Способы обращения с новорожденным

(для родителей и к сведению педиатров)

Порядок, принятый в родильных домах (во многом противоестественный), и его последствия Желательный порядок, близкий к естественному, и его результаты
/. Не обезболивать роды
Медикаментозное обезболивание, в том числе местная анестезия, широко применяется даже при нормальном течении родов (до 80 процентов). Оно гасит или блокирует материнский инстинкт. Вне патологии не применять анестезию. Ограничиться физической и психологической подготовкой к родам, делающей их легко переносимыми.
2. Не применять стимуляцию
Искусственное вызы­вание родов с помощью лекарств делают, как правило, при перена­шивании срока более 10—14 дней и при слабости родовой деятель­ности. Это ведет к увеличе­нию числа физиологи­чески незрелых ново­рожденных и росту процента оперативных вмешательств. Слабость же родовой деятель­ности может быть вызвана страхом, угнетенным состоянием матери из-за грубости персонала и казен­ности больничной обстановки. Не делать уколов для родо-возбуждения, так как длительность беременности может доходить до 341 дня и заканчиваться рож­дением зрелого ребенка. После 294-го дня надо подождать еще 10—20 дней. Доброжелательность, внима­ние и спокойная обстановка нор­мализуют родовую деятельность.
3. Позволять женщине выбирать положение при родах
Женщина рожает лежа на спине, на высоком столе, удобном только для акушеров. Позволить роженице двигать­ся при родах и выбирать поло­жение, близкое к положению сидя (полусидя). Тогда потугам помо­гает сила тяжести (т. е. вес ребен­ка) и роды проходят быстрее и лег­че. Еще лучше иметь разнообраз­ные стулья для родов, чтобы женщина могла выбрать заранее самый удобный для нее.
4. Не спешить с перевязкой пуповины
Рекомендуется ранняя пере­вязка пуповины (или накладка за­жимов) после первого вдоха ново­рожденного. Ребенок не успевает взять из плаценты 100—150 мил­лилитров своей крови, что ослаб­ляет его. Возникает опасность ги­поксии и появления желтухи. Накладывать зажимы или перевязывать пуповину только после прекращения пульсации в ней (через 5—7 минут после рождения), чтобы избежать осложнений и не нарушать естест­венный ход родов.
5. Сразу приложить ребенка к груди
Практикуется позднее при­кладывание — через 10—12 часов, а чаще — на вторые, третьи сутки и позже. Организм матери лишается сильнейшего биологического сигнала — от сосания груди, и потому замедляются послеродовые про­цессы, становится возможным кро­вотечение, нарушается лактация (мало молока, или оно не прихо­дит), повышается вероятность ма­стита. Упущен лучший момент для возникновения эмоциональной привязанности матери к ребенку. Ребенок лишается молозивного молока, и потому у него весь­ма вероятен диатез (до 80 процен­тов вместо 6—7), «не устанавли­вается желудок», часто бывает желтуха. Сильно тормозится раз­витие общего (неспецифического) иммунитета. Необходимо раннее прикла­дывание в первые 30 минут после рождения. Положить голень­кого младенца на обнаженную грудь матери на 15 минут (мож­но даже до выхода последа) и дать ему пососать из обеих грудей. Еще лучше, если мать сама приложит его к груди. «Интенсивность сосательного рефлекса наиболее резко выражена в пределах первого часа после рождения» (И. А. Аршавский).
6. Молозивный период (первые 7—8 дней) нельзя миновать
В роддоме ему не придается значения. Молозиво считается не­зрелым молоком, без которого можно обойтись. Нередко д о м а т е р и кормят младенца донорским молоком, глюкозой, нарушая естественный ход кормления. Ребе­нок лишается ничем не заменимого промежуточного этапа кормления — постепенного пере­хода от внутриутробного питания к питанию так называемым зрелым молоком. У ребенка нарушаются обмен­ные процессы, во много раз возра­стает вероятность диатеза, а также аллергий и желтухи. «Молозивное молоко для своего периода также является зрелым» (И. А. Аршавский). Надо обеспечить для младенца молозивный период вскармливания: без опозданий, без перерывов, без коррекций (чужеродных добавок). «Молозивное молоко... обеспе­чивает равновесие между агрессив­ной флорой окружающей среды и системами иммунитета новорож­денного ребенка»1. У матери вовремя приходит молоко, почти исключены маститы. Молозиво гарантирует стойкий иммунитет у ребенка.
