Факторы влиябщие на здоровье человека

ЛЕКЦИЯ№1

Лекция №2

Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию детских и подростковых учреждений.

1. Строительство и устройство дошкольных детских учреждений производятся в соответствии с санитарными нормами «Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений».

Основные гигиенические принципы планировки дошкольных учреждений:
1. Адаптация детей, организация воспитательного режима
и медицинского обслуживания групп в объединенных яслях-садах. Оптимальное число детей – 280-320 чел.
2. Радиус обслуживания должен быть не более 0,3 км.
3. При планировке учреждений соблюдается принцип групповой изоляции.
4. Земельный участок исчисляется из расчета 30-40 м2 на 1 место и разбивается на площадки по числу групп, на которых должны быть оборудованы навесы от солнца и дождя.
5. Здания должны быть не более 2-х этажей. Лучшая система - павильонная (блочная), позволяющая выделять в отдельные блоки детей младшего, преддошкольного и школьного возрастов.

6. Групповая ячейка в здании на одну ясельную группу (на 20 детей) включает приемную (15м2), игральную – (50 м2) с буфетной (3 м2), спальню (50 м2) и туалетную (12 м2). На детей дошкольного возраста групповая ячейка рассчитывается на 25 детей. Помещения общего пользования (комната для музыкальных занятий, физкультурный зал, бассейн) должны располагаться изолированно от детских групп. Пищеблок обязательно располагается на первом этаже, имеет отдельный вход с участка и должен иметь набор всех необходимых помещений.
Медицинский пункт располагается на первом этаже и состоит из медицинского кабинета и комнаты заболевшего ребенка, должна иметь запасной выход на улицу.

Принципы групповой изоляцииВ основе принципов групповой изолиции лежит соблюдение максимального разобщения отдельных, особенно ясельных, групп друг от друга (на участке и в здании) с целью предупреждения распространения инфекционных заболеваний.

Для этого на участке предусмотрены отдельные групповые площадки для прогулки детей (по числу групп). В здании каждая группа обеспечивается полным набором помещений (групповая ячейка), необходимых для воспитательного процесса и бытовых надобностей этой группы. Каждая ясельная группа должна пользоваться отдельным входом с участка. Для детей дошкольных групп допускается использование одного входа для 2-3 групп, но в каждой группе должен быть запасной выход (запасная дверь) на случай возникновения инфекционных заболеваний для организации изоляции.

2. Основные гигиенические требования к планировке школРасположение зданий школ на территории города осуществляется с учетом радиуса обслуживания, в соответствии с санитарными правилами«Градостроительство. Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных поселений». В соответствии с ними радиус обслуживания не должен превышать 0,3-0,5 км пешеходной доступности. Школа должна находится в пределах микрорайона. Наилучший вариант размещения школы - внутриквартальное, вдали от магистральных дорог с интенсивным движением транспорта. Школа должна располагаться на участке площадью 0,8 га - для начальной и 1,5 га – для средней школы, на котором можно удобно и рационально расположить все необходимые объекты. Застройка участка не должна превышать 15%, а зеленые насаждения должны составлять не менее 50%, спортивная зона – 35% и остальная площадь – зона отдыха (площадка для подвижных игр). Здание школы должно располагаться в глубине участка, не ближе 15 м к его границе.Гигиенические принципы эксплуатации здания школы должны осуществляться в соответствии с санитарными нормативами «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений».

