Всемирный день охраны окружающей среды
Всемирный день окружающей среды является для Организации Объединенных Наций одним из основных способов привлечь внимание мировой общественности к проблемам окружающей среды.
Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: “Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля”, и пересесть из него просто некуда. Человек сегодня – никакой не властелин и не царь природы. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться вдвойне восторгаться гармонией природы. Многие сейчас твердят, что у нас “плохая экология”, не подозревая даже, что экология – это наука о состоянии окружающей среды – не бывает “плохой” или “хорошей”. А вот состояние окружающего мира не может не вызывать тревоги и опасения. Экологическое воспитание следует начинать не в космических масштабах, а прямо здесь, возле нашего дома. Потому что, только осознав свои личные возможности, научившись решать ближайшие экологические проблемы, человек сумеет задуматься о судьбе мироздания в целом.
Всемирный день окружающей среды сопровождается такими красочными зрелищами, как уличные митинги, парады велосипедистов, «зеленые» концерты, конкурсы сочинений и плакатов в школах, посадка деревьев, а также природоохранные акции и акции по уборке территории.
На заметку:
22 марта – Всемирный день воды.
1 апреля – Международный день птиц.
7 апреля – Всемирный день здоровья.
22 апреля – Всемирный день Земли.
27 октября – Всемирный день туризма.
В этот день можно предложить:
R постановки и инсценировки, песни и стихи о том, что думают задыхающиеся люди и деревья в загрязнённом городском воздухе и как можно им помочь;
R написать стихи о мёртвом озере, в котором больше не живут рыбы. Это хороший способ дать детям наглядное представление о проблемах окружающей среды. Тексты должны быть короткими, но яркими и убедительными, с использованием фактов загрязнения окружающей среды на территории проживания.
Творческие работы: рисунки, эскизы спичечных этикеток, эмблем, значков на природоохранную тему.
«Тропа испытаний». На тропе могут быть такие станции-испытания:
¯ кроссворд на знание биологических терминов,
¯ ориентация в лесу без «маркеров»,
¯ определение знакомых видов растений,
¯ ошибки детей в лесу,
¯ вредители растений,
¯ представление себя людьми, проживающими на этой территории 1000 лет назад и ответы на вопросы: что бы вы употребляли в пищу, как строили и утепляли своё жилище, чем занимались - скотоводством или земледелием?
Проблемный стол: «Кто мы? Какие мы?»
Своего рода цари природы.
Человек имеет принципы, национальный характер.
Человек невольник им же созданной ситуации.
Выход – развитие науки, повернув её лицом к природе.
У людей чувствуется стремление к острым ощущениям.
Люди чувствуют себя одинокими в этом мире и поэтому стремятся в космос.
Проблемный стол: «Человек – это ….»
Вредитель и помощник Природы.
Человек выше остальных существ, но не настолько развит, чтобы жить со всеми в мире и согласии.
Проблемный стол: «Природа – храм или мастерская?»
Ни то, ни другое. Когда человек был слабым, относился как к храму, но выросли потребности, и природа стала источником энергии, ресурсов.
Не появится ли новая религия, когда природа станет храмом?
Проблемный стол: «Мир, в котором мы живём…»
Грязный замок, в котором пытаются сделать уборку.
Проблемный стол: «В каком мире мы хотим жить?»
В экологически чистом
Что надо, чтобы изменить мир? Быть добрее…
Игры: «Путешествие в природу», «Марафон эрудитов», «Кросс смекалистых», «Ралли географов», «Затейное поле».
А ещё можно провести защиту экологических проектов и даже воплотить их на практике. Дерзайте!
ИЮНЯ
Пушкинский день России
Именно в этот день — 6 июня 1799 года — в Москве родился Александр Сергеевич Пушкин. Литературное творчество Александра Пушкина сопровождает нас в течение всей жизни. Книги великого поэта объединяют людей всех возрастов, вероисповеданий, национальностей. С его сказками мы начинаем знакомиться, еще не научившись читать.
Мы наизусть знаем многие его произведения и даже в повседневной жизни часто цитируем его. Мы встречаем времена года пушкинскими строками: «Мороз и солнце! День чудесный!» или «Унылая пора, очей очарованье…». Мы подходим к зеркалу с фразой: «Я ль на свете всех милее?..», и даже, когда строгий начальник ругает нас за не сданный во время отчет, мы говорим коллегам: «Выпьем с горя, где же кружка?».
