Модели артикуляции звуков в логопедической практике
Применение моделирования в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, позволяет улучшить качество обучения и воспитания, обеспечивает наглядную основу изучаемого, что способствует развитию фонематического слуха, мыслительных операций и более прочному запоминанию материала.
Применение моделей при постановке звуков, независимо от формы речевых нарушений, помогает ребенку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником. Так если звук в речи ребенка отсутствует, взрослый объясняет правильный уклад органов артикуляционного аппарата. Роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую, ребенок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки так, как указано на модели. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуляцию непроизносимого звука. У ребенка при работе с моделями создается правильный образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Создание образа предполагает исследование, отсечение органов, не принимающих участие в произнесении звука и знание положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, поэтому ни артикуляционный профиль, ни фотографии и т.д., образ не формируют уже потому, что не дают возможность отделить органы, не участвующие в произнесении звука.
Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков. Слушание звука и «видение» его правильной артикуляции с помощью моделей – начало активного развития у детей собственных произносительных навыков.
На первом этапе исправления нарушений произношения с применением моделей артикуляции звуков решается задача сознательного усвоения детьми связи между акустическими и артикуляционными признаками звука.
При проведении коррекционной работы по исправлению нарушений произношения с применением моделей артикуляции звуков, особенно тщательно необходимо выявить форму нарушенного произношения. В связи с этим можно использовать схему постановки звуков.
Согласно предложенной схеме, если звук отсутствует в речи, то постановка проводится по модели, если у ребенка искаженное произношение звука, то модель отсутствует, так как нет такого артикуляционного уклада в фонетической системе русского языка.
Если звук заменяется, то данный факт может свидетельствовать о первичном или вторичном нарушении фонематического слуха и работу по дифференциации звуков надо проводить особенно тщательно. Ведь хорошо развитый фонематический слух является важным компонентом полноценного формирования произносительных навыков.
Несформированность фонематического слуха у детей с ФФН и ОНР проявляется в недостаточном различении звуков, близких по акустическим и артикуляторным параметрам. В то же время известно, что формирование фонематического слуха протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляционной базы звуков, причем верна и обратная зависимость: умение произнести какой-либо звук способствует и его лучшему различению на слух. Поэтому коррекционную работу при постановке звука необходимо проводить совместно с развитием фонематического слуха.
8. Модели артикуляции звуков в логопедической практике
Отражая уклад органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, модели артикуляции звука знакомят ребенка с основными свойствами и отношениями мира звуков. Ребенок, не различив на слух какой-либо звук, может воспользоваться зрительной подсказкой в виде модели. Модели артикуляции звуков воссоздают образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звуков. Ребенок видит и слышит, что разному укладу органов артикуляционного аппарата соответствует разное качество звуков.
То есть, применение моделей артикуляции звуков при формировании фонематического слуха, позволяют подключить в работу слуховой, зрительный и речедвигательный анализаторы. Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков.
Модели артикуляции согласных звуков вводятся постепенно и при наличии данного звука в речи ребенка. Для каждого звука можно рекомендовать следующие виды заданий:
- называются звуки в сплошном потоке. Ребенок показывает модель артикуляции отрабатываемого звука;
- найти в слоговом ряду лишний, отличающийся одним звуком слог и показать его модель артикуляции;
- предлагаются слоговые ряды (слова). Услышав слог (слово) с заданным звуком, показать соответствующую модель артикуляции;
- подобрать слова на заданную модель артикуляции;
- выделить из текста, стихотворения слова с заданным звуком и показать соответствующую модель;
- составить слог на заданную модель артикуляции;
- придумать слово со слогом, написанным при помощи моделей артикуляции;
- определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова), обозначив его моделью;
- добавляя разные звуки к слогу, «написанному» при помощи моделей артикуляции получить новое слово;
- составить слова из моделей артикуляции звуков и т.д.
