Гештальт-терапия: комплекс эффективных микротехник

Фриц Перлс разработал гештальт-терапию, чтобы заполнить пробелы психоанализа. Согласно его взглядам, личность состоит из множества частей, и это делает ее неповторимой. Начинаем мы свою жизнь более или менее “едиными”, но по мере роста и развития мы переживаем чувства и страхи, которые ведут к по­тере некоторых частей личности. Это расщепление необходимо предотвратить, если мы хотим принять настоящую жизнь. Таким образом, гештальт-терапия тесно связана с интеграцией и реинтеграцией наших расщепленных частей в цельную личность. Согласно этой концепции, люди отвечают за свои поступки в мире, но мир так сложен, что очень мало можно понять в дан­ный момент. Таким образом, гештальт-терапия сконцентрирова­на на текущих, сегодняшних переживаниях клиента. Очевидно сходство ключевых конструкций с основными позициями экзи­стенциализма. В сложном и многовариантном мире, согласно экзистенциальным взглядам, можно действовать разными путя­ми. Перлс делает ударение на “здесь и сейчас”, на сиюминутном опыте, который признан гармонизировать личность, объединять ее с другими людьми и с миром в целом. Меньше внимания уделяется прошлому и будущему. Перлс пишет: “Как только вы оставляете твердый фундамент настоящего и ваше внимание обращается в будущее, вами овладевает тревога и беспокойство”.

Концепция Перлса — по сути эгоцентрическая, индивиду­альная разновидность терапии.

У нас будет возможность обсудить гештальт-терапию деталь­но. Наша цель — испытать некоторые мощные методики, разра­ботанные Перлсом и его коллегами. Можно утверждать, что его вклад в психотерапию — скорее методологический, чем теорети­ческий. Перлс — привлекательный, динамичный психотерапевт, который обучался классическому анализу, но быстро понял его ограниченность. Он привнес в психотерапию свои четкие зна­ния и огромный талант. Перлс и его коллеги формализовали гештальт-терапию и ее техники в довольно сложной форме. (Перлс и Хефферлейн, 1951, Перлс, 1969) Однако самый лучший способ понять гештальт-терапию — это попробовать ее в дейст­вии. Следующий отрывок характерен для работ Перлса. Обрати­те внимание, что интервью идет в настоящем времени.

1. Мег: Мне снится сон, будто я сижу на помосте, какой-то мужчи­на сидит рядом со мной, рядом со мной лежит гремучая змея, она свернулась кольцами, и мне страшно. Она не собирается нападать на меня, но я все равно боюсь. А мужчина говорит мне, что если не бес­покоить змею, она не тронет тебя. Вторая змея внизу, и там же сидит собака.

2. Фриц: Что там? (открытый вопрос)

3. Мег: Собака и вторая змея.

4. Фриц: Итак, наверху одна змея, внизу другая и собака. (пересказ)

5. Мег: Собака фыркает на змею. Собака приближается к змее, вро­де бы хочет поиграть с ней. Я хочу остановить ее.

6. Фриц: Сделайте это. (директива)

7. Мег: Собака, стоять!

7. Фриц: Громче!

7. Мег: Стоять!

7. Фриц: Громче!

7. Мег: (кричит) Стоять!

7. Фриц: Громче!'

7. Мег: (вопит) Стоять!!!

8. Фриц: собака остановилась? (закрытый вопрос)

9. Мег: Она глядит на меня. Вот собака подходит к змее, ложится. Змея обвивается кольцами вокруг собаки, и та выглядит довольной.

10. Фриц: А теперь расскажите нам о взаимодействии между соба­кой и змеей.

(директива)

11. Мег: Мне надо разыграть это?

12. Фриц: Их обоих. Ведь это ваш сон. Каждый из них — это часть вас самой.

(директива, интерпретация)

13. Мег: Я — собака. Гав. Привет, змея. Мне нравится, что ты меня обвиваешь.

