Нормы для методики «ТЕСТ САМООЦЕНКА»
Возраст | Пол | Самооценка |
М | 4,8-8,3 | |
Ж | 5,1-7,8 | |
М | 5,2-8,0- | |
ж | 5,2-7,9 | |
М | 5,3-7,8 | |
ж | 5,4-8,0 | |
М | 5,3-7,8 | |
ж | 5,8-7,9 | |
М | 5,9-7,7 | |
ж | 5,8-7,5 | |
М | 6,1-8,3 | |
ж | 6,2-7,8 |
Приложение 4
Нормы доя методики Тест Равена
Возраст | Пол | Интеллект | Время | Субъект А | Субъект В | Субъект С | СубьектД | Субъект Е |
М | 21,0 43,5 | 10,9 25,1 | .7,4 12,0 | 4,7 10,8 | 4,1 9,8 | 1,3 9,2 | 0,0 4,3 | |
Ж | 24,1 49,0 | 13,9 34,4 | 6,0 12,0 | 5,6 11,8 | 3,8 10,4 | 4,0 10,9 | 0,9 6,7 | |
/ | ||||||||
М | 27,0 51,5 | 12,0 45,2 | 8,2 12,0 | 6,3 12,0 | 4,7 10,9 | 4,2 10,9 | 0,7 7,4 | |
Ж | 31,0 51,7 | 15,9 43,3 | 8,0 12,0 | 7,1 12,0 | 5,4 10,9 | 5,9 11,2 | 1,6 7,4 | |
i | ||||||||
М | 33,7 53,4 | 21,4 52,3 | 9,5 12,0 | 7,6 12,0 | 5,8 11,3 | 5,9 11,3 | 1,9 8,4 | |
Ж | 35,0 52,9 | 21,9 50,3 | 9,5 12,0 | 8,0 12,0^ | 6,1 10,9 | 6,7 11,4 | 2,1 8,4 | |
М | 36,2 53,3 | 28,1 53,6 | 10,6 12,0 | 7,9 12,0 | 6,4 11,2 | 6,5 11,2 | 2,0 8,7 | |
Ж | 35,3 53,9 | 28,0 52,9 | 9,9 12,0 | 8,0 12,0 | 6,0 10,9 | 6,5 11,7 | 2,3 8,9 | |
М | 37,2 53,8 | 31,1 53,9 | 10,5 12,0 | 7,3 12,0 | 6,9 10,8 | 8,3 10,0 | 2,7 11,3 | |
Ж | 40,9 54,5 | 21,3 39,9 | 10,3 12,0 | 9,4 12,0 | 7,7 11,3 | 7,7 11,9. | 2,8 9,5 | |
М | 42,3 55,6 | 22,3 35,6 | 10,8 12,0 | 7,2 12,0 | 8,8 11,9 | 7,9 10,4 | 5,7 10,3 | |
Ж | 45,0 53,7 | 21,0 33,0 | 9,0 11,6 | 9,8 12,0 | 8,6 10,0 | 10,0 11,3 | 4,9 11,0 |
Приложение 5 МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
Постарайся ответить как можно откровеннее на вопрос о причинах, побуждающих тебя учиться. Предлагаемые для ответа варианты возможных причин нужно оценить по трехбалльной системе:
3 - большое
2 - среднее
1 - малое влияние данной причины на процесс учебы
О - данная причина не имеет для тебя никакого значения
1а. Хочется, чтобы моя учеба ра-довала моих родителей. | 1б. Учусь, потому что уроки мне нравятся и доставляют удовольствие. Интересен сам процесс школьной жизни |
2а. Высокими показателями в учебе хочется доставить радость своим учителям. | 2б. Учусь, чтобы наш класс по успеваемости был впереди всех. |
За. По показателям успеваемости хочу быть выше своих одноклассников, хочу доказать им свои, преимущества. | 3б. Учусь, чтобы в будущем получить хорошую специальность, хорошо зарабатывать и хорошо жить. |
4а. Учусь потому, что мне интересно получать знания, постоянно узнавать что-то новое. | 4б. Учусь, потому что уроки мне нравятся и доставляют удовольствие. Интересен сам процесс школьной жизни. |
5а. Учусь, чтобы мои знания в дальнейшем были полезны обществу, людям. | 5б. Высокими показателями в учебе хочется доставить радость своим учителям. |
6а. Хочется, чтобы моя учеба радовала моих родителей. | 6б. Учусь, чтобы наш класс по успеваемости был впереди всех. |
7а. По показателям успеваемости хочу быть выше своих одноклассников, хочу доказать им свои преимущества. | 7б. Учусь потому, что мне интересно получать знания, постоянно узнавать что-то новое. |
8а. Учусь, чтобы мои знания в дальнейшем были полезны обществу, людям. | 8б. Учусь, чтобы наш класс по успеваемости был впереди всех. | ||
9а. Высокими показателями в учебе хочется доставить радость своим учителям. | 9б. Учусь потому, что мне интересно получать знания, постоянно узнавать что-то новое. | ||
10а. Высокими показателями в учебе хочется доставить радость своим учителям. | 10б. Учусь, чтобы в будущем получить хорошую специальность, хорошо зарабатывать и хорошо жить. | ||
