Альтернативные формы терапии
Если один или оба супруга обладают недифференцированной личностной идентичностью, то им можно рекомендовать другие формы психотерапии как в сочетании с психотерапией семейных пар, так и вместо нее. Как правило, мы работаем индивидуально с женщиной, которая идентифицирует себя с ведьмой, или с мужчиной, идентифицирующим себя с быком. Если в том и другом случае клиенты используют чрезвычайно примитивные защиты и легко подвергаются дезинтеграции под воздействием тревоги, тогда им вообще противопоказана терапия семейных пар. Если же затруднения в личностном развитии испытывает только один из партнеров, с ним (или с ней) можно заниматься индивидуальной терапией, и при этом оба супруга участвуют в семейной терапии. На принятие окончательного решения супружеской пары вместе пройти терапию оказывают влияние многие факторы, например платежеспособность и некоторые другие жизненные обстоятельства.
Если человек привык жить, идентифицируя себя со своим родительским комплексом или, наоборот, негативно на него реагируя, то в процессе терапии мы можем применить ряд других подходов для развития его личностной идентичности. Многие из них являются скорее психологически-образовательными или манипулятивными, чем ориентированными на осознание и инсайт. В данном случае ключевой фигурой является терапевт, и символическое поле взаимодействия с клиентом не может быть использовано для терапии. Терапевт может наблюдать и оценивать это символическое поле, не вступая с клиентом в вербальную коммуникацию.
Мужчина, идентифицирующий себя с быком, скорее всего, изменит свое поведение, если терапевт будет использовать систему внешних поощрений и наказаний. Наиболее эффективными для данного случая являются бихевиоральные методы интервенции (основанные на манипуляциях терапевта, а не на самоконтроле). В этом случае задачей терапии становится совершенствование умений и навыков клиента собственными словами и в присущей ему манере описывать происходящие события. Это означает, что, обучаясь соответствующему языку (и получая одобрение терапевта за попытки использования этого языка на сессии), клиент получает возможность описать свое эмоциональное состояние и в какой-то мере осознать его, вместо того чтобы направлять свои агрессивные импульсы вовне или внутрь себя. Социальным навыкам и умению сдерживать свои сиюминутные побуждения легче обучать в процессе структурированной групповой, а не индивидуальной терапии. Например, родительские навыки прививаются более успешно, если обучать авторитарных и жестоких мужчин относиться к своим детям более терпимо, не проявляя агрессии в ответ на их непослушание. Искусству самоорганизации можно обучить так же, как искусству ведения домашнего хозяйства и кулинарии. Наверное, самое важное – это научить клиента устанавливать доверительные отношения, предоставляя ему возможность высказываться и слушать других в спокойной и безопасной обстановке, возникающей, как правило, на групповых занятиях.
Такие же терапевтические методы можно применять и в работе с женщиной, которая идентифицирует себя с ведьмой, но можно использовать и другие методы. Поскольку женщина обычно не склонна к назойливому, импульсивному отыгрыванию (хотя периодически может это делать), к ней можно применять более сложные интервенции, например, «терапию реальностью», заключающуюся в заучивании рациональных способов поведения и прогнозировании их возможных последствий. В процессе такой терапии женщина должна научиться, предвидя реакцию окружающих ее людей, получить одобрение и избежать наказания. Терапевт может поощрять ее конформное поведение, свидетельствующее о возрастающем доверии, открыто выражая свое одобрение. Такую клиентку можно научить доверительным отношениям, используя в качестве подкрепления одобрение окружающих ее людей, а не какое-то материальное вознаграждение. (Мужчина, привычно отыгрывающий роль быка, может быть более восприимчив к материальному поощрению.) Обычно женщины, отыгрывающие роль ведьмы, способны различать ближайшие и долговременные цели и планировать свое поведение, чтобы добиться большей независимости. Следует поощрять идентификацию женщины с равными себе, а не с далекими авторитетными фигурами, и поддерживать формирование у нее дружеских и особо доверительных отношений с каким-нибудь «приятелем» вне ее родительской семьи.
