Сделать мир более человечным

Надписи на стенах в публичных местах всегда оставляют впечатление беспорядка и неопрятности. Но оскорбительный язык и вульгарность лозунгов, небрежно написанных на вновь построенных или свежевыкрашенных стенах почти всегда имеют своей целью выражение протеста, требования или желания. Некоторое время тому назад в Париже на станции метро мое внимание привлекла фраза, намалеванная детским почерком на всех рекламных панно, независимо от того, что они рекламировали, - "Сделайте мир более человечным". Довольно необычная фраза, которая никого бы не удивила, если бы ее произнес глава государства, политический или религиозный лидер или какой-нибудь утопический идеалист. Но что за странная идея - написать такую вещь в месте, где тысячи людей проносятся мимо, спеша на работу или возвращаясь к своим семьям, направляясь куда-нибудь поразвлечься, беспокоясь о чем угодно, но только не о такой притянутой за уши мечте, как "Сделаем мир более человечным".

Но после всего сказанного и сделанного, о чем пытается сказать этот лозунг? Технически развивать Землю? Лучше ее организовывать? Более равные доли для каждого? Возможно. Но в таком холодном и безликом месте меня поразило, что в понятие "быть более гуманным" можно было бы включить и людей, которые разговаривают, слушают и уделяют больше внимания друг другу. Если смотреть с этой точки зрения, то превращение мира в более гуманный больше не является обязанностью людей, имеющих власть над другими - на любом уровне, - а становится заботой каждого. Это означает развитие желания людей встречаться и обмениваться в соответствии с индивидуальными интересами каждого. Это значит учиться слушать и взаимно позволять друг другу выражать себя такими, как есть, без маски или камуфляжа, откровенно и с наименьшей ложью.

Несколько дней тому назад я принимал участие в симпозиуме на тему: "К новым формам посредничества в обществе". Обсуждалось великое множество вопросов, включая усыновление, специальные информационные потребности индивидов и групп, улучшение эффективности административных служб, возможности использования бельгийских омбудсменов на линиях скандинавских стран, эволюция социальных нужд и так далее, но никто ни разу даже не упомянул о фундаментальной необходимости слушать других - особенно тех, для кого предназначено обеспечение социальной помощи.

Разумеется, быть восприимчивым нелегко, но это, тем не менее, отправная точка для любых специфически человеческих отношений. Какая может быть польза от многочисленных сфер мировой науки - теории, статистики, осуществления новых проектов - если они не прислушиваются постоянно к потерпевшим крушение в жизни бродягам и бездомным, париям, одиноким и просто обычным мужчинам и женщинам? Очевидно, следует знать, как слушать, но этому можно научить - особенно для социальной работы.

Вернемся мысленно к анонимному автору в парижском метро. "Сделать мир более человечным", - это действительно забота каждого, и лозунг ни в малейшей степени не является неуместным здесь - как раз там, где люди проходят мимо, не проявляя никакого интереса к тем, кто их окружает.

Превращение мира в более гуманный - это также то, что старается делать каждый консультант. Своим присутствием и вниманием к звонящему он помогает ему выразить себя так, чтобы поощрить слушать других, с кем тот ежедневно контактирует сам. Будучи внимательным как к социальным, так и к психологическим аспектам в своих беседах со звонящими, он делает свой маленький вклад в великую утопическую мечту, которая в то или иное время есть у нас всех.

САМАЯ ВАЖНАЯ ВЕЩЬ - ЭТО МИР

Однажды, когда я парковал машину, то заметил на противоположном автомобиле афишу, которая гласила: "Самая важная вещь - это мир".

Моей первой реакцией было согласие с этим лозунгом. В конце концов, думал я, когда представишь себе далеко идущие последствия для людей от войн, промышленных споров и семейных ссор, становится ясно, что мир - величайшее из благ. "Занимайся любовью, а не войной", - был броский лозунг пацифистов 1968 года, и трудно было с ним не согласиться. Хотя в последующих поколениях слова меняются, смысл остается тот же самый. И почему бы нет?

Несколькими днями позже ко мне зашла девушка, перед тем дважды пытавшаяся покончить с собой. Почему? По какой причине? Как получилось, что у нее пропало желание жить? "Я больше не хочу бороться. С меня достаточно. Почему люди просто не оставят меня в покое - я хочу мира".

Я не мог не вспомнить лозунг, который видел на машине моего соседа: "Самая важная вещь - это мир". Тут было столкновение слов - мир как величайший дар человечеству, мир в смерти и желание умереть. Чтобы достичь мира, юная женщина была готова отказаться от какой-либо мысли о том, чтобы жить.

Парадокс? Игра слов? Сложность, запутанность?

Человеческая жизнь подразумевает конфликт. Невозможно расти и развиваться без борьбы с противоположными силами смерти и с людьми, которые иногда олицетворяют смерть. Жизненное желание - стремление жить - вот что первично и что следует защищать. Мир - величайшая награда, но его нельзя достигнуть случайным путем. Истинный и длительный мир приходит только с самоуважением и уважением к другим.

Борьба и кризисы часто могут быть не только неизбежными, но даже желательными, потому что в конечном счете они приводят к более подлинному состоянию мира. Я почувствовал соблазн добавить "истинный мир" к лозунгу "Самая важная вещь - это мир". Мир, за который нужно сражаться и который должен быть завоеван. Это надежнее, чем гоняться за миром, который может оказаться лишь лунным лучом.