11 а. Учусь, чтобы наш класс по успеваемости был впереди всех. | 11б. Учусь, потому что мне интересно получать знания, постоянно узнавать что-то новое. | ||
12а. Учусь, чтобы мои знания в дальнейшем были полезны обществу, людям. | 12б. По показателям успеваемости хочу быть выше своих, одноклассников, хочу доказать им свои преимущества. | ||
13а. Хочется, чтобы моя учеба радовала моих родителей. | 13б. Учусь, чтобы в будущем получить хорошую специальность, хорошо зарабатывать и хорошо жить. | ||
14а. Высокими показателями в учебе хочется доставить радость своим учителям. | 14б. Учусь, потому что уроки мне нравятся и доставляют удовольствие. Интересен сам процесс школьной жизни. | ||
15а. Учусь, чтобы наш класс по успеваемости был впереди всех. | 15б. По показателям успеваемости хочу быть выше своих одноклассников, хочу доказать имсвои преимущества. | ||
16а. Учусь, чтобы в будущем получить хорошую специальность, хорошо зарабатывать и хорошо жить. | 16б. Учусь, потому что мне интересно получать знания, постоянно узнавать что-то новое. | ||
17а. Учусь, чтобы мои знания в дальнейшем были полезны обществу, людям. | 1 7б. Учусь, потому что уроки мне нравятся и доставляют удовольствие. Интересен сам процесс школьной жизни. | ||
18а. Хочется, чтобы моя учеба радовала моих родителей. | 18б. Высокими показателями в учебе хочется доставить радость своим учителям. | ||
19а. Высокими показателями в учебе хочется доставить радость своим учителям. | 19б. По показателям успеваемости хочу быть выше своих одноклассников, хочу доказать им свои преимущества. | ||
20а. Учусь, чтобы мои знания в дальнейшем были полезны обществу; людям. | 20б. Учусь, чтобы в будущем получить хорошую специальность, хорошо зарабатывать и хорошо жить. | ||
21 а. Учусь, чтобы наш класс по успеваемости был впереди всех. | 21б. Учусь, потому что уроки мне нравятся и доставляют удовольствие. Интересен сам процесс школьной жизни. | ||
22а. Хочется, чтобы моя учеба радовала моих родителей. | 22б. Учусь потому, что мне интересно получать знания, постоянно узнавать что-то новое. | ||
23а. Учусь, чтобы наш класс по успеваемости был впереди всех. | 23б. Учусь, чтобы в будущем получить хорошую специальность, хорошо зарабатывать и хорошо жить. | ||
24а. По показателям успеваемости хочу быть выше своих одноклассников, хочу доказать им свои преимущества. | 24б. Учусь, потому что уроки мне нравятся и доставляют удовольствие. Интересен сам процесс школьной жизни. | ||
25а. Учусь, чтобы мои знания в дальнейшем были полезны обществу, людям. | 25б. Учусь потому, что мне интересно получать знания, постоянно узнавать что-то новое. | ||
26а. Хочется, чтобы моя учеба радовала моих родителей. | 26б. По показателям успеваемости хочу быть выше своих одноклассников, хочу доказать им свои преимущества. |
27а. Учусь, чтобы в будущем получить хорошую специальность, хорошо зарабатывать и хорошо жить. | 27б. Учусь, потому что уроки мне нравятся и доставляют удовольствие. Интересен сам процесс школьной жизни. |
28а. Учусь, чтобы мои знания в дальнейшем были полезны обществу, людям. | 28б. Хочется, чтобы моя учеба радовала моих родителей. |
«Ключ» к методике изучения школьной мотивации
1. Мотив долга: 5а, 8а, 12а, 17а, 20а, 25а, 28а.
2. Мотив родительского одобрения: 1а, 6а, 13а, 18а, 22а, 26а, 286.
3. Мотив учительского одобрения: 2а, 5б, 9а, 10а, 14а, 18б, 19а.
