Методические указания к проведению массажа
Серия «Сердце отдаю детям»
В. М. Акименко
Новые
Логопедические
Технологии
Издание второе
Ростов-на-Дону
Феникс
Акименко В.М.
Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. – изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – (Сердце отдаю детям).
Настоящее пособие составлено по материалам практической работы учителей-логопедов школьных и дошкольных образовательных учреждений и содержит рекомендации по проведению логопедического массажа языка, ушной раковины (Аурикуло-терапия); кистей рук, стоп (Су-Джок терапия); массажа при ринолалии и японскую методику пальцевого массажа. В пособии представлена также авторская методика применения моделей артикуляции звуков в коррекционной работе по исправлению речевых нарушений у детей.
Пособие предназначено для студентов колледжей, изучающих по учебному плану логопедию, студентов дефектологических факультетов педагогических вузов, начинающим логопедам и всем, воспитывающим детей с нарушениями речи.
Содержание
Введение....................................................................................................................................... 5
1. Логопедический массаж....................................................................................................... 7
2. Массаж языка........................................................................................................................ 12
3. Аурикулотерапия................................................................................................................. 13
4. Японская методика пальцевого массажа........................................................................ 17
5. Массаж при ринолалии....................................................................................................... 19
6. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике.............................................. 25
Фитотерапия........................................................................................................................... 25
Ароматерапия........................................................................................................................ 27
Музыкотерапия...................................................................................................................... 28
Хромотерапия........................................................................................................................ 32
Литотерапия........................................................................................................................... 33
Имаготерапия......................................................................................................................... 34
7. Су-Джок терапия.................................................................................................................. 36
Важнейшие зоны и точки в основных системах соответствия кистей и стоп.......... 41
Лечение. Способы стимуляции точек............................................................................... 47
8. Модели артикуляции звуков в логопедической практике.......................................... 49
Игра с моделями-символами.............................................................................................. 76
Введение
Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучение в школе. На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. На наш взгляд, любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому мы отнесли нетрадиционные логопедические технологии. Это: логопедический массаж, массаж языка, аурикулотерапию, японскую методику пальцевого массажа, Су-Джок терапию, модели артикуляции звуков и другие нетрадиционные методы в коррекционной педагогике.
Массаж артикуляционного аппарата давно занял прочную позицию в коррекционной работе учителей-логопедов, поэтому рекомендации, относящиеся к массажу, скорее всего, могут служить просто памяткой. Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи также предлагается давно. Влияние мануальных ручных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. По мнению известного философа Канта: «Рука – это выдвинувшийся вперед человеческий мозг». В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, а также работоспособности, усидчивости и т.д. В свою очередь мы предлагаем некоторые достаточно нераспространенные методы воздействия, способствующие развитию моторики рук: массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс», массаж грецкими орехами, массаж шестигранными карандашами, чётками и т.д.
Далее, для развития речевой сферы ребенка мы предлагаем использовать Су-Джок терапию. В исследованиях южнокорейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия, можно развивать и речевую сферу ребенка.
В пособии представлена авторская методика применения моделей артикуляции звуков в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Использование моделей артикуляции звуков позволяет улучшить качество обучения и воспитания детей, обеспечивает наглядную основу изучаемого, что способствует развитию фонематического слуха, мыслительных операций и более прочному запоминанию материала.
Систематическое применение предлагаемых методик оказывает стимулирующее влияние на развитие речи детей. Нетрадиционные методы коррекции желательно проводить регулярно, уделяя им по 5-10 минут ежедневно.
Логопедический массаж
В последнее время в практической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, логопедический массаж получил широкое применение. Однако отношение к логопедическому массажу неоднозначно: одни недооценивают его эффективность, другие переоценивают. Конечно, логопедическое воздействие нужно осуществлять комплексно. А в том случае, когда ребенку поставлен диагноз «дизартрия», он, бесспорно, необходим.
В основе механизма действия массажа на организм лежит сложный процесс, обусловленный нервно-рефлекторным, гуморальным и механическим воздействием.
