Отравления химическими веществами
Одним из ранних экспериментов является самонаблюдениеГемфри Деви, изучавшего на себе действие так называемого ве-селящего газа - закиси азота. Состояние при этом отравлении,по описанию Гемфри Деви, характеризуется обилием мыслей сочень живым течением. При этом устраняются все тягостные инеприятные ощущения, заменяясь веселым настроением и появле-нием смешных образов. В сознании проносятся живые зрительныекартины, быстро сменяющие одна другую. При этом появляютсясовершенно новые ощущения: «я существую в новом мире». При-зрачный мир, в котором находился английский ученый, это мирего мыслей, ставших живыми образами. «Время не существует дляменя; откуда-то издали идут полосы света». Ни на один моментон не утрачивал сознания своей личности и понимал свое состо-
яние. Он сравнивал его с самочувствием человека, только чтопроснувшегося и видевшего чудные сны: хочется восстановитьубегающие образы. Деви отмечает у себя при этом ощущениеприкосновения к рукам и ногам.
Закись азота не случайно называется веселящим газом. Онадает состояние повышенного самочувствия и притупления боле-вой чувствительности (почему и применяется при небольших, вчастности зубных, операциях). Учитывая это ее свойство, мыперед войной начали применять ее при лечении шизофрении иполучили известные результаты. К сожалению, обстоятельствавоенного времени не позволили нам продолжать опыты, обе-щавшие успех. Из наблюдений действием закиси азота для уче-ния о галлюцинациях ценен тот факт, что живому течениюмыслей соответствует и живая сменяемость соответствующих имгаллюцинаторных образов. Заслуживает внимания и наличие из-мененного сознания.
Очень многие токсические вещества ведут к делириознымреакциям. При известном сходстве картин разной этиологиикаждая из них характеризуется своими, свойственными ей при-знаками. За последнее время описан ряд отравлений, ранее не-известных и характеризующихся определенными признаками.Сюда относятся отравления антифризом, этиловой жидкостью,в которую входит тетраэтилсвинец. Применение этой жидкостив авиационной, автомобильной и тракторной промышленностисделало возможным довольно частое отравление ею. Картиныизменений, наблюдавшихся в этих случаях, описаны в советскойлитераторе рядом авторов из Института профессиональных за-болеваний. Особый интерес представляют работы Е. Т. Егоров-ской, давшей тщательную зарисовку психических измененийпри подобных отравлениях. Картина психоза в начале болезнитакая же, как при типическом делирии с сохранностью созна-ния своего «я» и отчасти ориентировки в окружающей обста-новке. В дальнейшем больные все больше погружаются вфантастический мир устрашающих переживаний, в заколдо-ванные лабиринты с допотопными зверями, чертями, многого-ловыми людьми и все больше выступает бред преследования.Сравнительно с алкогольным делирием заболевание протекаетболее тяжело. Об этом говорят резко выраженные вегетативныерасстройства, судорожные подергивания мускулатуры, глав-ным образом лица, не столь редок смертельный исход. Присходстве с делириями другого происхождения наблюдается рядособенностей, типических или даже специфических именно дляэтой формы: своеобразная группировка симптомов. Своеобраз-
ным, до известной степени специфичным симптомом являютсятактильные галлюцинации: больным кажется, что «из зубов вы-ходят не то волосы, не то солома», «во рту точно кусочки мяса»Типичны также слуховые галлюцинации угрожающего или импе-ративного характера. В некоторых случаях с длительным течени-ем картина болезни принимает большое сходство с шизофренией.
Прототип всех делириозных заболеваний - белая горячка -представляет во многих отношениях интерес с точки зренияусловий развития галлюцинаций.
Представление о яркости галлюцинаций, множественности,устрашающем характере и фантастичности их может дать рису-нок одного больного, страдавшего белой горячкой и отобразив-шего в нем свои переживания (рис. 1) Здесь обычный персонажв алкогольном делирии - дьявол, открытый гроб, в котором ви-дит себя пациент, смерть с косой, череп и скрещенные кости каксимвол смерти.
