Государственно-частное партнерство.
Одним из механизмов в привлечении и расширении участия частного сектора является государственно-частное партнерство. Вместе с тем, в настоящее время наблюдаются низкие темпы развития такого института.
Минэкономразвития России обнародовало Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства в 2014-2015 годах. Лидирующая позиция досталась Санкт-Петербургу. Далее расположились Республика Татарстан и Москва. В конце списка – Республика Ингушетия.[5]
При оценке уровня развития государственно-частного партнерства в регионах России учитывались следующие факторы: развитость институциональной среды; опыт реализации проектов; инвестиционная привлекательность региона. В рамках исследования было проанализировано 586 проектов государственно-частного партнерства.
На территории Российской Федерации в различных стадиях реализации находится всего лишь 131 проект государственно-частного партнерства, отвечающий представленным требованиям.
Суммарная стоимость проектов государственного частного партнёрства (на всех стадиях реализации) составляет – 1,044трлн. рублей. Общий объем привлеченных частных инвестиций в проекты государственно-частного партнерства составляет – 913,4млрд рублей (87,44%от суммарной стоимости проектов). 90 проектов государственно-частного партнерства в настоящий момент находятся на стадии реализации и управления.
По итогам расчета рейтинга регионов субъекты Российской Федерации можно разделить на 5 групп по уровню развития государственно-частного партнерства: регионы – лидеры по уровню развития государственно-частного партнерства – 60-75%, регионы с высоким уровнем развития государственно-частного партнерства – 45-60%, регионы со средним уровнем развития государственно-частного партнерства – 35-45%, регионы с низким уровнем развития государственно-частного партнерства – 25-35%, регионы с очень низким уровнем развития государственно-частного партнерства – 0-25%.
Группа лидеров состоит всего из 6 регионов, что свидетельствует о ситуативной и неравномерной политике в этом направлении экономического развития.
При этом, в первую десятку регионов с высоким уровнем развития государственно-частного партнерства входят Самарская, Свердловская, Московская и Воронежская области, однако их показатели уровня развития государственно-частного партнерства не превышают 60% и, следовательно, на текущий день они не претендуют на статус регионов-лидеров.
Большинство проектов в регионах со средним уровнем развития государственно-частного партнерства находятся на прединвестиционной стадии или региональный опыт представлен несколькими небольшими проектами государственно-частного партнерства. К ним относятся субъекты, находящиеся в промежутке между 20 и 40 местами. У данных регионов средний уровень инвестиционной привлекательности.
К группе регионов с низким уровнем развития государственно-частного партнерства относятся те субъекты Российской Федерации, в которых развитие государственно-частного партнерства находится на ранней стадии становления, но при этом постепенно создаются необходимые условия для реализации проектов государственно-частного партнерства. Во многих регионах данной группы отсутствует опыт реализации проектов государственно-частного партнерства или проекты находятся на стадии инициирования. Большое влияние на позиции в рейтинге регионов данной группы оказывает низкий уровень их инвестиционной привлекательности.
К группе регионов с очень низким уровнем развития государственно-частного партнерства относятся чуть менее 20 субъектов Российской Федерации. За исключением нескольких регионов, таких как Республика Алтай, Чукотский Автономный округ, Забайкальский край, Тюменская область и Северная Осетия, практика применения механизмов государственно-частного партнерства в субъектах данной группы отсутствует, а институциональная среда не развита. Также регионы этой группы отличаются наиболее низкими показателями инвестиционной привлекательности.
Одним из показателей уровня развития институциональной среды в субъекте Российской Федерации является региональный закон об участии субъекта РФ в государственно-частных партнерствах.
Такие правовые акты приняты в 68 субъектах Российской Федерации, еще в 4-х регионах разработаны проекты соответствующих актов.
При этом, стоит отметить, что только в 18 регионах из 68 (26,5%) данные законодательные акты применялись для реализации проектов государственно-частного партнерства; только в 4 регионах (4,7%) действует региональное законодательство, которое эксперты оценили как эффективное (без понижающего коэффициента). К ним относятся Санкт-Петербург, Томская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и Свердловская область.
Таким образом, внедрение и реализация механизма государственно-частного партнерства находится на низком уровне и не позволяет в полной мере реализовать приток больших частных инвестиций.
Для оценки влияния государства на экономические процессы необходимо также обратиться к оценкам Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, который в своём докладе «Оценка конкурентной среды в России» представил результаты опроса представителей бизнеса на тему «Каково влияние государства на состояние конкурентной среды и деятельность российского бизнеса?». Так, 33% опрошенных представителей бизнеса считают, что органы власти мешают бизнесу своими действиями и инициативами, в свою очередь лишь 4% опрошенных заявили, что действия органов власти оказывают положительное влияние на российский бизнес (против 9% в 2015 году).