Классификация и распространение человеческих рас.
Раса — система популяций человека, характеризующаяся сходством по комплексу определённых наследственных биологических признаков, имеющим внешнее фенотипическое проявление и сформировавшимся в определенном географическом регионе.
Все человечество представляет собой единый вид.
Выделяют несколько рас. Для определения используют структуру и цвет кожи. Волос, глаз. Существуют 3 большие расы:
- негроидная, тропическая, черная;
- монголоидная, желтая;
- европеоидная, белая.
Рас очень много. Между всеми расами - переходы незаметны.
В применении к человеку очень часто неправильно используют термин, смешивая культуру и биологическое развитие. Представители основных рас создали свои высокоразвитые культуры. Любая раса имеет приблизительно одинаковые объемы головного мозга, развитие лобных долей. Генетические различия между неграми и белыми – 1 локус у фосфоглюкомутазы. Других различий нет. 85% различий на генетическом уровне в пределах национальной популяции. Различия в пределах расы и между расами – 7,5%. Расовые различия сформировались на ранних этапах антропогенеза, когда был важен групповой отбор. Важным его фактором был ареал. Адаптивный характер расообразования – специфическое проявление человека. На ранних этапах – решающая роль была у географического фактора, сейчас – у экономического и этнического. Пример – открытие Америки привело к смешению рас:
Европейцы+индейцы=метисы;
Европейцы+негры=мулаты;
Негры+индейцы=самбо.
В Стокгольме из-за миграций вся молодежь – цветная. В Центральной Азии картина рас очень сложна и разнообразна.У африканских человекообразных обезьян генетическое и морфологическое различие также заметно.
Все ныне живущее человечество представляет собой один вид Homo sapiens, распадающийся на целый ряд более мелких групп, называемых расами. Расы человека – это исторически сложившиеся ареальные группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующих в определенных пределах.Так как групповая и индивидуальная изменчивости этих признаков не совпадают, расы являются не совокупностями особей, а совокупностями популяций, т.е. территориальных групп людей, объединенных брачными связями. По всем морфологическим, физиологическим и психическим особенностям, характерным для современных людей, сходство между всеми расами велико, а различия несущественны. Неограниченные возможности смешения (метисации) и социально-культурная полноценность смешанных групп служат веским доказательством видового единства человека.Необходимо строго различать два понятия – нация и раса. В нации людей объединяет общность языка, территории, экономической жизни, психического склада. В отличие от нации, раса есть совокупность людей, обладающих общностью физического типа, происхождение которого связано с определенным ареалом.Большинство авторов разделяло человечество на три основные (большие) расы, называя их по-разному:– меланодермы (чернокожие), ксантодермы (желтокожие) и лейкодермы (белокожие).
– черные широконосые, желтые средненосые и белые узконосые.
– негроиды, монголоиды и европеоиды.
– экваториальная (негро-австралоидная), азиатская (монголоидная) и евразийская (европеоидная).Достаточную известность получила классификация Я.Я. Рогинского, согласно которой выделяют три большие расы: австрало-негроидную, или экваториальную, евразийскую, или европеоидную, и азиатско-американскую, или монголоидную. Промежуточное место между экваториальной и евразийской большими расами занимают эфиопская и южноиндийская; между евразийской и монголоидной – южносибирская и уральская, между азиатско-американской и австрало-негроидной – полинезийская и курильская расы.
№137 Антропогенез. Биологическая и социальная сущность человека. Закономерности антропогенеза.
Антропогенез— часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.
Человек — одновременно и биологическое существо, и социальное, поэтому антропогенез неотрывно связан с социогенезом, представляя собой, по сути, единый процесс антропосоциогенеза.
В соответствии с современными научными представлениями, современный человек является результатом развития материи на протяжении 13,7 миллиардов лет и представляет собой наиболее сложно организованную её разновидность из всего наблюдаемого — независимо от того, говорим мы о человеческом мозге, сознании или какой-либо форме социальной организации.
Исследование факторов, путей и закономерностей этого процесса составляет задачу одного из основных разделов антропологии — учения об А.