Если в речи ребенка наблюдаются замены и смешения
звуков, то данный факт может свидетельствовать о нарушении фонематического слуха и работу по дифференциации звуков надо проводить особенно тщательно. Работа начинается с разъяснения ребенку отличий, которые имеются в неразличаемых звуках. Роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую, ребенок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки так, как указано на модели. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуляцию заменяемого звука, помогает различению фонем. Сравнивая по моделям заменяемые звуки, ребенок находит отличия в их графике. Это различие и является зрительной опорой, помогающей развитию фонематического слуха. Если проанализировать наиболее распространенные замены звуков, то в моделях эти отличия очень бросаются в глаза. Ребенок понимает ошибку. Например, анализируя модели артикуляции заменяемых звуков [р] и [л] видно, что есть похожие позиции в артикуляции – это работа голосовых складок, прохождение воздушной струи через рот, кончик языка поднят вверх, губы нейтральны или слегка округлены. Различия заключаются в том, что при произнесении звука [р] кончик языка совершает колебательные движения – на модели волна, а при произнесении звука [л] боковые края языка опущены и воздушная струя проходит по бокам языка – на модели фигура напоминает букву и воздушная струя проходит по бокам языка – на модели фигура напоминает букву [л].
Имеют место случаи, когда замены звуков не связаны с нарушением фонематического слуха, а обусловлены не-сформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене воспроизводства речи. При наличии данного дефекта коррекционная работа с применением моделей артикуляции звуков также проходит более успешно по причине расширения наглядности и большей осмысленности.
Например, звук [с] заменяется, на звук [ш].
Дети сравнивают модели артикуляции звуков [с] и [ш]. При произнесении звука [с] губы в улыбке – на модели прямоугольник, кончик языка у нижних резцов – (.) под прямоугольником. При произнесении звука [ш] губы округлены – на модели круг, кончик языка находится у верхних резцов – стрелка показывает движение языка вверх, а (.) в верху круга – положение кончика языка.
После того как ребенок научился распознавать не различаемые звуки по моделям, включаем следующие виды занятий:
- выделить неразличаемые звуки из потока звуков (одновременно два звука, каждый звук в отдельности) показом соответствующих моделей;
- при произнесении слогов (слов), состоящих из заменяемых звуков, показывать соответствующую модель артикуляции;
- подобрать картинки, названия которых отличаются одним из дифференцируемых звуков, при назывании которых показывать соответствующую модель артикуляции;
- выделить из текста слова с дифференцируемыми звуками, показывая при этом соответствующую модель артикуляции и т. д.1
Изложенная схема коррекции фонематического слуха с применением моделей артикуляции звуков поможет закрепить правильное произношение всех звуков русского языка, добиться овладения основными фонетическими противопоставлениями звуков русского языка: твердостью– мягкостью и глухостью – звонкостью, а также поможет сформировать умение различать звуки на слух в собственной речи и в речи других.
Работа с моделями артикуляции звуков предполагает тщательное предварительное изучение ребенком строения органов артикуляционного аппарата. Обратить внимание ребенка на подвижные и неподвижные органы. Какие движения могут совершать губы, язычок, научить ощущать работу голосовых складок, характер выдыхаемой воздушной струи. Перед постановкой каждого звука так же тщательно проанализировать положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. На основании проведенного исследования построить модель артикуляции постановочного звука.
Например, рассмотрим применение моделей артикуляции при исправлении нарушений произношения в группе шипящих звуков [ш], [ж], [щ'] и [ч'].
Постановка звука [ш] при его отсутствии
Правильная артикуляция
Губы – округлены, немного вытянуты вперед.
Зубы – сближены на расстоянии до 4-5 мм.
Язык – кончик языка – широкий, поднят к небу (за альвеолы), но не касается, образуя щель. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам.
Голосовые складки – разомкнуты, голос не образуется.
Воздушная струя – сильная, широкая, теплая.
Ребенку объясняется правильная артикуляция звука на примере артикуляционного профиля и вводится его модель артикуляции. Ребенок должен понять, что для того, чтобы правильно произнести звук [ш], необходимо округлить губы и вытянуть их «трубочкой» – на модели это круг. Большая стрелка вверх – язык поднят, кончик языка за альвеолами – на модели (.) в верху круга. Когда ребенок воспроизвел нужный артикуляционный уклад, просят пустить «ветерок». Слышится звук [ш].
Если ребенок заменяет звуки, то в коррекционную работу включаем упражнения по развитию фонематического слуха. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуляцию заменяемого звука, помогает их различению. Сравнивая по моделям заменяемые звуки, ребенок находит отличия в их графике. Это различие и является зрительной опорой, помогающей дифференциации звуков. Если проанализировать наиболее распространенные замены звуков, то в моделях эти отличия очень бросаются в глаза.
