Массаж со стороны передней части тела
Покачивание всего тела
Встаньте спереди и начните медленно покачивать тело пациента так, как вы выполняли это движение, начиная массаж в положении лежа на животе, спине и на боку со стороны спины.
Правая рука во время выполнения этого движения может лежать на бедре, а левая — в удобном для вас положении в верхней части тела, например на плечевом суставе (рис. 35). Всегда используйте этот элемент при переходе от одного движения к другому.
Массаж позвоночника
Положите левую руку на позвоночник выше поясницы, а правую руку, сложенную «чашечкой», — на крестец и копчик. Потихоньку раскачивая тело вперед—назад, перемещайте левую руку вдоль позвоночника вверх, немного растягивая его.
Если вы завершаете массаж в этом положении, то это мягкое и глубокое движение можно использовать для завершения сеанса.
Закрытый» массаж
Ваши локти лежат на плече пациента и на тазовой кости. Руки направлены навстречу друг другу, а ладони рук встречаются в центре. Наклонитесь над пациентом, будто хотите обнять его целиком, и всем своим телом раскачивайте его вперед и назад.
При выполнении этого элемента не опирайтесь на тело пациента. Ваши руки лишь слегка касаются его при покачивании, создавая ощущение защищенности и легкости. На эти элементы вы можете затратить от 15 до 20 минут, все зависит от того, сколько внимания вы будете уделять массажу спины.
ОКОНЧАНИЕ СЕАНСА
Каких-либо четких рекомендаций о завершении сеанса нет. Четыре фактора помогут вам определить, какое положение выбрать в качестве завершающего сеанс: опыт, интуиция, желание пациента, намерение продолжить работу в другой технике. Спросите пациента, как лучше закончить сеанс. Помогите ему довериться самому себе, тогда он будет лучше понимать, что ему нужно.
Обычно завершают сеанс массажем всего тела, восстанавливая чувство целостности. В конце сеанса массажа постепенно уменьшайте амплитуду движения, заканчивая мелкими раскачиваниями, лишь слегка касаясь руками пациента. Закончив, не убирайте руки, поскольку в течение некоторого времени пациент будет ощущать внутреннее раскачивание. Это прекрасный способ: мы с него начали и им же завершаем сеанс. Даже отойдя от пациента, вы все еще будете чувствовать движение внутри вас. Часто пациенты ощущают прикосновение рук массажиста уже после того, как он убрал их. Это говорит о том, что между пациентом и массажистом за время сеанса возникла связь.
Многие пациенты после массажа еще долго, иногда несколько дней, чувствуют его ритм. Это прекрасные ощущения, соединяющие человека с его внутренним «Я», со своим центром, наполняющие нежностью и одновременно силой.
Положение на спине
Это наиболее частое положение, в котором сеанс завершается. Если в положении на боку и на животе у пациента возникает чувство защищенности, то поза лежа на спине обычно говорит об открытости и доверии. В этом положении существует несколько вариантов окончания сеанса:
Массаж груди.Можно закончить сеанс после массажа головы, плеч или рук.
Здесь, в верхней части груди, вы находитесь в царстве союза двух стихий. Наша грудь — это полость, где живут ветер (легкие) и огонь (солнечное сплетение и сердце). Очень хорошо завершить сеанс в этой позиции, если здесь есть блок или «замороженность».
Массаж рук или ног. Если в процессе сеанса вы заметили, что обратившемуся к вам человеку трудно расслабить руки или ноги и вам не удалось ничего сделать с этими блоками, вернитесь к ним еще раз в конце сеанса. Используйте элементы основной техники массажа: повороты, растягивания рук и ног.
Массаж ступней. Этот массаж особенно подходит для «возвращения на землю». Для тех, кто живет в мире фантазий, он помогает укрепить связь с землей. Какие бы взгляды мы ни имели, мы сейчас живем на этой земле, существуем в этом теле. Наше тело неразрывно связано с землей, и контакт с ней осуществляется именно через ступни.
Стоя у ног и подкладывая ладони под ступни, вы получаете знание о том, как человек стоит на земле, какое занимает положение относительно земли, какие отношения у него складываются с землей. Представьте, что вы— земля. Что бы вы увидели в этом случае? Поскольку вы как массажист или терапевт являетесь частью этого союза, элемент земли исцеляет не только пациента, но и вас. Спросите у пациента, как он ощущает свою связь с землей. Такой небольшой разговор может стать началом его нового взаимодействия с землей, а значит, и жизнью.
Массаж головы. После массажа головы подержите ее в своих руках еще некоторое время. Что вы видите, стоя у головы? Чтобы иметь полное представление о пациенте, сравните два противоположных взгляда: со стороны головы и со стороны ступней. Как человеческие существа, мы находимся между небом и землей (голова и ступни) всю жизнь, ища равновесие между ними.
