Слова с пространственным значением
Положите на место следующие предметы:
ручку на книгу, ручку в книгу, ручку под книгу; спичку в коробку, спичку на коробку, спичку под коробку, спичку перед коробкой, спичку за коробкой; платок в карман; очки в футляр; тетрадь в портфель; ложку в стакан.
Выполните следующие задания:
Поднимите руку вверх! Опустите руку вниз! Вытяните руку вперед! Отведите руку назад! Повернитесь назад! Поднимите левую руку! Поднимите левую ногу! Положите ручку рядом с книгой! Положите тетрадь рядом с телефоном! Встаньте рядом со шкафом! Отойдите подальше от стола! Подойдите поближе к окну!
Ответьте на вопросы:
Вы далеко отсюда живете? Ты хочешь поехать в Санкт-Петербург? Вы любите ездить на поезде? Вы сидите справа от шкафа или слева? Близко ли остановка автобуса от вашего дома? Мне долго ждать дня Вашего рождения? Самолет летит быстро или медленно? Мама, мы жили когда-нибудь рядом с морем?
Покажите, какая схема соответствует какой картинке:
Значение вопросительных слов
Ответьте на вопросы:
Кто?Кто лает? Кто мычит? Кто учит детей? Кто пишет книги?
Что?Что кладут в чай? Что читают? Что принимает больной? Что едят на обед? Что продают в гастрономе?
Чего?Чего ждут зрители? Чего просят голодные котята?
Кому?Кому кассир дает билет? Кому портниха шьет платье? Кому Вы написали письмо? Кому купили портфель?
Чему?Чему радуются дети? Чему не бывать никогда?
Кем?Кем доволен учитель? Кем не довольны родители?
Чем?Чем обрадован мальчик? Чем знаменит город Санкт-Петербург? Чем режут хлеб? Чем забивают гвозди?
О ком?О ком думает мама? О ком пишут книги? О ком он скучает?
О чем?О чем думает боец? О чем говорят на собрании?
С кем?С кем девочка идет в детский сад?
С чем?С чем пьют чай? С чем люди поздравляют Друг друга?
Где?Где учатся дети? Где работает Ваш муж (жена)? Где показывают кинофильмы? Где растут пальмы? Где гуляют люди?
Куда?Куда едет «скорая помощь»? Куда вешают вещи? Куда ставят посуду? Куда едут люди? Куда спешит мужчина?
Откуда?Откуда выходит врач? Откуда выходят люди?
Зачем?Зачем нужны очки? Зачем нужны часы? Зачем дети идут в школу? Зачем нужен зонт? Зачем нужна шуба?
Почему?Почему летом жарко? Почему мама ругает сына? Почему надо бывать на свежем воздухе?
Как?Как работает передовой рабочий? Как бежит спортсмен? Как на улице зимой? Как поет певец? Как учится ученик?
Сколько?Сколько Вам лет? Сколько дней в неделе? Сколько дней в году? Сколько стоит коробка спичек?
Примеры «смыслового обыгрывания» слов
Вставьте пропущенные слова:
Это вода.В стакане нет ... . В жару пьют холодную ... . В нашей реке чистая, прозрачная ... . Из крана льется горячая и холодная ... . С тех пор как мы с ним расстались, утекло много ... . В его речах одна ...,. никакого содержания. ... представляет собой соединение водорода и кислорода.
Людям необходима не только пища, но и вода. Она утоляет жажду. Раненый стонал и все время просил: «Воды, ..., пить». Мы плыли на пароходе. Над нами было чистое, голубое небо, под нами — лазурное море. Кругом вода, ... . Мама крикнула ребенку: «Осторожно, не ходи туда, там ..., ты промочишь ноги». В связи с ремонтом котельной у нас отключили горячую ... . Мама нагрела ..., чтобы купать ребенка. Со счастливых дней моего детства много утекло ... . В статье этого ученого больше ..., чем фактов. Я хочу пить, дай мне ... . Чистая ... —лучшее питье. Это — вода.
Это город.В ... живут люди. Москва — очень большой ..., столица России. В нашем ... много театров, кинотеатров, институтов. Семья Ивановых в этом году переехала из деревни в ... . В нашей стране постепенно стирается грань между ... и деревней. Я очень люблюСанкт-Петербург. Это ..., в котором я вырос. Я долго пробыл на чужбине и соскучился по своему ... . Летом все стараются отправить детей из ... на дачу, в пионерские лагеря, деревню. Я хотел бы поехать в ... Киев. Говорят, он очень красив, там много исторических памятников. Москва и Санкт-Петербург — ...-герои. Им присвоено это звание за героические подвиги во время Великой Отечественной войны. Над ... нависли большие черные тучи. В воздухе запахло дождем. Жители ... поспешили разойтись по домам. В каждом ... обязательно есть улицы, площади, проспекты, переулки. Каждый ... интересен своей планировкой, архитектурой, историей.
Самый лучший на свете город — это ... моего детства. Там я родился, там я ходил в школу; в этом ... я узнал, что такое настоящая дружба и первая любовь. Я жил в разных ... и странах, но всегда помнил свой родной .... Этот ... поразил меня обилием людей, машин, громадных зданий, площадей. Детям опасно находиться без присмотра на улицах ... . Я с детства мечтал строить ... . Как замечательно, когда на пустынном месте вдруг появляется ..., и люди начинают в нем новую, прекрасную жизнь. Сегодня на уроке географии дети изучали ... нашей Родины. Я люблю ... с его шумом, людьми, быстрым темпом жизни. Вечером в нашем ... зажигаются огни, и он становится особенно красив. Мне трудно перечислить все ..., в которых я бывал. Найдите на карте ... Таллин. Мы раньше жили в деревне, а теперь — в ... . Это — город.
Фразовая речь
Сколько слов в предложении ?
Мужчина читает. Мужчина читает газету. Мужчина сидит на стуле.
Сосчитайте, сколько слов в предложении:
Сегодня холодно. Собака лает. Дети играют. Сегодня хорошая погода. Мужчина читает газету. Мы любим свою Родину. Дети идут в школу. Книга лежит на столе. Машина едет по улице. Мой отец работает на заводе. Моя дочь учится в педагогическом институте.
Прочитайте предложения, отделите черточкой одну часть предложения от другой.
Образец: Это город,/в котором я живу.
Где раньше была пустыня, теперь шумят сады. Если ты хочешь, я приду. Несмотря на ветер, мы пошли гулять. Когда я был ребенком, наша семья жила в деревне. Это сад, в который мы ходим гулять. Несмотря на мороз, дети пошли на каток. Я тебе сообщу, когда прийти.
На какие части распадаются предложения? Разделите их черточками на части:
Лето, которого я так ждала, оказалось дождливым. Город, в который мы едем, является областным центром. Друг, которого я не видел так давно, сегодня должен прийти ко мне. Цветы, которые посадила моя дочь, прекрасны.
Разделите на части предложения, прочитав их с соответствующей интонацией:
Черная собака сидела у двери и смотрела на хозяина. На море с самого утра было неспокойно. Моя подруга совсем недавно приехала из санатория.
Составьте предложения из следующих частей:
Давно приехал в большой город/он. Громко лает/злая собака/во дворе. Учится хорошо/этот мальчик. Великая держава/наша Родина.