Клиенты, проходящие такую поддерживающую и обучающую терапию, могут в какой-то момент вернуться к терапии семейных пар. Здесь предпочтительна модифицированная форма терапии семейных пар по сравнению с ранее описанной более метафоричной и образной формой терапии. Соглашение о конкретных целях, связанных с изменением поведения, и терапевтическая помощь, оказываемая быку и ведьме, – все это поможет каждому из супругов увидеть в другом личность, стать равноправными партнерами в воспитании детей и в любой другой совместной деятельности. По мере изменения клиентов в процессе терапии нужно заново оценить их возможность функционировать на основе их собственной личностной идентичности. Порою нам приходится работать с супружескими парами среднего возраста, которые проявляют «склонность к личностному развитию» и довольно быстро откликаются на тот вид индивидуальной терапии, о котором мы уже говорили. Но обычно, когда супруги долго идентифицировали себя с быком или ведьмой – ролями, присущими негативному материнскому комплексу, – им требуется некоторое время, чтобы лучше узнать особенности этих ролей, а затем интегрировать их в свою личностную идентичность.
Оценка личностного развития охватывает намного больше аспектов, чем те, которые я обрисовала в этой главе. Чтобы оценить когнитивные, моральные и межличностные аспекты деятельности человека, терапевт должен исследовать разные виды и способы его деятельности, мышления и поведения (включая сновидения) в его повседневной жизни.
В общем, людям может подходить разработанный нами подход к терапии семейных пар, если они не полностью идентифицировали себя с ведьмой и быком. Временное отыгрывание этих ролей происходит на всех стадиях личностного развития, даже у самых психологически развитых и интегрированных личностей. Отличая долговременную идентичность от временного отыгрывания, терапевт оценивает только одну область межличностного взаимодействия, а именно реакцию клиента на архетипический материнский комплекс. Наш опыт показывает, что такой исключительной оценки достаточно для принятия решения относительно того, подходит или нет конкретной паре данный терапевтический метод. Очевидно, что, применяя в своей работе различные подходы и методы, терапевт может оценить и другие сферы деятельности человека, чтобы принять решение относительно стратегии и методов терапии.
Глава 8. Заключение: обретение жизнестойкости через единение
Время, в которое мы живем, наполнено сомнениями о формах непрерывности и связности бытия… Осознание исторически сложившихся проблем – угрозы ядерной войны, загрязнения окружающей среды, ограниченных природных ресурсов и стремительно растущего населения Земли, – создает картину полного вымирания человечества. Эти угрозы возникают в то время, когда… психоисторические дислокации уже подорвали священные символы таких институтов, как семья, церковь, правительство и образование[59].
Каждый день мы сталкиваемся с образами распада и дезинтеграции не только в средствах массовой информации, но и по соседству и даже в своей собственной семье. Угроза стабильности, непрерывности и интеграции исходит и от такого социального фактора, как гонка вооружений, и от такого сугубо личного переживания, как половая идентичность. Очень мало из того, что относится к нашему межличностному общению или личной жизни, имеет надежную связь с традициями, предсказуемым будущим или с символикой человеческих смыслов. Судьба человека часто оказывается непредсказуемой вследствие исторических и социальных потрясений, которые просто невозможно предвидеть.
Семейная пара, которая стремится восстановить базовое доверие, ощущение жизненной силы и непрерывности бытия, сталкивается с препятствиями, имеющими как внутреннюю, так и внешнюю причину, и эти препятствия часто кажутся непреодолимыми. Супруги изо дня в день испытывают отчуждение, обиду, боль и отчаяние, живя в обществе, которое очень мало помогает им в их желании переосмыслить боль, возникшую из-за утраты доверия. Разрушение одних семей, постоянные конфликты и безрадостное существование пар, давно живущих вместе, а также явное равнодушие подрастающего поколения к серьезным социальным проблемам – это лишь некоторые стрессовые факторы, обостряющие и усиливающие отчаяние людей.
Воодушевление, которое мы чувствуем в наших парах, когда используем в работе с ними историю о Гавейне и Рагнели, идет вразрез с общей тенденцией к дезинтеграции. Не раз нас удивляли эмоциональные ресурсы семейной пары, включенные ею в работу по восстановлению жизнеспособных отношений после того , как партнеры осознали перспективу и смысл этой работы. Но до того, как они проникнут в этот смысл и придут к ясному пониманию необходимости изменения своего поведения, утратившие доверие партнеры будут стремиться поставить под сомнение необходимость конструктивного вмешательства терапевтов.