Надеюсь и верю, что именно это поняла юная леди, о которой я упомянул выше. Она собирается прекратить войну с ветряными мельницами. Она хочет изменить свою жизнь, свои занятия, свой круг друзей. Она желает сломать барьеры молчания, отказаться от некоторых отношений зависимости и добиться большего личностного самоопределения. Теперь она скорее может ожидать мира жизни, нежели мира смерти - даже если этот мир не легкий, а добытый в качестве победы в длительной битве.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. "Организация", о которой идет речь - это экстренная телефонная служба, похожая на те, что существуют почти во всех индустриальных странах. Каждая имеет свое название. В Бельгии она называется "Теле-Аккюэль" ("Tele-Accueil") или "Теле-Онтхаал" ("Tele-Onthaal"), во Франции - "С.О.С.-Амити" ("S.O.S.-Amitie"), в Западной Германии и Австрии - "Телефонзеелзорге" ("Telefonseelsorge"), в Нидерландах - "Хулпдинстен" ("Hulpdiensten"), в Италии - "Телефоно Амико" ("Telefono Amico"), в Швейцарии - "Ла Ма Тэн" ("La Main Tendue") и так далее.

В 1988 году в двадцати странах действовало 30 станций с приблизительно 20000 волонтеров. В каждой стране есть Национальная Федерация, которая является членом Международной Федерации Телефонных Экстренных Служб - I.F.O.T.E.S., - базирующейся в Женеве. Все эти службы действуют на основании одних и тех же фундаментальных принципов, которые включают в себя следующее:

1. Все индивидуальные члены являются неоплачиваемыми добровольцами, которых отбирают, затем готовят и подвергают супервизорской проверке на протяжении всей их активной службы с целью постоянного улучшения способностей к пониманию, умения поставить себя на место другого и социальной энергии.

2. Каждая станция обеспечивает непрерывное 24-часовое обслуживание в течение всего года.

3. Служба постоянно анонимна, гарантирует полную свободу действий и уважает все философские, религиозные и политические убеждения.

4. Службы воздерживаются от любых прямых, материальных действий от имени звонящего, хотя они могут предложить другие, более специализированные организации, способные оказать специфическую помощь.

5. Звонящим никогда не навязываются ни финансовые, ни любые другие обязательства.

XIII международный конгресс I.F.O.T.E.S. состоялся в Иерусалиме, в Израиле, по теме: "Помощь и надежда" (1994 г.).

На этом конгрессе членом I.F.O.T.E.S. стала Российская ассоциация Телефонов Экстренной Психологической Помощи (РАТЭПП), включающая в себя свыше 100 служб, в которых работают около 1500 консультантов и волонтеров.

2. Главная цель Экстренных телефонных служб провозглашена Международными стандартами I.F.O.T.E.S.

3. Основано на в высшей степени полезной информации, предоставленной миссис М. Алмази-Женкережти.

4. Основано на заметках из лекции доктора Жан-Мари Ван Хабоста, психолога.

5. Masud Khan - the ARI review, N 69, D. W. Winnicott, 2nd Edition, 1977.

[i] "Организация", о которой идет речь - это экстренная телефонная служба, похожая на те, что существуют почти во всех индустриальных странах. Каждая имеет свое название. В Бельгии она называется "Теле-Аккюэль" ("Tele-Accueil") или "Теле-Онтхаал" ("Tele-Onthaal"), во Франции - "С.О.С.-Амити" ("S.O.S.-Amitie"), в Западной Германии и Австрии - "Телефонзеелзорге" ("Telefonseelsorge"), в Нидерландах - "Хулпдинстен" ("Huldiensten"), в Италии - "Телефоно Амико" ("Telefono Amico"), в Швейцарии - "Ла Ма Тэн" ("La Main Tendue") и так далее.

В 1988 году в двадцати странах действовало 30 станций с приблизительно 20000 волонтеров. В каждой стране есть Национальная Федерация, которая является членом Международной Федерации Телефонных Экстренных Служб - I.F.O.T.E.S., - базирующейся в Женеве. Все эти службы действуют на основании одних и тех же фундаментальных принципов, которые включают в себя следующее:

1. Все индивидуальные члены являются неоплачиваемыми добровольцами, которых отбирают, затем готовят и подвергают супервизорской проверке на протяжении всей их активной службы с целью постоянного улучшения способностей к пониманию, умения поставить себя на место другого и социальной энергии.

2. Каждая станция обеспечивает непрерывное 24-часовое обслуживание в течение всего года.

3. Служба постоянно анонимна, гарантирует полную свободу действий и уважает все философские, религиозные и политические убеждения.

4. Службы воздерживаются от любых прямых, материальных действий от имени звонящего, хотя они могут предложить другие, более специализированные организации, способные оказать специфическую помощь.

5. Звонящим никогда не навязываются ни финансовые, ни любые другие обязательства.

XIII международный конгресс I.F.O.T.E.S. состоялся в Иерусалиме, в Израиле, по теме: "Помощь и надежда" (1994 г.).

На этом конгрессе членом I.F.O.T.E.S. стала Российская ассоциация Телефонов Экстренной Психологической Помощи (РАТЭПП), включающая в себя свыше 100 служб, в которых работают около 1500 консультантов и волонтеров.

[ii] Главная цель Экстренных телефонных служб провозглашена Международными стандартами I.F.O.T.E.S.

[iii] Основано на в высшей степени полезной информации, предоставленной миссис М. Алмази-Женкережти.

[iv] Основано на заметках из лекции доктора Жан-Мари Ван Хабоста, психолога.

[v] Masud Khan - the ARI review, N 69, D. W. Winnicott, 2nd Edition, 1977.

Наши рекомендации