Сущность нервно-рефлекторного механизма заключается в том, что при массаже воздействию подвергаются в первую очередь многочисленные и разнообразные нервные окончания, заложенные в коже, сухожилиях, связках, мышцах, сосудах и т.д. Поток импульсов, возникающий при раздражении всех рецепторов, достигает коры головного мозга, где все центростремительные сигналы синтезируются, вызывая общую сложную реакцию, которая проявляется в виде различных функциональных сдвигов в органах и системах.
Гуморальный фактор связан с влиянием массажа на активизацию высокоактивных веществ (гистамин, ацетилхолин и др.), а также с образованием веществ, оказывающих раздражающее действие на нервную систему, что может давать начало новым рефлексам.
Механическое воздействие при массаже оказывает влияние на передвижение всех жидких сред организма (крови, лимфы, и т. д.). Механический фактор способствует усилению обменных процессов, устранению застойных явлений.
Основные приемы массажа
• Поглаживание: поверхностное, глубокое, обхватывающее, граблеобразное.
• Растирание.
• Разминание.
• Вибрация и поколачивание.
• Плотное нажатие.
Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.
Сила массажа – это сила давления, которую руки массажиста оказывают на тело массируемого. Она может быть большой (глубокий массаж), средней и малой (поверхностный массаж). Поверхностный массаж повышает возбудительные процессы, более глубокий массаж с постепенным увеличением силы воздействия способствует развитию тормозных процессов.
Темп массажа может быть быстрым, средним и медленным. Быстрый повышает возбудимость, средний и медленный снижают.
Чем длительнее массаж, тем больше он влияет на снижение возбудимости нервной системы.
Таким образом, приемами массажа изменяют функциональное состояние коры головного мозга, повышая или снижая ее возбудимость.
Изолированно отдельные приемы в практике массажа обычно не применяются, а используются, как правило, комплексы приемов. Массаж часто сочетается с приемами пассивной или активной гимнастики, самомассажем.
Гимнастика
Пассивная гимнастика является важным средством дополнительного воздействия к приемам массажа. Пассивные движения головы, артикуляционных мышц, как правило, производятся после массажа, иногда перемешиваются с приемами массажа и реже – предшествуют массажу. Гимнастика называется пассивной, потому что движения совершаются ребенком с помощью логопеда, т.е. пассивно. Пассивные упражнения выполняются в том случае, если ребенок самостоятельно не может выполнить движение или движение выполняется им не в полном объеме. Амплитуда пассивных движений должна соответствовать анатомическому строению мышц и суставов. Пассивные движения должны быть аналогичны активным, однако характер, объем движения, скорость выполнения и время фиксации движения зависят от логопед. Перед тем, как выполнить пассивное движение, логопед объясняет его ребенку, показывает на себе. Выполнение упражнения обязательно контролируется ребенком зрительно. Движения следует выполнять медленно, ритмично, постепенно увеличивая их амплитуду, сериями по 3-5 движений. Движения выполняются только на фоне покоя лицевой и артикуляционной мускулатуры. Во время выполнения такой гимнастики важно дать ребенку кинестетические ощущения, которые он получит в процессе пассивного осуществления таких движений, как улыбка, вытягивание губ вперед, открывание и закрывание рта, различные движения языка и т.п.
Активная гимнастика проводится ребенком самостоятельно, как правило, после массажа и пассивной гимнастики. Целью активной гимнастики является выработка полноценных движений. Формируются такие качества движения, как полнота объема движения, его точность, интенсивность выполнения, дифференцированное включение в движение определенных мышц и т.п. Гимнастика включает движения мышц и плечевого пояса, мимических и артикуляционных мышц.
Массаж языка
В практической работе учителей-логопедов бывают случаи, когда ребенку диагноз «Дизартрия» или даже «Стертая дизартрия» не ставится, однако при работе можно наблюдать недостаточные темп, точность, объем движений языка. В некоторых случаях может наблюдаться изменение цвета языка, например посинение (недостаточный отток крови), или побеление (недостаточный приток крови). В этих случаях можно рекомендовать упрощенный массаж языка.
