Дизартрия при гиперкинетической форме
Среди церебральных параличей у детей особо сложный характер имеют гиперкинетические формы. Их отличают большая распространенность поражения двигательной сферы и лучшая сохранность интеллекта.
Гиперкинетическая форма ДЦП связана с поражением подкорковых отделов мозга. Нарушения общей и артикуляционной моторики определяются: меняющимся характером мышечного тонуса (дистонией), наличием непроизвольных насильственных движений, отсутствием эмоциональной выразительности двигательного и речевого акта. Отмечается выраженная недостаточность просодической стороны речи. Как в двигательной, так и в речевой моторике отмечается недостаточность удержания статических поз и положений. Двигательные нарушения и речедвигательные расстройства утяжеляются за счет наличия тонических спазмов, которые могут распространяться на артикуляционную, дыхательную мускулатуру и на мышцы гортани, обуславливая своеобразные расстройства голосообразования и дыхания. При гиперкинетической форме ДЦП отмечается экстрапирамидная или, иначе, подкорковая дизартрия. Для гиперкинетической формы паралича характерно частое (от 5 до 20%) снижение слуха преимущественно на высокие тона.
Трудности понимания речи часто зависят от необходимости точного восприятия некоторых фонем, в связи с чем у детей нередко наблюдаются вторичные нарушения понимания атрибутных конструкций, окончаний единственного и множественного числа и т.д. Они не могут показать на предъявленной картинке, где одна собака, а где несколько. В этих случаях отмечается недостаточность фонологической дифференцировки. Иногда имеет мес?то трудность в дифференциации близких по звучанию фонем, что проявляется прежде всего в заданиях на их дифференциацию. Это приводит к нестойкости лексических единиц и нарушениям декодирования значений отдельных слов. Трудности декодирования речевого сообщения относятся ко всем грамматическим структурам при относительной сохранности понимания глубинного смысла высказывания подтекста речевого сообщения.
Кроме того при гиперкинетической форме ДЦП расстройства связной речи определяются общими двигательно-тоническими нарушениями в виде отсутствия плавности речи, ее замедленности, остановках, трудностях в переходе от фразы к фразе.
При гиперкинет^ческой форме дизартрии ведущим расстройством является асинхронность между подачей дыхательной струи, включением голоса, сокращением мягкого неба и нужными движениями губ и языка.
Коррекция речи при,этом тесно связана с общими мероприятиями по снижению гиперкинезов и по восстановлению произвольных движений, поскольку гиперкинезы артикуляторного аппарата являются проявлением общего заболевания.
Гиперкинетическая форма дизартрии наблюдается у больных гиперкинезами в 25-30% случаев. При этом сравнительно редко встречаются дети с чистой гиперкинетической формой без явлений спастичности и парезов мышц артикуляторного аппарата. При попытке к речи или при выполнении намеренных движений органами артикуляторного аппарата гиперкинезы усиливаются не только в самом аппарате, но и в других частях тела.
Речь у таких детей толчкообразная, с голосовыми и дыхательными спазмами, с отсутствием дифференцированных движений губ и языка. Локализация гиперкинезов в артикуляторном аппарате определяет особенности экспрессивной речи. Так, гиперкинезы дыхательной мускулатуры и голосовых связок делают голос прерывистым, затухающим, ребенок вынужден сделать вдох для произнесения отдельных слов, слогов, а иногда и звуков.
Голос у такого ребенка может несколько раз пропадать не только при произнесении какой-то короткой фразы, но даже и одного слова, что обуславливается гиперкинезами голосовых связок. При
гиперкинезах в области мягкого неба голосо-дыхательная струя периодически попадает в носовую полость, и произношение в этом случае сопровождается резким носовым оттенком. При гиперкинезах в различных отделах языка страдает произношение соответствующих групп звуков (переднеязычных, заднеязычных, среднеязычных). Гиперкинезы в губной мускулатуре приводят к нарушению всех губных звуков.
Характерно, что у детей, страдающих гиперкинетической дизартрией, довольно легко можно добиться правильного произношения изолированного звука, но в речевом потоке резко нарушается переключение звуков, и произношение получается с грубыми дефектами. К тому же эти больные в процессе речевого акта быстро утомляются.
У больных с легкой степенью гиперкинетической формы дизартрии наблюдаются элементы гиперкинезов в мягком небе и в кончике языка. В артикуляционном аппарате несколько затруднено переключение. Речь у этих больных внятная, но в речевом потоке наблюдается нечеткое произношение отдельных звуков при правильном изолированном их произнесении.
При средней степени гиперкинетической дизартрии количество гиперкинезов увеличивается, они распространяются на все отделы артикуляционного аппарата и на мимическую мускулатуру. У этих больных искажено произношение примерно одной трети звуков, что делает их речь трудной для понимания.
У больных с тяжелой степенью гиперкинетической дизартрии интенсивность гиперкинезов резко возрастает, речь невнятная, искажены почти все звуки. При попытке к речи возникают гиперкинезы мимической мускулатуры, а также мускулатуры конечностей и туловища.