Опросник 2. Виды, направленность

Чувствительность к присутствию других

Ф. И. О. ребенка _ Возраст_ Дата заполнения

Заполнил: родитель, психолог, педагог ____

Заполните таблицу ситуационно-личностными реакциями агрессивности у ребенка: 0 -нет проявлений агрессивности, 1 проявления агрес­сивности наблюдаются иногда, 2 - часто, 3 -почти всегда, 4 - непре­рывно. Дополните недостающие реакции.

Агрессивность Направпенность(перенос) Способ проявления
    На другого   Скрытая Открытая
Вид На (младших,   (направленная (направленная
и выражен- ность предметный (окружающий) мир сверстников, взрослого, живое)   На себя на предметы, на другого, на себя) на предметы, На другого, на себя) ,
Физическая агрессивность Ломает игрушки, рвет книжки, бьет дверь но- Толкается, ку- сается, бьет в лицо и по др. Царапает, щиплет или кутает себя Физическая агрессивность только когда Физическая агрессивность на глазаст
  гой, бросает о6 частям тела и пр. не видят у детей или
  стенку и пр, сверстников, взрослого, младших   другое взрослых
    (сестру)      
Никогда о о о о
иногда
Часто
Почти всегда З З
Всегда
Словесная (вер6апьная) Недоволен всем, говорит:«кукла Говорит обид- ные слоев; не- Говорит про себя:«я пло- Словесная агрессивность Словесная агрессивность
агрессия плохая», «мишка цензурные хой»,«я с со- только когда на глазах
  - злой» и пр. слова другим бой что-ни- не видят у детей или
    детям или взрослым будь сделаю» и др. другие и пр. взрослых и пр.
Никогда
иногда
Часто
Почти всегда
Всегда

Приложение 9

ИГРЫ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЛЯ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ

О6зывалки»

Цель Эта игра вносит оживление в группу, помогает вы­плеснуть гнев в приемлемой форме, полезна не только ,для агрессивных, но и для обидчивых детей. Кроме того, игра может помочь воспитателю провести заня­тие по классификации.

Содержание Игра проходит в два этапа. На первом этапе участ­ники игры, передавая мяч по кругу, называют друг друга разными нео6идными словами (заранее обговаривается условие, какими о6зывалками можно пользоваться, это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели), но говорят эти слова друг другу сердито, с недовольством - ругаются. Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ... мор ковка> На втором этапе дети, передавая мяч, говорят своему соседу то же слово только в уменьшительно ласкательной форме: «Ах ты, морковочка!»

Игра будет полезна, если проводить ее в быстром
темпе, а перед началом следует предупредить детей,
что это только игра и обижаться друг на друга не надо.
Не следует начинать коррекционную работу с этой
игры, если в группе играющих присутствуют дети со
склонностью к кривлянию, «дурашливому» доведению.

Маски»

Цель Научить в приемлемой форме выплеснуть нако­пившийся у агрессивного ребенка гнев.

Содержание Необходимы краски и бумага, липкая лента. На бу­маге рисуются страшные маски, затем каждый участ­ник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время. Можно потанцевать «дикие» танцы, побегать,

погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу можно плавно потанцевать.

Примечание Чтобы закрепить маски на лице, лучше использо­вать липкую ленту или пластырь.

З. «гномики»

Цель Игра способствует развитию чувства эмпатии, со­чувствия и желания помочь.

Содержание Для игры нужны колокольчики по числу участни­ков (5-6). Один колокольчик должен быть испорчен (не звенеть).

Взрослый предлагает детям поиграть в гномиков. У каждого гномика есть волшебный колокольчик, и, когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу - он может загадать любое желание, которое Ког­да-нибудь исполнится. Дети получают колокольчики (одному из них достается испорченный). «Давайте по­слушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звенеть и загадывать свое жела­ние, а мы будем слушать». Дети по кругу звенят свои­ми колокольчиками, но вдруг оказывается, что один из них молчит. «Что же делать? У Коли не звенит его колокольчик! Это такое несчастье для гномика! Он те­перь не сможет загадать желание... Может, мы его раз­веселим? Или подарим что-нибудь вместо колоколь­чика? Или попробуем выполнить его желание? (Дети предлагают свои решения.) А может, кто-нибудь ус­тупит на время свой колокольчик, чтобы Коля мог по­звенеть ими загадать свое желание?»