Массаж выполняют чистыми, теплыми руками, предварительно захватив язык марлевыми салфетками. Длительность массажа – 5-7 минут. Курс – 10-14 дней. Затем перерыв и по мере необходимости курс повторяют.
Виды движений:
- продольное, поперечное, кругообразное, поглаживания;
- кругообразное спиралевидное растирание;
- продольное кругообразное надавливание разминание;
- ударная прерывистая или непрерывистая вибрация;
При этом нужно учитывать, что сторона, куда отклоняется язык – спастичная. Ее нужно поглаживать, растирать и вибрировать несильно. Другая же сторона – вялая. Для ее массажа используются более сильные надавливания, разминания, вибрация, щипки. Для точных, дифференцированных движений кончика языка, используется его легкое зажатие между зубами и покусывание.
Хорошо проводить сеансы массажа не только руками, но и используя механические приспособления. Например: зубную щетку, шпатель.
Практический опыт показывает, что сочетание специальной гимнастики, комплексов упражнений для постановки звуков, массажа языка позволяет укрепить мышцы, выработать полноценные движения, необходимые для правильного произнесения звуков речи и, что самое важное – сократить сроки постановки звуков.
Аурикулотерапия
Аурикулотерапия – это лечебное воздействие на точки ушной раковины, один из методов современной рефлексотерапии, применявшийся еще в глубокой древности. Суть его в том, что на коже ушной раковины имеется проекция всех органов и частей тела человека. Эта проекция задана в виде точек, расположенных в определенной последовательности. Таких точек в настоящее время насчитывается до 200. У здорового человека они как бы скрыты и не проявляют себя. Зато при острых заболеваниях или травмах соответствующие точки становятся резко болезненными. При хронических заболеваниях, кроме того, появляются изменения на коже ушной раковины – шелушения, покраснения, бугорки. Осмотр, выявление болезненных точек, исследование электрокожного сопротивления дают ценную диагностическую информацию.
Воздействуя на выявленные активные точки иглой, надавливанием, прогреванием, электрическим током, можно получить хороший лечебный, особенно противоболевой эффект. Чем объясняются эти чудесные свойства человеческого уха?
Окончательного ответа на этот вопрос пока нет. Существуют несколько теорий, по одной из которых ушная раковина представляет собой рудимент жаберной щели. А ведь жабры у рыб – многофункциональный орган, осуществляющий не только дыхание, но и ориентирование в пространстве, общение с другими особями, анализ состава воды и пр.
Ушная раковина снабжена множеством нервных окончаний или, как говорят медики, богато иннервирована.
Кажется, что природа в данном случае нерасчетливо постаралась, ведь ухо как орган не несет сложной функциональной нагрузки. Мы даже не можем «насторожить уши».
Тем не менее, в ухе разветвляются шесть нервов, осуществляющих связи с центральными и вегетативными отделами нервной системы и внутренними органами.
Заслуга детального обобщения многовекового опыта аурикулодиагностики и терапии в наше время принадлежит французскому врачу П. Ножье. Он же высказал мысль, что ушная раковина напоминает по форме человеческий эмбрион в матке, расположенный вниз головой. Исходя из этого представления, П. Ножье разработал картографию ушной раковины с изображением проекции частей тела и внутренних органов.
Точки ушной раковины, в отличие от точек тела, имеют действительно точечные размеры 1-2 мм. Поэтому для массажа нужно использовать любой стержень с закругленным концом. Очень удобна для этой цели продающаяся в аптеках стеклянная лопаточка для закладывания мази в глаза, имеющая на другом конце утолщение в виде шарика.
Надавливая таким шариком с одинаковой силой в области нужной точки, можно выявить наиболее болезненный участок. Нередко в этом месте встречаются покраснение или другие описанные выше изменения. Это и будет нужная точка.
Массаж болезненных точек осуществляется тем же шариком вращательными движениями в течение 1-2 мин 2-4 раза в день.