Очень важно закончить сеанс массажем головы с теми пациентами, у которых существует разрыв между головой и телом — эта связь крайне важна. Он полезен и тем, кто пережил трудное рождение или был травмирован в раннем детстве. Оказывая глубокое действие, такое завершение помогает почувствовать внимание, заботу и поддержку.
Марина
Когда Марине было три года, мама, встретив любимого человека, ушла в другую семью. Марину воспитывали отец и бабушки.
«Блаженность защиты я почувствовала во время покачиваний и тихого разговора массажиста с преподавателем. Возник очень нежный образ мамы, входящей в спальню к своему ребенку и дающей распоряжение няньке о том, чем кормить дитя. А ребенок уже не спит и чувствует мягкое прикосновение солнца к своему лицу, но глаз не открывает и весь в предвкушении счастливого дня, несущего столько нового и необыкновенного. Было столько света и защищенности, что мне, как и этому ребенку, не хотелось открывать глаза, а все слушать и слушать этот негромкий успокаивающий разговор».
Положение на животе
Такая позиция также очень удобна. Если пациент в конце сеанса захочет повернуться на живот или если весь ееанс проходил в этом положении, то можно закончить его несколькими способами.
Массаж крестцаочень успокаивает, создает ощущение тепла, распространяющегося по всему телу. Раскачивая пациента, постепенно уменьшайте амплитуду, а затем обязательно задержите некоторое время руку на теле.
Закончить сеанс можно, держа одну руку на крестце, а другую — выше, на спинеили даже на голове.Этот способ очень хорош при блоке в верхней части спины, а также когда нужно усилить связь между верхней и нижней частями тела.
Еще один способ завершить сеанс — массировать ноги сверху вниз— от таза к ступням. Массаж можно закончить легким контактом пальцев со ступнями.
Наиболее простой способ — покачивание плечили спины.Ваши руки расположены по бокам тела пациента. В конце вы можете перенести одну руку на границу переднего и нижнего аспектов (поясницу), а вторую положить на межлопаточную область.
Положение на боку
Многие пациенты в конце сеанса предпочитают лечь на бок. Это очень удобная, успокаивающая позиция, напоминающая нам об эмбриональном состоянии. Свернувшись калачиком, мы чувствуем себя наиболее защищенными. Очень многим нравится, когда их раскачивают в таком положении.
Закончив сеанс, можно накрыть пациента одеялом и оставить немного полежать. При этом массаже вы можете стоять спереди или сзади человека, в зависимости от того, как ему больше нравится.
Отдых в конце сеанса
После сеанса дайте возможность пациенту просто полежать и побыть наедине с собой. Двух—пяти минут для этого будет вполне достаточно. Напомните пациенту, что вставать резко после сеанса нельзя. Если у пациента есть желание поговорить с вами, то не отказывайте ему в этом. Если необходимо — положите под голову подушку, особенно если он лежит на спине, укройте одеялом, чтобы не замерз, не беспокойте его некоторое время.
Отдых в конце сеанса имеет особое значение. Обычно после массажа люди ощущают покой и находятся в состоянии глубокого расслабления, в состоянии полусна, а иногда глубокого транса. Несмотря на то что отдых в конце сеанса очень полезен, он нужен не всем. Для многих в этот момент очень важно встать на ноги, на пол, чтобы проверить, какие при этом у них возникнут ощущения. Кому-то хочется подвигать руками и ногами, чтобы взбодриться. Некоторые хотят танцевать и двигаться всем телом, следуя своему внутреннему ритму.
САМОМАССАЖ
Если у вас нет возможности приходить на сеансы массажа, вы можете использовать самомассаж, хотя в этом случае он будет менее эффективен. Один из способов — раскачивание себя. Проще делать это, лежа на боку, медленно раскачиваясь взад и вперед. Обычно такого движения бывает достаточно, чтобы вы смогли соединиться со своим внутренним ритмом.
Раскачивать себя можно и при помощи дыхания. Вдыхая и выдыхая, поднимая и опуская живот и вовлекая в этот ритм все тело от головы до ступней.
Наибольший эффект при самомассаже дает внутренний массаж. Вы можете использовать два его способа.
1. Память тела.Если вы прошли несколько сеансов
массажа, память вашего тела обязательно будет хранить ощущения от покачиваний. Силы нашего воображения будет достаточно, чтобы, осознавая изменение своего дыхания, представить, как ваше тело покачивается и расширяется.