Обычно кто-нибудь из детей предлагает свой Ко­локольчик, за что, естественно, получает благодар­ность товарища и одобрение взрослого.

Снежки»

Цель Игра способствует снятию мышечного напряже­ния, дает возможность в приемлемой форме выплес­нуть свой гнев.

Содержание Для проведения игры необходимо сделать «снеж­ки» из маты и бумаги (по 4-5 на каждого участника). В просторном помещении (лучше в спортивном зале) все «снежки» рассыпаются по полу В «снежной бит­ве» участники игры пытаются нападать и защищать­ся. Необходимо объяснить, что попадание «снеж­ком» -это может быть немного больно, но таким образом можно стать отважным, сильным, смелым победителем.

5. «ДА И НЕТ» (К. Фопель)

Цель Игра направлена на снятие у детей состояния апатии и усталости, на побуждение их жизненных сил. Самое замечательное в этой игре то, что в ней задействован только голос.

Содержание Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом.

Сейчас вы проведете воображаемый бой словами. Ре- , шише, кто из вас будет говорить слово «да», а кто -«нет». Весь ваш спор будет состоять лишь из этих двух слов. Потом вы будете ими меняться. Вы можете начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Услышав сигнал ведущего (например, коло­кольчик), остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов. Обратите внимание на то, как приятно нахо­диться в тишине после такого шума и гама.

Примечание Игра может оказаться особенно полезной для тех детей, которые еще не открыли для себя свой со6ственный голос как важный способ самоутверждения в жизни.

6. «ТУХ-ТИВИ-ДУХ» (К. Фопель)

Цель Эта игра - еще один рецепт снятия негативных настроений и восстановления сил в голове, теле и сердце. В этом ритуале заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Содержание Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований, против всего, что портит настрое­ние. Чтобы это слово подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Начните ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух!». После этого про­должайте прогуливаться по комнате. Время от време­ни останавливайтесь перед кем-либо и снова серди­то-пресердито произносите это волшебное слово.

Примечание Чтобы волшебное слово действительно подейство­вало, необходимо говорить его Не в пустоту, а опреде­ленному человеку, стоящему перед вами.

СОВМЕСТНЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

Для работы с агрессивными детьми могут с успе­хом использоваться различные настольные игры, Ко­торые предусматривают игру как поодиночке, так и совместно. Например, игра «Конструктор». Детям предлагается вдвоем или втроем собрать какую-ни­будь фигуру из деталей «Конструктора». По ходу игры взрослый помогает детям решить возникающие кон­фликты и избежать их. После игры возможно проиг­рывание конфликтных ситуаций с нахождением пу­тей выхода из них.

В ходе совместных настольных игр дети овладева­ют навыками совместного бесконфликтного общения.

Приложение 10

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

Анкета для родителей

Появились ли у ребенка в возрасте до 7 лет следующие признаки, наблюдались ли они более 6 месяцев? Принимается только ответ «Да» (1 балл) или «Нет» (0 баллов).

Признаки Баллы
Совершает суетливые движения руками и ногами или, сидя на стуле, извивается  
С трудом остается на стуле при выполнении каких-либо занятий  
Легко отвлекается на посторонние стимулы  
С трудом ожидает очереди для вступления в игру  
Отвечает на вопросы, не подумав и раньше, чем вопрос будет закончен  
С трудом исполняет инструкции других  
С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях  
Часто переключается с одного незаконченного дела на другое  
Во время игр 6есiюксен  
Часто чрезмерно разговорчив  
В разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение, в детских играх часто является «мишенью»  
Часто кажется, что не слышит, что сказано ему или ей  
Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в классе  
  (игрушки, карандаши, книги и др.)  
игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например, бежит по улице«без оглядки»)  
Общее число баллов  

Если общее число баллов 8 и более, вам необходимо показать ре­6енка специалисту

Приложение 11

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

Анкета для педагога

В какой степени выражены нижеперечисленные признаки у ре­бенка?