Например, звук [ш] заменяется на звук [с], свистящий парасигматизм.
Объясняем различие в произнесении этих звуков на примере моделей.
ГУБЫ. При произнесении звука [с] губы в улыбке – на модели прямоугольник, а при произнесении звука [ш] губы округлены – на модели круг.
ЯЗЫК. При произнесении звука [с] кончик языка у нижних резцов – (.) под прямоугольником, а при произнесении звука [ш] язык поднят за альвеолы – (.) в верху круга, направление стрелки показывает движение языка вверх.
Звуки [с] и [ш] глухие – на моделях нет колокольчика, твердые.
Рассмотрим замену звука [ш] звук [ф], губно-зубной парасигматизм.
Объясняем различие в произнесении этих звуков на примере моделей.
ГУБЫ. При произнесении звука [ш] губы округлены – на модели круг, а при произнесении звука [ф] нижняя губа приближена к краям верхних резцов – на модели фигура, напоминающая дугу.
ЯЗЫК. При произнесении звука [ш] кончик языка поднят за альвеолы – (.) в верху круга, направление стрелки показывает движение языка вверх, а при произнесении звука [ф] кончик языка у нижних резцов, но оттянут назад – на модели (.) ниже фигуры.
Звуки [ф] и [ш] глухие – на моделях нет колокольчика, твердые.
Рассмотрим замену звука [ш] звуком [т], призубный парасигматизм.
Объясняем различие в произнесении этих звуков на примере моделей.
ГУБЫ. При произнесении звука [ш] губы округлены – на модели круг, а при произнесении звука [т] губы принимают нейтральное положение – на модели прямоугольник.
ЯЗЫК. При произнесении звука [ш] кончик языка поднят за альвеолы – (.) в верху круга, направление стрелки показывает движение языка вверх, а при произнесении звука [т] кончик языка у верхних резцов – на модели (.) над прямоугольником.
Звуки [т] и [ш] глухие – на моделях нет колокольчика, твердые.
Рассмотрим замену звука [ш] на звук [щ'], шипящий парасигматизм.
Объясняем различие в произнесении этих звуков на примере моделей.
ГУБЫ. При произнесении звуков [ш] и [щ'] губы округлены – на моделях круг.
ЯЗЫК. При произнесении звука [ш] кончик языка поднят за альвеолы – (.) в верху круга, направление стрелки показывает движение языка вверх, а при произнесении звука [щ'] кончик языка ниже, у альвеол, – на модели (.) ниже, направление стрелки показывает движение языка вверх.
Звуки [щ'] и [ш] глухие – на моделях нет колокольчика, твердые.
Постановка звука [ж]
Разница в артикуляции звуков [ж] и [ш] заключается в том, что при произнесении звука [ж] в работу включаются голосовые связки. Таким образом, на модели показано, что эти звуки похожи по положению языка, губ, но при произнесении звука [ж] включен голос, обозначенный на модели колокольчиком.
На этом различии и основана постановка звука. Для дополнительной наглядности можно предложить приложить тыльную сторону руки к горлу, ребенок должен услышать разницу в произнесении звуков [ж] – [ш].
Объясняем различие в произнесении этих звуков на примере моделей.
ГУБЫ. При произнесении звука [з] губы в улыбке – на модели прямоугольник, а при произнесении звука [ж] губы округлены – на модели круг.
ЯЗЫК. При произнесении звука [з] кончик языка находится у нижних резцов – (.) под прямоугольником, а при произнесении звука [ж] язык поднят за альвеолы – на модели движение стрелки вверх.
Звуки [з] и [ж] звонкие – на моделях колокольчик.
Постановка звука [щ']
Круг означает, что при произнесении звука [щ'] губы округлены, стрелка вверх, что язык поднят вверх, но ниже, чем при произнесении звука [ш] (при произнесении звука [ш] кончик языка находится за альвеолами, а при произнесении звука [ш] – у альвеол).
Постановка звука [ч']
Звук [ч'] относится к группе аффрикат, т.е. он возникает в результате быстрого соединения смычно-взрывного звука [т'] с последующим щелевым звуком [щ'].
На модели круг означает, что губы выдвинуты вперед, округлены. В первый момент кончик языка производит смычку с верхними резцами – (.) в низу круга. В следующий момент кончик языка поднимается к небу, – стрелка показывает движение языка вверх, а (.) следующее положение кончика языка. Объяснить ребенку сложное произношение звука [ч'].
