Вопрос 2. Меры обеспечения безопасности во время проведения подвижных игр

Билет 19

1. Основные этапы формирования двигательного действия в процессе самостоятельных занятий физической культурой.  
2. Меры обеспечения безопасности во время проведения подвижных игр.  
3. Составить комплекс специальных упражнений при избыточной массе тела.  

Вопрос 1. Основные этапы формирования двигательного действия в процессе самостоятельных занятий физической культурой

Процесс обучения технике движений (двигательному действию), свойственной определённому виду спорта и необходимой в нём, называется технической подготовкой. Принято различать общую и специальную техническую подготовку. Общая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками из вспомогательных видов спорта, специальная техническая подготовка - на достижение технического мастерства в избранном виде спорта.
Надо иметь в виду то, что под «спортивной техникой» понимают определённый способ выполнения двигательного действия, который характеризуется той или иной степенью эффективного использования спортсменом своих двигательных возможностей для достижения спортивного результата.
Роль спортивной техники в различных видах спорта различна. Исходя из особенностей двигательного действия и способов оценки спортивных достижений, выделяют следующие группы видов спорта с характерной для них спортивной техникой:
1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, прыжки, метания и др.). Характерная особенность этих видов - кратковременность и максимальная мощность усилий. Техника направлена на то, чтобы обеспечить спортсмену возможность в процессе решения двигательной задачи развивать наиболее мощные усилия в основной фазе движения, в нужном направлении, при полноценном использовании внутренних и внешних сил, действующих на его тело.

2. Виды с преимущественным проявлением выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки и др.). Техника направлена на экономизацию расхода физических сил и повышение эффективности оптимальных рабочих усилий.
3. Виды спорта, связанные с оценкой результатов соревнований на точность и выразительность движений по заданной программе (спортивная гимнастика, фигурное катание на коньках и др.). Техника здесь приобретает самостоятельную роль, становясь предметом оценки спортивного достижения. Физическая подготовка тут играет подсобную роль и служит лишь для совершенствования техники движений.
4. Виды, характеризующиеся активным взаимодействием спортсменов (личного и командного характера} при переменных условиях двигательной деятельности (баскетбол, футбол, волейбол и др.). Техника призвана решать ряд следующих сложных задач: повышение эффективности использования максимальных усилий, экономизации рабочих усилий, повышение быстроты, точности действий в условиях меняющейся обстановки спортивной борьбы.
Условно различают три этапа в построении процесса освоения двигательного действия:
1) начальное разучивание;

2) углубленное, детализированное разучивание;

3) закрепление и дальнейшее совершенствование двигательного действия.
Целью первого этапа освоения двитательного действия является изучение основы техники двигательного действия, формирование умения выполнять его в «грубой» форме, второго - довести первоначальное «грубое» владение техникой действия до относительно совершенного, а третьего - обеспечить совершенное владение техникой действия в соревновательных условиях.

Билет 20

1. Регулирование физической нагрузки во время занятий физической культурой.  
2. Меры обеспечения безопасности во время занятий по легкой атлетике.  
3. Развитие скоростных и силовых качеств человека (с помощью каких упражнений можно их развивать).  

Билет 21

1. Физкультминутки и их воздействие на динамику общей работоспособности человека в течение дня.
2. Виды массажа и его значение для организма
3. Техника выполнения атаки с двух шагов (правой и левой стороны) в баскетболе.  

Билет 22

1. Участие российских спортсменов-олимпийцев в развитии олимпийского движения.  
2. Меры обеспечения безопасности перед началом занятий и после занятий по плаванию.  
3. Правила игры в футбол.  

Билет 23

1. Что такое индивидуальное физическое развитие.  
2. Травматизм на уроках по физической культуре.  
3. Современные спортивно-оздоровительные системы физических упражнений по формированию движений.  

Билет 24



1. Поддержание репродуктивной функции человека средствами физической культуры.  
2. Меры обеспечения безопасности при проведении соревнований по избранному виду спорта.  
3. Основные способы плавания.  