Наш основной метод проникновения в символический контекст – это конфронтация с потерей. Мы обнаружили, что тема потенциальной потери, т. е. отделения от того, с чем или с кем человек себя идентифицировал, позволяет найти путь к новой системе значений. Если люди отрицают или игнорируют возможную потерю всего того, что они заботливо развивали в своих отношениях (это может быть дружба, сексуальное удовольствие, совместное воспитание детей или совместная деятельность) – значит они продолжают лелеять неисполнимые детские желания. Конфронтация с потерей разрушает привычную тупиковую отчужденность, присущую негативному материнскому комплексу, который партнеры повседневно отыгрывают в роли ведьмы, героя или быка. Присущее этим ролям архетипическое эмоциональное возбуждение будет постепенно вытесняться душевным подъемом подлинной жизни с действительно близким человеком. Признание угрозы потери восстанавливает личностный смысл таких понятий, как эмпатия, ответственность и человечность в супружеских отношениях.
После того, как потрясение от осознания потенциальной потери пробудило желание укрепить взаимоотношения, партнеры должны приложить немалые усилия, чтобы сохранить символическое значение («развернутую картину») их совместной жизни. В социальной среде, для которой характерны индивидуализм, разобщенность и разорванность связей (и даже в какой-то мере настоящая изоляция от взаимосвязей с планетой Земля и с Вселенной), борьба за сохранение доверия является поистине героической.
Как я уже отмечала ранее, доверие в отношениях между взрослыми людьми основывается на равенстве и взаимности. Моделью истинно близких отношений между взрослыми являются отношения между сверстниками, архетипический образ пары «брат – сестра», а не детско-родительские отношения привязанности. В процессе проведенного недавно обширного исследования американских супружеских пар Блумштейном и Шварцем было установлено, что преобладающей причиной как распада, так и сохранения многих семей является стремление женщины к равенству[60]. Авторы исследовали влияние таких факторов, как деньги, работа и секс в лесбийских и гетеросексуальных парах, и обнаружили, что женщины ставили идеал равенства выше многих других аспектов своих взаимоотношений. Мужчины, состоящие в гомосексуальных отношениях, придавали идеалу равенства гораздо больше значения, чем люди, образующие пары другого типа.
Борьбу женщин за равенство в супружеских отношениях часто интерпретируют как «упадок» брака, как основной недостаток современной семьи. Вопреки такой интерпретации (часто основанной на модели доминирования – подчинения в браке, копирующей детско-родительские отношения), я уверена в том, что борьба за равенство в современной семье – это источник оживления отношений. Как только женщины и мужчины приобретают способность формировать межличностные отношения на основе взаимного доверия и уважения, они получают возможность приблизиться к восстановлению их единства, или же общности взглядов.
Необходимость изменения в супружеских отношениях, наверное, больше всего проявляется в повышении финансовой ответственности женщины в семье или в отношениях с мужчиной. Вместе с этой ответственностью возникает и новый вид личного авторитета, и новый вид взаимодействия между супругами. Блумштейн и Шварц полагают, что институт брака уже претерпел кардинальные изменения в современном обществе из-за изменения прежней системы финансового обеспечения семьи (зависящей, как правило, от доходов единственного кормильца):
Понятие брака неоднократно подвергалось пересмотру, что указывает на его шаткость. Теперь общество задается вопросом, должен ли муж обладать в семье абсолютным авторитетом. Скоро ни у кого уже не возникнет сомнений в том, что работающая жена имеет право быть финансовым партнером мужчины и даже брать на себя роль кормильца наравне с ним. Это дает женщине больше власти, так как многие аргументы в защиту разделения труда между супругами были основаны на том, что только один человек, мужчина, управляет супружескими отношениями, потому что семья выживает благодаря его работе. Если же мужчина больше не является кормильцем, он может утратить свое законное право принимать окончательное решение… Подобные перемены не просто изменяют институт брака; они настолько радикально изменяют само понятие брака, что он может прекратить свое существование как институт в том виде, в котором он был нам известен. Мы не хотим сказать, что такие перемены не должны происходить. Мы только говорим, что, если они происходят, институт брака может быть разрушен и его можно будет восстановить лишь в соответствии с другой моделью отношений между партнерами[61].
