Основные конструкты терапии реальности

Говоря об основах терапии реальности, Глассер указывает, что все клиенты недовольны тем, как удовлетворяются их нуж­ды, поэтому они часто прибегают к неэффективному поведе­нию, обрекающему их на неудачу. Далее:

“...У всех пациентов есть общая черта: все они отрицают ре­альность окружающего их мира. Некоторые нарушают закон, отрицая тем самым правила общества. Другие обвиняют во всем соседей и составляют заговоры против них. Некоторые боятся людных мест, закрытых помещений, самолетов, эскалаторов, и при этом спокойно воспринимают иррациональность своих страхов. Миллионы пьют, чувствуя свою неадекватность, которой можно было бы избежать, научившись быть другим. Много людей выбирают самоубийство, вместо того, чтобы по­смотреть в лицо реальности и понять, что они могут решить свои проблемы более адекватным способом. Отрицание реаль­ности может быть частным или полным, как у больного шизоф­ренией. Терапия будет только тогда эффективной, когда пациент прекратит отрицание мира и признает, что реальность не только существует, но и законы ее таковы, что они должны удовлетво­рять свои потребности только в рамках реальности. Терапия, которая ведет пациента к реальности, может быть названа тера­пией, нацеленной на реальность, или просто Терапией реально­сти”.

(Глассер, 1965)

Терапия реальности — это просто использование здравого смысла в психологии. Глассер считает, что важно понять, чего человек хочет, в чем нуждается, изучить его неудачи, изучить те факторы окружения, которые необходимы для удовлетворения его потребностей. Потребности можно удовлетворить только в реальном мире. Человек должен понять и принять, что мир не­совершенен и не подстраивается под интересы человека, и чело­век должен уметь действовать позитивно. Мировоззрение тера­пии реальности в том, что человек в какой-то мере властен над своей судьбой, если он реалистично воспринимает себя и окружающий мир.

Как можно предугадать, терапия реальности строится на осознанном, запланированном поведении, и уделяет мало внимания таким глубинным аспектам, как перенос, подсознательные процессы мышления и т. д. Она рассматривает прошлое как нечто раз и навсегда закончившееся — важно только настоящее и будущее. Однако, терапия реальности не применяет приклад­ной бихевиоральный анализ, детальный план тренировки на­стойчивости или систематическую десенсибилизацию. Скорее она, как и рационально-эмоциональная терапия, делает упор на ответственности и возможности выбора. Важно, чтобы клиент посмотрел на свою жизнь и выяснил, какое поведение является деструктивным. Но самый важный шаг — это принять ответст­венность, которую Глассер определяет как “способность выпол­нить свои желания без ущемления возможности других выпол­нять их желания”. Обучение ответственности — длительный процесс. Учитывая, где и с кем приходится работать (в клинике, с обитателями тюрем, со школьниками и в общественных мес­тах), ясно, что очень важно установление отношений, основан­ных на доверии. Здесь установление контакта идет не так легко, как при посещении клиентом кабинета высокооплачиваемого психоаналитика, где доверие устанавливается почти автоматически. Очень важно то, что за личность сам терапевт. Крайне нужны тут теплота, уважение, забота о других, положительное отношение и открытость. Кроме того, психолог, ориентирован­ный на терапию реальности, как правило, принимает клиента вне стен кабинета. Такой терапевт должен быть готов к тому, что он будет беседовать с трудным подростком на спортивной площадке, что он будет классным руководителем тех детей, ко­торых он консультирует, или даже работать в тюремной охране. Такая многогранность требует от человека определенного склада характера. Но, с другой стороны, эти трудности позволяют тера­певту-реалисту наблюдать длительный процесс построения у клиента ответственного отношения к жизни вне терапевтиче­ского сеанса.

ЗАПИСЬ ИНТЕРВЬЮ И АНАЛИЗ

Консультации по методу терапии реальности могут быть разными — от регулярных часовых встреч до коротких личных встреч в столовой, классной комнате и других местах. По этой причине терапия реальности становится для некоторых людей стилем их жизни. Ниже мы приведем второй сеанс терапии ре­альности. Клиентом является 18-летний юноша, который неод­нократно обижал младших школьников. На его счету также продажа алкоголя младшим, оскорбление учителей и кражи. Он проходит испытательный срок, живет в интернате полузакры­того типа, а психолог — из штата этого заведения. Они только что кончили играть в пинг-понг.

1. П: Ну вот! 21—18, ты выиграл три партии, а я выиграл в конце одну.

2. К: Вы отыгрались в конце. Я выдохся (садится пить кофе).

3. П: Как идут дела? Открытый вопрос

4. К: Я всю прошлую неделю искал работу. Но ничего не получилось. Похоже, эти скоты предугадывают, что я приду, и прячут объявле­ние “требуется”, как только я приближусь.

5. П: Похоже, ты постарался. И в скольких местах ты пытался найти работу?

Пересказ, закрытый вопрос, поиск конкретного поведения.

6. К: Во многих, но они не дали мне ни малейшего шанса.

7. П: Расскажи, где ты побывал. Директива.

8. К: Я спрашивал на заправочной станции в конце улицы. Они меня не приняли. Я никому не нужен.

9. П: Куда ты еще ходил? Закрытый вопрос.

10. К: Я попытался еще на двух станциях. Они даже не захотели на меня взглянуть. Да и платят они мало. Ну их к черту!

