Массаж со стороны передней части тела

Покачивание всего тела

Встаньте спереди и начните медленно покачивать те­ло пациента так, как вы выполняли это движение, начи­ная массаж в положении лежа на животе, спине и на бо­ку со стороны спины.

Правая рука во время выполнения этого движения может лежать на бедре, а левая — в удобном для вас по­ложении в верхней части тела, например на плечевом суставе (рис. 35). Всегда используйте этот элемент при переходе от одного движения к другому.

Массаж позвоночника

Положите левую руку на позвоночник выше поясни­цы, а правую руку, сложенную «чашечкой», — на кре­стец и копчик. Потихоньку раскачивая тело вперед—на­зад, перемещайте левую руку вдоль позвоночника вверх, немного растягивая его.

Если вы завершаете массаж в этом положении, то это мягкое и глубокое движение можно использовать для за­вершения сеанса.

Закрытый» массаж

Ваши локти лежат на плече пациента и на тазовой кости. Руки направлены навстречу друг другу, а ладони рук встречаются в центре. Наклонитесь над пациентом, будто хотите обнять его целиком, и всем своим телом рас­качивайте его вперед и назад.

При выполнении этого элемента не опирайтесь на те­ло пациента. Ваши руки лишь слегка касаются его при покачивании, создавая ощущение защищенности и лег­кости. На эти элементы вы можете затратить от 15 до 20 минут, все зависит от того, сколько внимания вы бу­дете уделять массажу спины.

ОКОНЧАНИЕ СЕАНСА

Каких-либо четких рекомендаций о завершении се­анса нет. Четыре фактора помогут вам определить, ка­кое положение выбрать в качестве завершающего сеанс: опыт, интуиция, желание пациента, намерение продол­жить работу в другой технике. Спросите пациента, как лучше закончить сеанс. Помогите ему довериться само­му себе, тогда он будет лучше понимать, что ему нуж­но.

Обычно завершают сеанс массажем всего тела, восста­навливая чувство целостности. В конце сеанса массажа постепенно уменьшайте амплитуду движения, заканчи­вая мелкими раскачиваниями, лишь слегка касаясь руками пациента. Закончив, не убирайте руки, поскольку в течение некоторого времени пациент будет ощущать внутреннее раскачивание. Это прекрасный способ: мы с него начали и им же завершаем сеанс. Даже отойдя от па­циента, вы все еще будете чувствовать движение внутри вас. Часто пациенты ощущают прикосновение рук мас­сажиста уже после того, как он убрал их. Это говорит о том, что между пациентом и массажистом за время сеан­са возникла связь.

Многие пациенты после массажа еще долго, иногда несколько дней, чувствуют его ритм. Это прекрасные ощущения, соединяющие человека с его внутренним «Я», со своим центром, наполняющие нежностью и од­новременно силой.

Положение на спине

Это наиболее частое положение, в котором сеанс за­вершается. Если в положении на боку и на животе у па­циента возникает чувство защищенности, то поза лежа на спине обычно говорит об открытости и доверии. В этом положении существует несколько вариантов окончания сеанса:

Массаж груди.Можно закончить сеанс после масса­жа головы, плеч или рук.

Здесь, в верхней части груди, вы находитесь в царст­ве союза двух стихий. Наша грудь — это полость, где жи­вут ветер (легкие) и огонь (солнечное сплетение и серд­це). Очень хорошо завершить сеанс в этой позиции, если здесь есть блок или «замороженность».

Массаж рук или ног. Если в процессе сеанса вы за­метили, что обратившемуся к вам человеку трудно рас­слабить руки или ноги и вам не удалось ничего сделать с этими блоками, вернитесь к ним еще раз в конце се­анса. Используйте элементы основной техники массажа: повороты, растягивания рук и ног.