Отношения между взрослыми людьми, основанные на равенстве и взаимном доверии, – это новая модель супружеских отношений. Равенство как основа доверия и общности взглядов предполагает абсолютно другой тип отношений, нежели доминирование, основанное на правах собственности и социальных привилегиях мужчин.
Хотя равенство, казалось бы, позволяет надеяться на возникновение нового типа отношений между взрослыми людьми, возможные изменения в супружеской и семейной жизни выглядят слишком пугающими. Каждая супружеская пара ищет, но не может найти свой собственный путь, новую модель повседневной совместной жизни. Отсутствие преемственности и традиций естественно порождает страх дезинтеграции. Поэтому пары должны научиться устанавливать новую символическую связь с более широкой системой значений, выходящей за рамки существующего сейчас юридического или социального института брака. Установление новой символической связи со своим Я и с человеческим сообществом является весьма существенным для решения проблемы базового доверия.
Пары, переживающие кризис, не могут сразу создать свой собственный идеал партнерских и доверительных отношений. Им необходимо установить связь и с их собственной символической реальностью (через сновидения, ритуалы, искусство, работу и игру), и с сообществом единомышленников. В идеале такое сообщество расширит систему значений – духовный контекст человеческого развития – и обеспечит повседневную эмоциональную поддержку, необходимую для осуществления изменений.
Оказывая членам супружеской пары помощь в запоминании и записи содержания сновидений, в повышении их внимания к образному мышлению, в развитии своей способности к спонтанному (интуитивному) действию, а также к расширению их кругозора относительно мифических символов, терапевты добиваются более успешного проведения терапии. Успеху этой деятельности способствует также чтение специальной литературы в промежутках между сессиями, обращение к сновидениям и занятия в группах, изучающих символические способы выражения. Развитие символической связи со своим Я и с человечеством ведет к получению новых знаний о человеческой жизни и дает возможность «проработки» конфликтных ситуаций в процессе установления тесных взаимоотношений.
Другой способ понять важность символического контекста для жизнеспособности человеческих отношений – рассматривать его как основу психологической деятельности. Роберт Джей Лифтон считает развитие «реалистичного воображения» весьма ценным для здорового образа жизни людей в наше время, когда прерываются культурные традиции[62]. Основываясь на своей работе с людьми, пережившими холокост, и с современными социальными радикалами, Лифтон настаивает на том, что ощущение жизненной стойкости и здоровья (или целостности) основывается на нашей способности к восприятию образа Я, не изменяющегося во времени и пространстве и не подверженного воздействию эмоций. «Реалистичность» наших образов Я, в свою очередь, зависит от нашей способности соединить эти образы со своей личной и общественной историей – как биологической, так и социальной. Лифтон считает, что сознание – относительно консервативная или ограниченная, по сравнению с бессознательным, форма мышления. Чтобы «заземлиться» или соединить бессознательное воображение с осознанным мышлением, человек должен развивать связи между мощной гипнотической силой сновидений и интуиции и своим повседневным социальным и биологическим функционированием. Лифтон уверен, что наша привычка забывать сны – это результат накладываемых на воображение ограничений, некая разновидность «немоты» или внутреннего отчуждения от нашего полноценного мыслительного процесса.
Если сновидения – это наши самые радикальные и сложные мысли, то способность использовать их зависит от нашей готовности интегрировать символические образы в наши повседневные межличностные отношения. Нежелание многих людей поверить своим сновидениям и представить себя вне существующих в данный момент пространственно-временных ограничений можно преодолеть в процессе обучения и терапии. Лифтон пишет об исследовательском проекте, в котором он обучал людей устанавливать связи между актуальной жизненной проблемой и ее отражением в сновидении:
Этот процесс заключается в том, что перед тем как погрузиться в сон, человек фокусируется на актуальной для него жизненной ситуации, связанной с его личным конфликтом, а затем старается увидеть во сне то, что имеет отношение к этой ситуации. Во время исследований образы, на которых должны были фокусироваться испытуемые, были связаны с основной темой проведенного интервью. Разумеется, сами сновидения очень сильно различались между собой. Но прослеживая их ассоциативные связи, мы постоянно сталкивались с четкими образами будущих событий. Хотя, как правило, образы сновидений весьма отдаленно соответствовали содержанию темы тупиковой ситуации сновидца; тем не менее, они через ассоциации вели к измененному будущему, т. е. к иной форме жизни после выхода из тупика[63].