На найденную точку можно прикрепить кусочком пластыря шарик диаметром 1-2 мм, продлив тем самым время воздействия и упростив последующий массаж.
Легче всего на ушной раковине отыскать зону позвоночника. Закругленный край ушной раковины называется завиток, а мощный хрящевой продольный гребень, расположенный сразу кпереди от завитка, носит название противозавиток и соответствует проекции позвоночника.
В верхней части противозавиток разделяется на две ножки, а внизу ограничивается бороздкой, отделяющей его от выступающего хрящевого образования под названием противокозелок.
Если противозавиток разделить на три части, то нижняя будет соответствовать шейному отделу позвоночника, средняя – грудному, а верхняя – поясничному. Точки воздействия расположены не на самом гребне противозавитка, а слегка отступя на внутренней стороне его, обращенной в полость раковины уха. Кроме этих точек, могут быть обнаружены и другие болезненные точки в проекции позвоночника. Они тоже подлежат воздействию. Напоминаю, что чем болезненнее точка, тем она эффективнее.
В самой выступающей вверх части противозавитка на уровне нижней ножки его расположена специальная болевая точка поясницы. Воздействие на нее показано в случае «прострела», люмбаго и при других болевых синдромах поясницы.
Дополним эти сведения описанием некоторых других точек, доступных неспециалисту.
Самая замечательная точка уха носит китайское название шэнь-мэнь («божественные ворота»). Найти ее нетрудно – она расположена в углу между ножками противозавитка, чуть ближе к верхней ножке.
На эту точку воздействуют чаще всего. Она дает противоболевой, противовоспалительный и успокаивающий эффект и применяется в комбинации с другими при лечении многих заболеваний.
Продолжением противозавитка книзу является хрящевой выступ – противокозелок. Этот отдел ушной раковины соответствует проекции головного мозга. Воздействие на точки противокозелка показано при головных болях различной локализации, головокружении, неврастении, нарушении сна.
На передней поверхности мочки расположены несколько точек, на которые действуют при зубной боли, заболеваниях глаз, уха и горла. Найти эти точки достаточно сложно, поэтому рекомендуют воздействовать на них поглаживанием, пощипыванием и растиранием мочки.
Эти приемы можно применять и для воздействия на описанные уже зоны противозавитка и противокозелка. Какое ухо выбирать для воздействия?
Правило такое: при односторонних болях используйте ухо этой же стороны. Если сторону установить трудно или речь идет об общем нарушении (возбуждение, головокружение, нарушение сна и т. д.), то более эффективным будет правое ухо у правшей и левое у левшей. Однако в 10-12% у правшей более активным оказывается левое ухо. Можно применять и двустороннее воздействие, чередовать ушные раковины, а главное, выявлять наиболее болезненные точки.
Массаж при ринолалии
Массаж при ринолалии является эффективным методом коррекционного воздействия. У ребенка-ринолалика после хирургического вмешательства остаются послеоперационные рубцы. И одним из приемов, обеспечивающих их сглаживание и большую эластичность, является массаж. Массаж можно проводить как руками, так и зондом-лопаточкой (его можно сделать самостоятельно из зубной щетки, отрезав щетинистую часть).
Фитотерапия
Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений.
Фитотерапию использовали вавилоняне еще в XI в. до н.э.
Фитотерапевты рекомендуют использовать лекарственные растения при различных речевых аномалиях для:
• восстановления умственной и физической работоспособности;
• устранения усталости, вялости, астенического синдрома;
• профилактики нарушений мозгового кровообращения;
• устранения бессонницы, нервозности;
• профилактики и устранения расстройств памяти;
• восстановления мышечного тонуса.
При спастической форме дизартрии:
- настои из скорлупы кедрового ореха;
- настои из цветков календулы;
- настой из семян укропа;
- отвары донника лекарственного;
- ванны из настоя чабреца;
- ванны из отвара пихтовых веток.
При паретичной форме дизартрии:
- настои из женьшеня обыкновенного;
- настои из марьина корня;
- настои из гречих посевной;
- настои из мордовника обыкновенного;
- ванны из отвара трав: пшеницы, донника, лапчатки серебристой.