К санитарным нормативам относятся: требования к участку и помещению школы; санитарному состоянию учреждения, тепловому режиму, освещению и оборудованию классных комнат, учебно-воспитательному процессу, медицинскому обслуживанию и питанию учащихся. Количество ученических мест зависит от типа школы: начальная, неполная средняя и средняя. От этого же зависит и состав помещений. Основными учебными помещениями в школе является классная комната, учебный кабинет, лаборатория. В них учащиеся проводят большую часть времени – поэтому этим помещениям уделяется особое внимание. Целесообразно создавать специализированные секции – по дисциплинам естественно-математического и гуманитарного циклов. Классы должны быть достаточной площади, кубатуры, иметь хорошую вентиляцию, естественное и искусственное освещение. Все учащиеся должны хорошо слышать преподавателя и без напряжения читать написанное на доске. Класс рассчитан на 35-40 детей. Гигиеническая норма площади классной комнаты – 1,25 м2 на одного ученика. Воздушный режим должен тщательно соблюдаться.
^ Спортивный зал следует размещать на первом этаже, а лучше в пристройке. При спортивном зале должны быть снарядная, раздевальные для мальчиков и девочек с душевыми и туалетами, комната для преподавателя. К основным школьным помещениям также относятся помещения для трудового обучения учащихся 5 –11-х классов. Должны быть два помещения мастерских – столярная и слесарная, из расчета 6 м2 на одного человека.
К воспитательным помещениям относятся – актовый зал, библиотека, рекреационные помещения. к служебным – столовая, медицинский пункт, гардероб и санузлы.

^ Рекреационные помещения предназначены для отдыха учащихся во время перемен. Ими являются коридоры вдоль кабинетов и лабораторий – для этого ширина их должна быть не менее 2,8 м с односторонним расположением кабинетов и 4 м – при двухстороннем.
Гардеробы должны быть на первом этаже, в классах и рекреациях устраивать гардеробы запрещается. Туалетные комнаты должны быть на каждом этаже, отдельно для девочек и мальчиков.
Библиотека в современных школах должна быть справочно-информационным центром, обеспечивать возможность индивидуальных занятий учащихся.
Столовая предусматривается при 100 учащихся и более. Должна обеспечивать 2-х-разовое горячее питание для детей продленного дня и горячие завтраки для остальных детей.
^ Медицинский пункт должен включать следующие помещения: кабинет врача площадью 14 м2 и длиной не менее 7 м (для определения остроты зрения и слуха), кабинет зубного врача, процедурный кабинет, кабинет психолога, самостоятельный санузел.

Лекция №3

Групп интенсивности труда

К первой группе относятся преимущественно работники умственного труда, руководители предприятий, инженерно-технические работники, медицинские работники, кроме врачей-хирургов, медицинских сестер и санитарок. К этой группе относятся также воспитатели и педагоги. Энергетические траты этой группы находятся в пределах от 2550 до 2800 ккал.

Эта группа подразделяется на три возрастных подгруппы. Выделяются группы 18—29 лет, 30—39 лет и 40—59 лет.

Вторая группа населения по интенсивности труда представлена работниками, занятыми легким физическим трудом. Это инженерно-технические работники, труд которых связан с некоторыми физическими усилиями, работники радиоэлектронной, часовой промышленности, связи и телеграфа, сферы обслуживания, обслуживающие автоматизированные процессы, агрономы, зоотехники, медсестры и санитарки. Энергетические затраты второй группы составляют 2750—3000 ккал. Эта группа, как первая, делится на 3 возрастные категории.

Третья группа населения по интенсивности труда представлена работниками, занятыми средним по тяжести трудом. Это слесари, токари, наладчики, химики, водители средств транспорта, водники, текстильщики, железнодорожники, врачи-хирурги, полиграфисты, бригадиры тракторных и полеводческих бригад, продавцы продовольственных магазинов и др. Энергетические траты этой группы составляют 2950—3200 ккал.

К четвертой группе относятся работники тяжелого физического труда – работники-механизаторы, сельскохозяйственные работники, работники газодобывающей и нефтяной промышленности, металлурги и литейщики, работники деревообрабатывающей промышленности, плотники и другие. Для них энергозатраты составляют 3350—3700 ккал.

Пятая группа – работники, занятые особо тяжелым физическим трудом: работники подземных шахт, отбойщики, каменщики, вальщики леса, сталевары, землекопы, грузчики, бетонщики, труд которых немеханизирован, и др. В эту группу входят представители только мужского пола, так как законодательством запрещается женская работа с такой интенсивностью труда. Это особо тяжелый физический труд, потому энергозатраты здесь находятся в пределах от 3900 до 4300 ккал.

Существуют физиологические нормы питания детей.

В целом для взрослого трудоспособного населения потребности в белках составляют в среднем 100—120 г ± 10 %. Такие же потребности взрослого организма в жирах – от 80 до 150 г и потребности в углеводах – 350—600 г в сутки.