4. Мотив групповой ориентации: 2б, 6б, 8б, 11а, 15а, 21а, 23а.
5. Честолюбивый мотив: За, 7а, 12б, 15б, 19б, 24а, 26б.
6. Познавательный мотив:. 4а, 7б, 9б, 11б, 16б, 22б, 25б.
7. Прагматический мотив: 3б, 10б, 13б, 16а, 20б, 23б, 27а.
8. Эмоциональный мотив: 16,4б, 14б, 17б, 21б, 24б, 27б.
Приложение 6
Методика «Ценностные ориентации и направленности личности» (Л.Н.Силантьева, 1977)
1.1. Не быть одиноким.
1.2. Быть любимым.
1.3. Быть здоровым.
1.4. Жить жизнью, полной удовольствий, развлечений, приятного проведения времени.
1.5. Хитрость.
2.1 .Быть любознательным.
2.2. Жизненная мудрость (понимать жизнь).
2.3. Уметь здраво и логично мыслить.
2.4. Широта знания, высокая общая культура.
2.5. Иметь интересную работу.
3.1. Быть приятным в коллективе.
3.2. Принимать участие в деятельности группы.
3.3. Иметь широкий круг общения.
3.4. Уметь быстро сходиться с людьми.
3.5. Иметь свою компанию.
4.1. Иметь привилегированные возможности.
4.2. Быть не хуже других.
4.3. Иметь работу, которую хорошо умеешь выполнять.
4.4. Достижение положения в обществе.
4.5. Иметь возможность продвижения по службе.
5.1. Воспитанность, хорошие манеры.
5.2. Быть уверенным в своем будущем.
5.3. Умение поддерживать со всеми хорошие отношения.
5.4. Терпимость к взглядам и мнениям других.
5.5. Регулярный, упорядоченный образ жизни.
6.1. Чтобы тебя понимали.
6.2. Любить и понимать природу (искусство).
6.3. Быть гармонично развитым человеком.
6.4. Уметь защищать свои чувства.
6.5. Свобода от внутренних противоречий.
7.1. Быть уверенным в себе.
7.2. Смелость в отстаивании своего мнения, взгляда.
7.3. Способность действовать самостоятельно.
7.4. Уметь оказывать влияние на события общественной жизни, на жизнь коллектива.
7.5. Уметь добиваться желаемого.
8.1. Любить человека (быть любящим сыном, супругом, отцом).
8.2. Доброта (быть добрым).
8.3. Не быть равнодушным.
8.4. Оказывать помощь людям.
8.5. Понимать людей.
9.1. Трудолюбие.
9.2. Уметь подчинять свои собственные интересы интересам дела.
9.3. Успешность в делах.
9.4. Целеустремленность.
9.5. Иметь высокую профессиональную квалификацию.
10.1. Возможность повышения профессионального уровня, мастерства.
10.2. Ощущать результаты своего труда.
10.3. Суметь воплотить себя (свои мечты) в своих детях (учениках).
10.4. Жить в соответствии со своими принципами, убеждениями.
10.5. Возможность творческой деятельности.
Каждая из перечисленных ценностей печатается на отдельной карточке: на лицевой стороне - текст, на обороте - шифр (1.1, 1.2, и так далее).
Ключ к методике «Ценностные ориентации и направленности личности».
1. Направленность на себя: 1.1 - 1.5.
2. Направленность на объект: 2.1 - 2.5.
3. Направленность на группу: 3.1 - 3.5.
4. Направленность на позицию: 4.1-4.5.
5. Направленность на сохранение отношений: 5.1-5.5.
6. Направленность на обособление: 6.1 - 6,5.
7. Направленность на самоутверждение: 7.1-7.5.
8. Направленность на другого человека: 8.1 - 8.5.
9. Направленность надело: 9.1 - 9.5.
10. Направленность на самореализацию: 10.1-10.5.
Процедура исследования и обработка результатов.
Исследование проводится в несколько этапов:
1) испытуемый должен отобрать из 50 карточек неограниченное количество значимых для него ценностей;
2) из этого выбора следует выбрать 10 ценностей, наиболее важных с его точки зрения;
3) испытуемый оценивает по пятибалльной шкале уровень реализации каждой из этих 20 ценностей в его жизни. Для выявления ведущих направленностей личности и составления
ценносгно-ориентационного портрета (Ядов В. А., 1979) целесообразно пользоваться следующей системой баллирования субъективно значимых выборов. При ранжировании 10 наиболее важных ценностей максимальному рангу (1) присваиваются 100 баллов, следующему (2) - 90 баллов и т.д., наименьшему (10) - 10 баллов, остальным предпочитаемым ценностям, не вошедшим в десятку главных, по 1 баллу, отвергнутым ценностям присваивается 0 баллов.