Баскетбол, волейбол

К спортивным соревнованиям допускаются учащиеся только сновной медицинской группы, прошедшие дополнительно медицинский осмотр накануне соревнований и ознакомленные с мерами безопасности. Присутствие врача или медсестры на соревнованиях обязательно. Должна быть медицинская аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой медицинской помощи. Баскетбол. Наиболее типичные травмы: вывихи, переломы кисти и пальцев, разрывы ахиллова сухожилия, повреждения коленного и голеностопного суставов. Чтобы исключить травмы, следует придерживаться следующих рекомендаций: - соревнования проводить на спортивных площадках и в залах стандартных размеров, отвечающих требованиям правил игры; - все участники должны быть в спортивной форме; - перед игрой необходимо снять все украшения (браслеты, серьги, кольца и др.). Ногти на руках должны быть коротко острижены. Очки должны быть закреплены резинкой и иметь роговую оправу; - в процессе игры следует соблюдать дисциплину, выполнять требо -вания и указания судьи, преподавателя, тренера, капитана команды; - игра должна проходить на сухой площадке; - все острые и выступающие предметы должны быть загорожены гимнастическими матами или ограждены; .-нe только соревновательные, но и тренировочные игры должны проходить в соответствии с правилами. Волейбол. Травмы можно получить при падениях, прыжках и блокировке мяча. Наиболее типичные из них: растяжение сумочносвязочного аппарата, ушибы тела и пальцев рук; реже - переломы, вывихи плечевого сустава и пальцев рук. Следствием плохой разминки могут стать растяжения и разрывы мышц голени, ахиллова сухожилия, связок голеностопного сустава, повреждение коленных суставов. Рекомендации по профилактике травматизма следующие: - занятия по волейболу должны проводиться на сухой площадке (в зале - на сухом полу) стандартных размеров под руководством судьи, учителя физической культуры или инструктора; - занимающиеся должны быть в спортивной форме. При температуре ниже + 10° С занятия проводятся в спортивных костюмах; - при разучивании нападающего удара предварительно необходимо провести специальную разминку, а в процессе выполнения задания следить, чтобы посторонний мяч не попал под ноги игрока, наносящего удар по мячу; - перед отработкой защитных действий необходимо научиться технике всех способов падения и приземления; - перед изучением техники приёма и передачи мяча, нападающего удара и блока необходимо проделать несколько разминочных упраж нений, обратив особое внимание на мускулатуру пальцев. Перед игрой обязательна хорошая разминка для всех групп мышц и суставов; - в процессе игры необходимо пользоваться защитными приспособлениями (наколенниками, налокотниками и др.); - в процессе отработки приёмов игры запрещается использовать мячи нестандартных размеров и массы. Футбол. Наиболее распространенные травмы: повреждения связок, травм менисков коленных суставов и сумочно-связочного аппа-ратта голеностопного сустава, разрывы мышц задней поверхности бедра и приводящих мышц; сотрясение головного мозга; ушибы тела при столкновении и неудачном падении. Рекомендации по профилактике травматизма следующие. - занятия по футболу проводятся на стадионах, футбольных полях, площадках, в закрытых залах; - занимающиеся должны быть в спортивной форме, предусмотренной правилами игры; - опоздавшие к рапорту дежурного к занятиям не допускаются; - после перенесённых травм и заболеваний учащиеся допускаются к занятиям только с разрешения врача (школы или поликлиники); - все занимающиеся должны знать о профилактике спортивных травм и уметь оказывать первую доврачебную помощь; - в процессе занятий на футбольном поле не должно быть посторонних лиц и предметов, которые могут стать причиной травмы. За воротами ив 10 м от них не должны находиться посторонние лица и спортсмены, занимающиеся другими видами спорта; - при выполнении прыжков, случайных столкновениях и падениях футболист должен уметь применять приёмы самостраховки (приземление в группировке, кувырки в группировке, перекаты); - в процессе игры необходимо соблюдать игровую дисциплину, не применять грубые и опасные приёмы; - занятия по футболу должны проводиться только на футбольных полях с ровным покрытием (без ям, канав, камней, луж), расположенных вдали от дорожных магистралей.