В зависимости от энергетических трат и условий труда физиологические нормы питания предусматривают необходимый уровень обеспечения организма витаминами, минеральными солями, макро– и микроэлементами.

Потребность детей и подростков в необходимых калоражах рациона определяется следующими показателями. Пищевая ценность рациона детей в возрасте от 7 до 10 составляет 2300 ккал, 11—13-летних мальчиков – 2700 ккал, девочек – 2450 ккал, юношей и девушек 17 лет, соответственно, 2900 и 2600 ккал. Существуют рекомендуемые суточные потребности в белках, жирах и углеводах для детей и подростков в разных возрастных групп. Для детей в возрасте 7—10 лет потребность в белках составляет 70 г, жирах – 79 г (из них растительных – 15 г) и в углеводах – 330 г. Для мальчиков и девочек 11—13 лет соответственно в белках – 93 г (55 граммов животного происхождения), жирах – 93 (19 г. растительного происхождения) и углеводах – 370 г. Для девочек 11—13 лет – белках – 85 г (51 г животного происхождения), жирах – 85 г (17 г растительного происхождения) и углеводах – 340 г. Для юношей 14—17 лет потребности в белках приближаются к потребностям взрослого населения и составляют 100 г (из них белков животного происхождения – 60 г), в жирах – 100 г (из них растительного происхождения – 20 г) и углеводах – 400 г. Для девушек 14—17 лет потребность в белках составляет 90 г (54 г животного происхождения), жирах – 90 г (18 г растительного происхождения), углеводах – 360 г в сутки.

Существует специальное положение о рациональном питании лиц, занятых физкультурой и спортом. Особое значение имеет питание для лиц с различными заболеваниями – лечебное питание. Для лиц, занятых в определенных производствах, где воздействуют определенные профессионально-вредные физические и химические факторы, используют лечебно-профилактическое питание. В целом вопрос по питанию должен решаться индивидуально. Каждый должен получать индивидуальное рациональное питание с учетом состояния здоровья. В мире существует понятие пищевого статуса человека. Это состояние здоровья в зависимости от питания.

Лекция №4

Биологическая роль белков

Белок можно отнести к жизненно важным пищевым веществам, без которых невозможны жизнь, рост и развитие организма. Достаточность белка в питании и высокое его качество позволяют создать оптимальные условия внутренней среды для нормальной жизнедеятельности организма, его развития и высокой работоспособности. Белок является главной составной частью пищевого рациона, определяющей характер питания. На фоне высокого уровня белка отмечается наиболее полное проявление в организме биологических свойств других компонентов питания. Белки обеспечивают структуру и каталитические функции ферментов и гормонов, выполняют защитные функции, участвуют в образовании многих важных структур белковой природы: иммунных тел, специфических γ-глобулинов, белка крови пропердина, играющего известную роль в создании естественного иммунитета, участвуют в образовании тканевых белков, таких как миозин и актин, обеспечивающих мышечные сокращения, глобина, входящего в состав гемоглобина эритроцитов крови и выполняющего важнейшую функцию дыхания. Белок, образующий зрительный пурпур (родопсин) сетчатки глаза, обеспечивает нормальное восприятие света, и др.

Следует отметить, что белки определяют активность многих биологически активных веществ: витаминов, а также фосфолипидов, отвечающих за холестериновый обмен. Белки определяют активность тех витаминов, эндогенный синтез которых осуществляется из аминокислот. Например, из триптофана – витамина PР (никотиновая кислота), обмен метионина – связан с синтезом витамина U (метилметионин-сульфоний). Установлено, что белковая недостаточность может привести к недостаточности витамина С и биофлаваноидов (витамина Р). Нарушение в печени синтеза холина (группы витаминоподобных веществ) приводит к жировой инфильтрации печени.

При больших физических нагрузках, а также при недостаточном поступлении жиров и углеводов белки участвуют в энергетическом обмене организма.