К главным проблемам А. относятся: место (прародина) и время появления древнейших людей; непосредственные предки человека; основные стадии А., движущие силы А. на различных его этапах; соотношение эволюции физического типа человека с историческим прогрессом его культуры, развитием первобытного общества и речи.
Решение коренных и частных проблем А. осуществляется с помощью данных антропологии (особенно палеоантропологии) и близких наук — эволюционной морфологии и эмбриологии, приматологии, палеонтологии приматов, психологии и физиологии, геологии палеогена, неогена и антропогена, археологии палеолита, этнографии и лингвистики.
Методологической основой анализа и синтеза материалов, привлекаемых к решению проблем А., служат эволюционное учение Ч. Дарвина и, главное, диалектико-материалистическая философия и как её конкретное выражение трудовая теория А., разработанная Ф. Энгельсом в 70-х гг. 19 в. Её центральная идея заключается в том, что в процессе А. основным фактором прогрессивного эволюционного и исторического развития человека была трудовая деятельность, осуществлявшаяся коллективно на различных уровнях становления общества.
Биосоциальная сущность человека. Подчинение жизни человека как биологическим, так и социальным законам. Формирование человека, как и других организмов, в процессе эволюции, подчинение его процессов жизнедеятельности (питания и др.) биологическим законам. Существенные отличия человека от животных — прямохождение и труд, связанные с ними изменения в строении и жизнедеятельности — наличие в скелете позвоночника с четырьмя изгибами, сводчатой стопы, особенностей строения таза, кисти, черепа; увеличение мозга, способность трудиться, создавать орудия труда, общаться друг с другом, владеть членораздельной речью, отвлеченно мыслить, создавать науку и искусство, накапливать и использовать опыт предшествующих поколений, передавать его потомкам. Невозможность объяснить эти особенности только законами биологической эволюции. Существование законов развития человеческого общества, в соответствии с которыми подлинно человеческие черты формируются в процессе жизни человека в обществе, его воспитания. Дети, выросшие с раннего возраста среди животных, не владеют хорошо развитой речью, не могут отвлеченно мыслить
№138.Chordata.Систематика.Общая характеристика представителей типа.Anamnia и Amniot.
Тип Хордовые, Chordata.
Подтип Tunicata или Urochordata (оболочники, или туникаты, или урохордаты)
Подтип Cephalochordata или Acraniata (головохордовые или цефалохордовые)
Подтип Vertebrata или Craniata (позвоночные)
Надкласс Рыбы, Pisces
Плакодермы, Placodermi †
Хрящевые рыбы, Chondrichthyes: акулы, скаты и химерообразные
Акантоды, Acanthodei †
Лучепёрые рыбы, Actinopterygii
Лопастепёрые рыбы Sarcopterygii (в современной систематике класс считается парафилетическим)
Надкласс Четвероногие, или Наземные позвоночные — Tetrapoda, seu Quadrupeda
Земноводные или амфибии, Amphibia: лягушки, жабы, тритоны и др.
Пресмыкающиеся или рептилии, Reptilia: крокодилы, черепахи, ящерицы и змеи (парафилетический класс)
Птицы, Aves
Млекопитающие или звери, Mammalia
Кроме того,выделяют различные группы позвоночных.
Амниоты, Amniota — высшие позвоночные. Группа включает в себя пресмыкающихся, птиц, синапсид и млекопитающих.
Анамнии, Anamnia — низшие позвоночные; все классы, не входящие в группу амниот.
Амнио́ты, или высшие позвоночные (лат. Amniota) — монофилетическая группа (клада) позвоночных животных, характеризующихся[1] наличием зародышевых оболочек.Все амниоты имеют внутреннее оплодотворение (в отличие от анамний, у которых оплодотворение внешнее). Размножение их происходит на суше. При эмбриональном развитии амниот развиваются двезародышевые оболочки — амнион и сероза, формирующие амниотическую полость.У зародышей амниот формируется только одна пара жаберных щелей, превращающаяся в полость среднего уха. Большинство амниот откладывают характерные яйца. При этом студенистая оболочка яйцеклеток рыб и амфибий заменяется у амниот пергаментообразной или пропитанной известью скорлупой, через которую свободно проходит воздух[5]; такие яйца богаты желтком (т. е.полилецитальны). Исключение составляют некоторые чешуйчатые, вымершие ихтиозавры, а среди млекопитающих — сумчатые и плацентарные; для этих групп характерно живорождение, и их яйцеклетки желтка не содержат (т. е. алецитальны). Соответственно, развитие амниот до типично наземной формы происходит либо в яйце, либо в матке под защитой зародышевых оболочек, а фаза водной личинки (головастика) полностью отсутствует.
