Значение типа нервной системы
По учению И. П. Павлова, тип нервной системы определяется свойствами основных корковых процессов: их силой, уравновешенностью и подвижностью. Вместе с тем наряду с общими типами высшей нервной деятельности, которые присущи как человеку, так и высшим животным, И. П. Павлов выделил частные типы, свойственные только человеку, а именно мыслительный, художественный и средний. При этом специфические особенности высшей нервной деятельности человека определяются соотношением в ней обеих сигнальных систем действительности. Так, если средний тип, как говорит И. П. Павлов, «соединяет работу обеих систем в должной мере», то в мыслительном типе превалирующее значение принадлежит второй сигнальной системе, через которую в основном и осуществляется вся высшая нервная деятельность. При художественном типе, наоборот, центр тяжести высшей нервной деятельности падает на первую сигнальную систему и подкорку. У людей художественного типа высшей нервной деятельности преобладающее значение получают условные раздражители первой сигнальной системы, т. е. предметы и явления внешнего мира, действие которых в значительной мере преломляется сквозь призму эмоционального отношения к ним со стороны данного человека. Вследствие этого у представителей данного типа высшей нервной деятельности больше дает себя знать ближайшая подкорка (эмоции), чем чисто рассудочная (мыслительная) деятельность.
Для успешного уравновешивания деятельности организма с быстро меняющимися условиями внешней среды необходимо, чтобы оба основных корковых процесса — раздражительный и тормозной — обладали достаточной силой, имели достаточную подвижность, а вместе с тем были бы достаточно уравновешены между собой.
Как известно, вопросу о связи невроза с типом нервной системы И. П. Павлов уделял большое внимание. Основываясь на экспериментальных данных, он пришел к выводу, что «вероятность нервного забо-
-левания отчетливо связывается с типом нервной системы» '. Однако на пути к распознаванию типологических особенностей нервной системы человека лежат значительные трудности. Прежде всего нужно иметь в виду, что разнообразие типов нервной системы не ограничивается основными четырьмя типами, так как в жизни может встречаться до 24 различных их вариаций, причем более мелкие вариации типа нервной системы наблюдаются особенно в слабом типе. Они далеко еще не изучены и не систематизированы. Кроме того, нельзя упускать из виду еще одно •обстоятельство. С. Н. Выржиковский и Ф. П. Майоров (1933) в экспериментах на щенках показали, что представители сильного типа, воспитанные в «оранжерейных» условиях, могут проявлять черты слабого типа. Вместе с тем известно, что и слабый тип путем тренировочных упражнений может быть сделан жизненно устойчивым, иначе говоря, его природные свойства могут быть замаскированы.
Изложенные соображения делают понятным, почему изучение «истинных типов нервной деятельности» представляет «почти неодолимую трудность». Как говорит И. П. Павлов, «образ поведения человека и животного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования»2.
Говоря о различиях генотипа и фенотипа высшей нервной деятель-кости человека, В. Н. Мясищев (1958) подчеркивает, например, что слабый тип в зависимости от характера воспитания может быть морально сильным или же интеллектуальная подвижность может сочетаться со ■стойкостью и глубиной эмоций; все зависит от того, в каких направлениях проявляются типические свойства характера человека. Вследствие этого источники заболевания следует искать не только в типе в целом, но и в слабых звеньях всей системы высшей нервной деятельности человека. При этом могут играть роль не столько сами лица или обстоятельства, сколько то отношение к ним, с которым связана повышенная или чрезмерно болезненная эмоциональность. Вместе с тем автор различает два типа патогенеза. В одном случае болезненное отношение и срыв возникают под влиянием трудных условий у полноценной до того личности, в другом — под влиянием длительных неблагоприятных условий меняется сам характер личности, как и ее отношения, вследствие чего сама ситуация становится для нее патогенной.
В силу этого для определения природного типа нервной системы необходимо учитывать все те влияния, под которыми был со дня рождения и теперь находится данный организм. И. П. Павлов считает, что для преодоления всех указанных трудностей необходимо умножать и разнообразить формы наших диагностических испытаний, которые должны быть направлены на выявление возникших в нервной системе специальных изменений, обусловленных определенными влияниями индивидуального существования. Именно таким путем можно раскрыть как замаскированные природные черты, так и вновь привитые, приобретенные особенности типов нервной системы. В силу этого определение типологических особенностей больного в наших исследованиях носит лишь ориентировочный характер, что в первую очередь стоит в связи с указанными выше трудностями, подчеркиваемыми самим И. П. Павловым и его учениками, в частности А. Г. Ивановым-Смоленским (1953).
1 И. П. Павлов. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной .деятельности (поведения) животных. Медгиз, 1951, стр. 458.
2 Т а м Же, стр. 416.