Белки рациона определяют такие состояния, как алиментарная дистрофия, маразм, квашиоркор.Квашиоркор означает «отнятый от груди ребенок». Им заболевают дети, отнятые от груди и переведенные на углеводистое питание с резкой недостаточностью животного белка. Квашиоркор вызывает как стойкие необратимые изменения конституционального характера, так и изменения личности.

Наиболее тяжелые последствия в состоянии здоровья, нередко на всю жизнь, оставляет такой вид недостаточности питания, как алиментарная дистрофия, чаще всего возникающая при отрицательном энергетическом балансе, когда в энергетические процессы включаются не только пищевые химические вещества, поступающие с пищей, но и собственные, структурные белки организма.

Заменимые аминокислоты

Потребность организма в заменимых аминокислотах удовлетворяется в основном за счет эндогенного синтеза. За счет эндогенного синтеза образуется 2/3 собственных белков организма. Ориентировочная суточная потребность взрослого человека в основных заменимых аминокислотах следующая (г/сутки): аргинин – 6, цистин – 2—3, тирозин – 3—4, аланин – 3, серин – 3, глутаминовая кислота – 16, аспирагиновая кислота – 6, пролин – 5, глюкокол (глицин) – 3.

Потребность в белках зависит от возраста, пола, характера трудовой деятельности, климатических и национальных особенностей и т. д. Исследованиями установлено, что азотистое равновесие в организме взрослого человека поддерживается при поступлении не менее 55—60 г белка, однако эта величина не учитывает стрессовые ситуации, болезни, интенсивные физические нагрузки. В связи с этим в нашей стране установлена оптимальная потребность взрослого человека в белке 90—100 г/сутки. При этом в пищевом рационе за счет белка должно обеспечиваться в среднем 11—13 % общей его энергетической ценности, а в процентном отношении белок животного происхождения должен составлять не менее 55 %.

Энергетическая потребность людей первой группы интенсивности труда (группа умственного труда) составляет 2500 ккал. 13 % от этой величины составляет 325 ккал. Таким образом, потребность в белке у студентов составляет приблизительно 80 г (325 ккал: 4 ккал = 81,25 г) белка.

У детей потребность в белках определяется возрастными нормами. Количество белка из-за преобладания в организме пластических процессов на 1 кг массы тела увеличено. В среднем эта величина составляет 4 г/кг у детей от 1 до 3 лет жизни, 3,5 —4 г/кг для детей 3—7 лет, 3 г/кг – для детей 8—10 лет и детей старше 11 лет – 2,5—2 г/кг, в то время как в среднем у взрослых 1,2—1,5 г/кг в сутки.

Лекция №5

Состав жиров

Предельные (насыщенные) жирные кислотычаще встречаются в составе животных жиров. Высокомолекулярные насыщенные кислоты (стеариновая, арахиновая, пальмитиновая) обладают твердой консистенцией, низкомолекулярные (масляная, капроновая и др.) – жидкой. От молярной массы зависит и температура плавления: чем выше молярная масса насыщенных жирных кислот, тем выше температура их плавления.

По биологическим свойствам предельные жирные кислоты уступают непредельным. С предельными (насыщенными) жирными кислотами связывают представления об отрицательном их влиянии на жировой обмен, на функцию и состояние печени, а также развитие атеросклероза (за счет поступления холестерина).

Непредельные (ненасыщенные) жирные кислотышироко представлены во всех пищевых жирах, особенно в растительных маслах. Типичный представитель ненасыщенных жирных кислот с одной связью – олеиновая кислота, которая находится почти во всех животных и растительных жирах. Она играет важную роль в нормализации жирового и холестеринового обмена.

Лекция №6

ЛЕКЦИЯ №7

Жирорастворимые витамины

Витамин А (ретинол) содержится в продуктах животного происхождения.В продуктах растительного происхождения он находится в виде провитамина А – каротина.

Ретинол регулируетобменные процессы, стимулирует рост организма, повышает сопротивляемость инфекциям, оказывает влияние на состояниеэпитаелиалънойткани. При недостатке витамина А отмечается сухостькожи и слизистых оболочек, нарушение сумеречного зрения, в тяжелых случаях - поражение роговицы глаза, отставание детей в росте.