Для беспокойных дизартриков рекомендуются отвары чертополоха и подмаренника мягкого.
Для повышения работоспособности, улучшения памяти, концентрации внимания:
- отвары зверобоя, ландыша;
- настойки женьшеня;
- сок сырой капусты;
- втирание масла можжевельника в сочетании с точечным массажем по методике К.А. Семеновой.
Для улучшения остроты зрения:
- стакан сухих размоченных ягод черники за 30 минут до завтрака;
- стакан свежих ягод черники в день;
- отвар из листьев черники, собранных до ее цветения (4-5 ложек сушеных листьев на 1 литр кипятка);
- настой плодов шиповника (стакан шиповника залить 1 литром кипятка и кипятить 10-15 минут, настаивать 3 часа и пить ежедневно по 14 стакана за час до еды);
- сок и варенье из китайского лимонника (усиливают чувствительность периферического и центрального зрения);
- ягоды рябины (влияют на сетчатку глаза);
- ягоды облепихи (восстановление сумеречного зрения – гемералопия).
При неврозоподобном заикании – сборы.
Сбор №1
Вереск, сушеница, пустырник, язвенник, валериана – по 40 г. Смесь залить 0,5 ст. кипятка, настаивать 8 часов, процедить и выпить за день в 4-5 приемов перед едой и перед сном.
Сбор №2
Корни чернобыльника, лист мать-и-мачехи, корни синюхи, донник, сирень – по 20 г. На 1 ст. ложку смеси, 0,5 л воды, кипятить 5 мин., настаивать 30 мин., выпить за 4 приема за 15-30 мин до еды
Ароматерапия
Исследования ученых показали, что запахи способны управлять работоспособностью и настроением человека.
В Японии в фирме «Сумицу» для борьбы с утомляемостью и для повышения производительности труда разработано более 20 вариантов фитокомпозиций ароматов цветов и растений. Замечено, что число ошибок у машинисток и программистов снижается:
- при вдыхании лаванды – на 20%;
- при вдыхании жасмина – на 30%;
- при вдыхании лимона – на 50%.
• Аромат лаванды и розмарина – действует успокаивающе и устраняет состояние стресса.
• Запах лимона и эвкалипта – возбуждает нервную систему и повышает работоспособность.
• Эфирное масло чабреца – успокаивает.
• Мята – снимает головную боль и тошноту.
• Длительное вдыхание лаванды, ромашки, валерьяны, тимьяна, фенхеля и мелиссы – обеспечивает снотворный эффект.
• Эфирные масла базилика, кориандра, дягиля, цедры лимона, майорана, петрушки, эвкалипта – тонизирует.
• Запах вербены – успокаивает перевозбужденную нервную систему у гиперактивных детей.
• Запах настойки ивы – приводит в состояние равновесия нервную систему.
• Запах настойки остролиста – уменьшает злобность, агрессивность.
Чтобы проверить действие настойки – несколько капель втереть в виски и в область щитовидной железы. При положительной реакции наступает приятное чувство расслабления мышц.
Ароматерапию применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается 20-30 мин. Курс лечения от 10 до 20 сеансов. Он показан для ослабленных, угнетенных, или наоборот, перевозбужденных детей.
Музыкотерапия
Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Врачуют естественные и искусственные звуки.
Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм:
• замедляют пульс;
• увеличивают силу сердечных сокращений;
• способствуют расширению сосудов;
• нормализуют артериальное давление;
• стимулируют пищеварение;
• улучшают аппетит;
• облегчает установление контакта между людьми;
• повышают тонус коры головного мозга;
• улучшает обмен веществ;
• стимулируют дыхание и кровообращение;
• усиливают внимание.
Музыка действует избирательно, в зависимости от:
• характера произведения;
• инструмента, на котором исполняется (игра на флейте влияет на кровообращение, флейта – расслабляет).