Интеллектуально-творческая игра «Браво, Пушкин!»
МУ ЦБС Центральная муниципальная библиотека им. Н.А. Некрасова.
Авторы игры: Т.П. Лапина - зав. отделом социокультурной деятельности, Ю.М. Кузяева - гл. библиотекарь, О.М. Чернова - гл. библиотекарь.
«Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет» (Ф.И. Тютчев)
План игры:
- конкурс «Блиц-опрос»,
- конкурс «Тест»,
- конкурс «Литературная дуэль»,
- конкурс для зрителей «Пушкинский аукцион»,
- музыкально-творческий конкурс «Фестиваль одного жанра (рэп)»,
- подведение итогов, награждение победителей.
Оборудование для игры:
1. Сигнальные карточки
2. Жюри (оценочные листы, бумага, ручка)
3. Призы для участников и зрителей
- Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы проведем для вас интеллектуально-творческую игру «Браво, Пушкин!» В обширном наследии русской классики есть имена, играющие ключевую роль.
Для того чтобы понять, что для нас значит Пушкин, надо хотя бы на минуту представить, что его не было, что нет волшебной музыки знакомых с детства строк.
По словам известного русского ученого Юрия Лотмана – «одна из замечательных особенностей Александра Сергеевича Пушкина – способность находиться с нами в состоянии диалога», т.е. незримо присутствовать рядом.
- Мы уверены, что вы согласитесь с нами, если мы скажем, что в каждой пушкинской строчке «русский дух», «Русью пахнет…» Кажется, что произведения А.С. Пушкина созданы самой природой, что они её частицы. По словам Н.В. Гоголя: «В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».
- Тайна неотразимого обаяния творчества А.С. Пушкина в том, что он в каждое мгновение жизни, в каждом ее проявлении видел и ощущал огромный, вечный вселенский смысл. И поэтому он был велик во всем.
- Алмазы пушкинской поэзии никогда не нуждались в шлифовке временем: ими наслаждались и первые читатели, наслаждаемся ими и мы спустя сотни лет.
- Сегодня мы узнаем, что же вы знаете о А.С. Пушкине и его творчестве, что значит для вас это имя.
Нашу игру сегодня будет оценивать жюри.
В зале находятся болельщики. Готовы ли вы «болеть» за своих друзей?
Скажите дружно: «Да!»
- Дорогие участники, у вас хорошее настроение? Докажем, что хорошее, своими улыбками.
Итак, мы начинаем игру.
Конкурс № 1 «Блиц-опрос»
- На столах у каждой команды лежатсигнальные карточки – светофорчики. Зачитывается вопрос, и тот или иной участник команды, знающий правильный ответ, поднимает эту карточку и отвечает. Ответив правильно, вся команда получает балл.
1) Как звучит общее название пяти повестей, куда вошла «Барышня-крестьянка»?
(Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.)
Надо сказать, что Пушкин не сразу раскрыл свое авторство. Написаны все повести в Болдине и как бы от разных лиц. И не в том порядке, в котором были изданы. Пушкин расположил их в такой последовательности при издании: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»
2) Кому посвящена первая глава «Евгения Онегина»? (Дяде)
3) На какое стихотворение Пушкина М. Глинка – русский композитор, написал музыку?
(«Я помню чудное мгновенье»).
Кому посвятил это стихотворение поэт? (А. Керн)
4) Сколько лет было юному Пушкину, когда он поступил в лицей? (12 лет)
5) Какое событие описано в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник», и в каком году оно произошло?
«Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом, клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Все побежало».
(Наводнение 7 ноября 1824 г.)
6) Как заканчивается строфа: «Все те же мы: нам целый мир чужбина…»(Отечество нам Царское село)
7) О какой книге А.С. Пушкин, по его словам «дерзнул» сказать: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедовано во всех концах земли, применимо к всевозможным обстоятельствам жизни…»? (О Евангелии)
Конкурс № 2 «Тест»
- Ну, а сейчас мы испытаем наших игроков в более сложном и серьезном конкурсе – «Тесте».
Каждой команде предлагается вопрос и 3 варианта ответа на него. 10 секунд дается, для того чтобы все приняли решение и дали правильный ответ.
- Только по нашей команде вы поднимаете сигнальную карточку с цифрой, соответствующей номеру ответа (набор карточек на столах). Карточки должны подниматься у всех одновременно, опоздавшие ответы не оцениваются. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1. На набережной какой реки в Санкт-Петербурге находится музей-квартира А.С. Пушкина?