Рассмотрим замену звука [щ'] на звук [ч'].
Объясняем различие в произнесении этих звуков на примере моделей.
ГУБЫ. При произнесении этих звуков губы округлены, слегка выдвинуты вперед – на моделях круг.
ЯЗЫК. При произнесении звука [щ'] кончик языка поднят к альвеолам – на модели (.) в середине круга, а стрелка показывает движение языка вверх. Звук [ч'] сложный по артикуляции, состоит из двух звуков [т] и [щ']. В первый момент кончик языка находится у нижних резцов – на модели (.) в низу круга, а во второй момент кончик языка отходит к альвеолам – на модели движение стрелки вверх.
В период постановки звуков дети учатся правильно воспринимать данный звук изолированно или в простейших звуковых сочетаниях; в период введения звука в речь дети учатся правильно узнавать и различать этот звук, как в легких, так и в более трудных сочетаниях (слогах, словах, фразах), а также анализировать весь звуковой состав слова.
Умение правильно произносить и дифференцировать звуки, необходимы ребенку для дальнейшего обучения в школе. Для того чтобы ребенок был готов к обучению письму, он должен уметь произвести звуковой анализ слова, выделить каждый звуковой вариант из слова, соотнести звуковой вариант с фонемой. Иными словами ребенок должен достигнуть такой ступени слухоречевого различия, при котором становится возможным формирование обобщенного представления звуковых вариантов основного звука, т.е. фонематического представления. (Г.В. Чиркина). Поэтому модели артикуляции звуков можно успешно применять при обучении детей грамоте.
Модели артикуляции звуков – это не просто буквы алфавита, которые надо учить. Ведь часто ребенок не понимает, почему буквы именно так, а не иначе пишутся и произносятся. Каждая модель артикуляции звуков дает практически полную наглядную характеристику звука во всем его фонетическом разнообразии и соответствует положению органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Ребенок понимает, почему данная модель «звучит» именно так, а не иначе. В результате легко и быстро воспитываются условные связи между звуком и моделью. Модели запоминаются быстро, читать по ним интересно. Важно и то, что легче, веселее соотносятся буквы и их модели, т.е. в конечном счете, и буквы запоминаются быстрее.
При подготовке к обучению грамоте с применением моделей артикуляции звуков исходным моментом является формирование у детей с фонематическим недоразвитием умения проведения звукового анализа и синтеза. Даже для детей с нормально развитым фонематическим слухом данное действие вызывает затруднения. В исследованиях Д.Б. Эльконина, Л.Е. Журовой и др. доказано, что для обучения ребенка-дошкольника действию звукового анализа слов надо специально научить его такого рода особому произнесению: переходу от естественного слогового квантования слова к искусственному по звуковому его расчленению с помощью интонационного выделения звуков в слове. При этом функция речи ребенка меняется, превращаясь из практической функции общения, передачи мысли в функцию обследования звукового состава слова.
Такое специальное произношение при подготовке к обучению грамоте детей с фонематическим недоразвитием является обязательным условием успешного обучения, которое как раз и обеспечивается с введением моделей артикуляции звуков.
Весь процесс подготовки к обучению грамоте детей с фонематическим недоразвитием с применением моделей артикуляции звуков мы разбили на два этапа.
Первый этап – этап подготовительный. Он направлен на формирование предпосылок к овладению первоначальным чтением. Занятия начинаются с проведения частичного звукового анализа, на котором дети учатся распознавать место звука в слове. Для создания учебно-познавательной мотивации с применением моделей артикуляции звуков, мы вводим игровые моменты. На каждом занятии присутствуют маленькие человечки из волшебной страны, в которой письмо осуществляется с применением моделей артикуляции звуков.
Дети знакомятся вначале с гласными звуками и их моделями, учатся выделять гласный звук в составе слова, обозначив его соответствующей моделью артикуляции. Данное действие возможно лишь при интонационном выделении звука, ведь ребенок обдумывает каждую модель артикуляции, представляет образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Звуковая форма слова является некоторым структурным образованием, т.е. произнесение каждого звука в слове обусловлено тем, в каком окружении он находится, какие звуки стоят впереди и сзади, что для ребенка среднего дошкольного возраста, даже знающего буквы, последовательный звуковой анализ слова представляет собой большую сложность. Ребенок не умеет сам прибегнуть к особому, подчеркнутому выделению голосом нужного звука, поэтому он не только выпускает из слова гласные звуки, но и согласные зачастую ставит в неправильной последовательности (Л.Е. Журова).