7. Необходим физический контакт («кожа к коже»)
Ребенка после рождения уносят от матери. Тем самым рвут физический контакт, чувственную, зрительную, биоэнергетическую и другие связи матери и ребенка почти на все время пребывания в роддоме. Приносят кормить ребенка, завернутого в пеленки. Это мешает созреванию материнского чувства у матери и задерживает формирование родительского инстинкта у младенца (это обнаруживается, когда он вырастает). Контакт «кожа к коже» в течение 15 минут в первый час оказывает самое сильное воздействие на мать и дитя и дает длительный эффект — «помогает установлению психической связи между ними на всю жизнь» (рождается взаимная привязанность). В следующие три дня подобного эффекта не всегда удается добиться даже за 15 часов таких контактов.
8. Как определить физиологическую зрелость
Чаще всего ограничиваются измерением роста и веса но­ворожденного. А это недостаточ­ная информация о готовности мла­денца к жизни. Крупный, «бога­тырь», чаще всего физиологически незрелый, а младенец с малым ве­сом оказывается вполне зрелым. Перекутывание, неправильное вскармливание, тугое пеленание могут усугубить физиологическую незрелость или даже вызвать ее после рождения. Необходима экспресс-диагностика физиологической зрелости по шкале Апгар — Аршавского через 1 и 5 минут после рождения (сердцебиение, дыхание, окраска кожи, мышечный тонус, рефлексы). Зрелый ребенок — 8—10 баллов. Физиологическая незрелость может быть компенсирована (чем раньше, тем успешнее) определен­ными условиями (прохладная тем­пература и интенсивное движение). Эти условия обеспечивают запуск защитных функций организма.
9. В чем заключается участие отца
Помощь жене при родах со­вершенно исключается, так же как и посещение в роддоме матери и ре­бенка после родов. Отец ощущает свою неприча­стность к событию, принимает это как норму и впоследствии мало принимает участия в уходе за ма­лышом, трудно привыкает к нему. У него может совсем не возник­нуть отцовское чувство; если он разводится, то легко оставляет ре­бенка с матерью. Если мать дает отцу в руки голенького ребенка хотя бы на 5 минут в первый час после рождения, возникает сильное чувство отцовской привязанности к малышу и ответственности за его жизнь и благополучие. В некоторых странах (ФРГ, Франция) начинают допускать и даже поощрять помощь отца при родах. Это благотворно действует на многих женщин.
10. Нужна ли обработка глаз
Принятое в настоящее время немедленное введение раствора ляписа или сульфацил-натрия в глаза ребенку часто вызывает конъюнктивит (гноятся глаза), особенно при введении ляписа (до 80 процентов случаев). Не закапывать ни раствор ляписа, ни сульфацил-натрий, если мать не болела венерическими заболеваниями.
11. Нужны ли прививки
В результате противотубер­кулезной прививки (БЦЖ) по исте­чении инкубационного периода (2— 3 недели) возможны диспепси­ческие явления, а позже прививоч­ный туберкулез, требующий лече­ния (4—6 процентов случаев). Не делать прививку БЦЖ, если в семье нет больных тубер­кулезом. Туберкулез у нас уже редкость.