14. Фриц: Посмотри на группу. Скажи это кому-нибудь. (директива)

15. Мег: (посмеиваясь) Привет, змея. Мне нравится, что ты обвива­ешься вокруг меня.

16. Фриц: Закройте глаза. Прислушайтесь к телесным ощущениям. Что вы чувствуете? (директива)

17. Мег: Я дрожу. Чувствую напряженность.

18. Фриц: Пойдем дальше. Не надо унимать дрожь. (Тело Мег прихо­дит в движение). Так. Вы можете это станцевать? Танцуйте. Глаза открыты, вы чувствуете свое тело, выражаете свои ощуще­ния... (Мег, дрожа, передвигается, делая резкие движения.) А теперь танцуйте змею... (Мег двигается медленно, грациозно извиваясь.) Ка­кие ощущения возникают, когда вы изображаете змею?

(директива, открытый вопрос)

19. Мег: Это что-то... Медленно, тихо — остерегаюсь всякого, кто подходит близко.

20. Фриц: Хмм. (поощрение)

21. Meг: Ни в коем случае не подпускаю близко, готова ужалить.

22. Фриц: Скажите это нам. (директива)

23. Мег: Если вы подойдете близко ко мне, я ужалю вас.

24. Фриц: Я вас не слышу, я вам не верю. (обратная связь)

25. Meг: Если вы подойдете близко, я ужалю вас!

26. Фриц: Скажите это каждому из нас.

27. Мег: Если вы подойдете близко, я ужалю вас!!!

28. Фриц: Скажите это и свои телом.

29. Мег: Если вы подойдете ко мен, я ужалю вас!!!

30. Фриц: А ваши ноги? Похоже, вы чувствуете себя расслабленно?

(открытый вопрос, обратная связь)

31. Мег: Да.

32. Фриц: Вам трудно стоять на ногах. (интерпретация)

33. Мег: Да, я чувствую... Вроде бы есть силы, но если я пойду, то ноги становятся резиновыми.

34. Фриц: Пусть становятся резиновыми. Попробуйте, какие они крепкие. Стукните по полу ногой... Теперь другой. А теперь пусть ноги станут резиновыми. (Колени у Мег подгибаются) Сейчас труд­нее, не так ли?

(директива, открытый вопрос)

35. Мег: Так.

36. Фриц: Сейчас снова попробуйте фразу “Если вы подойдете...” (она делает попытку и смеется) (директива)

37. Мег: Если... Если вы...

38. Фриц: Хорошо, давайте сменим фразу. Скажите: “Подойдите ближе”.

(директива)

40. Фриц: Как вы себя чувствуете сейчас? (открытый вопрос)

41. Мег: Чувствую тепло.

42. Фриц: Вы чувствуете реальность этого? (открытый вопрос)

43. Мег: Да.

44. Фриц: 0'кей. Теперь мы сняли страх перед прикосновением.

(Перлс. 1969)

Интересно сравнить Перлса и Роджерса. Роджеровская пси­хология использует методы внимания и выслушивания, а Перлс — в основном методы воздействия — директиву, обратную связь, интерпретацию. Если у Роджерса все строится на эмпатии, положительном отношении, то Перлс во время сеанса ведет себя несколько отчуждено, его уважение к другому прояв­ляется только когда он становится самим собой. И хотя оба ищут искренних отношений, но Роджерс терпеливо дожидается этого, а Перлс может требовать, добиваться доверительных от­ношений.

И роджеровская и гештальт-терапия находятся, тем не ме­нее, в рамках экзистенциального гуманизма. У Роджерса не­сколько более выражена склонность к настоящему времени. Обе терапии аппелируют к индивидуальности, хотя у Роджерса больше внимания уделяется отношениям с окружающими, а у Перлса утверждается ответственность человека за свою судьбу. Удивительно, насколько при всей схожести целей, различаются методы этих теорий. К сожалению нет исследований, которые сравнили бы результативность названных подходов. По мнению многих практиков-клиницистов, гештальт-терапия дает более быстрые перемены, но она обладает и потенциально деструк­тивным воздействием, если терапевт хочет добиться изменений слишком быстро. Клиент воспринимает гештальт-терапевта как “гуру”, это вселяет в него веру и увеличивает его возможности. В работах Либермана (1972), Стриппа и Хадли (1972) отражена опасность появления харизматического терапевта.