Анамнии (лат. Anamnia) или низшие позвоночные — парафилетическая группа, включающая позвоночных животных, не имеющихзародышевых оболочек. В отличие от амниот, у анамний в процессе эмбрионального развития не возникает зародышевой оболочки — амниона и особого зародышевого органа — аллантоиса. Анамнии связаны в своём существовании с водной средой, в которой они проводят либо всю жизнь, либо начальные стадии (яйцевые и личиночные). К анамниям относятся все позвоночные, за исключением амниот, то есть бесчелюстные и различные группы рыб, а также амфибии.
Характерные признаки хордовых: - На определенной стадии развития имеется хорда. Это упругий стержень, состоящий из плотно прилегающих друг к другу - вакуолизированных клеток и покрытый прочной оболочкой - Трехслойные целомические животные - Двусторонняя симметрия - Имеются жаберные (висцеральные) щели (отверстия в глотке)* или дуги - Полая нервная трубка расположена дорсально - Мышечные блоки (миотомы) расположены сегментарно и локализованы по бокам тела - Постанальный хвост (начало хвоста расположено позади анального отверстия)* - Конечности образуются более чем из одного сегмента тела*
№139. Chordata.Систематика.Филогенез головного мозга.Стадия формирования ЦНС в эмбриогенезе.Онтофилогенетические пороки развития ЦНС человека.
Тип Хордовые, Chordata.
Подтип Tunicata или Urochordata (оболочники, или туникаты, или урохордаты)
Подтип Cephalochordata или Acraniata (головохордовые или цефалохордовые)
Подтип Vertebrata или Craniata (позвоночные)
Надкласс Рыбы, Pisces
Плакодермы, Placodermi †
Хрящевые рыбы, Chondrichthyes: акулы, скаты и химерообразные
Акантоды, Acanthodei †
Лучепёрые рыбы, Actinopterygii
Лопастепёрые рыбы Sarcopterygii (в современной систематике класс считается парафилетическим)
Надкласс Четвероногие, или Наземные позвоночные — Tetrapoda, seu Quadrupeda
Земноводные или амфибии, Amphibia: лягушки, жабы, тритоны и др.
Пресмыкающиеся или рептилии, Reptilia: крокодилы, черепахи, ящерицы и змеи (парафилетический класс)
Птицы, Aves
Млекопитающие или звери, Mammalia
Нервная система позвоночных закладывается в эктодерме на спинной стороне зародыша на ранних стадиях гаструлы.
Стадии формирования ЦНС:
1.Нервная пластинка
2.Нервный желоб или бороздка.
3.Нервная трубка или невроцель
4.Передний невропор
5.Задниий невропор
У позвоночных нервная трубка преобразуется в ЦНС,а нервные гребни формируют периферическую НС.
Эмбриогенез головного мозга:
1.Головной мозг закладывается в виде вздутия передней части нервной трубки.
2.Вздутие делится на три мозговых пузыря:передний-prosencephalon,средний-mesencephalon и задний- rhombencephalon.Этот этап называется стадией 3-х мозговых пузырей.
3.Стадия пяти мозговых пузырей.Передний мозговой пузырь делится на два отдела:передний-telencephalon,промежуточный-diencephalon.Средний мозговой пузырь не делится.Задний мозговой пузырь делится на два отдела:задний-metencephalon и продолговатый- medulla oblongata(переходит в спинной мозг)
4. Одновременно происходит преобразование невроцеля(полости нервной трубки).Расширение невроцеля в полушариях переднего мозга формируют боковые желудочки.У рыб они не отделены и образуют общую. полость.Полость невроцеля промежуточного мозга образует 3-й желудочек.Узкая щель в среднем мозге наз-ся сильвиев водопровод.Полость невроцеля в продолговатом мозге образует 4-й желудочек,который сообщается со спинномозговым каналом.
