Исследование интеллектуальных функций у детей с гемипаретической формой ДЦП

Гемипаретическая форма является наиболее распространенной формой ДЦП. Она характеризуется односторонними двигательны­ми нарушениями, чаще всего с более тяжелым поражением руки.

Как указывалось в предыдущей главе, гемипаретическая форма ДЦП является хорошей моделью, а особенности формирования психических функций — основой для изучения межполушарных взаимодействий и доминантности полушарий, в том числе и при развитии интеллектуальных функций у детей с ДЦП.

Несмотря на повышенный интерес к проблеме функциональ­ной асимметрии мозга специальных исследований, направленных на изучение психических функций у детей с гемипаретической формой ДЦП, очень мало. В1ряде работ, в основном зарубежных авторов (99), представлены отдельные сведения, касающиеся этого вопроса. Авторы подчеркивают недоразвитие зрительно-прост­ранственных функций у детей с левосторонними гемипарезами (правополушарный дефект) и снижение вербальных функций у де­тей с правосторонними гемипарезами (левополушарный дефект).

Нами было обследовано 68 детей с гемипаретической формой ДЦП (38 — правосторонние и 30 — левосторонние гемипарезы). Контрольную группу составили здоровые школьники того же воз­раста.

Уровневые оценки интеллекта у детей с ДЦП с гемипаретичес­кой формой достоверно ниже, чем у здоровых детей (табл. 1).

Таблица 1

Средние показатели уровневых оценок интеллекта у здоровых детей и детей с гемипаретической формой ДЦП

Обследуемая группа Вербальные показатели Невербальные показатели Общие показатели интеллекта  
Здоровые дети 118,0 117,0 116,0  
Больные дети с правосторонним гемипарезом 83,7 97,5 94,7  
Больные дети с левосторонним гемипарезом 92,4 85,4 95,5  

Сравнение уровневых характеристик интеллекта в группе боль­ных детей показало, что уровень вербального интеллекта у де­тей с левосторонним гемипарезом статистически значимо выше (р < 0.01), чем у детей с правосторонним гемипарезом.

Сравнительный анализ данных по блокам показал следую­щее:

Статистически достоверны различия по блоку 1 (вербальное понимание). У детей с левосторонним гемипарезом (правополушарный дефект) эффективность выполнения заданий этого блока выше, что указывает на более высокое развитие мыслительных процессов, опирающихся на существенное участие логических ко­дов языка.

Статистически достоверные различия получены при выполне­нии заданий по блоку 2 (перцептивная организация). У детей с правосторонним гемипарезом (левополушарный дефект) выявле­ны более высокие результаты при выполнении невербальных зада­ний субтестов. Качественный анализ показал, что дети с левосто­ронним гемипарезом при выполнении заданий этих субтестов не могли найти нужное направление в расположении деталей и поло­жение элементов на образцах-рисунках. Общими особенностями для детей с левосторонним гемипарезом являются затруднения в анализе пространственных отношений, а также недоразвитие синтетической деятельности, опирающейся на сложные прост­ранственные представления. У детей с правосторонним гемипаре­зом также наблюдались трудности при выполнении заданий второ­го блока. Качественный анализ ошибок выявил замедленный темп выполнения заданий и трудности предварительной ориентировки в задании. Грубых нарушений зрительно-пространственного ана­лиза и синтеза в отличие от группы больных с левосторонним гемипарезом у них не наблюдалось.

В группе больных с левосторонним гемипарезом в сравнении с правосторонним выявлены более низкие показатели по блоку 3 (память и внимание). Это говорит о выраженном недоразвитии регуляции психических процессов у детей с правополушарным де­фектом.

Полученные данные подчеркивают высокую значимость пра­вого полушария мозга в онтогенезе зрительно-пространственных функций и регуляторных процессов. Эти данные совпадают с ре­зультатами нейропсихологических исследований детей с различ­ными поражениями мозга (33, 68). При поражении правого полу­шария в раннем онтогенезе структура нарушений ВПФ сложнее и многообразнее, чем при поражении на более поздних этапах он­тогенеза, и они значительно хуже компенсируются в силу высокой

значимости правого полушария для развития этих функций в ран­нем возрасте.

Следовательно, разные формы ДЦП у детей и подростков раз­личаются не только частотой интеллектуальных нарушений, но и качественным своеобразием структурообразования психических функций в зависимости от степени и тяжести поражения головно­го мозга.

Глава 6.

Наши рекомендации