Ребенок приучается наблюдать за правильным артикулированием звуков, что развивает внимательное отношение к звуковому составу слова, к интонированному произношению каждого звука.
Можно рекомендовать следующую последовательность знакомства со звуком:
- произносится и артикулируется звук;
- устанавливается соответствие между положением органов артикуляционного аппарата и моделью артикуляции соответствующего звука;
- называются звуки в сплошном потоке. Ребенок показывает модель артикуляции отрабатываемого звука;
- в слоговом ряду найти лишний, отличающийся одним звуком слог и показать его модель артикуляции;
- предлагаются слоговые ряды (слова). Услышав слог (слово) с заданным звуком, показать соответствующую модель артикуляции;
- подобрать слова на заданную модель артикуляции;
- выделить из текста, стихотворения слова с заданным звуком и показать соответствующую модель;
- составить слог на заданную модель артикуляции;
- придумать слово со слогом, написанным при помощи моделей артикуляции;
- определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова), обозначив его моделью;
- добавляя разные звуки к слогу, «написанному» при помощи моделей артикуляции, получить новое слово;
- составить слова из моделей артикуляции звуков и т.д.;
- выделить звук в слове (в начале, середине и конце слова), показывая модель артикуляции звука;
- звуковой анализ простых слов, в которых есть изучаемый звук (порядок звуков в слове и их количество).
Второй этап – этап подготовки к обучению грамоте, на котором параллельно с моделями артикуляции звуков начинают вводиться буквы. На этом этапе педагог может сделать выбор: или модели артикуляции согласных звуков или фишки, но с моделями артикуляции гласных звуков работа продолжается. Дети обучаются также умению проводить звуковой анализ и синтез слов.
Для проведения звукового анализа слов и составления схем слов можно использовать следующие символы и модели артикуляции звуков:
Согласные звуки в схеме слова могут обозначаться как моделью артикуляции соответствующего звука, так и зеленой или синей фишкой:
Зеленая фишка | Модель согласного мягкого звука | |||
Синяя фишка | Модель согласного твердого звука |
Слова для звукового анализа подбираются в определенной последовательности: звуко-слоговая структура их постепенно усложняется. Вначале анализируются слоги из двух звуков:
- закрытые (АС, УМ) и открытые (СА, МА, НО);
- затем слова из двух слогов (ОСА, ИРА);
- из одного слога (СОК, СУП, МАК);
- из двух открытых слогов (МАМА, ЛУЖА);
- из одного закрытого и одного открытого слога ПАУК, ОКНА;
- из одного слога (ПАРК, СЛОН);
- слова из пяти и шести звуков, включающих слоги разных типов (МАШИНА, ПАРТА).
Для обучения звуковому анализу модели артикуляции гласных звуков и модели артикуляции согласных звуков включены в схему слова таким образом, что каждая модель имеет свою клеточку. Схемы слов в тетрадях дети рисуют от руки. Например:
В предложенной схеме количество клеточек соответствует количеству звуков. Гласный звук обозначается соответствующей моделью артикуляции. Мы видим, что у каждого звука своя клеточка, а это способствует формированию умения отделения одного звука от другого. Для успешного обучения звуковому анализу важен правильный выбор слов и постоянное артикулирование входящих в его состав звуков. При произнесении согласных звуков уточняется положение губ, языка, работа голосовых складок и соотносится с каждым знаком модели. Модели артикуляции согласных мягких звуков изображаются зеленым цветом, а твердых звуков изображаются синим цветом. Таким образом, когда ребенок изображает схему слова в тетради, модели артикуляции согласных мягких и твердых звуков упрощаются– остается только цветовая гамма. Это допустимо в целях упрощения работы. Но модели артикуляции согласных звуков желательно все же включать в работу и объяснять детям, во-первых, изолированно, во-вторых, использовать их при развитии фонематического слуха и, в-третьих, при записи схемы слова на доске.