Массаж ступней. Этот массаж особенно подходит для «возвращения на землю». Для тех, кто живет в мире фан­тазий, он помогает укрепить связь с землей. Какие бы взгляды мы ни имели, мы сейчас живем на этой земле, существуем в этом теле. Наше тело неразрывно связано с землей, и контакт с ней осуществляется именно через ступни.

Стоя у ног и подкладывая ладони под ступни, вы по­лучаете знание о том, как человек стоит на земле, ка­кое занимает положение относительно земли, какие от­ношения у него складываются с землей. Представьте, что вы— земля. Что бы вы увидели в этом случае? По­скольку вы как массажист или терапевт являетесь ча­стью этого союза, элемент земли исцеляет не только па­циента, но и вас. Спросите у пациента, как он ощущает свою связь с землей. Такой небольшой разговор может стать началом его нового взаимодействия с землей, а значит, и жизнью.

Массаж головы. После массажа головы подержите ее в своих руках еще некоторое время. Что вы видите, стоя у головы? Чтобы иметь полное представление о пациен­те, сравните два противоположных взгляда: со стороны головы и со стороны ступней. Как человеческие сущест­ва, мы находимся между небом и землей (голова и ступ­ни) всю жизнь, ища равновесие между ними.

Очень важно закончить сеанс массажем головы с те­ми пациентами, у которых существует разрыв между го­ловой и телом — эта связь крайне важна. Он полезен и тем, кто пережил трудное рождение или был травмиро­ван в раннем детстве. Оказывая глубокое действие, такое завершение помогает почувствовать внимание, заботу и поддержку.

Марина

Когда Марине было три года, мама, встретив любимого че­ловека, ушла в другую семью. Марину воспитывали отец и ба­бушки.

«Блаженность защиты я почувствовала во время покачи­ваний и тихого разговора массажиста с преподавателем. Воз­ник очень нежный образ мамы, входящей в спальню к своему ребенку и дающей распоряжение няньке о том, чем кормить дитя. А ребенок уже не спит и чувствует мягкое прикоснове­ние солнца к своему лицу, но глаз не открывает и весь в предвкушении счастливого дня, несущего столько нового и необык­новенного. Было столько света и защищенности, что мне, как и этому ребенку, не хотелось открывать глаза, а все слушать и слушать этот негромкий успокаивающий разговор».

Положение на животе

Такая позиция также очень удобна. Если пациент в конце сеанса захочет повернуться на живот или если весь ееанс проходил в этом положении, то можно закончить его несколькими способами.

Массаж крестцаочень успокаивает, создает ощуще­ние тепла, распространяющегося по всему телу. Раскачи­вая пациента, постепенно уменьшайте амплитуду, а за­тем обязательно задержите некоторое время руку на те­ле.

Закончить сеанс можно, держа одну руку на крестце, а другую — выше, на спинеили даже на голове.Этот способ очень хорош при блоке в верхней части спины, а также когда нужно усилить связь между верхней и ниж­ней частями тела.

Еще один способ завершить сеанс — массировать но­ги сверху вниз— от таза к ступням. Массаж можно за­кончить легким контактом пальцев со ступнями.

Наиболее простой способ — покачивание плечили спины.Ваши руки расположены по бокам тела пациента. В конце вы можете перенести одну руку на границу пе­реднего и нижнего аспектов (поясницу), а вторую поло­жить на межлопаточную область.

Положение на боку

Многие пациенты в конце сеанса предпочитают лечь на бок. Это очень удобная, успокаивающая позиция, на­поминающая нам об эмбриональном состоянии. Свернув­шись калачиком, мы чувствуем себя наиболее защищен­ными. Очень многим нравится, когда их раскачивают в таком положении.

Закончив сеанс, можно накрыть пациента одеялом и оставить немного полежать. При этом массаже вы можете стоять спереди или сзади человека, в зависимости от того, как ему больше нравится.