Витамин А может депонироваться в организме, в основном в печени. Содержится он врыбьем жире, печени, яйцах, сыре, сливочном масле. Каротинсодержится в моркови, тыкве, помидорах,абрикосах, плодах шиповника. Наиболее бататы каротином зеленые растения -листьякрапивы, одуванчика, шпината, щавеля и т.д.

Потребность в витамине А зависит от возраста человека и физической нагрузки. В повышенном количестве этого витамина нуждаются дети, женщины во время беременности и кормления грудью. Суточная потребность взрослого человека составляет 1000мкг, для беременных – 1250мкг.

Водорастворимые витамины.

Витамин С (аскорбиновая кислота). Регулирует холестериновый обмен, способствует профилактике атеросклероза, участвует в синтезе гормонов, оказывает влияние на реактивность организма и его защитные механизмы. Полное отсутствие витамина С в течение длительного времени вызывает цингу, основными симптомами которой является мелкие и крупные полостные кровоизлияния. Суточная потребность 60-100мг. Содержится: овощах, ягодах, апельсины, лимоны, укроп.

Витамин В1 (тиамин) относится к серосодержащим веществам. Участвует в обмене углеводов, белков и жиров и др. биохимических процессах. Воздействует на функцию органов пищеварения: повышает двигательную и секреторную активность желудка, ускоряет эвакуацию его содержимого.

Авитаминоз В1 (бери-бери) характеризуется поражением периферических нервов конечностей, возникает при длительном питании зерновыми продуктами. Содержится в растительных продуктах: крупа манная, гречневая, картофель, яблоки, молоко, творог, яйца. Суточная потребность 0,4-2,0мг.

Витамин В2 (рибофловин) относится к флавинам – естественным пигментам овощей, картофеля, молока и др. Участвует в процессах роста, играет роль в белковом обмене. Суточная потребность – 0,4-2,2мг. Содержится в тех же продуктах что и В1.

Витамин РР (никотинаминовая кислота) участвует в клеточном дыхании и реакциях обмена, влияет на работу органов пищеварения. При недостатке в организме развивается заболевание – пеллагра (нарушение со стороны кишечника, психики, кожными изменениями). Содержится в крупах, твороге, яблоки, апельсины, зеленый горошек.

Витамин В3 (пантеонавая кислота) регулирует обмен пировинаградной кислоты и белков, участвует в жировом обмене, регулирует нервную систему. При недостаточности наблюдаются нарушения со стороны нервной системы и жирового обмена. Суточная потребность 5-10мг и удовлетворяется за счет пищевых продуктов: печень говяжья, дрожжи, яйцо, горошек зеленый, молоко, сыр, картофель.

Витамин В6 (пиридоксин) принимает участие в обмене белков и построении ферментов. Регулирует нервную систему. Суточная доза 1,5-2,2мг. Высоким содержанием отличаются дрожжи и печень. Содержание в продуктах не высокое за счет сбалансированного пищевого рациона.

Витамин Н (биотин) оказывает регулирующее влияние на нервную систему, участвует в жировом обмене. Недостаточность проявляется остановкой роста, облысением, развитием себорейного дерматита. Содержание в продуктах: желток куриный, кукуруза, крупа овсяная, горох, творог, молоко, сыр.

Витамин Вс (фолиевая кислота). Влияет на синтез нуклеиновых кислот, некоторых аминокислот, а также холина. Стимулирует и регулирует кроветворение. При недостатке могут развиться различные виды анемии. Суточная потребность -200мкг. Содержаться в продуктах: дрожжи, печень говяжья, петрушка, шпинат, яйцо.

Витамин В12 (цианкобаламин) выведен из сырой печени. Участвует в антианемическом действии. Недостаточность приводит к пернициозной анемии, может развиться при некоторых глистных инвазиях. Суточная потребность-3мкг. В12 содержится только в животных продуктах.

Витамин Р (биофлавиноид) схож с витамином С.Основная роль в снижении проницаемости сосудистой стенки. Обладает способностью активировать окислительные процессы в тканях, снижать АД. Суточная потребность – 35-50мг. Содержаться в растительных продуктах: шиповник, черная смородина, апельсин, земляника, картофель, укроп, петрушка.