12. Как пеленать ребенка
Практикуется тугое пеле­на н и е, не позволяющее ребенку шевелиться в течение дня. Это за­держивает его физическое и пси­хическое развитие. Термостатическое содержание, то есть завертывание в пять-шесть одежек (две распашонки, подгузник, пеленка, клеенка и одеяло), при комнатной температуре от 18 до 23 граду­сов ведет к расслаблению мышц и задержке развития Ребенок постоянно в термокомфортной или даже жаркой температуре (плюс 32—34 градуса) и в атмосфере повышенной влаж­ности (парится). Свертываются за ненадобностью функции терморе-рулирования и появляются: пот­ница, опрелости, затем просту­ды (ОРЗ), бронхиты, пневмонии, отиты. Ребенок часто болеет уже до года. Завертывать в одну-двепеленки надо только для сна, оставляя ребенка в распашонке или голенького в часы бодрство­вания. В 1—2-й день полезно троекратное погружение в холодную воду (6—10 градусов), что обеспечивает запуск терморегуляторов организма (с запасом). В последующем температура в комнате должна быть 17—19 гра­дусов (не выше 20 градусов). Кормление и гуляние в ком­нате голеньким или в рас­пашонке, подмывание холодной водой (с ладони из-под крана), после купания обливание холод­ной или прохладной водой (18— 20 градусов). В результате этого на первом году жизни ребенок, как пра­вило, ничем не болеет.
13. Не удалять ребенка от матери
Если помещать ребенка и мать в разных палатах, то возможно начало госпитализма, то есть задержка в эмоциональ­ном и психическом развитии ребенка, ослабление материнской привязанности. Ребенок должен находиться вместе с матерью в одной палате. Она же ухаживает за ребенком (вместе с медсестрой). При этом сохраняется большинство линий их связи (зрительная, слуховая, эмоциональная и другие). Растет чувство взаимной привязанности матери и ребенка.
14. Не рвать связь матери с младенцем ночью
Рекомендуется укладывать младенца отдельно от матери. Это ведет к тому, что ребенок не может спать спокойно,часто просыпается, просит есть. В результате мать не высыпается. Закладываются начала неврозов и у ребенка. Ночью мать спит вместе с ребенком, сохраняя физический, эмоциональный и биоэнергети­ческий контакт с ним, как это было во всей истории челове­чества, сохранилось у народов не­индустриальных культур и у всех млекопитающих. Мать высыпается. Сохраняют­ся условия формирования здоро­вой нервной системы и родитель­ских инстинктов у ребенка.
15. Кормить по требованию
Строгий режим, как и «необ­ходимое число кормлений», о т к л ю ч а е т естественные регуля­торы организма — чувства голода, сытости, сна, бодрствования и дру­гие, дает начало формированию пассивной жизненной позиции, не соответствует естественным по­требностям ребенка и создает трудности матери. Лучше гибкий естественный режим (кормление по требованию), устанавливаемый потребностями ребенка, изменяе­мый соответственно возрасту и дик­туемый условиями жизни, работы и желаниями матери. Кормление по требованию — одно из важных условий форми­рования здоровой нервной системы у ребенка и сохранения здоровья матери (не треплют нервы друг другу из-за режима).
16. Когда делать ночной перерыв в кормлении
Ночной перерыв в кормлении с 24 до 6 часов утра считается обязательным: мать должна отдохнуть. Ребенок может часто просыпаться, просить есть. Мать не высыпается, ухудшается лактация. Ночной перерыв естествен после 2—3 месяцев, когда ребенок сам уже переходит на 4-разовое кормление. До этого времени проснувшегося ночью малыша надо подержать на горшочке и покор­мить, как это делают у народов не­индустриальных культур. Почти все млекопитающие кормят новорожденных и ночью.
17. Когда давать бутылку с соской
В родильном доме пренебрегают явлением импринтинга (впечатывание первых впечатле­ний жизни) и раньше, чем мате­ринскую грудь, могут предложить донорское молоко или раствор глю­козы из бутылки с соской. Это ве­дет к воспитанию ленивого сосуна и толкает к искусствен­ному вскармливанию, так как из груди сосать обычно гораздо труднее, чем из бутылки. В первые 10—15 дней в рот ребенку давать только ма­теринский сосок и даже водой лучше поить с ложечки.