Отдых в конце сеанса

После сеанса дайте возможность пациенту просто полежать и побыть наедине с собой. Двух—пяти ми­нут для этого будет вполне достаточно. Напомните па­циенту, что вставать резко после сеанса нельзя. Если у пациента есть желание поговорить с вами, то не отка­зывайте ему в этом. Если необходимо — положите под голову подушку, особенно если он лежит на спине, укройте одеялом, чтобы не замерз, не беспокойте его не­которое время.

Отдых в конце сеанса имеет особое значение. Обычно после массажа люди ощущают покой и находятся в со­стоянии глубокого расслабления, в состоянии полусна, а иногда глубокого транса. Несмотря на то что отдых в конце сеанса очень полезен, он нужен не всем. Для мно­гих в этот момент очень важно встать на ноги, на пол, чтобы проверить, какие при этом у них возникнут ощу­щения. Кому-то хочется подвигать руками и ногами, что­бы взбодриться. Некоторые хотят танцевать и двигаться всем телом, следуя своему внутреннему ритму.

САМОМАССАЖ

Если у вас нет возможности приходить на сеансы мас­сажа, вы можете использовать самомассаж, хотя в этом случае он будет менее эффективен. Один из способов — раскачивание себя. Проще делать это, лежа на боку, мед­ленно раскачиваясь взад и вперед. Обычно такого движе­ния бывает достаточно, чтобы вы смогли соединиться со своим внутренним ритмом.

Раскачивать себя можно и при помощи дыхания. Вдыхая и выдыхая, поднимая и опуская живот и во­влекая в этот ритм все тело от головы до ступней.

Наибольший эффект при самомассаже дает внутрен­ний массаж. Вы можете использовать два его способа.

1. Память тела.Если вы прошли несколько сеансов
массажа, память вашего тела обязательно будет хранить ощущения от покачиваний. Силы нашего воображения будет достаточно, чтобы, осознавая изменение своего ды­хания, представить, как ваше тело покачивается и рас­ширяется.

2. Образ воды.Большую часть нашего тела составля­ет вода с ее чудесными свойствами исцелять все вокруг, она напоминает нам о бесконечном потоке жизни внут­ри нас. Она питает наше тело, пробуждая к жизни наши клетки, растворяет блоки и позволяет через слезы осво­бодиться от горя. Именно поэтому образ воды так часто используется в медитациях.

Упражнение

Это упражнение вы можете выполнять лежа или си­дя.

Закройте глаза и качните осознавать свое дыхание. Вы мо­жете представить мягкую воду озера, или нежно ласкающее море, или обрушивающуюся на вас мощь водопада. Слейтесь с ритмом этой проникающей энергии, а затем позвольте об­разу воды проникнуть в ваше тело, двигаться в нем и пробу­ждать к жизни клетки вашего тела.

С каждым дыханием ваше тело становится чище и свобод­нее. Освобождаясь от накопившихся эмоций, оно расширяет-. ся, ощущая легкость и невесомость. Иногда вы почувствуете, будто оно с облегчением вздыхает и смеется.

Используя образ воды в различных медитациях и подхо­дах, вы сможете лучше понять процессы, происходящие во время массажа, а также ощутить силу воды и ее нежность.

* * *

Холистический массаж обладает одной из самых мяг­ких техник и благодаря этому оказывает очень сильное исцеляющее воздействие. Возможно, некоторые из вас могут остановиться лишь на физическом аспекте масса­жа. Если вы выполняете все основные принципы масса­жа, то никакого вреда не будет. Даже простое покачивание успокаивает, расслабляет и исцеляет, проникая на все уровни.

Если после изучения физического аспекта массажа вам захочется пойти дальше, то еще многому предстоит научиться и многое исследовать. Освоить этот массаж со­всем не трудно, но чтобы стать профессионалом, придет­ся потрудиться. Вы увидите, что это не рутинная рабо­та, здесь очень многое зависит от вас самих, от ваших рук, глаз, вашей интуиции. Если вы доверитесь своему внутреннему стремлению, то откроете вместе с вашими пациентами необыкновенный, удивительный мир. Ко­нечно, для этого вам нужно иметь более глубокое пони­мание лечебного процесса. Вам также необходимо позна­комиться с понятиями органичности, осознания, приня­тия и интеграции, понять, как действуют блоки, и узнать больше о вас самих.