Супружеские пары должны развивать способность «приземлять» свои сновидения и представления (например, интуитивное предвидение), т. е. использовать их в решении повседневных задач. Для понимания бессознательных образов и ощущений им требуется развивать символическое мышление. Один из наиболее доступных способов – обращение к мировым религиям и мифологическим системам, которые находят свое выражение в многочисленных ритуалах и других культурных традициях. Развитие воображения и символического мышления повышает жизнеспособность человека – через восприятие неизменного образа Я – и укрепляет его надежду найти решение проблемы с помощью воображения и межличностного общения. Лифтон пишет:
В своей работе я стал проводить различие между относительно непоследовательным образным мышлением и тем, что я называю «реалистическим воображением». «Реалистическое воображение», особенно сильное у начинающих, изначально заложено в каждом человеке, поэтому обладает определенной свободой для выхода вовне, т. е. к новым образам (или новым сочетаниям образов) и самобытным формам. Мое предположение заключается в том, что ни одна форма не может быть совершенно новой: ее образной основой служат уже существовавшие формы.
«Приземление воображения» в повседневной жизни и личной истории – это чрезвычайно интересная попытка сформировать новую связь в супружеских отношениях. Партнеры могут почувствовать связь с самим собой, с другим и с человеческим сообществом, каждодневно соединяя осознанные и бессознательные образы и переживания. Символический контекст или символические взаимоотношения, благодаря наличию общей системы значений для супружеской пары и для других пар, соединившихся на основе равенства и общего понимания жизни, создают основу для ощущения непрерывности бытия в дезинтегрированном обществе. Более того, именно существование в обществе такого вида символических взаимоотношений ведет к новым формам социальной реальности и общечеловеческим (выходящим за рамки супружеских) отношениям.
Наша система оживления и восстановления отношений между супругами начинается с конфронтации с потерей. Потрясение из-за расставания, ощущаемое как потеря Я в пространстве, времени и в эмоциональной сфере, побуждает каждого из партнеров заново оценить себя и другого. Во время этой переоценки мы поощряем такие формы деятельности и мышления, которые способствуют установлению равенства и взаимности между партнерами. Истоки этих форм можно отыскать в архетипической паре «брат – сестра», в особенностях и ритуальных элементах игры сверстников, а также в интуитивном голосе ведьмы. Тогда «реалистическое воображение», выраженное в новых символических формах совместной деятельности, взаимного доверия и равенства, распространится на восприятие более широкого символического контекста.
Оказывается, что способность двух взрослых людей сохранять жизнеспособные доверительные отношения и зрелую любовь зависит от сложного переплетения символических связей, выходящих за рамки пары и рамки отдельной личности. Эти связи с большим сообществом и с общей для всех символической системой дают каждому человеку возможность развить свое воображение и с его помощью выйти за пределы собственных границ. В конечном счете этот процесс приведет, видимо, к тому, что человек поверит во что-то, находящееся «вовне», что поможет ему пережить личные потери, отсутствие стабильности, непрерывности бытия и дезинтеграцию.
Иными словами, повседневная жизнь включает в себя веру в постепенное возрождение смысла, которое происходит при восстановлении доверия после его временной потери. Область взаимного доверия простирается от личного переживания до социальной и символической сфер. Это самая важная цель и тот идеал, которые мы стремимся достичь нашей работой в микрокосме терапии семейных пар.
Приложения
Приложение A. Гавейн и леди Рагнель
(Из сборника «Образ Северной Девы и другие образы женщин в народных преданиях»)
Давным-давно, во времена короля Артура, самым блестящим рыцарем во всей Британии был племянник короля, Гавейн. По всеобщему признанию, он был самым храбрым в бою, самым мудрым, самым учтивым, самым сострадательным и самым преданным своему королю.
Однажды в конце лета Гавейн вместе с Артуром и другими рыцарями был на севере Британии, в Карлисле. Король отправился на охоту, но вскоре вернулся обратно. Лицо его было испуганным и бледным. Встревоженный Гавейн последовал за королем в его покои.
– Что случилось, мой господин? – участливо спросил он.
Артур тяжело опустился в кресло. «Со мной произошло нечто странное в Инглвудском лесу… И я не совсем понимаю, что мне теперь делать». И он поведал Гавейну о том, что произошло.