Как уже отмечалось, Перлс оказал большое влияние на пси­хологию своей энергичной и активной манерой. Перечислим некоторые техники гештальт-терапии:

1. Восприятие “здесь и сейчас”. Методы гештальт-терапии помогают клиенту воспринимать мир сейчас, а не в будущем. Что сделано, то сделано, что будет, то и будет. Хотя обсуждают­ся и прежние переживания, мечты, размышления о будущем, но акцент делается на их связи с сиюминутными ощущениями и переживаниями.

2. Директивность. Гештальт-терапия постоянно указывает клиентам, что им делать. Возьмем пример с Мег: она в прошед­шем времени говорит о своих снах. Перлс простой директивой “Скажи им” переводит все в настоящее время. На протяжении всего сеанса он направляет действия клиента. Дополнительную силу директивам дает обратная связь (24), вопрос, относящийся к чувствам (30) и интерпретации (32).

3. Речевые изменения. Гештальт-терапии, как правило, стре­мится сменить вопросы на утверждения, т. к. большинство во­просов есть не что иное, как замаскированные утверждения. (“Я тебе нравлюсь?” может в действительности означать “Я не уве­рен, что нравлюсь тебе”.) Терапевт добивается, чтобы клиент заменял вопросы на Я-утверждения, усиливая, тем самым, лич­ную идентификацию и конкретность. Клиенту предлагают гово­рить в настоящем времени (“Все происходит здесь и сейчас”), благодаря этому легче сфокусироваться на проблеме. Гештальт-терапия говорит только о том, что видит перед собой. Именно поэтому предпочтительнее вопросы “как”, “что”, чем вопросы “почему”, которые направляют беседу по интеллекту­ально-философскому руслу.

4. Метод пустого кресла. Пожалуй, самый известный и сильный метод гештальт-терапии — это метод пустого кресла. Клиенту предлагают поговорить с воображаемым субъектом конфликта, якобы сидящим в пустом кресле напротив. После реплик клиента психолог предлагает ему пересесть в другое кресло и ответить за своего противника. Психолог направляет диалог между клиентом и воображаемым оппонентом, предлагая ему поменять кресло в критические моменты разговора. С по­мощью этого упражнения клиент учится более полно чувствовать и глубже понимать. Часто при этом клиент понимает, что прое­цирует свои мысли и чувства на другого человека (табл. 10.2).

Таблица 10.2

УПРАЖНЕНИЕ ИЗ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ: МЕТОД ПУСТОГО КРЕСЛА

Одно из основных упражнений — это занятие с “пустым креслом”. С помощью этого метода работают с противоречивыми чувствами и мыслями, инконгруэнтостями и амбивалентными проявлениями. Этот метод применим как к межличностным, так и к внутренним конфликтам.

1. Подумайте о конфликте, амбивалентных чувствах или о случае, когда вы хо­тели проявить настойчивость, но это не получилось. Оживите ситуацию, вспомните ваши мысли и чувства.

2. Выберите любую сторону, какая вам больше подходит; и начинайте словесно выражать мысли, чувства, переживания другой стороне, которая якобы сидит в другом кресле. Выражайте свои чувства открыто, будьте сердитыми, раздраженными, выражайте все, что вы чувствуете. Когда вы высказались, пересядьте на другое кресло — кресло противоположной стороны.

3. Теперь вы можете высказать контраргумент — противоположные мысли и чувства — поспорить с первой стороной. Выражайте чувства и мысли другой сторо­ны с нужным эмоциональным накалом. Когда вы выскажете все, пересядьте в крес­ло, с которого начали.

4. Теперь вы выступаете за первую сторону: выскажите реакцию на только что сказанное. Кончив, пересядьте во второе кресло и выскажите свое отношение.