18. Контрольное кормление не нужно
Контрольное кормление очень часто ведет к поспешному выводу, что молока ребенку не хватает, и матери выписывают ранние докормы донорским молоком или смесями. Отсутствует время, необходи­мое для саморегулирования системы «мать — дитя». Стимулируется пе реход к искусственному вскармливанию, хотя мать могла бы выкормить сама. В первые 2—3 недели никаких докормов, давать только воду между кормлениями. Все должны знать, что любая женщина может выкормить ребенка, а тем более родная мать. У индейцев-ирокезов в случае смерти кормящей матери ребенка спасает бабушка, так как через 2—3 дня непрерывного сосания у нее приходит молоко и ребенку его вполне хватает.
19. Ранние коррекции питания вредны
Ранние, необоснованные коррекции питания вредны: с 1 — 1,5-месячного возраста дают соки, фруктовые пюре, яичный желток, витамин Д и другие. Они ведут к диспепсическим явлениям: пучит животик, рас­страивается кишечник, ребенок ча­сто плачет, возможно появление признаков гастрита. Не прибегать к коррекциям, так как желудок ребенка не готов переваривать другие виды пищи, кроме материн­ского молока. Рыбий жир для такого младенца скорее вреден, чем полезен. Избыток витамина Д опаснее, чем его недостаток. Докормы надо на­чинать с сигнала природы — прорезывания первого зуба. Сухарик, корочка хлеба, яблоко, мор­ковь необходимы, чтобы ребенок «точил» зубки и учился жевать.
20. Докормы смесями вредны.
Докормы смесями, изготовленными из коровьего молока («Малютка», «Малыш», «Сими-лак», «Пилтти» и другие), с первых дней жизни резко снижают сопротивляемость болезням. Смеси угнетают бифидус-флору (человеческую) в кишечни­ке ребенка, часто вызывают поносы. Так как коровье молоко предназначено для телят, набирающих вес в 5 раз быстрее ребенка, то они стимулируют ожирение и акселерацию и вызывают задержку развития мозговой ткани. Докормы в первые месяцы жизни позволительны только женским молоком. Смеси не опасны после прорезывания первого зуба (после 5—8 месяцев).
21. Смешанное вскармливание равно катастрофе
Педиатры считают, что 30 процентов грудного молока в ра­ционе достаточно для нормального развития. В действительности сме­шанное вскармливание близко к искусственному,азначит,к экологи­ческой катастрофе для ребенка (тем более значимой, чем меньше воз­раст). «Искусственники» склонны к аллергиям в 10 раз чаще «есте­ственников». У первых возможен рахит, они чаще болеют ОРВИ и кишечными расстройствами. Смешанное вскармливание обус­ловливает впоследствии раннюю импотенцию у мужчин, рост кото­рой отмечается во всем цивилизо­ванном мире. У детей, которых кормили из бутылки, неровные зубы встречаются на 40 процентов чаще, чем у детей, которых до года кормили грудью. У «искус­ственников» во взрослости обнаруживают ослабление родительской привязанности. Только естественное вскармливание, то есть кормление груд­ным молоком и водой, до проре­зывания первого зуба (до 5—8 месяцев) позволяет ребенку не болеть в первый год жизни и практически избавиться от болезней и других неприятностей в более старшем возрасте.
22. Не стремитесь, чтобы ребенок «добирал до нормы»
Очень часто врачи требуют докармливать ребенка или вводить лекарственные средства, если он «недобирает» в весе. Эти меры стимулируют ожирение, так как нормы противо­естественно выросли (акселеративные), оптимальные нормы забыты. Количество ожиревших детей ежегодно увеличивается примерно на 1 процент в год и достигает уже 15 процентов. Годовалый ребенок до акселерации весил в среднем 9,0+1,1 килограмма. Поэтому не раскармливать выше 10,5 килограмма, чтобы не привести к ожирению.