Рис. 1 Галлюцинации больного художника в белой горячкеЗарисовано им самим по выздоровлении |
Связь содержания галлюцинаций с обычными для больногопереживаниями лучше всего видна из явления так называемогопрофессионального бреда, когда делиранту в болезненном со-
стоянии кажется, что он продолжает свою обычную работу иличто он весело проводит время за вином со своими приятелями.Заслуживает внимания и элементарность многих галлюцинатор-ных явлений, видение нитей паутины, полос. Это нужно поста-вить в связь с раздражением периферических воспринимающихаппаратов То же говорит частота симптома Липмана у больныхэтого рода. Мы думаем, что тот же добавочный элемент сдавли-вания глазных яблок имеет место при положительном симптомеРейхардта, когда больной, пристально рассматривая белый листбумаги, видит на нем различные фигуры. Учитывая влияние мо-мента фиксации взгляда и связанное с этим сокращение глазныхмышц, мы применяем для вызывания обманов восприятия у гал-люцинантов рассматривание себя в зеркале; при этом обычнопоявляются обильные зрительные галлюцинации. Представляетинтерес и внушаемость зрительных, отчасти и слуховых галлю-цинаций. Она свидетельствует об известном возбуждении опти-ко-сенсорной зоны, о готовности к восприятию зрительныхобразов. При этом представления, воспринятые от эксперимен-татора, визуализируются подобно тому, как это имеет место внекоторых случаях опухолей затылочных долей, когда больной,думая о каком-либо предмете, начинает его видеть.
Отравления алкалоидами
Большой интерес представляют галлюцинации кокаини-стов. Они привлекали внимание как иностранных (Маньян,Г. В. Майер), так и русских исследователей.
При них особенно большую роль играют периферические, вчастности кожные, раздражения, являющиеся причиной извест-ного признака Маньяна - ощущения ползания мурашек. Боль-ным часто кажется, что по ним ползают вши. Одна нашапациентка-кокаинистка, испытывая сильный зуд в коже всеготела, была убеждена, что вши у нее находятся под кожей; она нетолько постоянно расцарапывала ее, но требовала, чтобы врачиразрезали ей кожу для освобождения ее от этих насекомых. В тоже время ей постоянно казалось, что вши у ней развелись в голо-ве и постоянно сыплются из носа.
Очень многочисленны зрительные галлюцинации, которые вотличие от алкогольных отличаются большей красочностью. Впротивоположность алкогольным они часто бывают неподвижныи чаще, тем те, носят микроскопический характер. Иногда галлю-цинации носят более элементарный характер: видятся свет, иск-ры, звезды. Обычно видятся цветы, бабочка, фигуры близких изнакомых, целые сцены; иногда все галлюцинаторные образы
сменяют друг друга, как в кинематографе. Сознание больныхостается сохранным. С этим нужно поставить в связь то, что гал-люцинаторные образы занимают определенное место в окружаю-щем реальном пространстве среди действительно существующихпредметов. Г. В. Майер сообщает, что иногда видения принимаютхарактер, свойственный так называемым онейроидным состояни-ям; подобно переживаниям в сновидениях они фантастичны, несоответствуют тому, что наблюдается в действительности. Галлю-цинации кокаинистов нередко носят комбинированный харак-тер. Иногда они являются исключительно слуховыми. Взатяжных случаях, как и при алкогольных расстройствах, частовыступают бредовые идеи преследования.
Указания на возможность при кокаинизме явлений, свойст-венных онейроидным состояниям, заставляют обратить внима-ние на более полную их характеристику, тем более чтоаналогичные указания имеются и по отношению к другимотравлениям. Онейроидное состояние как бы включается в свое-образно структурированное расстройство сознания. Больные сбольшой насыщенностью переживают ряд сменяющих одна дру-гую сцен романтического, фантастического характера: катастро-фы, празднества, погребение заживо, превращение в лед,тюремное заключение, кораблекрушение, войну, гибель мира.Кроме собственно процесса галлюцинирования играет роль ил-люзорное истолкование действительно имеющихся явлений. Ти-пичным нужно считать, что больные принимают живейшееаффективное участие во всех сценах с чувством ответственностиза происходящее, все переживания нередко носят религиоз-но-мистический характер. С внешней стороны состояние иногданапоминает ступор, иногда больные находятся в оживленномдвижении. Больные кажутся дезориентированными, они с тру-дом фиксируют внимание на чем-либо, но, несмотря на это, со-храняют воспоминание о своих переживаниях, хотя и не безнекоторых пробелов.
Онейроидные состояния, по немецким авторам, являютсяэндогенными, свойственными, главным образом, больным изманиакально-депрессивного круга, у которых, однако, в семьеимеются более или менее выраженные случаи шизофрении.Считается, что экзогенные моменты не играют роли в их воз-никновении. Мы же думаем, что и в этих случаях приходитсясчитаться с факторами токсического порядка. Поскольку приэтих заболеваниях, в особенности при шизофрении, имеют мес-то более или менее выраженные расстройства обмена, естест-венно думать о своего рода эндоинтоксикации, могущей
привести к галлюцинаторным реакциям. Это может иметь местои не в форме только онейроидных переживаний. Мы неодно-кратно наблюдали шизофреников, у которых в детстве были от-дельные галлюцинации. Судя по их характеру и содержанию,они не были психогенными, а являлись результатом раздраже-ния сенсорной зоны, вероятнее всего токсического характера.Один наш пациент, будучи еще школьником, видел в небе змея.Видение было так реально, что мальчик показывал этого змеясвоим товарищам: он был очень смущен, что товарищи никакогозмея не видели и смеялись над ним.