Билет 25

1. Профилактические мероприятия по предупреждению травматизма во время занятий физическими упражнениями.  
2. Меры обеспечения безопасности на занятиях в тренажерном зале.  
3. Спортивный инвентарь и оборудование во время занятий на открытых площадках.  

Билет 19

1. Основные этапы формирования двигательного действия в процессе самостоятельных занятий физической культурой.  
2. Меры обеспечения безопасности во время проведения подвижных игр.  
3. Составить комплекс специальных упражнений при избыточной массе тела.  

Вопрос 1. Основные этапы формирования двигательного действия в процессе самостоятельных занятий физической культурой

Процесс обучения технике движений (двигательному действию), свойственной определённому виду спорта и необходимой в нём, называется технической подготовкой. Принято различать общую и специальную техническую подготовку. Общая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками из вспомогательных видов спорта, специальная техническая подготовка - на достижение технического мастерства в избранном виде спорта.
Надо иметь в виду то, что под «спортивной техникой» понимают определённый способ выполнения двигательного действия, который характеризуется той или иной степенью эффективного использования спортсменом своих двигательных возможностей для достижения спортивного результата.
Роль спортивной техники в различных видах спорта различна. Исходя из особенностей двигательного действия и способов оценки спортивных достижений, выделяют следующие группы видов спорта с характерной для них спортивной техникой:
1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, прыжки, метания и др.). Характерная особенность этих видов - кратковременность и максимальная мощность усилий. Техника направлена на то, чтобы обеспечить спортсмену возможность в процессе решения двигательной задачи развивать наиболее мощные усилия в основной фазе движения, в нужном направлении, при полноценном использовании внутренних и внешних сил, действующих на его тело.

2. Виды с преимущественным проявлением выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки и др.). Техника направлена на экономизацию расхода физических сил и повышение эффективности оптимальных рабочих усилий.
3. Виды спорта, связанные с оценкой результатов соревнований на точность и выразительность движений по заданной программе (спортивная гимнастика, фигурное катание на коньках и др.). Техника здесь приобретает самостоятельную роль, становясь предметом оценки спортивного достижения. Физическая подготовка тут играет подсобную роль и служит лишь для совершенствования техники движений.
4. Виды, характеризующиеся активным взаимодействием спортсменов (личного и командного характера} при переменных условиях двигательной деятельности (баскетбол, футбол, волейбол и др.). Техника призвана решать ряд следующих сложных задач: повышение эффективности использования максимальных усилий, экономизации рабочих усилий, повышение быстроты, точности действий в условиях меняющейся обстановки спортивной борьбы.
Условно различают три этапа в построении процесса освоения двигательного действия:
1) начальное разучивание;

2) углубленное, детализированное разучивание;

3) закрепление и дальнейшее совершенствование двигательного действия.
Целью первого этапа освоения двитательного действия является изучение основы техники двигательного действия, формирование умения выполнять его в «грубой» форме, второго - довести первоначальное «грубое» владение техникой действия до относительно совершенного, а третьего - обеспечить совершенное владение техникой действия в соревновательных условиях.

Вопрос 2. Меры обеспечения безопасности во время проведения подвижных игр

При занятиях физическими упражнениями очень важно соблюдать меры безопасности. Задача каждого педагога, занимающегося физическими упражнениями с детьми, не только развивать физическое здоровье подопечных, но и не допустить из-за недосмотра травм, ушибов, ухудшения общего состояния ребенка. Для этого существуют определенные правила по технике безопасности при занятии физическими упражнениями, которые каждый педагог обязан строго соблюдать и требовать того же от занимающихся.