5.Тела нервных клеток и короткие отростки-дендриты,состовляют серое вещество мозга,а длинные отростки-аксоны,белое вещество.
Пороки:
Анэнцефалия-отсутствие головного мозга.
Миеломенингоцеле-грыжа спинного мозга и его оболочек.
Ателэнцефалия-остановка развития нервной трубки на стадии 3-х мозговых пузырей.
Голопрозэнцефалия-конечный мозг не делится на 2 полушария.
Прозэнцефалия-конечный мозг делится продольной бороздой,но в глубине оба полушария остаются связанными.
Алобарная прозэнцефалия-конечный мозг делится только в заднй части,а лобные доли остаются не разделенными.
Агинезия-отстуствие мозолистого тела.
Гипоплазия-частичное отсутствие мозолистого тела.
Агирия-врожденное отсутствие борозд и больших полушарий.
Гидроцефалия-водянка головного мозга.
Микроцефалия-уменьшение размера г.м.
Рахисхиз-расщепление позвоночника.
№140.Chordata.Систематика.Эволюция почки позвоночныъх.Пути преобразовния в эмбриогенезе.
Пороки развития почек у человека.
Тип Хордовые, Chordata.
Подтип Tunicata или Urochordata (оболочники, или туникаты, или урохордаты)
Подтип Cephalochordata или Acraniata (головохордовые или цефалохордовые)
Подтип Vertebrata или Craniata (позвоночные)
Надкласс Рыбы, Pisces
Плакодермы, Placodermi †
Хрящевые рыбы, Chondrichthyes: акулы, скаты и химерообразные
Акантоды, Acanthodei †
Лучепёрые рыбы, Actinopterygii
Лопастепёрые рыбы Sarcopterygii (в современной систематике класс считается парафилетическим)
Надкласс Четвероногие, или Наземные позвоночные — Tetrapoda, seu Quadrupeda
Земноводные или амфибии, Amphibia: лягушки, жабы, тритоны и др.
Пресмыкающиеся или рептилии, Reptilia: крокодилы, черепахи, ящерицы и змеи (парафилетический класс)
Птицы, Aves
Млекопитающие или звери, Mammalia
Почки имеют мезодермальное происхождение, закладываясь на внешней стенке сомитов. Однако строение и
механизм функционирования почек у разных групп позвоночных не одинаковы. В процессе эволюции позвоночных
животных происходит смена трёх типов почек: головная, или предпочка (пронефрос), туловищная, или первичная,
почка (мезанефрос) и тазовая, или вторичная, почка (метанефрос). Разные типы почек имеют разные принципы
процесса выделения: выделение из полости тела, смешанное выделение (из полости тела и из крови) и, наконец,
только из крови. Одновременно происходят изменения в механизме реабсорбции воды. Выделение воды и
растворенных в ней продуктов белкового обмена из полости тела оказывается возможным благодаря множеству
воронковидных нефростом, открывающихся в полость тела. Выделение из крови происходит через мальпигиевы
тельца почек. Первичные выводные протоки называются вольфовы каналы, в тазовой почке их сменяют вторичные
мочеточники. У большинства позвоночных есть мочевой пузырь. У первичноводных возможно сбрасывание аммиака
через жабры.
Субституция-способ преобразования органов при котором более ранние закладки органа после появления
последующих редуцируется.
Пороки:
1.Эктопия почки
2.Сращение
3. Агенезия мочеточника(отсутствие)
4.Удвоение мочеточников
5.Эктопия мочеточников
6.Агенезия почек
7.Односторонняя арения-единственная почка
8.Добавочная почка
№141.Chordata.Систематика.Эволюция мочеполовых протоков позвоночных.Пороки развития мочеполовых протоков у человека.
Тип Хордовые, Chordata.