2. Образ воды.Большую часть нашего тела составляет вода с ее чудесными свойствами исцелять все вокруг, она напоминает нам о бесконечном потоке жизни внутри нас. Она питает наше тело, пробуждая к жизни наши клетки, растворяет блоки и позволяет через слезы освободиться от горя. Именно поэтому образ воды так часто используется в медитациях.
Упражнение
Это упражнение вы можете выполнять лежа или сидя.
Закройте глаза и качните осознавать свое дыхание. Вы можете представить мягкую воду озера, или нежно ласкающее море, или обрушивающуюся на вас мощь водопада. Слейтесь с ритмом этой проникающей энергии, а затем позвольте образу воды проникнуть в ваше тело, двигаться в нем и пробуждать к жизни клетки вашего тела.
С каждым дыханием ваше тело становится чище и свободнее. Освобождаясь от накопившихся эмоций, оно расширяет-. ся, ощущая легкость и невесомость. Иногда вы почувствуете, будто оно с облегчением вздыхает и смеется.
Используя образ воды в различных медитациях и подходах, вы сможете лучше понять процессы, происходящие во время массажа, а также ощутить силу воды и ее нежность.
* * *
Холистический массаж обладает одной из самых мягких техник и благодаря этому оказывает очень сильное исцеляющее воздействие. Возможно, некоторые из вас могут остановиться лишь на физическом аспекте массажа. Если вы выполняете все основные принципы массажа, то никакого вреда не будет. Даже простое покачивание успокаивает, расслабляет и исцеляет, проникая на все уровни.
Если после изучения физического аспекта массажа вам захочется пойти дальше, то еще многому предстоит научиться и многое исследовать. Освоить этот массаж совсем не трудно, но чтобы стать профессионалом, придется потрудиться. Вы увидите, что это не рутинная работа, здесь очень многое зависит от вас самих, от ваших рук, глаз, вашей интуиции. Если вы доверитесь своему внутреннему стремлению, то откроете вместе с вашими пациентами необыкновенный, удивительный мир. Конечно, для этого вам нужно иметь более глубокое понимание лечебного процесса. Вам также необходимо познакомиться с понятиями органичности, осознания, принятия и интеграции, понять, как действуют блоки, и узнать больше о вас самих.
Часть вторая
ПУТЕШЕСТВИЕ К ИСТОКАМ
ВО ВРЕМЯ СЕАНСА МНОГИЕ ИЗ ВАС ВСТРЕТЯТСЯ С НЕОБЫЧНЫМ ОПЫТОМ И ПЕРЕЖИВАНИЯМИ/КОТОРЫЕ НЕВОЗМОЖНО ОБЪЯСНИТЬ, ОПИРАЯСЬ ЛИШЬ НА КЛАССИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ И МЕДИЦИНЫ.
У нас было две основные причины для написания этой части. Первая — необходимость объяснения тех необычных состояний, с которыми обязательно встречается практикующий эту технику.
Например, человек, с которым вы будете работать, может реально ощутить себя растением, животным> почувствовать себя маленьким ребенком, пережить процесс смерти, возрождения или выход за пределы тела. Чтобы не потеряться в многообразии такого необычного опыта, вам потребуется его классификация и объяснение. Это будет необходимо не только человеку, с которым вы работаете, но прежде всего вам самим.
Лишь понимая, что происходит, мы можем интегрировать этот опыт в сознание — вот вторая причина. Эта часть написана для того, чтобы помочь вам расширить взгляд на мир и природу человека и увидеть некоторые закономерности нашего развития. Поэтому первая глава будет посвящена древним и современным взглядам на человека, тому, что лежит в основе нашего существования.
Книга, безусловно, предназначена для тех, кто пытается найти ответы на вопросы: как мы приходим на землю? Кем мы являемся на самом деле? Как мы связаны с окружающим нас миром? Откуда в нас эта страшная агрессия? Как мы можем научиться любить? Это общечеловеческие вопросы, и от каждого из нас в разное время, жизнь требует дать на них ответ.
Путешествие к истокам — это путешествие к нашему рождению, началу жизни, ее основным ценностям. Для понимания истоков мы обращаемся к древним учениям и мифам прежде всего потому, что миф является истинной историей того, что произошло у истоков времени, будь это сотворение мира, животного, растения или закона.
SOLIVI помогает вернуться к «изначальному», чтобы вспомнить, восстановить утраченную священную связь с источником жизни. Путешествие к истокам помогает вернуться нам на путь своего сердца, к самим себе, к тому, что мы знали, но забыли или потеряли за время долгого пути во Вселенной и на Земле.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ПОДОБИЕ И ЕДИНСТВО —
УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ТЕЛА
Зеркало Вселенной
Проводя в главе аналогии и параллели между мифологическими воззрениями и современными представлениями о человеке, мы надеемся отразить еще одну грань принципа подобия и единства, правящего во Вселенной. «Как вверху, так и внизу» — это истина, потому что космическая мудрость закодирована в вашей ДНК, клетках тела, памяти вашей души.