Упорядочивание по параметру силы, выраженному в баллах, позволяет составить представление об иерархизированной структуре ценностей личности. Суммирование баллов личностно значимых ценностей по каждой из 10 направленностей с последующим их ранжированием позволяет выделить ведущие направленности личности индивида, группы (при групповом анализе).
Коэффициент взвешенной нереализованности (КВН), связывающий уровень значимости каждой из 10 наиболее важных для индивида ценностей с субъективной оценкой степени их реализации, позволяет выявить, какие из значимых для субъекта ценностей имеют реальные основания выступать в качестве мотивационной детерминанты поведения,
КВН=(5-У)*Х . 10
где X - количество баллов, присвоенных данной ценности после ранжирования; У - субъективная оценка реализации по пятибалльной шкале. Значение КВН от 0 до 40, при этом чем больше значение КВН, тем выше неудовлетворенность уровням реализации данной ценности.
В результате изучения ценностных ориентации с помощью этой методики можно получить общее представление о направленности личности, о сфере субъективно наиболее значимых ценностей и субъективное представление о степени их реализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александровская Э.М. Личностные особенности младших школьников в норме и при пограничных нервно-психических расстройствах. Автореферат дис. к. пси-хол. н. Л., 1985. 17 с.
2. Александровская Э.М., Гилышева И.Н. Адаптированный модифицированный вариант личностного вопросника Р.Кеттела. Методические рекомендации. Л.6, 1985. 32 с.
3. Александровская Э.М., Пиатковская Ю. Структура личностных свойств у младших школьников и их самооценка. // Здоровье, развитие, личность. /Под ред. Сердюковской Г.Н. и др. М., 1990. С. 257-268.
4. Александровский Ю. А., Собчик Л.Н. Доболезненные формы эмоциональной напряженности (дефиниция, диагностика, путипредупрежде-
ния и коррекция). // Предболезнь и факторы повышенного риска в психоневрологии. Л., 1986. С. 22-27.
5. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. Киев, 1987. 21 с.
6. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993. 198с.
7. Березовин Н.А., Коломенский Я.Л. Учитель и детский коллектив. Минск, 1975. 160с.
8. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990. 140с.
9. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастное психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. М., 1980. 135 с.
10. Вайзман Н.П. Психогигиена учащихся. М., 1980. 48с.
11. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976. 215 с.
12. Гехт К. Психогигиена./Пер. с нем. М. 1979.
13. Глушкова Е.К. Гигиена урока. // Школа и психическое здоровье учащихся. / Под ред. С.М.Громбаха. М., 1988. С. 99-119.
14. Гройсман А.Л. Гигиена умственного труда. М., 1979.64 с.
15. Тромбах С.М. Психогигиена учебных занятий в школе. // Психогигиена детей и подростков. / Под ред. Г.Н.Сердюковской (СССР), ГГельница (ГДР). М., 1985. С. 92-114.
16. Тромбах С.М. Роль школы в формировании психического здоровья учащихся. // Школа и психическое здоровье учащихся. /Под ред. С.М.Громбаха. М.: Медицина, 1988. С. 9-32.
17. Гульдан В. В. Назаренко Ю.В. Психологическая служба в системе здравоохранения: состояние и перспективы. // Вопросы психологии. 1991, № 3. С. 5-9.
18. Диагностика школьной дезадаптации. /Под ред. Беличевой С.А., Коробейникова И.А., Кумариной Г.Ф. М., 1992. 204 с.
19. Доскин В.А. Профилактика экзаменационного стресса.// Школа и психическое здоровье учащихся./ Под ред. С.М.Громбаха. М., 1988. С. 147-160.
20. Дубров A.M. Обработка статистических данных методом главных компонент. М., 1978. 135с.
21. Иванова А.Я., Привалов О.Ю. Коррекция психической инертности у детей с нервно-психическими заболеваниями.// Пограничные нервно-психические расстройства (клиника, лечение, систематика). М., 1983. С. 62-63.
22. Кабанов М.М. Психотерапия и реабилитация в современной клинической медицине. //Руководство по психотерапии./Под ред. В.Е.Рожкова. Ташкент, 1979. С. 76-85. 23. Кабанов М.М. Реабилитация психически больных. Л., 1978. 232 с.
24. Кантонистова Н.С. Особенности формирования личности у подростков и их связь с состоянием психического здоровья. //Здоровье, развитие, личность. /Под ред. Сердюковской Г.Н. и др. М., 1990. С. 257-268.