Подтип Tunicata или Urochordata (оболочники, или туникаты, или урохордаты)
Подтип Cephalochordata или Acraniata (головохордовые или цефалохордовые)
Подтип Vertebrata или Craniata (позвоночные)
Надкласс Рыбы, Pisces
Плакодермы, Placodermi †
Хрящевые рыбы, Chondrichthyes: акулы, скаты и химерообразные
Акантоды, Acanthodei †
Лучепёрые рыбы, Actinopterygii
Лопастепёрые рыбы Sarcopterygii (в современной систематике класс считается парафилетическим)
Надкласс Четвероногие, или Наземные позвоночные — Tetrapoda, seu Quadrupeda
Земноводные или амфибии, Amphibia: лягушки, жабы, тритоны и др.
Пресмыкающиеся или рептилии, Reptilia: крокодилы, черепахи, ящерицы и змеи (парафилетический класс)
Птицы, Aves
Млекопитающие или звери, Mammalia
У самок низших позвоночных предпочка,как орган выделения,редуцируется.А из увеличенной воронки ее нефрона и Мюллерова протока формируется яйцевод.У самок высших позвоночных и человека так же редуцируется.Воронка ее нефрона и Мюллеров проток формитруют яйцевод,который дифференцируется на 3 отдела:маточные трубы,матку и верхнюю часть влагалища.
У самцов низших позвоночных предпочка и ее Мюллеров проток редуциркется полностью.Между первичной почкой и семенником образуются семявыносящие канальцы.Мочеполовой проток или Вольфов проток служит для выведения продуктов диссимиляции и половых клеток.
У самцов высших позаоночных предпочка и ее Мюллеров проток редуцируется.У млекопитающих и человека от Мюллерова протока формируется слепое выпячивание-мужская маточка(располагается в предстательной железе.Вольфов проток функционирует как семяпровод.
Пороки:
1.Эктопия почки
2.Сращение
3. Агенезия мочеточника(отсутствие)
4.Удвоение мочеточников
5.Эктопия мочеточников
6.Агенезия почек
7.Односторонняя арения-единственная почка
8.Добавочная почка
№142.Chordata.Систематика.Филогенез половой системы позвоночных.Онтофилогенетические пороки развития половой системы человека.
Тип Хордовые, Chordata.
Подтип Tunicata или Urochordata (оболочники, или туникаты, или урохордаты)
Подтип Cephalochordata или Acraniata (головохордовые или цефалохордовые)
Подтип Vertebrata или Craniata (позвоночные)
Надкласс Рыбы, Pisces
Плакодермы, Placodermi †
Хрящевые рыбы, Chondrichthyes: акулы, скаты и химерообразные
Акантоды, Acanthodei †
Лучепёрые рыбы, Actinopterygii
Лопастепёрые рыбы Sarcopterygii (в современной систематике класс считается парафилетическим)
Надкласс Четвероногие, или Наземные позвоночные — Tetrapoda, seu Quadrupeda
Земноводные или амфибии, Amphibia: лягушки, жабы, тритоны и др.
Пресмыкающиеся или рептилии, Reptilia: крокодилы, черепахи, ящерицы и змеи (парафилетический класс)
Птицы, Aves
Млекопитающие или звери, Mammalia
У самок низших позвоночных предпочка,как орган выделения,редуцируется.А из увеличенной воронки ее нефрона и Мюллерова протока формируется яйцевод.У самок высших позвоночных и человека так же редуцируется.Воронка ее нефрона и Мюллеров проток формитруют яйцевод,который дифференцируется на 3 отдела:маточные трубы,матку и верхнюю часть влагалища.
У самцов низших позвоночных предпочка и ее Мюллеров проток редуциркется полностью.Между первичной почкой и семенником образуются семявыносящие канальцы.Мочеполовой проток или Вольфов проток служит для выведения продуктов диссимиляции и половых клеток.
У самцов высших позаоночных предпочка и ее Мюллеров проток редуцируется.У млекопитающих и человека от Мюллерова протока формируется слепое выпячивание-мужская маточка(располагается в предстательной железе.Вольфов проток функционирует как семяпровод.