Часть вторая

ПУТЕШЕСТВИЕ К ИСТОКАМ

ВО ВРЕМЯ СЕАНСА МНОГИЕ ИЗ ВАС ВСТРЕТЯТСЯ С НЕОБЫЧ­НЫМ ОПЫТОМ И ПЕРЕЖИВАНИЯМИ/КОТОРЫЕ НЕВОЗМОЖ­НО ОБЪЯСНИТЬ, ОПИРАЯСЬ ЛИШЬ НА КЛАССИЧЕСКИЕ ПРЕД­СТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ И МЕДИЦИНЫ.

У нас было две основные причины для написания этой части. Первая — необходимость объяснения тех необычных состояний, с которыми обязательно встречается практикующий эту технику.

Например, человек, с которым вы будете работать, может ре­ально ощутить себя растением, животным> почувствовать себя ма­леньким ребенком, пережить процесс смерти, возрождения или выход за пределы тела. Чтобы не потеряться в многообразии та­кого необычного опыта, вам потребуется его классификация и объяснение. Это будет необходимо не только человеку, с которым вы работаете, но прежде всего вам самим.

Лишь понимая, что происходит, мы можем интегрировать этот опыт в сознание — вот вторая причина. Эта часть написана для того, чтобы помочь вам расширить взгляд на мир и природу че­ловека и увидеть некоторые закономерности нашего развития. Поэтому первая глава будет посвящена древним и современным взглядам на человека, тому, что лежит в основе нашего сущест­вования.

Книга, безусловно, предназначена для тех, кто пытается най­ти ответы на вопросы: как мы приходим на землю? Кем мы явля­емся на самом деле? Как мы связаны с окружающим нас миром? Откуда в нас эта страшная агрессия? Как мы можем научиться лю­бить? Это общечеловеческие вопросы, и от каждого из нас в раз­ное время, жизнь требует дать на них ответ.

Путешествие к истокам — это путешествие к нашему рожде­нию, началу жизни, ее основным ценностям. Для понимания ис­токов мы обращаемся к древним учениям и мифам прежде всего потому, что миф является истинной историей того, что произо­шло у истоков времени, будь это сотворение мира, животного, рас­тения или закона.

SOLIVI помогает вернуться к «изначальному», чтобы вспомнить, восстановить утраченную священную связь с источником жизни. Путешествие к истокам помогает вернуться нам на путь своего сердца, к самим себе, к тому, что мы знали, но забыли или поте­ряли за время долгого пути во Вселенной и на Земле.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

ПОДОБИЕ И ЕДИНСТВО —

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ТЕЛА

Зеркало Вселенной

Проводя в главе аналогии и параллели между мифо­логическими воззрениями и современными представле­ниями о человеке, мы надеемся отразить еще одну грань принципа подобия и единства, правящего во Вселенной. «Как вверху, так и внизу» — это истина, потому что кос­мическая мудрость закодирована в вашей ДНК, клетках тела, памяти вашей души.

Веками философы и богословы считали, что Микро­косм, который, представлен человеком, столь же целостен и завершен, как и большой мир, и что он может быть по­нят лишь через Большую Вселенную. Многие культуры рассматривали Большую Вселенную, или Макрокосм, как божественное древо, заключенное внутри божествен­ного яйца (рис. 36). С помощью Мирового Древа наши предки различали пространственные зоны Вселенной: верхняя — небесное царство, средняя — земля, ниж­нее — подземное царство.

Прикосновение к символизму дерева помогает приот­крыть тайны нашей внутренней природы, поскольку де­рево рассматривалось как символ Микрокосма, то есть символ человека. Человек также уподоблялся дереву, го­лова соответствовала кроне, туловище и позвоночник — стволу, а ноги — корням.