При обучении грамоте особенно трудно детям дается чтение по слогам из-за неумения соединять звуки в слоги. Как указывается в исследованиях ученых, если у ребенка нет четких представлений о том, из каких звукобуквенных элементов состоит слово, то у него с трудом формируются обобщенные звуко-слоговые образы. Вследствие этого он не может объединить звуки в слоги по аналогии с уже усвоенными более легкими слогами и узнать их (И.К. Колпоковская, Л.Ф. Спирова). У детей в процессе речевого развития должна складываться взаимосвязь артикуляционной и акустической стороны речи.....возникать определенная коррреляция «динамической» и «статической» систем порождения звуковой стороны речи, т.е. слогообразования и артикуляции (А.А. Леонтьев). Введение моделей артикуляции звуков улучшает не только воспроизведение звуков, но и слияние звуков, недостаток которого также характерен для детей с речевой патологией. Т.Г. Егоров обращает внимание но то, что преодоление трудностей слияния в значительной мере зависит от развития устной речи ребенка; чем лучше владеют дети устной речью, тем легче произвести слияние звуков читаемого слова (Т.Г. Егоров).
Одной из причин неумения слиять звуки является то, что ребенок называет буквы вместо звуков. Известно, что количество букв алфавита не соответствует количеству звуков русского языка. В букве выражается не каждый отдельный звук. В ней выражаются лишь основные звуки. Вот почему мы говорим о том, что в известном смысле в букве происходит завершение фонематического процесса. Например, буква М является обозначением обобщенного (выделенного от вариантов) звука [м] или фонемы М (Левина Р.Е).
В чтении по моделям слияние происходит легко, так как модель – это чистый звук. Например, логопед ставит на доску модели артикуляции звуков [с] и [а] и просит прочитать слог. Озвучив первую модель, ребенок видит, что второй звук поется, и плавно переходит к пению второго звука. При подготовке к обучению грамоте с введением моделей артикуляции звуков у детей легко создаются звуковые образы слов в их обобщенном звукобуквенном обозначении. Например, чтение слоговых рядов: ША – СА; ШО – СО.
Важно то, что применение моделей не противоречит закону слияния слогов, открытому Н.И. Жинкиным. «Читая» по моделям, ребенок видит артикуляцию всех звуков слога, слова. Согласный звук произносится с позиции произнесения следующего гласного звука, происходит «упреждение предстоящей позиции и удержание предшествующей».
Большую помощь модели могут оказать при усвоении различий в функциях мягкость – твердость, звонкость – глухость. Изучая буквы русского алфавита, ребенок не узнает о существовании мягких звуков, а модель артикуляции мягкого звука отличается от своей твердой пары. При обучении грамоте, ребенку, например, сложно понять, в чем отличие таких слогов как РА – РЯ. Чаще всего ребенок видит отличия в гласных звуках. Читая по моделям, мы помогаем здесь ребенку не допускать ошибок. Эти слоги в моделях выглядят так:
Видя перед собой такое написание слогов, конечно, ошибиться трудно. Другая распространенная ошибка – это анализ слогов типа: АР – ЯР, ЭР – ЕР и т.д. Ребенку часто бывает трудно выделить фонемы в этих слогах. Здесь помогает разобраться «чтение» по моделям:
Ошибиться невозможно. Далее соотнося модели и буквы, ребенок эти знания переносит в орфографию.
Интересно и легко в моделях идет запоминание различия звонких – глухих согласных, например, звуков [ш] и [ж]. Ребенок, видя на модели колокольчик, знает, что надо «включить» голос. Отработав данный навык на моделях, он не ошибается в различении букв и звуков по этому признаку:
Одной из необходимых предпосылок формирования навыка чтения является умение выделять из всего многообразия звучаний фонему как специфическое обобщение смыслоразличительных признаков звука, соотносить фонему с определенным символом. Значком, т.е. буквой, анализировать слова на составляющие их фонемы, т.е. осуществлять дифференциацию фонем и фонематический анализ, формирование же фонематической дифференциации и фонематического анализа – это процесс языкового развития, процесс формирования языковых обобщений. Его нельзя сводить только к сенсорной функции. К тому же известно, что формирование речевых анализаторов происходит в тесном взаимодействии с другими анализаторами, в процессе деятельности которых постоянно осуществляется влияние одного на другой. Так, при дифференциации звуков и звуковом анализе слова одновременно участвуют и речеслуховой, и речедвигательный анализатор.