23. Кормить не по инструкции, а по природе
Считается, после родов (в первые 6—10 часов) мать нужда­ется в полном отдыхе, да и молока у нее еще нет. Несколько первых капель мо­лока сцеживают и выливают. Первые 4 дня мать кормит лежа, а в последующем — только сидя, хотя многим неудобно, бы­стро устает спина. При каждом кормлении маме рекомендуют прикладывать ребен­ка только к одной груди, даже если у нее двойня. Перед каждым кормлением со­ветуют тщательно обмыть грудь и сосок ватой, смоченной в раст­воре борной кислоты. Мать сама вкладывает ребен­ку сосок и часть околососочного кружка в рот. Остатки молока обязательно сцеживают, что замедляет саморе­гулирование в системе «мать — ди­тя», когда молока приходит ровно столько, сколько надо ребенку. При слабом сосании рекомендовано докармливать сцеженным молоком с ложечки. Ребенок превращается при этом в ленивого сосуна. Ребенка будят для кормления, если просыпает больше чем на 15—20 минут. Тем самым отключается работа естественного регулятора сна в организме. Считается, что оставлять ребенка у груди больше 20 минут не следует. Но это не позволяет осуществить саморегулирование в системе «мать — дитя» и рассосать грудь, если молока мало. Есть молозиво — продукт величайшей ценности, это есте­ственное переходное питание к молоку, и его ребенку достаточно. Сцеживание первых капель противоестественно и потому со­вершенно лишне. Кормить и сидя, и лежа -как матери удобнее. Это противоестественно и, воз­можно, ведет к уменьшению лакта­ции, так как от неопорожненной груди идет сигнал об избытке мо­лока, и лактация в ней уменьшается. Избегать подобных мер, так как ребенок может не брать со­сок, борная кислота вредна для ребенка. Лучше давать возможность самому ребенку отыскивать сосок и забирать его в рот. Сцеживать, если нужно молоко другому ребенку, и не надо, если сосет только один. Не докармливать ребенка, чтобы в следующее кор­мление сосал лучше. Не нарушать сон ребенка ради режима. Выспавшийся ребенок спокоен, играет, хорошо ест. Обязательно оставлять ребенка дольше у груди, если молока ему мало. Сосание груди — сильнейший биологический сигнал организму матери, вызывающий через 1—2 дня появле­ние молока в груди любой здоро­вой женщины: молодой и старой, рожавшей ранее и даже не рожавшей.
24. Соблюдать чистоту, но не стерильность
Стерильность содержания ребенка в семье — кипяченая вода, стерилизация бутылок, сосок, ложек, пеленок — задерживает развитие иммунной системы вплоть до податливости даже непатогенным микробам. Поддерживать чистоту, но избегать стерильности. Помогать естественному процессу укрепления общего иммунитета в период «наивысших адаптивных возможностей ребенка» (И. А. Аршавский).
25. Не смиряйтесь со стиркой пеленок
Врачи советуют: смиритесь со стиркой пеленок (в СССР — до 6— 8 месяцев; во Франции — до 1 года; в США — до 2—3 лет). На мать взваливается огром­ное количество бессмысленной работы, а у ребенка вырабатывается вредный навык недержания мочи, тем более прочный, чем дольше продолжается обучение. Даже может задержаться рост мочевого пузыря. Отучать от этого вредного навыка тем труднее, чем старше ребенок, и не все могут отучиться. Около 14 процентов детей потом страдают от энуреза, у них развиваются неврозы и может возникнуть комплекс неполноценности. С первых дней, когда мать чувствует, что ребенку «надо», она придает ему удобную позу, издает звук «псс» и, если он все сделал, вознаграждает его чем-либо приятным (вырабатывает условный рефлекс). Стирка пеленок может быть уменьшена в 10—15 раз. Гигиенические навыки вырабатываются тем быстрее, чем лучше мать понимает ребенка. В Индии, Африке обучение оканчивается к 4 — 6 месяцам.