Подобные аналогии мы встречаем и в современной психологии: например, у основоположника психосинте­за Р. Ассаджиоли и у К. Юнга.

Так называемая диаграмма «яйцо» Р. Ассаджиоли рисует картину человеческой психики в целом (рис. 37). Три горизонтальные части есть наше прошлое, настоящее и. будущее. Вы будете немало удивлены, если сравните их с рисунком дерева мира Иггдрасиль.

Корни соответствуют низшему бессознательному, которое является исходной нашей частью и хранит наше прошлое и все, что произошло с нами с момента рождения. Навыки и состояния, которые могут быть легко пе­ренесены в наше поле сознания, носят название средне­го бессознательного. Наши неиспользуемые возможно­сти, различные формы творческой реализации содержат­ся в области сверхсознательного в самом верху. Наше сознательное «Я», или «ЭГО», воспринимает все перечис­ленные уровни и находится в центре. «Я» необходимо че­ловеку для того, чтобы существовать в этом мире и осо­знавать себя личностью.

Понятие коллективного бессознательного было введе­но швейцарским психоаналитиком К. Юнгом. За годы исследования бессознательного в психике человека Юнг по­нял, что многие болезни и патологии невозможно объяс­нить через забытый или вытесненный биографический материал. Анализируя свой опыт, а также сновидения пациентов, Юнг заметил, что человеческая психика име­ет доступ к образам и мотивам, поистине универсальным. Они могут быть найдены в мифологии, искусстве, фольк­лоре народов, разбросанных не только по всему земному шару, но и по разным историческим эпохам. Коллектив­ное бессознательное — это нечто универсальное, что есть в каждом из нас и что лежит в основе индивидуальной психики и в то же время всех нас объединяет. Оно подоб­но ветвям Мирового Древа, тем универсальным законам, по которым мы существуем.

Расширение границ «Я» до уровня высшего «Я» (трансперсонального)является целью метода SOLWI. Трансперсональное «Я» расположено на границе инди­видуального и коллективного: оно может быть, напри­мер, на кончике корня, чтобы вы могли исследовать свою генетическую память, или находиться на верхуш­ке кроны, соединяя вас с другими духовными планами.

Людмила: «Сила в корнях»

Мы встретились с Людмилой, когда ее мать была неизлечимо больна. В это время постоянных кризисов казалось, что у них двоих нет сил, чтобы расстаться. Мы предложили ей поработать со своим именем.

«С детства мне не нравилось свое имя, но когда я начала пропевать его, казалось, что я слышу его из маминых уст. Мне стало так легко, будто нет имени прекрасней моего. А затем я „погрузилась" в детство и оказалась рядом с бабушкой, и она назвала меня другим именем. С этим именем я жила несколь­ко дней после рождения, а потом мне дали другое — Люда. Когда я стала пропевать свое первое имя, то неведомо откуда на меня просто хлынула любовь моей бабушки. Мое сердце открылось, и моя любовь откуда-то из глубины стала подни­маться и высвобождаться.

Из-за семейного конфликта взрослых мы с бабушкой ни­когда не позволяли себе выражать своих чувств. Но они-то были! Сейчас, по истечении более 30 лет, наши души сопри­коснулись, и вырвалась на свободу любовь двух родных лю­дей. Для меня в эти дни ее любовь была подобна эликсиру жизни. Я впитывала в себя всю силу бабушкиной любви, слов­но корни дерева дотянулись до живительной влаги. Я осозна­ла, что есть поддержка своих предков, своего рода и что смерть — это не конец».

Во время таких сеансов реальности, разделенные зем­ным временем, сливаются в одну, а наше сознательное «Я» перемещается на границу личного и коллективного (см. рис. 37). Такие переживания создают ощущение не только общности людей, но и непрерывности времени, в котором настоящее, прошлое и будущее сливаются во­едино.

Наши рекомендации