– Сегодня я гнал большого белого оленя, – сказал Артур, – но вдруг олень исчез, и я остался один, мои люди оказались где-то в стороне. Вдруг прямо передо мной появился высокий мужчина и замахнулся на меня мечом.
– А вы были без оружия?
– Да. У меня был только лук за плечами да кинжал, который висел на поясе. Этот мужчина стал мне угрожать, – продолжал Артур, – он замахнулся своим огромным мечом, словно собирался снести мне голову! Затем он дико захохотал и сказал, что дает мне шанс спасти мою жизнь.
– Кто был этот мужчина? – вскричал Гавейн. – Почему он хотел убить вас?
– Он сказал, что его зовут сэр Громер и что он хочет мне отомстить за то, что я отнял у него северные земли.
– Главарь северных разбойников! – воскликнул Гавейн, – но о каком шансе он говорил?
– Я дал ему слово, что встречусь с ним ровно через год, без оружия и свиты на том же самом месте и дам ему ответ на его вопрос, – удрученно ответил Артур.
Гавейн рассмеялся, но тут же умолк, взглянув на мрачное лицо Артура.
– Вопрос! Это загадка? И ровно год, чтобы найти ответ? Это должно быть несложно!
Артур еще больше нахмурился:
– Если я правильно отвечу на вопрос: «Чего больше всего на свете хочет женщина?» – моя жизнь будет спасена. Он уверен, что я никогда не догадаюсь. Это, должно быть, самая дурацкая загадка, которую никто не может отгадать.
– Мой господин, у нас есть целый год, чтобы найти ответ, и мы попросим каждого человека в королевстве ответить на этот вопрос, – уверенно сказал Гавейн. – Я помогу вам. Один из ответов обязательно окажется правильным.
Артур повеселел:
– Несомненно, ты прав, – кто-то должен знать ответ. Тот мужчина сумасшедший, но я сдержу свое слово.
В течение следующих двенадцати месяцев Артур и Гавейн задали этот вопрос всем без исключения подданным, изъездив королевство вдоль и поперек. Назначенный день приближался. И хотя было собрано великое множество разнообразных ответов, Артур был встревожен.
– Имея столько самых разных ответов, как мы узнаем, который из них правильный? – воскликнул он в отчаянии.
За несколько дней до назначенной встречи с сэром Громером Артур в одиночестве отправился на верховую прогулку. Узкая тропка пересекала поляну, поросшую золотисто-пурпурным вереском, и вела к дубовой роще. Артур был погружен в свои мысли и не отрывал взгляда от земли. Но вдруг конь остановился. Артур поднял голову и замер в изумлении.
Перед ним стояла женщина – или, скорее, пародия на женщину! Она была невероятно толстой – поперек себя шире, ее кожа, сплошь покрытая пятнами, отливала зеленью, а растрепанные волосы напоминали пыльный придорожный кустарник. Лицо этой жуткой особы больше походило на звериную морду, чем на человеческое лицо.
Взгляд женщины был бесстрашно устремлен на Артура. Вдруг она заговорила, и хриплый голос ее был похож на воронье карканье:
– Ты король Артур. Через два дня ты должен встретиться с сэром Громером и ответить на его вопрос.
Артур похолодел от страха. Заикаясь, он проговорил:
– Да… да… это правда. А кто вы? Как вы обо всем узнали?
– Я – леди Рагнель. Сэр Громер – мой сводный брат. Ты не нашел правильного ответа, не так ли?
– У меня много ответов, – возмутился король. – Но я не понимаю, какое отношение вы имеете к этому.
– У тебя нет правильного ответа.
Король понял, что он обречен. Женщина помолчала и продолжила: – Но я знаю ответ на вопрос.
Артур встрепенулся, почувствовав надежду на спасение:
– Вы знаете? Скорее скажите мне правильный ответ, и я дам вам золота.
– Мне не нужно золото, – надменно ответила толстуха.
– Чепуха, добрая женщина! Имея золото, вы сможете купить все, что захотите!
На какой-то момент король воспрянул духом, но выражение огромного ужасного лица и холодный застывший взгляд тут же отрезвили его. Он торопливо продолжал:
– Что вы хотите? Драгоценностей? Земли? Я щедро вознагражу вас, вы получите все что угодно, но при одном условии – если скажете мне правильный ответ.