I. Допуск.

1. Любая группа занимающихся (группа детского сада, школьный класс, команда) до занятий (учебного года, сезонных игр) проходит медицинский осмотр. Результаты осмотра отмечаются на отдельной странице в классных журналах, журналах групп детского сада, журналах спортивных секций, заявках на участие в соревнованиях врачом, его подписью и печатью медицинского учреждения.

2. К занятиям физическими упражнениями в основной группе занимающихся допускаются дети с отметкой в журнале «Здоров. Основная группа». Все остальные могут заниматься по специальной программе в группах ЛФК (лечебной физической культуры).

II. Форма одежды.

Форма одежды во всех случаях занятий должна соответствовать виду занятий:

– подвижные игры летом и в спортзале: кеды, полукеды, тренировочный костюм или маечка с трусами;

– подвижные игры зимой на открытом воздухе: кеды или полукеды на хлопчатобумажный и шерстяной носок, нижнее теплое белье, свитер с высоким «горлом», теплый спортивный костюм, шерстяная шапочка, перчатки;

– в спортивных видах форма одежды должна соответствовать назначению, и обязательно наличие защитных средств (щитки, маски, шлемы, нагрудники, наплечники, налокотники и т. д.).

III. Выбор мест для занятий.

1. Любое место для занятий с детьми физическими упражнениями должно быть вдали от автодорог или огорожено.

2. Площадка для игр на открытом воздухе должна быть не менее 8 12 метров. Лучшее покрытие – травяное. Можно заниматься на асфальтовом покрытии, оно дает возможность проводить занятия даже в дождливую погоду. Зимой площадку надо очищать от снега. В помещении использовать спортзал, рекреации и даже классные комнаты. В спортзале спортивные снаряды убирают или огораживают их гимнастическими матами.

Категорически запрещается детям в отсутствие руководителя заниматься на снарядах.

На футбольных полях, ледовых, игровых площадках самостоятельный выход команд без учителя, тренера запрещен.

3. Места занятий (спортзалы, рекреации, площадки и поля) всегда должны быть чисто убранными, не иметь ям, бугров, посторонних предметов.

IV. Вводный инструктаж по ТБ.

Перед каждым занятием педагог должен провести вводный инструктаж по ТБ, а во время занятий – перед каждым новым видом (подвижные игры). Школьников инструктирует учитель ФК перед началом учебного года с записью в журнале по ТБ строго под роспись каждого ученика. Учащиеся первых классов прослушивают инструктаж, а расписывается за них классный руководитель или родители.

V. Температурный режим.

Для спортзалов важно сквозное проветривание на 5–10 минут при отсутствии детей через каждый час.

Температура воздуха в спортзале должна быть +14 ºС. Занятия на открытом воздухе зимой проводить в безветренную погоду или при слабом ветре (до 2 м/с): с учащимися 1–3 классов при температуре воздуха не ниже –15 ºС, а с учащимися 4–11 классов – не ниже –20 ºС.

VI. Инвентарь.

Инвентарь подвижных и спортивных игр очень разнообразен, но в основном это мячи. Инвентарь должен быть исправен и проверяется каждый раз перед использованием. Запрещается пользоваться инвентарем с трещинами, сколами, пропускающими воздух (плавсредства), худыми покрышками мячей, нешлифованными ручками различных приспособлений, изготовленных из дерева. На инвентаре не должно быть торчащих гвоздей, болтов, острых краев и т. п.

VII. Гигиенические требования.

Каждый занимающийся должен быть в чистой и опрятной спортивной форме.

Ногти на руках и ногах должны быть постоянно коротко пострижены.

Запрещается заниматься, если учащиеся пришли на урок с различными украшениями на костюме, на голове, на руках; запрещается для крепления волос на голове использовать любые приспособления (шпильки, заколки, гребенки и т. п.) – крепить только резинками.

Карманы должны быть совершенно пусты, можно оставить носовой платок.

Наши рекомендации