Упражнения на внимание и методы воздействия

1. Распознание способного и неспособного слушателя. Поищи­те в свое окружении людей, которые слывут талантливыми слу­шателями. Это те, с кем люди любят общаться и ищут их, когда у них возникают проблемы. Обратите внимание на их манеру говорить, их мимику и вербальное сопровождение. Затем найди­те тех, кто, по вашему мнению, не умеет слушать и сравните их по тем же параметрам. В конечном счете, вернитесь мысленно в свое прошлое и подумайте о людях, которые были для вас по­лезны и наоборот. Изучите специфику их поведения.

2. Проведите практический эксперимент на внимательное поведение. Разговаривая с членами семьи или с приятелем, на­меренно используйте неправильное поведение (смотрите в сто­рону, меняйте тему разговора на ту, что волнует только вас, на­пускайте на себя унылый вид), а в следующий раз специально ведите себя “грамотно”. Сравните полученный эффект.

3. Пример для аудитории. Не спуская глаз с лектора, слегка наклоните вперед корпус. Вскоре вы обнаружите, что лектор обращается только к вам, возможно, игнорируя остальных. Лю­ди говорят только для тех, кто их слушает. Аналогично можно утверждать, что те, кто слушает внимательно, получают больше внимания от людей, чем те, кто на это не способен.

4. Избирательное внимание. Беседуя с приятелем или клиен­том, внимательно отмечайте все прозвучавшие темы. Выберите интересную для вас тему и развейте ее. Затем вернитесь к другой теме разговора и сделайте то же самое. Вы обнаружите, что с помощью вашего избирательного внимания можно направлять ход разговора. Это очень важный навык, необходимый каждому психологу.

5. Наблюдение за влиянием. Выберите для наблюдения чело­века, способного оказывать влияние на других. Это может быть друг, знакомый или телеведущий. Обратите внимание на его вербальные и невербальные приемы, когда он старается донести до вас свою точку зрения или повлиять на кого-нибудь.

б. Влияние: упражнение на достижение цели. Зайдите в уни­вермаг и используйте приемы неэффективного воздействия (смотрите вниз, отворачивайтесь от продавца, мямлите) и за­метьте, как вас будут обслуживать (если вообще будут). Попробуйте позитивный стиль и обратите внимание, как вас встретят. Это упражнение повторяйте в любой ситуации, когда вы чувст­вуете себя дискомфортно или скованно.

ИНТЕРВЬЮ С МИСТЕРОМ С.

Квалифицированный психолог или терапевт должен знать КАК он воздействует на клиента. Один из путей к более интенциональному* и более эффективному консультированию — это тщательный анализ своего собственного стиля поведения. Сле­дующее интервью проводилось Джоан Грисволд; оно показыва­ет, как можно помочь клиенту за один короткий сеанс. Из этого примера ясно, что знание освоенных вами микротехник помо­жет вам довольно четко описать свое поведение во время кон­сультации.

* Интенциональность — понятие, характеризующее направленность созна­ния на предмет. Своеобразие множества психических переживаний, заключаю­щихся в определенном способе отношения сознания к предмету. Фил. Энциклопедия, М., 1962 г. Т. 2.

Кроме того, здесь показано соединение микротехник. И тео­рии в целях положительного изменения клиента. Важным явля­ется то, что эта беседа действительно была и что она изменила —жизнь клиента. Очевидно, даже в 72 — летнем возрасте возмож­ности психологического роста и совершенствования еще не ис­черпаны. Любой человек отзовется на эффективную психологи­ческую помощь.

Дополнительная информация о психологе. К моменту прове­дения интервью Джоан Грисволд была замужем за 54-летним психотерапевтом, который работал над кандидатской диссертацией в психиатрической лечебнице в Массачусетсе. Она имела степень бакалавра в 22 года и до того, как вышла замуж, четыре года работала медсестрой. За несколько последних лет Джоан вырастила 4-х детей. Она активно занималась общественными делами. У нее были различные хобби от вязания и чтения до написания коротких юмористических рассказов. Когда ее дети 1 подросли, она занялась добровольной работой в психиатриче­ской клинике, участвовала в программах по адаптации эмигран­тов. Это снова привело ее в колледж. Интервью, проведенное с мистером С., было записано как часть курсового задания по теории и методикам психотерапии.

Далее в этой книге мы будем возвращаться к фрагментам этого интервью, поэтому стоит познакомиться с ним и с систе­мой классификации методик, приведенной в данной главе. Для начала просто прочитайте текст интервью. Обратите внимание на комментарии Джоан и понаблюдайте, как воплощаются в беседе пять этапов из второй главы. Позже мы вернемся к более детальному анализу методик.

72-х летний мистер С. — вдовец. Он бывший почтальон и пришел на консультацию в Агентство для пожилых граждан с жалобой на депрессию и “неспособность что-то начать”. Это вторая беседа.

Наши рекомендации