Самый большой эффект от музыки – профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. (В Библии рассказывается о том, что игра на арфе уберегла от приступов безумия царя Саула.)
Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах:
- рецептивной;
- активной;
- интегративной.
Рецептивная музыкотерапия (пассивная) существует в двух видах:
• музыкопсихотерапия – решает задачи нормализации психоэмоционального состояния. Может проходить в различных формах – 1) «музыкальный сон» с последующей беседой и анализом образов (Что «снилось»?); 2) музыкально-образная медитация;
• музыкосоматотерапия – лечебное воздействие музыки непосредственно на тело человека. Воздействие осуществляется в процессе прослушивания специально созданных аудиомузыкальных программ («Антистрессовая», «Бронхиальная астма», которые помогают в лечении соматических заболеваний.
Активная музыкотерапия – активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс.
Включает следующие виды:
• вокалотерапия – пение (коррекция психоэмоционального состояния, лечебно-оздоровительное воздействие) – обучение основам нижнереберно-диафрагмального дыхания;
• кинезитерапия – танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика, психогимнастика;
• инструментальная музыкотерапия – игра на музыкальных инструментах.
Интегративная музыкотериапия – интеграция физиологии, рефлексотерапии и музыкознания – синтез музыкального и зрительного восприятия:
• музыкоцветотерапия;
• музыкоизотерапия – восприятие произведений изобразительного искусства под музыку или изображение музыки в рисунке.
На некоторых людей музыка влияет более остро, чем слово. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие.
Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы, так как:
- подавляет нервную систему;
- увеличивает содержание адреналина в крови.
Наибольшим возбуждающим воздействием обладает:
• музыка Вагнера;
• оперетты Оффенбаха;
• «Болеро» Равеля;
• «Весна священная» Стравинского;
• «Каприз № 24» Никколо Паганини.
Это связано с нарастающим ритмом. Эти мелодии должны использоваться в работе с вялыми, паретичными детьми.
Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают:
• музыка Франсиса Гойи;
• «Времена года» Чайковского;
• «Лунная соната» Бетховена;
• фонограмма пения птиц.
Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.
Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.
Цель логопедических и логоритмических занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации:
- снятие фактора тревожности;
- стимуляция двигательных функций;
- развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей;
- растормаживание речевой функции;
- развитие чувства ритма, темпа, времени;
- развитие мыслительных способностей и фантазии;
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- нормализация просодической стороны речи.
В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается
• в музыкальном оформлении игр;
• музыкальной релаксации.
Музыкальная ритмика используется при лечении:
• тиков;
• заикания;
• нарушений координации;
• расторможенности;
• моторных стереотипов;
• дыхательных нарушений (в т.ч. и речевого выдоха);
• брадилалии и тахилалии.
Особенности использования:
- громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);
- использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям;
- лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной);
- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.
Хромотерапия
Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
Помимо зрительных образов глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции:
- вегетативной нервной системы;
- эндокринных желез.
Синий цвет:
- оказывает успокаивающее воздействие;
- расслабляет;
- снимает спазмы;
- уменьшает головные боли;
- понижает аппетит;
- стимулирует умственную деятельность.
Голубой цвет:
• оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении.
Фиолетовый цвет:
• угнетает психические и физиологические процессы;
• снижает настроение.
Красный цвет:
• активизирует;
• повышает физическую работоспособность;
• вызывает ощущение теплоты;
• стимулирует психические процессы.
Зеленый цвет:
• успокаивает;
• создает хорошее настроение (поэтому люди любят зеленый лес, луг, зеленовато-голубую воду);
• повышает защитные силы организма, способствует угасанию воспалений, стимулирует зрение.
Розовый цвет:
• тонизирующее воздействие.
Желтый цвет:
• вызывает чувство покоя;
• нейтрализует негативные действия.
Литотерапия
Литотерапия – терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.
Современная фармакология использует для приготовления различных лекарств более 50 различных минералов. Считается, что минералы координируют циркуляторную систему сосудов и деятельность мозга.