На примере кокаинистов мы могли видеть, что выраженныегаллюцинаторные расстройства могут дать алкалоиды, относя-щиеся к группе нервных ядов. То же можно сказать относительноатропина. При передозировке его могут возникать отравления,приводящие к особым атропиновым психозам. Наиболее полноони описаны советскими исследователями Шостаковичем, По-гибко, М. А. Джагаровым, в особенности М. А. Гольденбергом,наблюдавшим 39 случаев атропиновых психозов. Из иностранныхработ известно исследование Полиша, собравшего 70 описанныхв литературе случаев. Картина делирия протекает остро, в тече-ние часов, реже 1-2 дней. Выраженным обманам восприятияпредшествуют мелкие движения пальцами, являющиеся, види-мо, отражением каких-то ощущений. Вместе с зрительными об-манами наблюдаются и тактильные. Больные что-то снимают ссвоего носа, с пальцев, чего-то сгребают с простыни, как будтовытягивают ниточки из своего платья. Вместе с тем больные ви-дят фигуры людей, мелких животных. Зрительные образы обычноярко окрашены, часто это движущиеся фигуры, сценоподобныекартины. Обычно налицо интенсивное двигательное возбужде-ние: больные куда-то стремятся, наталкиваются на предметы, ча-сто потому, что плохо видят их вследствие параличааккомодации. Настроение обычно тревожное, напряженное. Со-стояние сонливо-оглушенное, о чем свидетельствует неполноевоспоминание о пережитом. Следует отметить, что слуховые гал-люцинации в противоположность зрительным не играют в карти-не болезни особенной роли.
Для нас имеет значение, что атропин дает только одну фор-му реакции - делириозную; галлюцинации носят почти исклю-чительно зрительный характер. Можно думать, что готовность кзрительным галлюцинациям дается общим возбуждением цент-ральной нервной системы и повышенным внутриглазным давле-нием.
М'
Отравление атропином имеет место в медицинской практи-ке, главным образом, при неправильной дозировке. Такую жекартину может дать отравление ягодами красавки (волчьи яго-ды) и ее корешками. Мы видели несколько таких случаев, в ча-стности у девочки 8 лет, голодавшей во время немецкойоккупации. Вместе со своей подружкой она наелась волчьихягод; вечером у нее появилось состояние возбуждения, она неузнавала окружающих, галлюцинировала, не спала всю ночь; че-рез сутки вполне успокоилась. Аналогичные случаи отравлениякорешками растений из того же семейства наблюдались в Ле-нинграде в период блокады.
Особого внимания заслуживают картины, развивающиесяпри отравлении опием. Для понимания происходящих при немсобственно психических явлений очень важно учесть особенно-сти общего действия опия на центральную нервную систему.Основным является притупление болевой чувствительностивследствие паралича центров коры головного мозга, воспринима-ющих болевые ощущения. Подавляются также и другие неприят-ные ощущения, например чувство недомогания. Развиваетсяособая эйфория, чувство блаженства с ощущением легкости иполноты переживаний, с субъективным и, может быть, объек-тивным облегчением и повышением, хотя бы временным, ин-теллектуальной деятельности. При одновременном подавлениидвигательных импульсов наблюдается наклонность к углубле-нию в свои переживания, в мир иллюзорных восприятий и виде-ний. Эти особенности действия опия объясняют не толькостремление к опию в различных формах его употребления, но иизвестную обстановку притонов для курения опиума в различ-ных городах Азии и Америки (например, в Сан-Франциско). Ха-рактерна картина плохо обставленного помещения с фигурамикурильщиков опиума, неподвижно лежащими на циновках. На-курившиеся опиумом все более погружаются в видения, которыевначале бывают приятны, а позднее меняют свой характер.
Противоположностью галлюцинаторным переживаниям приотравлении опием является картина отравления экстрактом ин-дийской конопли. При этом галлюцинации, как нам приходилосьнаблюдать у одной больной, возникают на фоне значительногопсихического возбуждения; больной кажется, что приходят в дви-жение все окружающие предметы.
Особенный интерес для изучения токсических галлюцина-ций, естественно, представляют экспериментальные случаи сприменением гашиша и особенно мескалина.