а) Мойка
б) Нева
в) Вятка
2. В романе «Евгений Онегин» читаем: «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар». Какая часть одежды называлась «боливаром», каково ее происхождение?
а) Боливар – это верхняя осенне-весенняя одежда широкого покроя,
б) Боливар – это шляпа с широкими полями,
в) Боливар - это широкое кашне.
(Боливар – это шляпа с широкими полями, названная по имени Боливара Смита - вождя национально-освободительного движения в Латинской Америке, кумира Европейских либералов 1820-х годов. Сомбреро, вошла в моду в 19 веке. Мода на них пришла из Франции.)
3. Перелистывая Пушкинские стихотворные сборники, обращаешь внимание на число – 19 октября. Так названо несколько стихотворений: «19 октября», «19 октября 1828». Что значила эта дата для поэта?
а) День открытия Царскосельского лицея
б) День рождения А.С. Пушкина
в) День рождения няни Арины Родионовны
4. Какой композитор написал оперу «Евгений Онегин» по одноименному произведению А.С.Пушкина?
а) М.И. Глинка
б) П.И. Чайковский
в) А.Г. Рубинштейн
5. Как называется стихотворение о «древе яда»?
а) Пророк
б) Арион
в) Анчар
Конкурс № 3 «Литературная дуэль».
Тема дуэли проходит через многие произведения Пушкина: «Дубровский», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Выстрел».
Что же такое дуэль? Ее цель – восстановление задетой чести самих дуэлянтов или их близких в поединке. Памятуя о том, что балы нередко заканчивались дуэлями, мы решили провести «дуэль» интеллектуалов. Мы предлагаем игрокам принять участие в литературной дуэли. К барьеру, господа! К барьеру!
Условия конкурса таковы: Каждая команда бросает вызов, задав вопрос другой команде. Команды играют первая со второй, третья с четвертой. Вам необходимо придумать вопрос по любому из произведений Пушкина, на который команда-соперник могла бы дать интересный и развернутый ответ, то есть принять вызов. Вместе с вопросом команда, задающего его, должна подготовить и свой вариант ответа. На подготовку вопроса - 3 мин.
Жюри оценивают вопрос в 2 балла.
В случае неверного ответа командой на поставленный вопрос, она считается проигравшей дуэль, а команда, задавшая его, отвечает сама.
Итак, вопрос первой команды – второй, третей – четвертой. Все команды получили вопросы. У каждой команды есть 2 мин., чтобы подготовить развернутый ответ.
Ответ оценивается в 1 балл.
Команда зачитывает свой вопрос, выслушивает ответ соперника, а потом дает свой вариант ответа.
Конкурс для зрителей «Пушкинский аукцион»
Что такое аукцион, кто знает из зрителей? Торги.
Игра продолжается в перерывах между конкурсами для участников команд.
Разыгрывается вопрос, стартовая цена за него 1 балл. Ответивший на этот вопрос правильно получает 1 балл, не ответил – не получает ничего. Вы можете предлагать за ответ на вопрос цену в баллах, исходя из стартовой цены. Игра напоминает игру «Угадай мелодию» - «Я угадаю эту мелодию за…» каждый из вас может предложить любое количество жетонов (не более пяти).
Итак, разыгрываем первый вопрос: герой исторической поэмы. Стартовая цена 1 балл.
1. Узнай героя и назови произведение.
Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен.
Он весь как Божия гроза.
Идет. Ему коня подводят. (Петр 1. Поэма «Полтава»)
Сказка о говорящей рыбе.
2. Первое желание старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке» (Корыто)
Герои сказки не имеют имен.
3. Назовите произведение А.С. Пушкина, в котором он не дал имен своим главным героям? («Сказка о рыбаке и рыбке» - Стрик и старуха)
Стихотворение о русском ученом.
4. Русский ученый, судьбе которого посвящено стихотворение «Отрок». (М.В. Ломоносов)
Сказка про нечистую силу.
5. Работник попа, перехитривший беса? (Балда)
О поэте, подаривший Пушкину свой портрет.
6. Поэт, подаривший А.С. Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю – ученику от побежденного учителя» (В.А. Жуковский)
Вопросы, на которые не распространяются форма аукциона.