Лекция №8

ФАКТОРОВ.

Лекция №9

ПИЩЕВЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ

Это заболевания человека, которые передаются преимущественно через употребление в пищу продуктов, обладающих вредным действием или в результате развития в них вредных микроорганизмов, или вследствие содержания там различных токсических веществ.

В большинстве случаев эти заболевания характеризуются коротким инкубационным периодом и бурным течением с явным преобладанием симптомов острого отравления. Однако они могут протекать и по типу хронической интоксикации. Пищевые отравления чаще всего возникают внезапно, нередко захватывая значительный контингент лиц, и, как правило, довольно быстро затухают.

Для систематизации пищевых отравлений был разработан ряд классификационных схем, из которых наиболее обоснованной и полной является классификация, предложенная К.С. Петровским. Согласно которой все рассматриваемые патологические состояния разделяются на три основные группы, а именно на пищевые отравления микробной и немикробной природы и не установленной этиологии. В свою очередь первые включают в себя токсикоинфекции, интоксикации и микотоксикозы, а вторая -острые и хронические немикробные отравления.

Сальмонеллез

После инкубационного периода, продолжающегося обычно 6-12ч, у пострадавших развиваются симптомы острого энтерита, причём в 80% случаев наблюдается лёгкая форма заболевания, сопровождающаяся диареей, рвотой, болями в животе, ухудшением общего состояния и нередко повышением температуры. Обычно все указанные симптомы исчезают на 2-3 день, и наступает полное выздоровление.

Сравнительно редко встречается тяжёлая форма этого отравления, характеризующаяся явлениями коллапса, общим тяжёлым состоянием и обезвоживанием организма. У маленьких детей сальмонеллёзы могут осложняться сепсисом, сопровождающимся высокой летальностью.

Передача возбудителя осуществляется через инфицированные пищевые продукты. При употреблении в пищу мяса больных животных или бациллоносителей, у которых бактериемия была спровоцирована тяжёлой травмой, голоданием, сильным утомлением и т.д. Другим путём является посмертное заражение животных, обусловленное несоблюдением правил убоя скота и разделки туши. Большую опасность для инфицирования пищевых продуктов служит бациллоносительство среди персонала предприятий общественного питания.

Профилактика токсикоинфекций требует строгого ветеринарно -санитарного контроля на животноводческих фермах и бойнях и соблюдения общих гигиенических правил на предприятиях общественного питания. При этом необходимо иметь в виду, что сальмонеллы могут выдерживать температуру 60С в течение часа.

П. Токсикозы – заболевания, обусловленные в противоположности токсикоинфекциям проникновением в организм не живых микробов, а только их токсинов. К этим отравлениям относятся стафилококковые интоксикации, вызываемые штаммами белого и золотистого стафилококков, основными источниками которых могут служить молочный скот и человек.

Стафилококк

Часто эти интоксикации связывают с потреблением молочных продуктов или изделий из них, в частности мороженного и особенно заварного крема, причём последний служит как бы накопителем токсинов.

Клиническая картина отравлений стафилококковым токсином характеризуется коротким инкубационным периодом в среднем 2-4ч, по окончании которого у пострадавших появляются тошнота, рвота, резкие боли в подложечной области и диарея. Температура не повышается, а иногда даже отмечается её снижение.

Стафилококковый энтеротоксинявляется теплоустойчивым и выдерживает 30-ти минутное кипячение. Основой профилактических мероприятий является высокий уровень санитарного благоустройства пищевых предприятий.

Одним из наиболее тяжёлых пищевых отравлений является ботулизм.Это очень опасное заболевание вызывается токсином анаэробной бациллы. По клинической картине ботулизм представляет собой заболевание с нервно - паралитическим синдромом бульбарного характера. К ранним симптомам интоксикации обычно относятся явления офтальмоплегии в виде расширения зрачков, отсутствия реакции на свет и др. В дальнейшем может отмечаться паралич мышц мягкого нёба, языка, глотки и гортани, что расстраивает речь, акты глотания и жевания. Заболевание отличается высокой летальностью (до 67%), смертельный исход связан с остановкой дыхания или сердечной деятельности.