Использование моделей артикуляции звуков в качестве основы для написания схемы, дает возможность детям играть со звуками, то есть относится к звуку как к звуковой материи. Это дает возможность конкретнее воспринимать саму звуковую единицу и процесс обучения грамоте.
Речевые нарушения отрицательно влияют на подготовку к обучению грамоте, так при дизартриях, дислалиях отмечаются акустические нарушения речи. Ученые считают, что обучение грамоте детей с избирательным недоразвитием фонематической системы будет затруднено из-за нарушений у этих детей формирования элементарных форм фонематического анализа и слухопроизносительной дифференциации звуков речи (Р.И. Лалаева, В.К. Орфинская).
Работая с моделями артикуляции звуков, ребенок учится не только проводить звуковой анализ слова, но и развивается. Модели артикуляции звуков соответствуют характеристике звука и «содержат» в себе образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. При этом образ, который возникает при рассматривании модели, ребенок сравнивает с образом, который у него создается при анализе положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. То есть ребенок оперирует образами, что возможно только при включении в работу многих мыслительных операций.
Анализ – ребенок «раскладывает» артикуляционный аппарат на составные части и выделяет в артикуляционном аппарате те органы, которые принимают участие в произношении звука.
Синтез – выделенные органы, принимающие участие в произношении звука, ребенок объединяет и наблюдает в момент произношения звука.
Сравнение – сравнивает образ, который возникает при рассматривании модели, с образом, который у него появляется при анализе положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.
Абстракция – в процессе работы с моделями артикуляции звуков ребенок оперирует не конкретными предметами, а образами.
Конкретизация – в процессе работы с моделями артикуляции звуков ребенок уточняет положение губ, кончика языка, работу голосовых складок.
Обобщение – все модели гласных и согласных звуков имеют свои отличительные признаки, которые легли в основу их объединения по этим признакам. Так, отличительный признак для гласных [а], [о], [у], [и], [ы], [э] – это прохождение воздушной струи через ротовую полость без препятствий. В артикуляционной классификации гласных звуков учитывается участие или неучастие губ. Так, в артикуляции гласных звуков [о] и [у] активное участие принимают губы, которые при произнесении этих фонем выдвигаются вперед и округляются (лабиализованные), а все остальные гласные нелабиализованные. Для согласных характерно образование в ротовой полости преград на пути выдыхаемого воздуха либо в виде смычки тех или иных речевых органов, либо в виде образованных ими более или менее узких щелей и проходов, либо, наконец, в виде последовательного соединения смычки со щелью. При образовании одних согласных звуков указанные преграды сочетаются с фонацией, при образовании других фонация отсутствует.
Анализ и синтез, сравнение и обобщение, абстракция и конкретизация формируются в деятельности при работе с моделями и выступают как на чувственном, так и на логическом уровне отражения, причем первичным является анализ-синтез на уровне чувственного отражения.
Все указанные операции не могут проявляться изолированно вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация и т. д. Каждая мысленная операция может быть рассмотрена как соответствующее умственное действие.
Модели артикуляции звуков, способствуя развитию мыслительных операций, обеспечивают запоминание положения органов артикуляционного аппарата, соотношения между моделью и звуком. В исследованиях психологов (Г.А. Урунтаева) имеются подтверждения, что память зависит не столько от признаков, сколько от полноты восприятия, ведь для образования представлений недостаточно только пассивного созерцания, нужен его активный акт, установление соотношения между выделенными частями, компонентами ситуации, то есть аналитико-синтетическая деятельность.
Модели артикуляции звуков легко классифицируются по всем видам нарушенного произношения звуков, поэтому хорошо узнаваемы и быстро различимы. Это дает возможность их быстро запомнить и легко работать. Ведь чтобы воспринятые и осмысленные знания дети смогли воспроизвести, необходимо, чтобы, информация сохранилась в памяти. И здесь, как показало наше исследование, также большую помощь может оказать применение моделей артикуляции звуков.
Другое немаловажное условие запоминания основано на способности осмысливать изучаемый материал. Чем больше умственных усилий мы прилагаем к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную структуру, тем легче она потом припоминается. Сам процесс работы с моделями артикуляции звуков результат активной, практической деятельности. Применение же моделей артикуляции звуков при обучении детей делает процесс обучения как наглядным, так и познавательным. Выполняя работу по сопоставлению уклада органов артикуляционного аппарата с моделью, дети учатся думать, мыслить, анализир