Предыстория возникновения убеждений

Когда мы оценили и определили иррациональные предубеж­дения, то сразу возникает вопрос: “Что делать?” Во-первых, Крамбольц предлагает изучить допущения и предложения ирра­циональных убеждений. Например, вы с клиентом выявили убеждение типа “Я не смогу работать с женщиной-боссом” как неадекватное и иррациональное. Задача состоит в том, как взглянуть на это убеждение. Откуда это убеждение появилось? Проявлялось ли это в предыдущих ситуациях? Для поиска про­шлых ситуаций можно использовать упражнения свободных ассоциаций. Можно спросить клиента о том, что стоит за утвер­ждениями. Можно восстановить ситуации прошлого при помо­щи ролевых игр. Таким образом с помощью этих и других тех­ник можно изучить убеждения. Интересно, что сам факт изуче­ния убеждений способен их изменить.

Вы как психолог можете подчеркнуть несоответствие между словами и делами. Очень важно владеть искусством конфронта­ции. Приведем спор с неадекватными убеждениями на таком примере:

Клиент: Я просто не смету сработаться с женщиной-боссом.

Психолог: Я вижу, как вы это твердо говорите: “Я не смогу срабо­таться”, но при этом вы покачиваете левой рукой.

Здесь психолог имеет несколько дальнейших возможностей:

1) можно просто пользоваться методами выслушивания и пусть клиент сам справляется с ситуацией при поддержке психолога;

2) перейти к упражнениям по гештальт-терапии из главы Х и предложить клиенту поговорить с левой рукой, которая по­качивается и дрожит;

3) предложить клиенту свободные ассо­циации, отталкиваясь от эмоционального противоречия, которое он высказал;

4) попробовать другие возможности работы с проти­воречием.

Очень полезно для клиента при решении реальной пробле­мы выявить барьеры на пути к цели. Как уже неоднократно го­ворилось, консультирование без конкретных целей часто пре­вращается в “бихевиористское зацикливание”. Поэтому поста­новка целей в рамках интервью крайне важна. Но этого недоста­точно. У клиента могут появиться неуместные и нереалистиче­ские цели. С помощью тщательно подобранных вопросов и внимательного выслушивания вы можете помочь ему обрести более подходящие рабочие цели. Клиент, например, ставит цель стать менеджером. Изучив цели и препятствия на пути к ней, вы можете сформулировать промежуточную цель в виде, например, поступления в колледж.

ЗАПИСЬ И АНАЛИЗ ИНТЕРВЬЮ

Во многих аспектах работа Крамбольца похожа на работу Эллиса и Бека. Однако он разработал три вопроса, которые по­казывают, как когнитивно-бихевиоральная терапия работает с ложными доводами. Как только вы установили наличие ирра­циональной идеи, ложный довод, частное правило, то вы можете задать три вопроса, проясняющие процессы мышления клиента:

1. Откуда вы знает, что это правильно?

2. Какие шаги вы можете предпринять для проверки?

3. Какие доказательства убедят вас в том, что правильна про­тивоположная точка зрения?

Подобные вопросы лежат в основе интервью, которое про­вел Крамбольц, пытаясь помочь клиенту осознать свои истин­ные ценности. Клиент отрицал наличие материальных сообра­жений в своем выборе профессии, а Крамбольц показывает, что проблема более сложна. Приводим отрывок из диалога:

И: Вы заявили, что у вас скептическое отношение к ценностям среднего класса.

С: Да, вы правы. Я скептически отношусь к ценностям среднего клас­са. Мне не нравится, когда любой человек, вплоть до фотографа, влияет на меня. Я не Могу вспомнить его мнения, но был один такой. Он сделал цикл “Пригород”. Он сделал его в Калифорнии, в Санта-Барбаре, и люди на этих снимках озабочены такими проблемами: “Какую марку автомобиля я куплю в следующий раз?” или “Я только-что купил новый газовый гриль для пикника”.

И: Ну-Ну.

С: Или: “У вас новый бассейн” и “Мой сын Боб отлично пробежал вчера 200 ярдов и собирается отправиться в престижную школу на востоке, где будет обучаться бухгалтерии” (смеется). Кошмар.

И: То есть эти предметы материального благополучия мало что зна­чат для вас... Позвольте мне в этом усомниться!

С: 0'кей.

И: Вы говорили, что хотели бы сделать много денег.

С: Но я...

И: Но что вы хотели бы с ними делать? Или только делать деньги и считать их?

С: Я не собираюсь их считать. Я думаю, что это важно. Ведь в на­шем обществе это мера того, что человек стоит. Но что я буду де­лать с ними, когда они у меня появятся? Не знаю.

И: Ну-ну.

С: Не знаю, хорошо это или нет, но я купил бы хороший дом и хоро­ший спортивный автомобиль.

И: Ну-ну.

С: Не знаю почему, это всегда меня волновало.

И: Так-так.

С: Я же могу немного купить... О, Боже, я сам не верю, что это я говорю! (смеется) Я был просто в рамках другого класса.

И: Именно так.

С: Знаете, это было очень полезно для меня. Это просто открытие для меня!

И: Да-да. (пауза)

С: В этом что-то есть (смеется). Может так и надо. Пожалуй, я в душе материалист. Может я хочу всего этого, просто потому, что я этого хочу, а ?

Приведенный диалог заставил клиента взглянуть по-новому на противоречия в его ценностях. Клиент выражает желание избежать вещизма, но потом переходит к более реалистичным убеждениям и желаниям. Вооруженный этой информацией, психолог может двигаться по разным направлениям. Можно вернуться к вопросу о профессии и искать работу, на которой можно “делать большие деньги”. Напротив, через свободные ассоциации можно попробовать выяснить, как появилось и раз­вивалось стремление к благополучию. После этого психолог может вновь использовать конфронтацию при разборе этих пат­тернов, в надежде найти баланс между крайностями про- и ан­тиматериализма.

На последней стадии профориентации психолог должен на­метить поведение клиента и направить его на конкретные дей­ствия по достижению цели, как это сделал бы психолог-бихевиорист.

Наши рекомендации