Проставьте соответствующие цифры: 0 —отсутствие признака, 1

присутствие в незначительной степени,2 — присутствие в умерен‑

ной степени, З — присутствие в выраженной степени.

Признаки Баллы
Беспокоен, извивается, как уж  
Беспокоен, не может оставаться на одном месте  
Требования ребенка должны выполняться немедленно  
задевает, 6еспокоит других дётей  
Возбудимый, импульсивный  
Легко отвлекается, удерживает внимание на короткий период времени  
Не заканчивает работу, которую начинает  
Поведение ребенка требует повышенного внимания учителя  
Не старателен в учебе  
Демонстративен в поведении (истеричен, плаксив)  
Общее число баллов  

Если результат 11 и более баллов лля девочек и 15 и более баллов для мальчиков, вам необходимо показать ребенка специалисту.

Приложение 12

СИМПТОМАТИКА

Американские психологи считают, что гиперактивные дети про­являют н своем поведении следующие симптомы:

Невнимание

1. Имеет незаконченные проекты.

2. Отличается нарушением устойчивого внимания.

3. Ребенок слышит, когда к нему обращаются, но не может сфо­кусировать себя.

4. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не закан­чивает его.

5. Имеет трудности в организации.

6. Часто теряет вещи.

7. Избегает задач скучных и тех, которые требуют умственных уси­лий.

8. Часто бывает забывчив.

Сверхактивность

1. Ерзает, как червяк.

2. Проявляет беспокойство (барабанит пальцами, двигается в крес­ле, трудно неподвижно сидеть, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, даже в младенчестве.

4. Находится в постоянном движении (с «мотором»).

5. Очень говорлив.

Импульсивность

1. Отвечает до того, как его спросят.

2. Не способен дождаться своей очереди.

3. Часто вмешивается, прерывает, не может ждать.

4. Плохо сосредоточивает внимание.

5. Импульсивен, ке может отложить вознаграждение.

6. Не может регулировать свои действия. Поведение слабо управ­ляемо правилами. Хочеч сейчас - и ломает правило.

7. Имеет большую вариативность выполнения заданий (на неко­торых занятиях спокоен, на других - нет, а Тесты показывают: у него нет способностей к обучению).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных моментов, воспитатель может предположить (но не поставить диагноз ), что ребенок, за которым он наблюдает, является гиперактивным.

Приложение 1З

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

М. М. Безруких

БМ Вопросы Всегда Часто Иногда
Считаете ли вы поведение ребенка «трудным= (беспокойным)?      
Отмечаете ли выв поведении ребенка:
Двигательное беспокойство Невозможность усидеть на одном месте Трудности концентрации внимания Быструю утомляемость Трудности восприятия и понимания инструкции(задания) Хаотичность действий (неумение работать по ману) Трудность осознания ошибок в выполнении задания и их исправлений в ходе деятельности Болтливость Непонимание ситуации Импульсивность      
В каких ситуациях чаще проявляется беспокойное поведение?
Во время игры Во время занятий (по подготовке к школе) Во время любимых занятий На прогулке В новой обстановке При просмотре телепрограмм (фильмов)      
Чем болыие всего любит заниматься ребенок? .
Что ему нравится?
Что вызывает обиду? Слезы? Гнев?
Как ведет себя ребенок, когда сердится (недоволен)?
Кричит      
N? Вопросы Всегда Часто Иногда
  Устраивает истерику Размахивает руками, топает ногами Ломает игрушки • Рвет бумагу, книги Плачет Замыкается, молчи      
Что в поведении ребенка тревожит, вызывает беспокойство? Раздражение? Желание накричать на него, наказать? ‑
Как вы реагируете на беспокойнсе поведение ребенка?
Уговариваете Объясняете, что он плохо себя ведет Ставите в пример брата, сестру, друзей и т. В. Кричите Наказываете Говорите обидные слова Говорите, ио не будете его любить лишаете чего-то приятного Не разговариваете Требуете извинений      
Считаете ли себя строгим (строгой)?
Поощряете ли хорошее поведение ребенка? Как?

Приложение 14

Наши рекомендации