Веками философы и богословы считали, что Микрокосм, который, представлен человеком, столь же целостен и завершен, как и большой мир, и что он может быть понят лишь через Большую Вселенную. Многие культуры рассматривали Большую Вселенную, или Макрокосм, как божественное древо, заключенное внутри божественного яйца (рис. 36). С помощью Мирового Древа наши предки различали пространственные зоны Вселенной: верхняя — небесное царство, средняя — земля, нижнее — подземное царство.
Прикосновение к символизму дерева помогает приоткрыть тайны нашей внутренней природы, поскольку дерево рассматривалось как символ Микрокосма, то есть символ человека. Человек также уподоблялся дереву, голова соответствовала кроне, туловище и позвоночник — стволу, а ноги — корням.
Подобные аналогии мы встречаем и в современной психологии: например, у основоположника психосинтеза Р. Ассаджиоли и у К. Юнга.
Так называемая диаграмма «яйцо» Р. Ассаджиоли рисует картину человеческой психики в целом (рис. 37). Три горизонтальные части есть наше прошлое, настоящее и. будущее. Вы будете немало удивлены, если сравните их с рисунком дерева мира Иггдрасиль.
Корни соответствуют низшему бессознательному, которое является исходной нашей частью и хранит наше прошлое и все, что произошло с нами с момента рождения. Навыки и состояния, которые могут быть легко перенесены в наше поле сознания, носят название среднего бессознательного. Наши неиспользуемые возможности, различные формы творческой реализации содержатся в области сверхсознательного в самом верху. Наше сознательное «Я», или «ЭГО», воспринимает все перечисленные уровни и находится в центре. «Я» необходимо человеку для того, чтобы существовать в этом мире и осознавать себя личностью.
Понятие коллективного бессознательного было введено швейцарским психоаналитиком К. Юнгом. За годы исследования бессознательного в психике человека Юнг понял, что многие болезни и патологии невозможно объяснить через забытый или вытесненный биографический материал. Анализируя свой опыт, а также сновидения пациентов, Юнг заметил, что человеческая психика имеет доступ к образам и мотивам, поистине универсальным. Они могут быть найдены в мифологии, искусстве, фольклоре народов, разбросанных не только по всему земному шару, но и по разным историческим эпохам. Коллективное бессознательное — это нечто универсальное, что есть в каждом из нас и что лежит в основе индивидуальной психики и в то же время всех нас объединяет. Оно подобно ветвям Мирового Древа, тем универсальным законам, по которым мы существуем.
Расширение границ «Я» до уровня высшего «Я» (трансперсонального)является целью метода SOLWI. Трансперсональное «Я» расположено на границе индивидуального и коллективного: оно может быть, например, на кончике корня, чтобы вы могли исследовать свою генетическую память, или находиться на верхушке кроны, соединяя вас с другими духовными планами.
Людмила: «Сила в корнях»
Мы встретились с Людмилой, когда ее мать была неизлечимо больна. В это время постоянных кризисов казалось, что у них двоих нет сил, чтобы расстаться. Мы предложили ей поработать со своим именем.
«С детства мне не нравилось свое имя, но когда я начала пропевать его, казалось, что я слышу его из маминых уст. Мне стало так легко, будто нет имени прекрасней моего. А затем я „погрузилась" в детство и оказалась рядом с бабушкой, и она назвала меня другим именем. С этим именем я жила несколько дней после рождения, а потом мне дали другое — Люда. Когда я стала пропевать свое первое имя, то неведомо откуда на меня просто хлынула любовь моей бабушки. Мое сердце открылось, и моя любовь откуда-то из глубины стала подниматься и высвобождаться.
Из-за семейного конфликта взрослых мы с бабушкой никогда не позволяли себе выражать своих чувств. Но они-то были! Сейчас, по истечении более 30 лет, наши души соприкоснулись, и вырвалась на свободу любовь двух родных людей. Для меня в эти дни ее любовь была подобна эликсиру жизни. Я впитывала в себя всю силу бабушкиной любви, словно корни дерева дотянулись до живительной влаги. Я осознала, что есть поддержка своих предков, своего рода и что смерть — это не конец».
Во время таких сеансов реальности, разделенные земным временем, сливаются в одну, а наше сознательное «Я» перемещается на границу личного и коллективного (см. рис. 37). Такие переживания создают ощущение не только общности людей, но и непрерывности времени, в котором настоящее, прошлое и будущее сливаются воедино.