26. Обращайтесь с ребенком энергично
Врачи считают ребенка сла­бым и хрупким и рекомендуют чрезмерно нежное, сверхосторож­ное обращение с ним. Это ведет к расслаблению мышц и замедлению развития и созревания всех остальных систем организма. Сюда же относятся ре­комендации по пассивной гимнастике ребенка, когда его ручками и ножками двигают взрослые, а не он сам. Новорожденный не слаб, не хрупок, не беспомощен — он многое может. Энергич­ное обращение с ним заставляет его напрягаться и помогать взрос­лому переворачивать, поднимать его, брать на руки. Ранний запуск хватательного рефлекса, уклады­вание голенького малыша на живо­тик совершенствует развитие дви­жений и всех других систем организма.
27. Запускайте в работу врожденные рефлексы
Психологи считают многие врожденные рефлексы атавистическими, и все они (хватательный, опорный, шаговый, плавания, ползания и другие), по их мнению, отмирают за ненадобностью. А врачи запрещают висы и не разрешают ставить на ножки младенцев до 5— б месяцев. Это задерживает физическое и умственное развитие ребенка. С первых дней жизни можно включать хватательный и шаговый рефлексы: просунув в сжатые кулачки младенца по пальцу и поставив на ножки, приподнять, чтобы он повис. Поставленный на ножки и чуть наклоненный вперед, он начинает переступать. После кормления включать опорный рефлекс (на 1—2 минуты), чтобы малыш срыгивал проглоченный при сосании воздух. Ребенок быстро крепнет, хорошо развивается.
28. Не бойтесь брать ребенка на руки
«Катание, ношение, укачивание, убаюкивание только портит детей... С таким избалованным ребенком вам будет тяжело», — предупреждают врачи. В действительности же кроватное существование ведет к обеднению эмоциональной сферы, неконтактности ребенка и задержке в развитии. Отсутствие практики всякого качания (на руках, в люльке, на качелях) может привести во взрослости к тому, что человека будет укачивать на корабле, в са­молете, в автомобиле и поезде. Не отказывайте ребенку в ношении на руках, в качании и общении. Оно тем более нужно ребенку, чем он меньше. В общении он приобретает опыт человеческих отношений и развивает свои чувства. Но к году ему надо уже половину времени проводить в самостоятельной деятельности — ползании по квартире и изучении свойств вещей и игрушек. Раньше во флот брали только крепких деревенских парней, которых в младенчестве матери качали в люльках или зыбках.
29. Солнце в меру — хорошо
Врачи запрещают солнечные ванны: в СССР — до 1—3 лет; во Франции — до 4 месяцев; в Вен­грии — до 6 недель. Это приво­дит к заболеванию ра­хитом, от которого мы давно бы избавились, так как у нас почти не осталось трущоб и подвалов, а сейчас вынуждены писать: «...чему уделить главное внимание на треть­ем месяце? Прежде всего — профилактике рахита»2. Выносить на солнышко ребенка с 2—3 недель. Начинайте с 0,1 эритемной дозы взрослого (4 минуты на широте Москвы, две — на Кавказе и в Крыму). За 10-15 дней дойдите до целой дозы, а с 3—6-месячного возраста — до приобретения легкого загара, следя за самочувствием малыша. Большие дозы облучения небезвредны, особенно для белокожих, которые вначале могут получить ожоги (до волдырей и слезания кожи).
30. Где лучше рожать?
Родильный дом располагает медицинским оборудованием, там работают специалисты, но... там обычно холодная больничная об­становка, кругом чужие люди. Мать в пассивной роли «больной», которой нужна помощь, тогда как в действительности она здорова и готовится к свершению Чуда — рождению новой жизни. Роль от­ца сведена к нулю. Применение стимуляторов, анестезии и других препаратов превращает деторож­дение в чисто медицинский случай и гасит материнский инстинкт. Ра­стет количество ятрогенных забо­леваний, то есть заболеваний, вызванных врачебным вмешательством. Лучшие условия для родов, видимо, естественные. Не ложить­ся в больницу на сохранение, при возможности рожать дома, в кру­гу родных и близких, в атмосфере радостного ожидания, под наблю­дением доброй, опытной акушер­ки, ведущей женщину и в период беременности (как в Голландии). Рождение человека — событие не только для отца и мате­ри, и люди должны выработать ритуал входа в жизнь.




Наши рекомендации