когда проведение таких торгов является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, предусмотрев при этом возможность проведения электронных торгов на едином перечне электронных торговых площадок.
Так, в целях приведения к единообразию применение порядка проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов необходимо предусмотреть универсальную процедурную часть, включающую в себя основные постулаты, не зависящие от отраслевого законодательства, такие как: срок, состав и порядок размещения информационного сообщения; возможность проведения торгов в электронной форме и перечень электронных площадок, на которых будут проводиться указанные торги; требования к участникам торгов, определяющие их правоспособность; закрытый перечень оснований отказа в допуске к участию в торгах; порядок отбора победителя торгов; сроки и порядок заключения договоров по результатам торгов. И специальную часть, которая регулируется отраслевым законодательством, а именно: обязательность и форма проведения торгов; дополнительные требования к участникам торгов; требования к договору и его существенным условиям; перечень случаев, когда передача соответствующих прав возможна без проведения торгов.
Указанные изменения в законодательстве позволят существенно сократить имеющиеся в настоящий момент барьеры для предпринимателей и физических лиц в приобретении имущества и имущественных прав, что должно способствовать развитию конкуренции, обеспечению равного доступа к ограниченным ресурсам и предупреждению антиконкурентных действий органов власти и органов местного самоуправления.