11. П: На самом деле ты искал мало. Похоже, ты ждешь, что тебе все принесут на тарелочке. Ты считаешь, что заглянуть на пару станций — это искать работу? Пересказ, интерпретация, закрытый вопрос.

12. К: Думаю, что нет. Но никто не хочет нанимать меня.

13. П: Давай взглянем на это по-другому. В экономике сейчас спад. Каждый дорожит своей работой. У меня есть приятель твоего воз­раста, он обращался в 35 мест, прежде чем получил работу, а ты попробовал только в 3 местах и бросил. Кто виноват — ты, владель­цы станций или экономика ?

Директива, предоставление информации, открытый вопрос, конфронтация.

14. К: Да, но что я могу поделать? Я пытался...

15. П: В трех местах. Кто ответственен за то, что пытался только в трех местах, когда в такое время нужно драться за рабочее ме­сто?... Пошли, Джо!

Интерпретация.

Интервью продолжается, акцент делается на ответственно­сти. Там, где психолог роджеровского типа, возможно, применял бы пересказ и отражение чувств, терапевт-реалист заостряет беседу на поведении через вопросы и интерпретацию. Процесс изучения поведения сродни действиям психолога-бихевиориста по прикладному бихевиоральному анализу, но здесь данные о поведении используются совсем иначе. Вместо того, чтобы рабо­тать над изменением поведения, терапевт-реалист работает над осознанием ответственности, принятой клиентом. Можно начи­нать более эффективные поиски работы. Вот как в интервью выглядит процесс планирования:

51. П: Итак, что на прошлой неделе ты решил? Не искать работы совсем? Ты взял на себя ответственность за то, чтобы не рабо­тать?

Отражение смысла, интерпретация.

52. К: Это не совсем так. Я просто решил не очень стараться.

53. П: А как насчет следующей недели?

54. К: Полагаю, мне следует поискать снова, но на самом деле мне это не нравится.

Терапевт-реалист идет здесь к реалистичному анализу того, что может ждать клиента на рынке рабочей силы. Он постоянно подчеркивает необходимость приступить к действиям и принять на себя ответственность за свою судьбу. Они попробовали роле­вую игру “поиск работы”: были также рассмотрены некоторые альтернативы по более эффективному поиску работы. Джо пы­тался избежать ответственности (Я не могу этого сделать), но психолог критиковал его стремление к самооправданию и отре­зал этот путь к отступлению.

Терапевт-реалист использует методы и идеи других теорий, если это служит цели поставить клиента перед реальностью. Как правило, такой терапевт всегда остается самим собой, использу­ет юмор, сарказм и конфронтацию очень личным способом, помогая клиенту понять картину своего поведения и построить новый стиль поведения.

Большое значение в терапии реальности имеют ролевые иг­ры, системное планирование, просто обучение людей. Если практикующие терапию реальности обладают какой-то властью (охранник, директор, психолог реабилитационного заведения), но для них терапия реальности есть продолжение себя, а это обязательно добавляет им искренности и доброжелательности, чего в других методах иногда недостаточно. Например, тюремный охранник, обучившись методам терапии реальности, начи­нает более реалистично осознавать свою позицию как позицию власти и контроля. Но когда установятся ролевые отношения, может пойти процесс переобучения и обучения ответственности.

Таблица 11-3

ПРИМЕР ПРАКТИКИ ПО ТЕРАПИИ РЕАЛЬНОСТИ

Более, чем другие направления, терапия реальности требует, чтобы психолог (терапевт) был вместе с клиентом. При этом требуется оставаться самим собой ивыработать подходящий стиль общения. По этой причине практическая ценность этого упражнения снижается. Однако оно полезно, так как помогает понять возмож­ности терапии реальности.

1. Спросите себя: “Хочу ли я быть вовлеченным в судьбы других людей? Для человека, который хочет заниматься терапией реальности, необходимо обладать достаточным количеством таких качеств, как искренность, доброжелательность, желание постоянно общаться с людьми. Трудно быть терапевтом-реалистом, посто­янно скрываясь в своем офисе, выходя из него только для ланча или кофе. Нужно понять себя и свои обязательства.

2. Вновь спросите себя: “Я вляюсь ли я человеком ответственным и понимаю ли я, что значит ответственность?” Верите ли вы, что вы — хозяин собственной жизни, что вы “командуете”, что вы отвечаете за последствия своих поступков?

С другом или при помощи дневника попытайтесь разобраться в ситуациях, где вы были ответственны за свое поведение. Попробуйте применить концепцию Глассера к себе, к своему прошлому.

Верите ли вы, что можно помочь другим жить по-новому через инструкции и преодолевая реальные, ежедневные проблемы жизни? Если вы более склонны рабо­тать с событиями прошлого, с внутренним миром клиента, вам следует придержи­ваться гуманистической или психодинамической ориентации, терапия реальности не для вас. Терапия реальности требует, чтобы вы были жестким и требовательным к другим, но одновременно и по отношению к себе.

4. Если вы удовлетворены собственной реакцией на эти три вопроса, то обрати­тесь к упражнению 11.1 по рационально-эмоциональной терапии. Попробуйте это упражнение применить к терапии реальности, заменяя слово “иррациональная идея” словом “безответственность”. Что вы можете сказать с точки зрения ответственности о себе и других? Отношении к реальности? Пока вы не сможете выявить безответст­венность других и свою собственную, до тех пор овладеть терапией реальности невозможно.

Наши рекомендации