Применяется в настоящее время специфическая сывороточная терапия. При проведении профилактических мероприятий по борьбе с ботулизмом необходимо, прежде всего, учитывать малую теплоустойчивость его токсина. Большую роль играет санитарное благоустройство рыбных промыслов, с применением холодильной техники.

III. Микотоксикозы.

а) Эрготизм, вызываемый потреблением некоторых продуктов растительного происхождения, заражённых микотоксином спорыньи. Это микроскопический гриб поражающий рожь, реже - пшеницу и ячмень, причём ядовитым его началом является группа алкалоидов (эрготамин, эргометрин, эргобазин и др.), устойчивых к нагреванию и сохраняющих свою токсичность при выпечке хлеба. Клинически эрготизм проявляется тоническими судорогами мышечных групп. При более длительном потреблении хлеба, содержащего меньшее количество спорыньи, может развиваться подострое отравление, характеризующееся поражением сосудисто - нервного аппарата, нарушением кровообращения и возможным развитием гангрены. К профилактическим мероприятиям относятся очистка посевного зерна от спорыньи.

б) Фузариотоксикозы. Эта группа относится к пищевым отравлениям, вызываемых микроскопическими грибами. В частности это алиментарно - токсическая алейкия (отсутствие гранулоцитов). В основе патологического состояния лежит поражение ЦНС, обуславливающее нарушение трофики тканей и резкое расстройство деятельности органов кроветворения. У пострадавших развивается угнетение гемопоэза с последующей алейкией и выраженной анемией. Основной мерой профилактики является немедленное изъятие из питания населения, перезимовавшего на поле зерна.

Другой, менее опасный, вид фузариотоксикоза - отравление «пьяным хлебом», в основе которого лежит поражение злаков особым видом микроскопического гриба. Употребление такого хлеба вызывает симптоматику, напоминающую состояние алкогольного опьянения, что выражается в возбуждении, эйфории, нарушении координации движения и т. д. При длительном же его использовании возможно развитие анемии и психического расстройства. К числу профилактических мероприятий относится строгое соблюдение правил хранения зерна, устраняющих возможность его увлажнения и плесневения.

в) Афлатоксиныобразуются микроскопическими грибами, относящимися к роду аспергиллюс. Были обнаружены в арахисе, кокосовых орехах, зерновых продуктах и даже кофе. Их присутствие имеется в хлебе, сыре, вине и некоторых других пищевых продуктах. Афлатоксины вызывают тяжелые поражения печени, вплоть до её некроза, а также обладают канцерогенной активностью, превышающей активность бензпирена (углеводород, образующийся при воздействии высокой температуры на некоторые органические вещества; содержится в выхлопных газах, копченых пищевых продуктах, табачном дыме). Допустимая доза для афлатоксина равна 0,25 мкг/кг.

Лекция №2

Таблица 2. Частотный состав вибрации.

Таблица 3.

Таблица 4. Профилактика вибрационной болезни.

2. Ограничение длительности воздействия вибрации.

Работа с виброинструментом не более 2/3 длительности рабочего дня, 10—15 мин, перерыв через каждый час работы.

3. Устранение условий, способствующих возникновению вибрационной болезни: температура воздуха в помещении не менее 16 °С при влажности 40—60 % и скорости движения воздуха 0,3 м/с. Необходимо на рабочих местах предусматривать местный обогрев рабочих. Рекомендуется использовать перчатки с виброгасящей прокладкой.

4. Повышение сопротивляемости организма: применение водных процедур (теплые ванны конечностей при температуре 35—36 °С, ежедневная производственная гимнастика, самомассаж). Вследствие усиленного разрушения в организме при воздействии шума и вибрации водорастворимых витаминов в питание следует включать продукты, являющиеся источником нутриентов. При выборе методов технологической обработки пищевых продуктов следует предпочесть те из них, которые не вызывают появления веществ, раздражающих центральную нервную систему. Так, желательно применять тушение вместо поджаривания, исключить копчености и т. д.

Все рабочие, подвергающиеся воздействию вибрации, подлежат периодическому медицинскому осмотру 1 раз в год.