25. Ковалев В.В. Факторы риска возникновения психического заболевания и их зна
чение для профилактики. // Пятый Всероссийский съезд невропатологов и
психиатров. Т.73. М., 1985. С. 170-173.
26.Кокурина И.Г. Социометрический тест. //Социально-психологический климат коллектива. Спецпрактикум по социальной психологии. М.,1981. С.3-30.
27. Коробейников И.А., Агаев А.Ч., Миндиашвили Ш.Д. Диагностические аспекты профилактики и коррекции школьной дезадаптации. Методические рекомендации. М., 1988. 47 с.
28. Краснушкина Н.А. Значение параметров фоновой и реактивной ЭЭГ в оценке адаптационных возможностей ЦНС в школьном периоде онтогенеза. //Проблемы социальной дезадаптации детей и подростков и принципы ее профилактики. М., 1993. С. 27^16.
29. Краткая медицинская энциклопедия. Том 2. М., 1973. С. 541-542.
30. Крылов Д.Н. Нервно-психическое здоровье учащихся и его классификация как основа профилактики и коррекции пограничных нарушений. //Проблемы социальной дезадаптации детей и подростков и принципы ее профилактики. М., 1993. С. 116-129.
31. Крылов Д.Н. Психогигиена и ее роль в охране здоровья детей и подростков. // Вестник РАМН, № 5, 1993. С. 28-33.
32. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985. 166 с.
33. Лещинский Л.А., Димов А.С. Факторы риска: причины, условия болезней или ранние симптомы заболеваний? Критика понятий и предложения к классификации риск факторов. //Тезисы 18 Всесоюзного съезда терапевтов. Предболезнь -болезнь - выздоровление. 4.1. М., 1981. С. 67-68.
34. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983. 255 с. 35. Манова-Томова B.C., Пирьев Г.Д., Пенушлиева Р.Д. Психологическая
реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981. 210
с. 36.Окунь Я. Факторный анализ./Пер.с польск. М., 1974.197 с.
37. Пальчиков С.Б. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних и его профилактика. // Проблемы социальной дезадаптации детей и подростков и принципы ее профилактики. М.,1993.
С. 156-168.
38. Панасюк А.Ю. Адаптация и апробация личностного опросника РКеттелла. // Психологические методы исследования в клинике. Труды института им.В.М.-Бехтерева. Т.8. Л., 1973. С.61-70.
39. Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант личностного опросника для детей. Методическая разработка для специалистов и студентов. Л., 1977. 21 с.
40. Попова Н.М., Сапожникова Г.М. Гигиенические требования к организации учебных занятий. // Школа и психическое здоровье учащихся. /Под ред. С.М.Громба-ха. М., 1988. С. 54-78.
41. Психологическая коррекция умственного развития учащихся. Пособие для школьных психологов. М., 1980. 124 с.
42. Ржичан П. Прогрессивные матрицы Равена (с использованием первоначального пособия Равена). Братислава; Психодиагностические и дидактические тесты. 1977.
33с.
43. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.: Медицина. 1970.215с.
44. Семичов С.Б. Группировка состояний психического здоровья. //Предболезнь и факторы повышенного риска в психоневрологии. Л.,1986. С. 8-17.
45.Семичов С.Б. Предболезненные психические расстройства. Л., 1987. 183 с..
46. Сердюковская Г.Н. Задачи психогигиены и пути ее развития. // Психогигиена детей и подростков. М., 1985. С. 7-17.
47. Сердюковская Г.Н., Ананьева Н.А. Совершенствование организации медицинского обеспечения школьников. // Медико-социальные аспекты профилактики основных видов патологии матери и ребенка. М., 1983. С. 35-46.
48. Справочник по психиатрии. /Под ред. А.В. Снежневского'. М., 1985. 415 с.
49. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.. 1989. 205 с.
50. Фролов Б.С. Оценка психического здоровья при диспансеризации трудоспособного населения. // Предболезнь и факторы повышенного риска в психоневрологии. Л., 1986. С. 17-22.
51. Черток Т.Я., Тонкова-Ямпольская Р.В. Определение понятия здоровья. // Состояние здоровья и диспансеризация детей раннего возраста. /Под ред. Т.Я.Черток (СССР), ГНибш (ГДР). М., 1997. Г. 1. С. 10-19.
52. Henning W. Ein vertahren rur Ermittlung der Lernmotivation bie juglichen Schulern. Bericht uber der 2 Kongress der Gesellschaft fur psychologic in der DDR. Berlin, 1963.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА