Собственно (первичная) заболеваемость.

Число впервые выявленных и зарегистрированных

заболеваний у детей, подростков, взрослых

————————————————————————— ´ 1000

Средняя численность населения данной группы

Собственно (первичная) заболеваемость. - student2.ru Болезненность – распространенность или частота всех болезней.

Общая заболеваемость.

Число всех заболеваний у детей, подростков, взрослых,

зарегистрированных в этом году

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– ´ 1000

Средняя численность населения данной группы

Собственно (первичная) заболеваемость. - student2.ru Удельный вес каждого заболевания в % к общему числу

заболеваний.

Число заболеваний отдельной нозологической формы

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– ´ 100

Общее число заболеваний

2. 2 вопрос Хирургическое отделение стационара, структура, штаты, организация и показатели работы. Функциональные обязанности хирурга.. Мероприятия по борьбе с внутрибольничными инфекциями

Хирургические отделения обычно располагают в одном корпусе с приемным отделением, операционным блоком, отделениями реанимации и интенсивной терапии, так как все эти подразделения лечебного учреждения взаимосвязаны.

Планируют хирургические отделения на 60 коек. Палаты группируются в две изолированные секции но 30 коек, отделенные друг от друга холлами.

В каждой палатной секции располагаются:
- пост дежурной медсестры;
- процедурный кабинет;
- перевязочная;
- столовая;
- комната для сортировки и временного хранения грязного белья, уборочного инвентаря;
- ванная;
- клизменная;
- туалеты (мужской, женский, для персонала);
- кабинет заведующего отделением;
- ординаторская;
- кабинет старшей медсестры;
- комната сестры-хозяйки;
- комната для медсестер.

Основным местом пребывания больного в отделении является палата. В хирургических отделениях на одну койку приходится 7 и 2. В основном палаты рассчитаны на 4, 2 койки. В современных клиниках перед входом в палату устраивают шлюз, в котором размещают индивидуальные шкафы пациентов, вход в туалетную комнату с умывальником, ванной или душем.

Палаты оборудуют функциональными кроватями, на которые можно крепить штативы для инфузий. Также в палатах должны быть тумбочки и стулья.

Температура воздуха в палате поддерживается на уровне 20 °С, оптимальная влажность воздуха — 50—60, подвижность воздуха — не более 0,15 м/с. В палатах должно быть хорошее естественное освещение, окна не должны выходить на северную сторону. Также в палатах предусматривается общее и местное искусственное освещение. Они должны быть оборудованы системой вызова медперсонала.

В отделении должна быть вентиляционная система (приточно-вытяжная и кондиционерная).

Пост палатной медсестры располагают в коридоре таким образом, чтобы вся секция хорошо просматривалась. На посту размещают шкафы для хранения медикаментов, инструментария, предметов ухода и документации.

Во всех помещениях отделения дважды вдень проводится влажная уборка. Генеральная уборка осуществляется раз в месяц. Каждый месяц проводят бакисследования проб воздуха. Генеральную уборку операционных и перевязочных делают еженедельно.

Хирургические отделения разделяют на чистые и гнойные, это позволяет улучшить условия содержания пациентов и эффективность лечения, а также способствует профилактике внутри - больничной инфекции.

В каждом хирургическом отделении устанавливается свой распорядок дня, который позволяет наиболее рационально использовать рабочее время и создает лучшие условия для лечения больных.

Основным условием создания нормального морально-психологического климата в хирургическом отделении является поддержание лечебно-охранительного режима, который позволяет ускорить процесс выздоровления, улучшить условия содержания пациентов и качество их лечения.

Таким образом, в профилактике госпитальной инфекции перспективным направлением является рациональная планировка операционных, отделений интенсивной терапии, стационаров с совершенным техническим оснащением, управляемыми потоками обеспложенного воздуха, центральной стерилизацией.

Наименование отделения¦ Наименование должности ¦ Количество коек ¦

¦ ¦ врача-ординатора +------------+------------+

¦ ¦ ¦на 1 долж- ¦на 0,5 долж-¦

¦ ¦ ¦ность врача-¦ности врача-¦

¦ ¦ ¦ординатора ¦ординатора ¦

+----------------------+------------------------+------------+------------+

¦

¦Хирургическое, ¦Врач-хирург ¦20 - 25 ¦10 - 13 ¦

Должности операционных сестер устанавливаются из расчета коек хирургического цикла в стационаре городской больницы (хирургия, травматология, ортопедия, акушерство, гинекология, офтальмология, отоларингология, урология, стоматология, онкология и др.) при наличии:

не менее 30 коек 1 должность

от 50 до 100 " 2 должности

свыше 100 " - дополнительно по 2 должности

на каждые последующие 50 коек (сверх 100) хирургического цикла.

Должность старшей медицинской сестры отделения устанавливается соответственно должностям заведующих отделениями.

Должность сестры-хозяйки отделения устанавливается при наличии в отделении не менее 40 коек.

Один дежурный пост палатных медицинских сестер устанавливается в больницах из расчета обслуживания одной дежурной сестрой (должностью) в отделениях:

-----------------------------------------------------------+---------------

¦ ¦ Число коек ¦

¦ +-------+------+

¦ ¦ днем ¦ночью ¦

¦ ¦ ¦ <2> ¦

+----------------------------------------------------------+-------+------+

¦ хирургическом, ¦25 ¦40 ¦

Должности санитарок-ванщиц, санитарок-уборщиц, санитарок-буфетчиц устанавливаются в стационарах больниц по 1 должности санитарки-ванщицы, санитарки-уборщицы и санитарки-буфетчицы на каждое отделение.

В отделениях, имеющих более 40 коек, устанавливается по 2 должности санитарок-буфетчиц.

Должности санитарок для работы в операционных и перевязочных устанавливаются в больницах соответственно числу должностей операционных сестер и сестер перевязочных.

Должностные обязанности

Оказывает квалифицированную медицинскую помощь по своей специальности, используя современные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, разрешенные для применения в медицинской практике. Определяет тактику ведения больного в соответствии с установленными правилами и стандартами. Разрабатывает план обследования больного, уточняет объем и рациональные методы обследования пациента с целью получения в минимально короткие сроки полной и достоверной диагностической информации. На основании клинических наблюдений и обследования, сбора анамнеза, данных клинико-лабораторных и инструментальных исследований устанавливает (или подтверждает) диагноз. В соответствии с установленными правилами и стандартами назначает и контролирует необходимое лечение, организует или самостоятельно проводит необходимые диагностические, лечебные, реабилитационные и профилактические процедуры и мероприятия. В стационаре ежедневно проводит осмотр больного. Вносит изменения в план лечения в зависимости от состояния пациента и определяет необходимость дополнительных методов обследования. Оказывает консультативную помощь врачам других подразделений ЛПУ по своей специальности. Руководит работой подчиненного ему среднего и младшего медицинского персонала (при его наличии), содействует выполнению им своих должностных обязанностей. Контролирует правильность проведения диагностических и лечебных процедур, эксплуатации инструментария, аппаратуры и оборудования, рационального использования реактивов и лекарственных препаратов, соблюдение правил техники безопасности и охраны труда средним и младшим медицинским персоналом. Участвует в проведении занятий по повышению квалификации медицинского персонала. Планирует свою работу и анализирует показатели своей деятельности. Обеспечивает своевременное и качественное оформление медицинской и иной документации в соответствии с установленными правилами. Проводит санитарно-просветительную работу. Соблюдает правила и принципы врачебной этики и деонтологии. Участвует в проведении экспертизы временной нетрудоспособности и готовит необходимые документы для медико-социальной экспертизы. Квалифицированно и своевременно исполняет приказы, распоряжения и поручения руководства учреждения, а также нормативно-правовые акты по своей профессиональной деятельности. Соблюдает правила внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности, санитарно-эпидемиологического режима. Оперативно принимает меры, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности учреждения здравоохранения, его работникам, пациентам и посетителям. Систематически повышает свою квалификацию.

Права

Врач-хирург имеет право:

1. самостоятельно устанавливать диагноз по специальности на основании клинических наблюдений и обследования, сбора анамнеза, данных клинико-лабораторных и инструментальных исследований; определять тактику ведения больного в соответствии с установленными правилами и стандартами; назначать необходимые для комплексного обследования пациента методы инструментальной, функциональной и лабораторной диагностики; проводить диагностические, лечебные, реабилитационные и профилактические процедуры с использованием разрешенных методов диагностики и лечения; привлекать в необходимых случаях врачей других специальностей для консультаций, обследования и лечения больных;

2. вносить предложения руководству учреждения по совершенствованию лечебно-диагностического процесса, улучшению работы административно-хозяйственных и параклинических служб, вопросам организации и условий своей трудовой деятельности;

3. контролировать работу подчиненных сотрудников (при их наличии), отдавать им распоряжения в рамках их служебных обязанностей и требовать их четкого исполнения, вносить предложения руководству учреждения по их поощрению или наложению взысканий;

4. запрашивать, получать и пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;

5. принимать участие в научно-практических конференциях и совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой;

6. проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории;

7. повышать свою квалификацию на курсах усовершенствования не реже одного раза в 5 лет.

Врач-хирург пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Ответственность

Врач-хирург несет ответственность за:

1. своевременное и качественное осуществление возложенных на него должностных обязанностей;

2. организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности;

3. соблюдение правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности;

4. своевременное и качественное оформление медицинской и иной служебной документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми документами;

5. предоставление в установленном порядке статистической и иной информации по своей деятельности;

6. обеспечение соблюдения исполнительской дисциплины и выполнения своих должностных обязанностей подчиненными ему работниками (при их наличии);

7. оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности учреждения здравоохранения, его работникам, пациентам и посетителям.

За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов врач-хирург может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.


Профилактика ВБИ

Проблема профилактики ВБИ является многоплановой и весьма трудна для решения по целому ряду причин - организационных, эпидемиологических, научно-методических. Эффективность борьбы с ВБИ определяется тем, соответствует ли конструктивное решение здания ЛПУ последним научным достижениям, а также современным оснащением ЛПУ и строгим выполнением требований противоэпидемического режима на всех этапах предоставления медицинской помощи. В ЛПУ независимо от профиля должны выполняться три важнейших требования:
- сведение к минимуму возможности заноса инфекции;
- исключение внутригоспитальных заражений;
- исключение выноса инфекции за пределы лечебного учреждения.

В вопросах профилактики ВБИ в стационарах младшему и среднему медперсоналу отводится основная, главенствующая роль - роль организатора, ответственного исполнителя, а также контролера. Ежедневное, тщательное и неукоснительное выполнение требований санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей и составляет основу перечня мероприятий пс) профилактике ВБИ. В этой связи следует особо подчеркнуть значимость роли старшей сестры клинико-диагностического отделения стационара. В основе своей - это длительное время проработавший по специальности сестринский состав, обладающий организаторскими навыками, прекрасно разбирающийся в вопросах режимного характера.

Говоря о важности профилактики ВБИ, следует отметить, что проблема эта безусловно комплексная и многогранная. Каждое из направлений профилактики ВБИ предусматривает ряд целенаправленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, имеющих целью предотвращение определенного пути передачи инфекционного агента внутри стационара. Более подробно мы отметим вопросы дезинфекции и стерилизации.

Дезинфекция - одно из самых значимых направлений профилактики ВБИ. Данный аспект деятельности медицинского персонала является многокомпонентным и имеет своей целью уничтожение патогенных и условно-патогенных микроорганизмов на объектах внешней среды палат и функциональных помещений отделений стационара, медицинском инструментарии и оборудовании. Организация дезинфекционного дела и его реализация младшими средним медицинским звеном является сложной трудоемкой ежедневной обязанностью.

Под дезинфекцией понимают совокупность способов полного или частичного уничтожения потенциально патогенных для человека микроорганизмов на объектах внешней среды с целью разрыва пути передачи возбудителей.

Следует подчеркнуть особую значимость этого направления деятельности персонала в отношении профилактики ВБИ, поскольку в ряде случаев (ГСИ, внутрибольничные кишечные инфекции, в т.ч. сальмонеллез) дезинфекция является практически единственным способом снижения заболеваемости в стационаре. Необходимо также отметить, что все госпитальные штаммы возбудителей ВБИ наряду с практически полной антибиотикорезистентностью обладают значительной устойчивостью к воздействию внешних факторов, в т.ч. и дезинфектантам. Так, например, возбудитель внутрибольничного сальмонеллеза Salm.typhimurium нечувствителен к традиционно рекомендуемым для текущей дезинфекции концентрациям рабочих растворов хлорсодержащих дезинфектантов (0,5-1%), а погибает при воздействии лишь не менее 3% раствора хлорамина и 5% перекиси водорода с экспозицией не менее 30 минут. Незнание медицинским персоналом данных научных фактов и использование для очагов дезинфекции растворов с более низкой концентрацией активно действующего вещества ведет к появлению в стационарах еще более устойчивых к внешним воздействиям госпитальных штаммов, искусственно селектируемых сотрудниками ЛПУ.

Из приведенного примера, очевидно, что существуют значимые различия в тактике и способах проведения профилактической и очаговой (текущей и заключительной) дезинфекции в стационаре. Следует помнить, что дезинфекция проводится с учетом эпидемической опасности и степени значимости ряда предметов и оборудования как предполагаемых факторов риска в реализации того или иного механизма передачи ВБИ в рамках стационара. С учетом указанного большим в процентном содержании дезинфицирующим раствором проводится обработка санитарных комнат, подкладных суден, мочеприемников, посуды, выделений, белья и личных вещей инфекционных больных и т.д.

Необходимо знать и помнить, что соблюдение правил противоэпидемического режима и дезинфекции - это прежде всего предотвращение заболеваний ВБИ и сохранение здоровья медицинского персонала. Данное правило действует для всех категорий медицинских работников, а в особенности для персонала, работающего в операционных, перевязочных, манипуляционных и лабораториях, т.е. имеющих более высокий риск заболеваемости ВБИ из-за непосредственного контакта с потенциально инфицированным биологическим материалом (кровь, плазма, моча, гной и т.д.). Работа в этих функциональных помещениях и отделениях требует особого соблюдения персоналом режимных моментов - личной защиты и правил техники безопасности, обязательной дезинфекции перчаток, отработанного материала, одноразового инструментария и белья перед их утилизацией, регулярности и тщательности проведения текущих генеральных уборок.

Дезинфекция в лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ) включает:

1. Механические средства дезинфекции (удаление микроорганизмов с объектов или их обеззараживание путем встряхивания, протирания, проветривания, вентиляции,стирки, мытья, очистки).

2. Физические средства дезинфекции (обеззараживание путем воздействия физических агентов: ультрафиолетового облучения, сухого горячего воздуха, водяного пара, кипячения).

3. Химические средства дезинфекции (галоидосодержащие, кислородосодержащие, поверхностно-активные вещества, гуанидины, альдегидосодержащие, спирты, фенолосодержащие, кислоты).

Современный дезинфектант должен отвечать нескольким основным требованиям, без осуществления которых ни один препарат не может быть рекомендован для применения:

1. Микробиологическая эффективность;
2. безопасность для применения как для персонала так и для пациентов;
3. совместимость с обрабатываемыми материалами (за "золотой стандарт" здесь принимается воздействие, которое оказывает на материалы глутаровый альдегид);
4. экономичность;
5. степень устойчивости к органической нагрузке (например, крови);
6. скорость действия (требуемая экспозиция);
7. наличие запаха;
8. отсутствие воспламеняемости и взрывоопасности;
9. простота в приготовлении, применении, удалении.

Вопрос 3 При изучении общественного здоровья (например, показателей физического развития), анализе деятельности учреждений здравоохранения за год (длительность пребывания больных на койке и др.), оценке работы медицинского персонала (нагрузка врача на приеме и др.) часто возникает необходимость получить представление о размерах изучаемого признака в совокупности для выявления его основной закономерности.

Оценить размер признака в совокупности, изменяющегося по своей величине, позволяет лишь его обобщающая характеристика, называемая средней величиной.

Для более детального анализа изучаемой совокупности по какому-либо признаку помимо средней величины необходимо также вычислить критерии разнообразия признака, которые позволяют оценить, насколько типична для данной совокупности ее обобщающая характеристика.

1. Определение вариационного ряда.
Вариационный ряд - это числовые значения признака, представленные в ранговом порядке с соответствующими этим значениям частотами.

2. Основные обозначения вариационного ряда
V — варианта, отдельное числовое выражение изучаемого признака;
р — частота ("вес") варианты, число ее повторений в вариационном ряду;
n — общее число наблюдений (т.е. сумма всех частот, n = Σр);
Vmax и Vmin — крайние варианты, ограничивающие вариационный ряд (лимиты ряда);
А — амплитуда ряда (т.е. разность между максимальной и минимальной вариантами, А = Vmax — Vmin)

3. Виды вариацией
а) простой — это ряд, в котором каждая вариата встречается по одному разу (р=1);
6) взвешенный — ряд, в котором отдельные варианты встречаются неоднократно (с разной частотой).

4. Назначение вариационного ряда
Вариационный ряд необходим для определения средней величины (М) и критериев разнообразия признака, подлежащего изучению (σ, Сv).

5. Средняя величина — это обобщающая характеристика размера изучаемого признака. Она позволяет одним числом количественно охарактеризовать качественно однородную совокупность.

6. Применение средних величин

o для оценки состояния здоровья — например, параметров физического развития (средний рост, средняя масса тела, среднее значение жизненной емкости легких и др.), соматических показателей (средний уровень сахара в крови, средняя величина пульса, средняя СОЭ и др.);

o для оценки организации работы лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических учреждений, а также деятельности отдельных врачей и других медицинских работников (средняя длительность пребывания больного на койке, среднее число посещений на 1 ч приема в поликлинике и др.);

o для оценки состояния окружающей среды.

7. Методика расчета простой средней арифметической

1. Суммировать варианты: V1+V2+V3+...+Vn = Σ V;

2. Сумму вариант разделить на общее число наблюдений: М = Σ V / n

8. Методика расчета взвешенной средней арифметической (табл. 1)

0. Получить произведение каждой варианты на ее частоту — Vp

1. Найти сумму произведений вариант на частоты: V1p1 + V2p2+ V3p3 +...+ Vnpn = Σ Vp

2. Полученную сумму разделить на общее число наблюдений: М = Σ Vp / n

9. Методика расчета среднеквадратического отклонения (см. табл. 1)

0. Найти отклонение (разность) каждой варианты от среднеарифметической величины ряда (d = V — М);

1. Возвести каждое из этих отклонений в квадрат (d2);

2. Получить произведение квадрата каждого отклонения на частоту (d2р);

3. Найти сумму этих отклонений: d21p1 + d22p2 + d23p3 +...+ d2npn = Σ d2р;

4. Полученную сумму разделить на общее число наблюдений (при n < 30 в знаменателе n-1): Σ d2р / n

5. Извлечь квадратный корень: σ = √Σ d2р / n
при n < 30 σ = √Σ d2р / n-1

10. Применение среднеквадратического отклонения

o для суждения о колеблемости вариационных рядов и сравнительной оценки типичности (представительности) средних арифметических величин. Это необходимо в дифференциальной диагностике при определении устойчивости признаков;

o для реконструкции вариационного ряда, т.е. восстановления его частотной характеристики на основе правила "трех сигм". В интервале М±3σ находится 99,7% всех вариант ряда, в интервале М±2σ — 95,5% и в интервале М±1σ — 68,3% вариант ряда;

o для выявления "выскакивающих" вариант (при сопоставлении реального и реконструированного вариационных рядов);

o для определения параметров нормы и патологии с помощью сигмальных оценок;

o для расчета коэффициента вариации;

o для расчета средней ошибки средней арифметической величины.

11. Коэффициент вариации (Сv) - это процентное отношение среднеквадратического отклонения к среднеарифметической величине: Сv = σ / M x 100%. Коэффициент вариации — это относительная мера колеблемости вариационного ряда.

12. Применение коэффициента вариации

o для оценки разнообразия каждого конкретного вариационного ряда и, соответственно, суждения о типичности отдельной средней (т.е. ее способности быть полноценной обобщающей характеристикой данного ряда). При Сv <10% разнообразие ряда считается слабым, при Сv от 10 до 20% — средним, а при Сv >20% — сильным. Сильное разнообразие ряда свидетельствует о малой представительности (типичности) соответствующей средней величины и, следовательно, о нецелесообразности ее использования в практических целях;

o для сравнительной оценки разнообразия (колеблемости) разноименных вариационных рядов и выявления более и менее стабильных признаков, что имеет значение в дифференциальной диагностике.

Билет 37

1 вопрос Укрепление здоровья – это процесс, дающий людям возможность влиять на свое самочувствие и улучшать его, прикладывая все необходимые усилия по коррекции образа жизни для повышения уровня физического и душевного благополучия.

Методы укрепления здоровья Все методы укрепления здоровья базируются на принципах рационального образа жизни. Распорядок дня – это основа нормальной жизнедеятельности. Правильный режим обеспечивает высокую работоспособность, предохраняет нервную систему от переутомления и повышает общую сопротивляемость организма. Необходимо ежедневно поддерживать оптимальное соотношение труда и отдыха, а также разумно распределять умственные и физические нагрузки. В режим дня входят: Восьмичасовой сон; Прогулки или занятия физкультурой на свежем воздухе; Трудовая деятельность; Свободное время; Прием пищи; Личная гигиена. Двигательная активность – это один из важнейших компонентов формирования и укрепления здоровья. Малоподвижный образ жизни отражается на работе сердечно-сосудистой и дыхательной системы и приводит к другим неблагоприятным последствиям. Ухудшается обмен веществ, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведет к понижению работоспособности всего организма и особенно мозга – ослабляется внимание и память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. При выборе упражнений следует учитывать не только их частоту и систематичность, но и исходное состояние организма. Наилучший оздоровительный эффект дает ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки, а также упражнения на гибкость. Рациональное питание – это физиологически полноценное и сбалансированное меню здорового человека с учетом его пола, возраста, трудовой деятельности и климатических условий проживания.

а так же и со стороны здравоохранения

Здравоохранение также является одним из факторов, влияющих на качество жизни человека. В комплекс мероприятий по укреплению здоровья населения со стороны здравоохранения входит: Оздоровление продуктов массового потребления; Санитарный контроль над чистотой окружающей среды; Запрет курения в общественных местах; Проведение вакцинаций и диспансеризаций; Предоставление профилактических оздоровительных услуг.

Мед профилактика- вид деятельности службы здравоохранения , в основном первичного звена, направлен на раннее выявление и снижение риска развития заболевания, а так же снижение отрицат воздействия на здоровье факторов внешней и внутреннее среды .

Цель – сохранение и развитие условий, способствующих улучшению здоровья как индивидуума, так и населения в целом, а также предупреждению неблагоприятного влияния условий и образа жизни на здоровье.

Стадии:

Первичная- комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение отклонений в состоянии здоровья и предотвращение заболевания, общих для всего населения и отдельных групп и индивидуумов.

Вторичная -комплекс мед., соц., сан-гиг. и иных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений и осложнений заболеваний, а так же предотвращение снижения трудоспособности, в том числе инвалидизации и преждевременной смертности.

Третичная - совокупность мер, направленных на предупреждение перехода острого заболевания в хроническое.

Виды профилактики:

А) индивидуальная — включает рациональный режим и гигиеническое поведение человека

Б) общественная — система государственных, общественных и медицинских мероприятий по охране общественного здоровья

Уровни профилактики:

А) государственный – законодательные меры, направленные на повышение материального положения людей, их культурного уровня

Б) общественный (трудового коллектива) – создание оптимального микроклимата в коллективе, адекватных условий труда.

В) семейный

Г) индивидуальный – каждый в ответе за свое здоровье.

Причины, требующие усиления профилактики на современном этапе:

1) изменяется тип патологии: с эпидемического (инфекции) на неэпидемический

2) отмечается неблагоприятное течение вирусной патологии

3) неблагоприятные тенденции динамики демографических процессов

4) ухудшается физическое и нервно-психическое здоровье населения (особенно детского).

ВОЗ: "Здоровье нации — в чреве беременных женщин"; "Больные родители не могут родить здорового ребенка"; "Каждые последующие поколения более больные, чем предыдущие".

5) повышается агрессивность окружающей среды

Оценка эффективности
1. Увеличение в динамике процента здоровых лиц в популяции и
2. Снижение в динамике первичной заболеваемости
3. Снижение:
- частоты и длительности обострений
- частоты и длительности осложнений
- частоты и длительности временной нетрудоспособности
- частоты и тяжести инвалидизации летальности

Важнейшей составной частью всех профилактических мероприятий является формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни.

2 вопрос Центральная районная больница: структура, функции и роль в оказании медицинской помощи сельскому населению

Второй этап обеспечения медицинской помощью сельского населения - это учреждения здравоохранения муниципального района, а среди них ведущее место занимает центральная районная больница (ЦРБ).ЦРБ осуществляет основные виды специализированной медицинской помощи и одновременно выполняет функции органа управления здравоохранением на территории муниципального района.

 

Мощность ЦРБ, профиль специализированных отделений в ее составе зависят от численности населения, структуры и уровня заболеваемости, иных медико-организационных факторов и определяются администрациями муниципальных образований. Как правило, ЦРБ бывают мощностью от 100 до 500 коек, а количество специализированных отделений в ней - не менее пяти: терапевтическое, хирургическое с травматологией, педиатрическое, инфекционное и акушерско-гинекологическое (если в районе нет родильного дома).

Главный врач центральной районной больницы является руководителем здравоохранения муниципального района, назначается и освобождается от должности администрацией муниципального района.

Методическую, организационную и консультативную помощь врачам комплексных терапевтических участков, фельдшерам ФАПов осуществляют специалисты центральных районных больниц. Каждый из них, согласно утвержденному графику, выезжает на комплексный терапевтический участок для проведения медицинских осмотров, анализа диспансерной работы, отбора больных на госпитализацию.

С целью приближения специализированной медицинской помощи к сельскому населению могут создаваться межрайонные медицинские центры.Функции таких центров выполняют крупные ЦРБ (мощностью 500-700 коек), способные обеспечить население данного муниципального района недостающими видами специализированной стационарной и амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.

В структуре ЦРБ имеется поликлиника,которая оказывает первичную медико-санитарную помощь сельскому населению по направлениям фельдшеров ФАПов, врачей амбулаторий, центров общей врачебной (семейной) практики.

Оказание внебольничной и стационарной лечебно-профилактической помощи детям в муниципальном районе возлагается на детские консультации(поликлиники) и детские отделения центральных районных больниц. Профилактическая и лечебная работа детских поликлиник и детских отделений районных больниц осуществляется на тех же принципах, что и в городских детских поликлиниках.

 

Оказание акушерско-гинекологической помощи женщинам в муниципальном районе возлагается на женские консультации,родильные и гинекологические отделения центральных районных больниц.

Функциональные обязанности медицинского персонала, учетно-отчетная документация, расчет статистических показателей деятельности ЦРБ принципиально не отличаются от таковых в городских больницах и АПУ.

Собственно (первичная) заболеваемость. - student2.ru Рис. 12.2.Примерная организационная структура центральной районной больницы

Структура ЦРБ:

1. Поликлиника со специализированными отделениями (до 20 специальностей врачей).

2. Стационар.

3. Отделение скорой помощи.

4. Патологоанатомическое отделение.

5. Организационно-методический кабинет.

6. Вспомогательные структурные подразделения.

Функции ЦРБ:

1. Обеспечение населения райцентра, района квалифицированной специализированной медицинской помощью.

2. Оперативное, организационно-методическое руководство, контроль за деятельностью всех учреждений здравоохранения района.

3. Планирование, финансирование деятельности медучреждений.

4. Проведение мероприятий, направленных на повышение качества медицинской помощи.

5. Повышение квалификации медицинских кадров.

Средняя коечная емкость ЦРБ 300-320 коек.

Вопрос 3 Оценка достоверности различий относительных и средних величин. Критерии «t»

При проведении медико-биологических исследований на двух срав­ниваемых совокупностях возникает необходимость определить не только их различие, но и его достоверность. Метод оценки достоверности разности показателей или средних величин позволяет установить, существенны ли выявленные различия, или они являются результатом действия случайных причин.

В основе метода лежит определение критерия достоверности "t", который рассчитывается по специальным формулам для средних и относительных величин:

Для средних: Собственно (первичная) заболеваемость. - student2.ru , а для относительных величин Собственно (первичная) заболеваемость. - student2.ru , где Μ1, Μ2, P1 и P2 — статистические величины, полученные при проведении выборочных исследований: m1 и m2 — их ошибки репрезен­тативности; t — коэффициент достоверности.

При большой выборке различие достоверно при t>2, что соответствует вероятности безошибочного прогноза равной или более 95%. При величине коэффициента достоверности t<2 степень вероятности безошибочного прогноза менее 95%. При такой степени вероятности мы не можем утверждать, что полученная раз­ность показателей достоверна с достаточной степенью вероятности. В этом случае необходимо получить дополнительные данные, увели­чив число наблюдений. Если после увеличения численности выборки, и, соответственно, Уменьшения ошибки репрезентативности, разли­чие продолжает оставаться недостоверным, можно считать доказан­ным, что между сравниваемыми совокупностями не обнаружено разли­чий по изучаемому признаку.

Для определения достоверности различий между двумя показателями или средними величинами при малом числе наблюдений критерий достоверности оц

Наши рекомендации