Диагностика агрессивного ребенка

Выявляя агрессивных детей в группе, следует помнить, что глав­ная задача – не постановка диагностики, не навешивание ярлыка и не подтверждение своих предположений, а, прежде всего, оказание по­сильной своевременной помощи нуждающемуся в ней ребенку.

Для выявления агрессии у детей дошкольного возраста, выясне­ния ее причин можно использовать следующие методы диагностики:

· наблюдение;

· беседа и анкетирование родителей и воспитателей;

· проективные методики: «Кинетический рисунок семьи», «Тест руки», рисунок «Несуществующее животное» и др.

Следует отметить, что не обязательно применять все диагностические методики к одному ребенку. Методы диагностики следует под­бирать в соответствии с условиями, возможностями, особенностями самого дошкольника.

Наблюдение

В зависимости оттого, какой степени точности необходимо получить информацию, используются дна вида наблюдения: неструкту­рализированное и структурализированное (И. А. Фурманов, 1996):

а) Для неструктурализированного наблюдения характерно то, что:

· заранее не определяется, какие именно элементы поведения будут подвергнуты наблюдению;

· не имеется строгого плана.

Результаты наблюдения фиксируются в специальном протоколе (образец подобного протокола представлен в приложении 5).

b) Структурализированное наблюдение:

· заранее определяется круг изучаемых элементов или ситуаций;

· составляется специальный план записи или фиксации ре­зультатов.

Примером такого наблюдения может служить примерная схема наблюдения за поведением ребенка, предложенная А. А. Романовым (приложение 6).

Основным требованием к фиксации результатов наблюдения является объективность. В протокол наблюдения следует записывать только то, что могла бы заснять видеокамера; собственные же выво­ды необходимо указывать в графе «Комментарии» или «Примечания».

Наблюдение позволяет выявить, какой вид агрессивного поведения свойственен данному ребенку, какие ситуации провоцируют появление агрессии; помогает установить частоту и легкость возник­новения агрессивных проявлений, степень неадекватности агрессии той ситуации, в которой она возникает, степень Напряженности в агрессивных реакциях. Конечно, нужно стремиться наблюдать за ре­бенком в различных ситуациях, однако необходимо отметить, что на­блюдение за игровой деятельностью дошкольника является наибо­лее информативным, т.к. игра — это ведущий вид деятельности дошкольника. В игре наиболее ярко проявляются особенности взаи­моотношений детей, их коммуникативные навыки.

Беседа и анкетирование

Беседа и анкетирование могут быть как самостоятельным, так и дополнительным диагностическим методом, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Особенно информативной может быть 6ессда с родителями, в ре­зультате которой можно получить информацию о той стороне жизни ребенка, которую не наблюдает ни воспитатель, ни психолог

Беседа с родителями ребенка, проявляющего агрессию, строится по обычной схеме (заранее намеченный план, установление эмоцио­нального контакта и т. д.) и может включать в себя следующие блоки:

· корректное информирование о проблеме;

· анамнестические сведения;

· любимые занятия ребенка дома;

· предпочитаемые игры, книги; телепередачи, мультфильмы, иг­рушки и др.;

· отношения с родственниками;

· отношения с другими людьми и т. д.

Каждый блок включает в себя вопросы, направленные на выявление возможных причин подобного поведения ребенка, уточнение семей­ной ситуации. Необходимо узнать, наблюдает ли родитель дома вспыш­ки и проявление агрессии у ребенка. Важно, чтобы беседа не превра­тилась в опрос, поэтому особое внимание следует уделять ответам на вопросы, возникающие у родителя в процессе совместного общения.

Кроме беседы можно использовать метод анкетирования. Преиму­щества этого метода заключаются в значительной экономии времени, которого и так зачастую не хватает у психолога ДОУ. Но использова­ние анкетирования ни в коем случае не исключает беседу с родителем.

С одной стороны, для некоторых родителей гораздо легче запол­нить анкету, нежели прийти на беседу со специалистом; с другой сто­роны, анкета или опросник могут послужить вспомогательным сред­ством для установления контакта с родителями и ближайшим взрослым окружением ребенка. Варианты анкет «Агрессивность: ре­бенок глазами взрослого» (А. А. Романов, 2001) и «Агрессивность: виды, направленность, чувствительность к присутствию других» (А. А. Романов, 2000) представлены в приложениях 7 и 8. Перечень ситуационно-личностных вариантов агрессии, приведенный в пер­вой анкете, можно дополнить новыми, полученными в процессе бе­седы и наблюдения за поведением ребенка в спонтанных и специ­ально организованных игровых ситуациях. При этом необходимо помнить, что агрессивное поведение зачастую сочетается с другими расстройствами поведения и эмоций (гиперактивностью, эмоцио­нальной неустойчивостью, страхами, эгоистичностью и др.).

Проективные методики, предлагаемые для исследования агрессив­ности у детей дошкольного возраста, достаточно полно представле­ны в предложенном списке литературы.

Использование детского рисунка в диагностике является очень интересным и информативным для специалиста, но вместе с тем, выводы будут объективнее, если наряду с проективными методика­ми специалист будет пользоваться и другими методами диагностики

агрессивности.

В настоящее время появляется новый для России психологичес­кий инструментарий, использующийся при диагностике нарушений поведения, в том числе и агрессивных проявлений. В этой связи мож­но, например, выделить шкалу детского поведения Т. Ахенбаха (Chi1d Веьаугоиг Cheeklist, CBCL). Но на данном этапе использование по­добных методик затруднено, Т. К. существует необходимость их адап­тации к российским условиям..

Наши рекомендации