– Я скажу ответ. Я это тебе обещаю!
Она немного помолчала и добавила:
– Я требую взамен, чтобы рыцарь Гавейн стал моим мужем.
Артур был потрясен. Затем он воскликнул:
– Это невозможно! Женщина, вы просите невозможного!
Она пожала плечами и повернулась, чтобы уйти.
– Постойте, подождите минутку! – Ярость и паника овладели королем, но он старался говорить убедительно.
– Я предлагаю вам свое золото, земли, драгоценности, но я не могу отдать вам моего племянника. Он свободный человек. Он не принадлежит мне, и я не могу его отдать!
– Я не просила тебя отдать мне рыцаря Гавейна, – заметила Рагнель. – Если Гавейн сам согласится жениться на мне, я дам вам правильный ответ. Таковы мои условия.
– Невозможно! – в отчаянии воскликнул король. – Я не могу ему это предложить!
– Если ты изменишь свое решение, жди меня завтра на этом же месте, – сказала леди Рагнель и исчезла в дубовой роще.
Потрясенный этой встречей, Артур тронул поводья и поскакал домой.
«Спасти свою жизнь за счет Гавейна? Никогда! – думал он. – Омерзительная женщина! Я не могу даже говорить об этом с Гавейном».
Вечерний воздух был таким мягким, лес наполняло птичье пение, но грядущая встреча с сэром Громером давила тяжким бременем. Необходимость ужасного выбора разрывала Артура на части, но он должен был сделать этот выбор.
Гавейн выбежал из замка, чтобы встретить короля. Увидев бледное застывшее лицо Артура, он воскликнул:
– Мой господин! Вы нездоровы? Что случилось?
– Ничего… совершенно ничего не случилось.
Но король был не в состоянии долго сдерживать себя. Он вскричал в отчаянии:
– Какая неслыханная дерзость! Эта женщина – самое настоящее чудовище! И эта тварь еще смеет ставить мне условия!
– Успокойтесь, дядя, – спокойно сказал Гавейн. – Какая женщина? Какие условия?
Артур вздохнул:
– Она знает ответ на вопрос. Я не хотел говорить тебе об этом.
– Но почему? Это же добрая весть! И каков же ответ?
– Она не скажет мне ответ, пока не будут выполнены ее условия, – с трудом проговорил король. – Но я тебя уверяю, я отказался даже рассматривать ее предложение.
Гавейн улыбнулся:
– Дядя, вы сами говорите загадками. Кто эта женщина, которая заявила, что знает ответ? И что она предлагает?
При виде улыбающегося Гавейна, ожидающего ответа, Артур совсем растерялся и не мог вымолвить ни слова. Затем, не глядя в глаза племяннику, рассказал ему все, не упустив ни одной подробности.
– Леди Рагнель – сводная сестра сэра Громера? Да, я думаю, она должна знать правильный ответ, – задумчиво сказал Гавейн. – Какая удача, что я могу спасти твою жизнь!
– Нет! Я не могу допустить, чтобы ты пожертвовал собой! – закричал Артур.
– Это мой выбор и мое решение, – спокойно ответил Гавейн. – Завтра я поеду с тобой и дам согласие на брак – при условии, что ответ, который она считает правильным, спасет тебе жизнь.
На следующий день рано утром Гавейн отправился в лес вместе с Артуром. И даже встреча лицом к лицу с омерзительной женщиной не поколебала его решимости. Предложение леди Рагнель было принято.
В роковое утро Гавейн увидел, как король набивает бумагами свою охотничью сумку. «Сначала я сам попробую дать ответ Громеру», – заявил Артур.
Первую половину пути они проехали вместе. Затем Артур, как было условлено, без оружия, отправился один в Инглвудский лес на встречу с сэром Громером.
Страшный разбойник уже поджидал короля; его огромный меч сверкал под лучами солнца.
Артур прочитал один ответ, затем другой, третий. Сэр Громер удовлетворенно кивнул головой.
– Нет, у тебя нет правильного ответа! – злорадно ухмыльнулся он, подняв свой меч. – Ты ошибся в который раз!
– Подожди! – в отчаянии воскликнул Артур. – У меня есть еще один ответ. То, что женщина хочет больше всего на свете, – это независимость и самостоятельность – право делать то, что она хочет.