Пороки:
У мужчин:Отсутствие или недоразвитие,удвоение или эктопия придатка яичка,семяпровода и семенных пузырьков.
У женщин:
1.Агенезия матки,маточных труб,влагалища(отсутствие)
2.Гипоплазия матки.(недоразвитость)
3.Атрезия матки и труб влагалища.(отсутствие канала или отверстия)
4.Двойная,двурогая матки.
№143.Chordata.Систематика.Филогенез сосудов кровеносной системы хордовых.Гомология
артериальных жаберных дуг позвоночных.Онтофилогенетические пороки развития сосудов кровеносной
системы человека.
Тип Хордовые, Chordata.
Подтип Tunicata или Urochordata (оболочники, или туникаты, или урохордаты)
Подтип Cephalochordata или Acraniata (головохордовые или цефалохордовые)
Подтип Vertebrata или Craniata (позвоночные)
Надкласс Рыбы, Pisces
Плакодермы, Placodermi †
Хрящевые рыбы, Chondrichthyes: акулы, скаты и химерообразные
Акантоды, Acanthodei †
Лучепёрые рыбы, Actinopterygii
Лопастепёрые рыбы Sarcopterygii (в современной систематике класс считается парафилетическим)
Надкласс Четвероногие, или Наземные позвоночные — Tetrapoda, seu Quadrupeda
Земноводные или амфибии, Amphibia: лягушки, жабы, тритоны и др.
Пресмыкающиеся или рептилии, Reptilia: крокодилы, черепахи, ящерицы и змеи (парафилетический класс)
Птицы, Aves
Млекопитающие или звери, Mammalia
Кровеносная система хордовых закладывается в боковых пластинках мезодермы на брюшной стороне зародыша.
Тип хордовые характеризуется замкнутой кровеносной системой.Наличие сердца.
Гомология жаберных дуг:
У рыб:
-1,2 пара редуцируется
-3,4,5,6 пары-жаберные артерии(венозная кровь)
У амфибий:
-1,2 пары редуц-ся
-3 пара-сонные артерии
-4 пара дуги аорты
-5 пара редуц-ся
-6 пара-кожно-легочные артерии
У рептилий:
-1,2 пара редуц-ся
-3 пара сонные артерии
-4 пара дуги аорты
-5 пара редуц-ся
-6 пара легочные артерии
У птиц:
-1,2 пара редуц-ся
-3 пара сонная артерия
-левая дуга 4й пары редуц-ся
-4 пара-правая дуга аорты
-5 пара редуц-ся
-6 пара легочные артерии
У млекопитающих:
-//-//-
-4 пара-левая дуга аорты
-правая редуцируется
Пороки:
-Эктопия сердца
-Декстрокардия(сердце справа)
-Двух-,трехкамерное сердце
-Правая дуга аорты
-Аортальное кольцо
-Открытый артериальный(Баталлов проток)
-Открытый сонный проток
-Дополнительная верхняя полая вена
-Атрезия нижней полой вены
№144.Chordata.Систематика.Филогенез сердца позвоночных.Стадия формирования сердца в эмбриогенезе человека.Онтофилогенетические пороки развития сердца человека.
Тип Хордовые, Chordata.
Подтип Tunicata или Urochordata (оболочники, или туникаты, или урохордаты)
Подтип Cephalochordata или Acraniata (головохордовые или цефалохордовые)
Подтип Vertebrata или Craniata (позвоночные)
Надкласс Рыбы, Pisces
Плакодермы, Placodermi †
Хрящевые рыбы, Chondrichthyes: акулы, скаты и химерообразные
Акантоды, Acanthodei †
Лучепёрые рыбы, Actinopterygii
Лопастепёрые рыбы Sarcopterygii (в современной систематике класс считается парафилетическим)
Надкласс Четвероногие, или Наземные позвоночные — Tetrapoda, seu Quadrupeda
Земноводные или амфибии, Amphibia: лягушки, жабы, тритоны и др.