7. Назовите 6 произведений А.С. Пушкина, где главную героиню зовут Марией? («Бахчисарайский фонтан» - Мария, «Дубровский» - Мария Троекурова, «Капитанская дочка» - Мария Миронова, «Полтава» - Мария дочь Кочубея, «Метель» - Мария Гавриловна, «Выстрел» - Маша).Мария Троекурова – семнадцатилетняя девушка, дочь богатого своенравного помещика, выросшая в деревне, без матери, без подруг.
8. Перечислите на какие произведения Пушкина написаны оперы? («Евгений Онегин» - П.И. Чайковский, «Пиковая дама», «Дубровский» - Э.Ф. Направник; «Борис Годунов» - М.П. Мусоргский; «Каменный гость» - А.С. Даргомыжский, завершали Кюи и Римский-Корсаков; «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» - Римский-Корсаков; «Руслан и Людмила» - М.И. Глинка, поэма «Цыгане», «Алеко», «Скупой рыцарь» - С.В. Рахманинов; «Русалка» - А.С. Даргомыжский)
Все эти произведения уже были написаны после смерти Пушкина.
9. Назовите друзей Пушкина? (Пущин, Дельвиг, Чаадаев, Рылеев, Нащокин, Жуковский, Раевский)
10. Жених «мертвой» царевны? (Королевич Елисей)
Музыкально-творческий конкурс № 4 «Фестиваль одного жанра» (задания раздаются на карточках)
-Каждая команда методом жеребьевки выберет сейчас отрывок из стихотворений Пушкина, из его любовной лирики. Задание такое: нужно будет исполнить это стихотворение в стиле рэп. Стихотворения у всех разные. Жюри оценивают этот конкурс в 5 баллов.
1. Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури внешние полям;
В дожде полей они свежеют,
И обновляются, и зреют –
И жизнь могущая дает
И пышный цвет, и сладкий плод.
2. Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты
3. Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
-Итак, закончилась наша сегодняшняя игра, и мы предоставляем слово для подведения итогов нашему жюри.
Подведение итогов игры. Награждение победителей.
ИЮНЯ
Международный день друзей
«Друг - это одна душа, живущая в двух телах»- Аристотель.
Как заметил Артур Шопенгауэр: «Истинная дружба — одна из тех вещей, о которых, как о гигантских морских змеях, неизвестно, являются ли они вымышленными или где-то существуют».
Мы надеемся, что в вашей жизни есть хотя бы один человек, которого вы захотите от всей души поздравить с этим праздником. Ведь Международный день друзей просто создан для того, чтобы, независимо от жизненных обстоятельств и различных перипетий, мы напомнили своим друзьям о том, как они важны для нас и порадовали их.
Игры
«Тайный друг»
Игра начинается в первый день жизни отряда и продолжается на протяжении всего времени его деятельности. Каждый участник отряда пишет на бумажке свое имя, затем все записки перемешиваются. Далее каждому участнику предлагается вытянуть одну из записок и таким образом выбрать себе «тайного друга». Суть игры заключается в том, чтобы оказать своему «тайному другу» максимальное внимание (подарки, записки, открытки, сюрпризы), но делать это незаметно, сохраняя тайну. Письма, открытки, записки и прочие знаки внимания с указанием адресата бросаются в почтовый ящик и несколько раз в день почтальоны доставляют их получателям. А можно объявить конкурс индивидуальных почтовых ящиков и «дарить» тайные знаки внимания лично.
В конце смены происходит представление «тайного друга» каждого из участников отряда.
“Гусеница”
Команда становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда – это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, показать, как она спит, как ест, как умывается, как делает зарядку, все, что придет в голову.
«Дружные танцы»
Необходимо встать в колонну, держа соседа впереди за талию. Под музыку все дружно начинают танцевать, к примеру, ламбаду (можно любой другой танец). Через некоторое время музыка прекращается и необходимо обнять за талию соседа, который стоит перед твоим соседом впереди, музыка снова играет, и все снова танцуют. Потом все повторяется, только надо дотянуться до того, кто на два, потом на три и так далее человека впереди тебя.
Пословицы про дружбу
С пословицами можно организовать разные конкурсные задания:
· Предложить ребятам только начало пословиц, им необходимо закончить пословицы по смыслу;
· На отдельных листах написать начало и конец пословиц. Задание: правильно собрать пословицы;
· Нарисовать и угадать нарисованные пословицы;
· Изобразить и угадать показанную пословицу;
· Кто больше знает пословиц про дружбу.
Плохой друг - что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в ненастный не найдешь.
С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
Не та дружья рука, что только гладит, а и та, что за вихор таскает.
Один друг лучше ста священников.