• Авантюрин – уравновешивает эмоции, сохраняет радостное настроение, ясность ума.
• Аквамарин – снимает стрессовое состояние, устраняет фобии.
• Александрит – успокаивает, способствует открытости, общению.
• Алмаз – улучшает функции мозга, усиливает энергетику абстрактного мышления, увеличивает контактность.
• Аметист – снимает головную боль, бессонницу, укрепляет эндокринную систему, увеличивает активность правого полушария мозга.
• Бирюза – уравновешивает эмоции, укрепляет чувство взаимопонимания.
• Жемчуг – укрепляет память, приносит покой и умиротворение.
• Изумруд – устраняет аффекты.
• Кораллы – укрепляют память, избавляют от тиков, контролируют эмоции.
• Лазурит – улучшает остроту зрения, уменьшает боли.
• Малахит – стимулирует работу сердца, кровеносных сосудов, легких.
• Нефрит – стимулирует работу почек.
• Опал – усиливает чувство интуиции.
• Сапфир – помогает при лечении диабета, нарушений костной системы, избавляет от бессонницы.
• Сердолик – укрепляет зубы, стимулирует речь.
• Топаз – влияет на щитовидную железу.
• Хрусталь – улучшает кровь, стимулирует гипофиз и эпифиз.
• Янтарь – стимулирует нервную систему, улучшает дыхательную систему, повышает гемоглобин в крови.
Имаготерапия
Имаготерапия – театрализация психотерапевтического процесса (образ). В основе лежит использование пересказа драматического произведения, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию.
Куклотерапия – один из видов имаготерапии. Основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки).
Используется при:
• нарушениях поведения;
• страхах;
• нарушении коммуникативной сферы.
Технология проведения:
• с персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история, связанная с травмирующей ребенка ситуацией;
• инсценирование рассказа должно захватить ребенка, вызывать в нем яркие положительные эмоции;
• сюжет строится по «нарастающей», заканчивается бурными эмоциональными реакциями (смех, плач), снятием напряжения.
Образно-ролевая драмтерапия – реконструкция поведенческой реакции при разыгрывании специально подобранного сюжета.
Психодрама – дети играют не готовые роли, а импровизируют под руководством педагога. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике
Либропсихотерапия – лечебное чтение, библиотерапия – лечение через книгу (специально подобранные произведения)
Сказкотерапия – психокоррекция средствами сказки – основана на притягательности для детей сказки как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать.
Су-Джок терапия
Одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка, является Су-Джок терапия. В исследованиях южнокорейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.
Массаж палочкой
После нахождения точки необходимо достаточно сильно нажать на нее диагностической палочкой (вместо нее можно использовать любой неострый предмет – спичку, ручку или даже собственный ноготь). После того, как боль под диагностической палочкой пройдет, можно продолжить массаж точки вращательными движениями по часовой и против часовой стрелки, нажимая на палочку немного сильнее. Необходимо полностью размассажировать лечебную точку до исчезновения остаточной боли и появления ощущения тепла в ней.
В случае хронических заболеваний однократного воздействия на точки недостаточно. Правильно найденные точки нужно с силой массажировать по 3-5 минут каждые 3-4 часа ежедневно, до улучшения состояния. Многократный массаж зон соответствия приводит к улучшению состояния, в некоторых случаях это происходит очень быстро.
Лечение эластичным кольцом
Поскольку все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом.
Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны, соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
Правильная артикуляция
Губы – округлены, немного вытянуты вперед.
Зубы – сближены на расстоянии до 4-5 мм.
Язык – кончик языка – широкий, поднят к небу (за альвеолы), но не касается, образуя щель. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам.
Голосовые складки – разомкнуты, голос не образуется.
Воздушная струя – сильная, широкая, теплая.
Ребенку объясняется правильная артикуляция звука на примере артикуляционного профиля и вводится его модель артикуляции. Ребенок должен понять, что для того, чтобы правильно произнести звук [ш], необходимо округлить губы и вытянуть их «трубочкой» – на модели это круг. Большая стрелка вверх – язы