ЛЕКЦИЯ№1

ФАКТОРЫ ВЛИЯБЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

На человека воздействуют многочисленные факторы, одни из которых отражаются на здоровье положительно, другие - отрицательно. Все многочисленные факторы, влияющие на здоровье человека, можно разделить на 4 группы: генетические, уровень здравоохранения, воздействие внешней среды и связанные с образом жизни человека.

Доминирующим фактором влияющим на здоровье человека приходится на образ жизни (50-55%). Образ жизни - это одна из важнейших биосоциальных категорий, которая характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения.

При анализе образа жизни обычно рассматриваются различные его составные части: профессиональная, общественная, социальнокультурная, бытовая и другие виды деятельности. В качестве основных видов выделяют социальную, трудовую и физическую активность. При этом следует иметь в виду, что каждая из социальных групп имеет свои отличия в образе жизни, свои ценности, установки, эталоны поведения и т. д.

Образ жизни находится в зависимости от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма.

Образ жизни человека характеризуется тремя категориями: уровнем жизни, качеством жизни и стилем жизни.

Уровень жизни — это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория).

Качество жизни характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (это преимущественно социологическая категория).

Стиль жизни — это поведенческая составляющая жизни человека, т. е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

В процессе жизни каждого человека должны удовлетворяться материальные и духовные потребности, а его поведение направлено на реализацию этих потребностей. У каждой личности, при одинаковом на данный момент в любом обществе уровне потребностей, существует свой индивидуальный способ их удовлетворения, поэтому поведение у людей разное и зависит оно в значительной степени от воспитания.

Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является понятие здоровый образ жизни.

Основные принципы здорового образа жизни делятся на биологические и социальные.

В здоровом образе жизни отчетливо прослеживается:

• стремление к физическому совершенству (двигательная активность);

• достижение душевной, психической гармонии в жизни;

• обеспечение полноценного питания;

• исключение из жизни саморазрушающего поведения (табакокурения, алкоголизма, наркомании и т. д.);

• соблюдение правил личной гигиены;

• закаливание организма, его очищение и т. д.

Человек может защитить себя от экстремального климата и непогоды, может переменить место жительства, сменить работу и семью, но ему никуда не уйти от необходимости ежедневного потребления пищи. За 80 лет жизни это около 90 тысяч приемов пищи (60-70 тонн различных продуктов). Питание является одним из важных факторов, определяющих состояние здоровья и работоспособность организма, выполняющих энергетическую, пластическую, биорегуляторную функции. Оно обеспечивает построение и непрерывное обновление клеток, тканей и органов и создание биологически активных веществ, из которых образуются ферменты и гормоны - регуляторы и катализаторы биохимических процессов, а также способствует нормальному физическому и психическому развитию организма, повышает сопротивляемость к различным инфекциям за счет формирования иммунитета.

Питание человека должно отвечать определенным гигиеническим требованиям и быть:

• оптимальным в количественном отношении, соответствуя энергетическим тратам;

• сбалансированным и разнообразным.

До сих пор у многих людей отсутствует культура питания. Мало кто соблюдает элементарные правила культуры питания, такие, как:

- ешь только при ощущении голода;

- никогда не переедай, ешь в меру;

- насыщай голод, а не аппетит;

- ешь в спокойной обстановке;

- избегай очень холодной и очень горячей пищи;

- ешь только свежую пищу, не ешь пищу вчерашнего дня;

- ешь в умеренном темпе;

- не ешь, если ты в расстроенных чувствах;

- пища, должна быть приготовлена с любовью и съедаться с удовольствием;

- уважай пищу и благодари того, кто ее приготовил;

- не ешь во время работы;

- пей воду не позже, чем за 10-15 минут до еды; не пей во время еды.

Здоровый образ жизни предполагает полное отсутствие так называемого саморазрушающего поведения человека (аутопатогения) - табакокурения, пьянства, токсимании и наркомании, которые оказывают губительное воздействие на все компоненты здоровья: духовное, нравственное, эмоционально-психическое, физическое, соматическое, сексуальное и, конечно, на социальное благополучие индивида.

Лекция №2

Гигиени

Наши рекомендации