Основные конструкты и техники Крамбольца

Крамбольц считает, что люди, усвоив ряд правил и убежде­ний, руководствуются ими в крупных и мелких вопросах карье­ры. Эти частные правила очень напоминают иррациональные идеи Эллиса и “ложные убеждения” Бека. У одних клиентов правила и убеждения оказываются более эффективны, чем у других. Если вы хотите облегчит клиенту решение вопросов карьеры, то ваша задача состоит в том, чтобы понять эти част­ные убеждения и то, как они мешают (или помогают) клиенту.

Клиент может верить, что он компетентен в вопросах карьеры или что положение на рынке труда “полностью безнадежно”. Если необходимо принять рациональное решение по карьере, то совершенно необходимо выявить эти иррациональные идеи.

Какие же убеждения отрицательно влияют на выбор профес­сии и на сам процесс работы? Рассмотрим классификацию та­ких предубеждений, которую составил Крамбольц:

1. Ошибочные суждения, обобщения. “Я слишком застенчива, чтобы работать медсестрой”.

“Я не люблю находиться на людях”.

“Все люди, работающие на заправочных пунктах — очень тупые”.

2. Сравнение с единичным стандартом. “Я не внушаю такого доверия, как мой отец. Мне нечего де­лать в бизнесе”.

“Я знал одного парня из Сан-Франциска. Он был плут. Мне не хотелось бы заниматься торговлей”.

3. Преувеличенная оценка эмоциональных последствий. “Я не буду пытаться поступать в колледж. Для меня будет слишком большим ударом, если я не поступлю в колледж, в котором учатся мои друзья”.

Эти предложения иллюстрируют несколько иррациональных мыслей, влияющих на профессиональный выбор. Крамбольц называет также и другие категории подобных убеждений — на­пример, “ложные связи” (“Я не поступлю на работу, потому что не понравилась человеку, проводившему анкетирование”); игно­рирование реальных фактов (“Я думаю, что смогу поступить в престижный колледж. Хотя я всего два года занимался матема­тикой”); самообман (“То, что меня уволили с двух предыдущих работ, не повлияет на это назначение”).

Независимо от того, занимаетесь ли вы оценкой дальнейшей карьеры, или это просто личная консультация, очень полезно внимательно выслушать эти и другие ложные убеждения. Не обязательно сразу же их разоблачать, но эти паттерны мышле­ния необходимы для дальнейшей работы с клиентом.

КАК РАСПОЗНАВАТЬ НЕАДЕКВАТНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ

У Крамбольца есть ряд методов, которые облегчают обнару­жение укоренившихся иррациональных паттернов мышления.

Один из путей — по таблице 11.1, когда вы выявляете иррацио­нальные идеи в своем окружении. Нижеприведенные техники, разработанные для профориентации, имеют более широкое при­ложение и показывают, как другие методы можно вставить в рамки когнитивно-бихевиорального подхода.

Реконструкция первоначальных событий

Цель — обсудить и описать важные происшествия прошло­го. Каждое из этих происшествий много говорит нам о том, как клиент конструирует мир и какие правила и убеждения вытека­ют из этого мировоззрения. К примеру, клиент ищет новую ра­боту и говорит, что не прошел прошлый раз интервью. Задавая вопросы, применяя пересказ, подводя итоги, вы можете доволь­но точно восстановить первоначальное событие, которое было источником неадекватных убеждений. Восстановив это событие прошлого, вы можете изменить, переинтерпретировать его смысл.

Техника реконструкции очень похожа на упражнение из психодинамической теории (ем. стр. 262), в котором вы вместе с клиентом восстанавливаете события прошлого, или анализируе­те сны с помощью свободных ассоциаций. Но если там делается акцент на инсайт, то когнитивно-бихевиоральная практика за­интересована в изменении старых паттернов ложных предубеж­дений.

Самонаблюдение

Здесь клиенту предполагают взглянуть на собственное функ­ционирование в мире. Ведение записей и самонаблюдение — традиционные бихевиористские методы — здесь очень важны. Клиент чувствует тревожность в аудитории, и вы с клиентом знаете, что эта тревожность “как-то” связана с определенной ситуацией. Клиент останавливается и делает подробную запись контекста ситуации (например, с кем он разговаривал), а также отмечает те эмоции, которые ассоциируются с ситуацией. Мож­но также записать и случайные мысли (свободные ассоциации). Главное в таком самонаблюдении — взгляд на себя со стороны. Интересно, что сам факт этого часто разрушает иррациональное мышление.

Другой способ выявления неадекватных убеждений — “мыс­ли вслух”. Вы предлагаете клиенту поработать над задачей, и при этом “думать вслух” и говорить обо всем, что приходит в голову. Конечно, это напоминает технику свободных ассоциа­ций, но направленность этой техники совершенно другая.

Психодинамические оценки

Крамбольц перечисляет тот инструментарий, который по­могает психологу оценить процесс мышления. В частности, упоминает “Вопросник по убеждениям, связанным с карьерны­ми решениями” (Митчелл и Крамбольц), “Вопросник действен­ности” (Митчелл, Крамбольц, Киннер), “Выбор профессии” (Холланд, Дайгер). Эти и подобные инструменты помогают выявить иррациональные мысли. Крамбольц предлагает также проективные тесты, вроде теста ТАТ.

Наши рекомендации