Пресмыкающиеся или рептилии, Reptilia: крокодилы, черепахи, ящерицы и змеи (парафилетический класс)
Птицы, Aves
Млекопитающие или звери, Mammalia
Сердце взрослых рыб двухкамерное:одно предсердие и один желудочек(венозная кровь).В сердце выделяют 4 отдела:венозный синус,артериальный конус,предсердие и желудочек.
У амфибий сердце трехкамерное:2 предсердия,1 желудочек.Выделяют 5 отделов:венозную пазуху,артериальный конус и 3 камеры сердца.
У рептилий 2 неполных круга кровообращения,3-хкамерное сердце:2 предсердия,1 желудочек(неполная желудочковая перегородка).
У птиц 2 полных круга и сердце 4х камерное.
У млекопитающих 2 полных круга и 4х камерное сердце.
Эмбриогенез сердца человека:
Сердце развивается из парных закладок мезодермы в области шеи.Сердце проходит этапы двух-,трех-,трех-(с неполной межжелудочковой перегородкой),четырехкамерного сердца.
Пороки:
-Эктопия сердца(шейная,декстракардия)
-Двух-,трехкамерное сердце
-Остановка развития сердца на ранних этапах развития(см.Филогенез сердца человека)
№145 Учение о биосфере В.И.Вернадског. Понятие биосферы. Этапы развития биосферы: абиогенез, биогенез, неогенез. Воздействие человека на биосферу. Экологический кризис.
Биосфера — оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «пленка жизни»; глобальная экосистема Земли.
Целостное учение о биосфере создал биогеохимик и философ В. И. Вернадский. Он впервые отвёл живым организмам роль главнейшей преобразующей силы планеты Земля, учитывая их деятельность не только в настоящее время, но и в прошлом.
Возникновение жизни или абиогенез — процесс превращения неживой природы в живую.
Биогенез — образование органических соединений живыми организмами.
Ноогенез — появление и эволюция разума.
Человечество в процессе жизнедеятельности безусловно влияет на различные экологические системы. Примерами таких, чаще всего опасных, воздействий является осушение болот, вырубание лесов, уничтожение озонового слоя, поворот течения рек, сброс отходов в окружающую среду. Этим самым человек разрушает сложившиеся связи в устойчивой системе, что может привести к её дестабилизации, то есть к экологической катастрофе.
Экологический кризис — особый тип экологической ситуации, когда среда обитания одного из видов или популяции изменяется так, что ставит под сомнение его дальнейшее выживание. Основные причины кризиса:
- Абиотические: качество окружающей среды деградирует по сравнению с потребностями вида после изменения абиотических экологических факторов (например, увеличение температуры или уменьшение количества дождей).
- Биотические: окружающая среда становится сложной для выживания вида (или популяции) из-за увеличенного давления со стороны хищников или из-за перенаселения.
Кризис может быть: глобальным и локальным.
Бороться с глобальным экологическим кризисом гораздо труднее, чем с локальным. Решение этой проблемы можно достигнуть только минимизацией загрязнений, произведенных человечеством до уровня, с которым экосистемы будут в состоянии справиться самостоятельно. В настоящее время глобальный экологический кризис включает четыре основных компонента: кислотные дожди, парниковый эффект, загрязнение планеты суперэкотоксикантами и так называемые озоновые дыры.
№ 146 Определение науки экологии. Предмет, задачи.
ЭКОЛОГИЯ (от греч. oikos дом, жилище, местопребывание и ...логия), наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин «экология» предложен в 1866 Э. Геккелем. Объектами экологии могут быть популяции
организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера в целом. С сер. 20 в. в связи с усилившимся воздействием человека на природу экология приобрела особое значенние как научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов, а сам термин «экология» более широкий смысл.
Окружающая нас живая природа - это не беспорядочное и случайное сочетание живых существ, а устойчивая и организованная система, сложившаяся в процессе эволюции органического мира. Каждый вид занимает в этой системе определенное место. Изучением
живых организмов как отдельных особей, так и членов популяций и сообществ в их взаимодействии со средой обитания занимается экология.