С громкими проклятиями разбойник опустил свой меч.
– Ты не сам нашел правильный ответ! – заорал он. – Моя проклятая сестра Рагнель помогла тебе. Наглая, скверная девчонка, которая вечно вмешивается не в свои дела! Я проткну ее насквозь своим мечом… Я снесу ей голову…
Повернувшись, Громер бросился в лесную чащу, и какое-то время из глубины леса доносилась бесконечная череда проклятий.
Артур поскакал туда, где его ожидали Гавейн и чудовищная женщина. Все трое вернулись в замок. Король и его племянник были погружены в глубокое молчание, и только ужасная леди Рагнель, казалось, пребывала в хорошем расположении духа.
Новость быстро распространилась по всему замку. Гавейн, самый блестящий рыцарь в королевстве, женится на мерзкой твари! Одни хихикали и потешались; другие говорили, что леди Рагнель владеет несметными богатствами и большими поместьями; но большинство придворных пребывало в изумленном молчании.
В день свадьбы Артур, нервничая, взял племянника под руку и отвел его в сторону:
– Разве ты должен пройти через все это? Может быть, мы отложим свадьбу?
Гавейн взглянул ему прямо в глаза:
– Я дал обещание, мой господин. Ответ леди Рагнель спас вам жизнь. Неужели вы можете подумать…
– Твоя честность и верность заставляют меня краснеть от стыда. Конечно, ты не должен нарушать свое слово.
Вскоре в церкви состоялось венчание. А потом был свадебный пир, и Гавейн с молодой женой сидели на возвышении рядом с королем и королевой.
– Там, где сидит новобрачная, могли бы свободно уместиться две женщины, – пробормотал рыцарь Гаррет, – бедный Гавейн!
– Я бы не женился на такой уродине в обмен на все земли христианского мира! – покачал головой его товарищ.
В воздухе повисло тяжелое молчание. Только чудовищная леди Рагнель, казалось, веселилась от всей души, демонстрируя окружающим прекрасное расположение духа и отличный аппетит. Гавейн был неизменно вежлив с ней. В его отношении к своей странной жене проявлялось только доброе внимание.
Наконец, свадебный пир подошел к концу. Гавейна и его молодую жену проводили в брачные покои, где они, наконец, остались вдвоем.
Леди Рагнель задумчиво посмотрела на своего мужа:
– Ты сдержал свое слово.
Гавейн склонил голову:
– Моя госпожа, я не мог поступить иначе.
– Ты не проявляешь ко мне ни отвращения, ни жалости, – проговорила новобрачная. Немного помолчав, она продолжила:
– Подойди ко мне, мой супруг! Я хочу, чтобы ты меня поцеловал.
Гавейн подошел и поцеловал ее. И только он это сделал, как замер в изумлении: перед ним стояла молодая стройная женщина с серыми глазами. На лице ее играла безмятежная улыбка.
У него зазвенело в ушах, на лбу выступила испарина.
– Что это еще за колдовство? – хрипло воскликнул храбрый рыцарь.
– Ты предпочитаешь видеть меня такой? – красавица улыбнулась и повернулась перед ним.
Но Гавейн попятился:
– Я… да… конечно… но… Я не понимаю…
Такое проявление колдовства, со скрытой в нем непонятной властью, смутило его и даже привело в смятение.
– Мой сводный брат, сэр Громер, всегда меня ненавидел, – поведала леди Рагнель, – к сожалению, от своей матери он научился колдовству, а потом превратил меня в мерзкую тварь. Он сказал, что я буду жить в таком обличье, пока величайший рыцарь Британии добровольно не возьмет меня в жены. Громер надеялся, что это условие будет невыполнимым.
– За что же он так сильно ненавидел тебя?
Рагнель весело улыбнулась:
– Он думал, что мне не хватает женственности, потому что я смелая и всегда сопротивлялась ему. Я никогда не позволяла ему управлять мной и моей собственностью.
Гавейн восхищенно посмотрел на свою молодую жену.
– Но ты выполнила это невыполнимое условие, которое он поставил, и теперь его колдовское заклятье снято!
– Только частично…
Рагнель взглянула на Гавейна, и взгляд ее прекрасных серых глаз стал серьезным:
– Мой дорогой, ты