5. Продолжайте процесс, пока не достигните понимания сути конфликта или инконгруэнтности. Возможно, хотя и не обязательно, вы найдете решение проблемы.

6. Опытный психолог умеет оценить, насколько полезным окажется для клиента это упражнение, он направляет клиента в русло нужного решения. Подобное упраж­нение, кроме того, стимулирует развитие самосознания. Оно особенно полезно при эмоциональной инконгруэнтности и занимает существенное место в методологии гештальт-терапии.

5. Беседа с частью своего “Я”. Это разновидность метода пустого кресла, которая помогает заметить у клиента инконгру­энтности. Выявляются две стороны проблемы либо конфронта­ция частей личности (иногда для этого необходимо узнать кое-какие детали, а иногда психолог сразу приступает к упражне­нию). В диалоге участвуют две стороны личности, используется “пустое кресло”. Часто во время спора две стороны приходят к новому решению или ответу. Вариация этой темы получается, если психолог замечает инконгруэнтность, смешанные сообще­ния на языке жестов (либо между вербальными и невербальны­ми проявлениями). Тогда в разговор вступают напряженная пра­вая рука и расслабленная левая, а может быть разговор между покачивающейся ногой и больным животом. Часто такие диа­логи дают быстрый прорыв к пониманию проблемы.

6. Верхняя собака и нижняя собака. Гештальт-терапевт всегда ищет авторитарную, требовательную “верхнюю собаку”, которая говорит “должен”, “обязан”. Напротив, “нижняя собака” более пассивна, с чувством вины, она всегда ищет прощения. Диалог между ними помогает клиенту лучше понять себя.

7. Фиксированное ощущение. Когда в процессе интервью про­являются ключевые эмоции (часто через невербальные движе­ния), то психолог сразу же обращает внимание на чувство и его значение. Так, в реплике 18 Перлс предлагает клиентке дро­жать — прекрасный пример этой техники.

8. Работа со снами. Приведенный отрывок показывает, как гештальт-терапия работает со снами. Именно здесь гештальт-терапия очень напоминает психоанализ. Но сны используются не для понимания прошлых конфликтов, а для интерпретации текущей ситуации. Сны — это часть клиента. Любой элемент сна — личность, объект, сцена — это проекция переживаний клиента, и работая над интерпретацией снов, возможно объеди­нить разрозненные части в единую личность.

С помощью этих эффективных методов Перлс оказал впе­чатляющее воздействие на практику психотерапии. Более, чем кто-либо он сумел показать, что клиент способен быстро прийти к глубокому пониманию себя. Хотя теоретический фундамент подвергался серьезной критике и не получил эмпирического подтверждения, несомненно, его работа и его жизнь оказали большое влияние на экзистенциально-гуманистическую тради­цию.

Перлс из тех терапевтов, которые полагаются на методы воз­действия. Хотя изначально он занимается тем, что развивает у человека собственные суждения о жизни, но и сам он не колеб­лется, когда нужно высказывать свое мнение, интерпретировать события, он подсказывает клиенту, что нужно делать. (Справедливости ради стоит отметить, что он прибегает к директивности только в том, что касается самого интервью, а в жиз­ни — “решайте сами”.) В противоположность этому Роджерс строит беседу на отражении чувств и пересказе. Можно сказать, что Роджерс — психолог внимающий, а Перлс — воздействующий. Оба подхода считаются равноправными и получили широ­кое распространение.

Общим во взглядах Перлса и Роджерса является то, что они считают каждую личность самоценной, полагают, что каждый человек должен выбрать свой путь в жизни. Пожалуй, промежу­точное положение между взглядами Роджерса и гештальт-терапией занимает школа Виктора Франкла и его последовательницы Элизабет Лукас, которые также придержи­ваются экзистенциальных взглядов. В их подходе навыки вы­слушивания и воздействия сбалансированы. Взгляды Франкла обсуждаются в следующем разделе.

Наши рекомендации