Сюжет (сюжеты) песочных картин

С основной идеей тесно связан сюжет (или сюжеты) песочной картины. Сюжет песочной картины отражает динамику некоторого внутреннего процесса.

Виды картин по сюжетной динамике Особенности Варианты работы специалиста
ДИНАМИЧНЫЕ Есть герой (герои), который куда-то стремится, чего-то хочет. Сюжет лежит на поверхности. Клиент сам рассказывает (в зашифрованном виде!) о целях консультирования «Сопровождение в пути», обсуждение трудностей, радостей, открытий и впечатлений дороги. В случае разрушительных тенденций (захват оружия, власти, убийство короля…) показать неблагоприятные перспективы, построить беседу о власти, мудрости и доброте правителя. Задать вопрос: действительно ли герой хотел потратить на это жизнь?
СТАТИЧНЫЕ Стоп-кадр некоего сюжета, время остановилось, герои заняты привычными действиями. Задания: § Расскажите историю этой страны. С чего все началось, кто ее создавал? Что ожидает страну в будущем? § Первый день творения в этой стране закончился, наступила ночь, а за ней и новый день. Расскажите, что произошло в этой стране. Возможно, человек еще не готов покинуть свою «зону стабильности» и отправиться в путешествие.
СМЕШАННЫЕ Статическое благополучие нарушается динамизмом некоторого героя, который налетает на страну и разрушает ее. Смешанная картина говорит о неком внутреннем противоборстве, противоречии и поиске стабильности. Примеры вопросов-заданий: § Могут ли жители этой страны как-то защитить себя? § Может жителям нужно обратиться за помощью к Волшебнику?

Картины со смешанной сюжетной динамикой проливают свет и на конфликтное содержание песочных композиций.

Конфликтное содержание песочных картин

Конфликтное содержаниепесочных картин отражает внутреннее напряжение человека. Оно бывает явным и скрытым.

Характеристики конфликтного содержания Возможные проявления
УРОВЕНЬ АГРЕССИИ · высокий (активные агрессивные действия героя или по отношению к герою) · средний (наличие вооруженных фигур или подготовка к войне) · низкий (мирное зрелище)
НАПРАВЛЕННОСТЬ АГРЕССИИ · аутоагрессия (разрушительные действия, неприятности по отношению к главному герою) · гетероагрессия (противоборство армий, активные действия главного героя)
АДРЕСНОСТЬ АГРЕССИИ Фигурка (или фигурки), на которую направлен агрессивный поток, может ассоциироваться у клиента с конкретным лицом из реальной жизни (мать, отец, сестра, начальник, подруга и пр.)
ДИНАМИКА ПРОРАБОТКИ ВНУТРЕННЕГО КОНФЛИКТА 1-ая стадия: хаос (предметы беспорядочно расставляются или перемешиваются с песком); 2-ая стадия: конфронтация (выделяются активные противоборствующие стороны); 3-я стадия: консолидация (герои приходят к согласию и объединяются, активные злодеи погибают, добро побеждает)


Ресурсное содержание песочных картин

Ресурсное содержание песочной картины служит опорой для терапевтического консультирования и является интегральной характеристикой.

Проявления ресурсного содержания Действия специалиста для актуализации ресурсных возможностей личности
Наличие особой позитивной энергетики. Какой-то участок картины или композиция в целом греет душу. Попросить рассказать об этом подробнее
Созидательная идея или стремление. Акцентировать на этом внимание клиента.
Жизнеутверждающий сюжет песочной картины. На этом можно построить линию консультирования
Ощущение освобождения от напряжения после отыгранного конфликта Теперь, когда добро победило зло, можно «начинать новую жизнь».
Гибкость и изобретательность героя композиции в поиске способов преодоления трудностей, комбинирование им разных способов: хитрости, прямой агрессии, избегания, покровительства, взаимопомощи и др. Можно говорить об адаптивных ресурсах, наличии высокого потенциала для того, чтобы приспособиться к различным условиям и успешно разрешать сложные ситуации.
Наличие в картине чудесных предметов, несущих избавление или счастливое разрешение ситуации Впоследствии к ним можно обращаться как к потенциальным ресурсным возможностям для поддержки и усиления «я» клиента.
Наличие фигур-помощников Введение фигур-помощников при необходимости.

Если психолог не находит в картине ресурсного содержания, то имеет смысл его привнести. Легче всего это сделать в контексте сказкотерапии, так как сам образ сказочной страны является ресурсным.



Наши рекомендации