В задачи экологии входит изучение взаимоотношений организмов и их популяций с окружающей средой, исследование действия среды на строение, жизнедеятельность и поведение организма, установление зависимости между средой и численностью популяций. Экология исследует отношения между популяциями разных видов в сообществе, между популяциями и факторами внешней cреды, их влияние на расселение видов, на развитие и смену сообществ. Изучение борьбы за существование в популяциях и направлений естественного отбора также входит в задачу экологии. Экология неразрывно связана с эволюционным учением, особенно с проблемами микроэволюции, так как она изучает процессы, протекающие в популяциях.
Большое значение имеет экология для развития различных отраслей народного хозяйства. Наиболее важные области применения экологических знаний - это охрана природы, сельское хозяйство, некоторые отрасли промышленности (например, создание безотходных технологий). Экология служит основной теоретической базой для развития различных отраслей народного хозяйства.
Биоценоз, экосистема, биогеоценоз. Вклад в развитие этих понятий Мебиуса, А. Тенели и В. Н. Сукачева.
Биоценоз (от био... и греч. koinós — общий) (ценоз), совокупность растений, животных и микроорганизмов, населяющих данный участок суши или водоёма и характеризующихся определенными отношениями между собой и приспособленностью к условиям окружающей среды (например, Б. озера, леса).
Экосистема - (от греч . oikos - жилище, местопребывание и система), единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания (атмосфера, почва, водоем и т. п.), в котором живые и косные компоненты связаны между собой обменом вещества и энергии. Понятие экосистема применяется к природным объектам различной сложности и размеров: океан или небольшой пруд, тайга или участок березовой рощи. Термин "экосистема" ввел английский фитоценолог А. Тенсли (А. Tansley, 1935). Часто термины "экосистема" и "биогеоценоз" употребляют как синонимы.
Биогеоценоз - эволюционно сложившаяся, пространственно ограниченная, длительно самоподдерживающаяся, однородная экологическая система, в которой функционально взаимосвязаны живые организмы и окружающая их абиотическая среда. Биогеоценоз характеризуется относительно самостоятельным обменом веществ и особым типом использования потока солнечной энергии. Биогеоценозами являются: луга, леса, поля, водоемы.
Естественные(природные) экосистемы формируются под влиянием природных факторов, хотя человек может оказывать влияние на них, но незначительное.
Антропогенные(искусственные) экосистемысоздаются человеком в процессе хозяйственной деятельности: сельскохозяйственные ландшафты с посевами и стадами скота, города, лесопосадки, морские “огороды”, фермы устриц. В состав антропогенных экосистем могут входить сохранившиеся более мелкие естественные экосистемы (лес или озеро на территории с/х экосистемы, лесопарк в городе).
Естественные и антропогенные экосистемы по источнику энергии, который обеспечивает их жизнедеятельность, различаются на автотрофные и гетеротрофные.
Автотрофные экосистемынаходятся на энергетическом самообеспечении и разделяются на фотоавтотрофные, потребляющие солнечную энергию за счёт своих продуцентов-фотоавтотрофов, и хемоавтотрофные, использующие химическую энергию за счёт продуцентов-хемоавтотрофов. Большая часть экосистем, в том числе и сельскохозяйственные, являются фотоавтотрофными. В сельскохозяйственные экосистемы человек вносит энергию, которая называется антропогенной (удобрения, горючее для тракторов и т. п.), но её роль незначительна по сравнению с используемой экосистемой солнечной энергией.
Гетеротрофные экосистемыиспользуют химическую энергию, которую получают от органических веществ или от созданных человеком энергетических устройств.
Антропогенные экосистемы отличаются от естественных тем, что доминирующим экологическим фактором в них являются сообщества людей и продукты их производственной и общественной деятельности. В антропогенных экосистемах созданная сообществами людей искусственная среда преобладает над естественной.
№147 Понятие экосистемы. Основные структурные компоненты экосистемы. Трофические сети. Условия стабильности экосистем.
Экосистема— биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними.
Основные компоненты экосистемы:
1. климатический режим, определяющий температуру, влажность, режим освещения и прочие физические характеристики среды;
2. неорганические вещества, включающиеся в круговорот;
3. органические соединения, которые связывают биотическую и абиотическую части в круговороте вещества и энергии;<