I. Противопоказания для санаторно-курортного лечения при заболеваниях крови, кроветворных органов.
1. Все болезни системы крови в острой стадии и стадии обострения.
2. Общие противопоказания, исключающие направление больных на курорты и в местные санатории .
Примечание:
1.. Направление на курорты больных заболеваниями системы крови должно решаться в каждом случае индивидуально специалистами-гематологами.
2. Больных со всеми формами анемий можно направлять на санаторно-курортное лечение только в стадии стойкой клинической (гематологической) ремиссии или компенсации (стабилизации картины крови).
II. Показания для санаторно-курортного лечения при В12-дефицитной анемии
D 51.0 | Витамин-В12 -дефицитная анемия вследствие дефицита внутреннего фактора | Анемия пернициозная (Адиссо- на - Бирмера) в стадии клинической (гематологической) ремиссии при компенсации недостаточности витамина В12. Санаторное лечение | 1.Местные санатории 2. Курорты: а) бальнеологические с питьевыми минеральными водами: Дарасун, Кисловодск, Минеральные Воды, Полюстрово, Шмаковка б) климатические приморские: Владивостокская, Геленджикская, Калининградская и Ленинградская группы курортов; в) горные: Шуша; г) лесные (равнинные): Боровое, Звенигород, Кисегач |
Другие витамин - В12 -дефицитные анемии | Витамин - В12 - дефицитные анемии в стадии клинической (гематологической) ремиссии. Санаторное лечение | .Местные санатории 2. Курорты: а) бальнеологические с питьевыми минеральными водами: Дарасун, Кисловодск, Минеральные Воды, Полюстрово,Шмаковка б) климатические приморские: Владивостокская, Геленджикская, Калининградская и Ленинградская группы курортов; в) горные: Шуша; г) лесные (равнинные): Боровое, Звенигород, Кисегач |
IV. Обязательные диагностические исследования при направлении на санаторно-куротное лечение больных с В12-дефицитной анемией:
- общий анализ крови – эритроциты, гемоглобин, ретикулоциты, лейкоциты, лейкцитарная формула, ЦП, СОЭ, морфологические свойства эритроцитов.
- биохимический анализ крови – билирубин, АСТ, АЛТ
- общий анализ мочи
- анализ крови на реакцию Вассермана
- флюорография
ЭКГ
- консультация гинеколога для женщин
V. Дополнительные методы исследования при направлении на санаторно-курортное лечение больных с В12-дефицитной анемией:
- УЗИ органов брюшной полости
- эзофагогастродуоденоскопия, ирригография, ультразвуковое исследование
- консультации гематолога, невролога.
2.10. Профилактика:
Профилактика у практически здоровых людей обеспечивается рациональным питанием, включающим мясные и рыбные продукты. Вегетарианцам полезно регулярное включение в рацион молока и сои. После лабораторных исследований можно рекомендовать парентеральное введение 50—100 мкг препарата витамина В12 1—2 раза в месяц или ежедневный прием таблеток, содержащих цианокобаламин. С целью профилактики важно также своевременно выявлять больных дифиллоботриозом (носителей широкого лентеца); производить дегельминтизацию. При заболеваниях (и после операций), сопровождающихся нарушением всасывания цианокобаламина, следует под контролем лабораторных исследований (содержание витамина В12 в моче и крови) назначать лечебные или профилактические курсы витаминотерапии.
2.11. Противопоказанные виды и условия труда:
Снижение гемоглобина менее 130 г/л у мужчин и менее 120 г/л у женщин -
дополнительные противопоказания к следующим вида работ и вредным производственным факторам (приложение №1 к приказу №302н):
Работа с химическими факторами:
· Гидразин и его производные: фенилгидразин гидрохлорид, борингидразин, диметил-гидразин (гептил)
· пропан-2-он (ацетон)
· Бензол-1,3-дикарбоновая (изофталевая) и бензол-1,4-дикарбоновая (терефталевая) кислоты и др.
· Мышьяк и его неорганические и органические соединения
· Свинец и его неорганические соединения
· Свинца органические соединения: тетраэтилсвинец, 1,4-дигидрооксибензол свинец и прочие
· Углеводороды ароматические: бензол и его производные: (толуол , ксилол , стирол и прочие)
· Углеводородов ароматических амино- и нитросоединения и их производные: аминобензол (анилин), м-, п-толуидин, N-метиламинобензол (метил-аланин), аминонитро-бензолы; нитрохлор-бензолы, нитро-, аминофенолы, 2-метил-1,3,5-тринитробензол (три-нитротолуол), диамино-бензолыА (фенилен-диамины), 1-амино-3-хлорбензолол, 1-амино-4-хлорбензол (хлоранилины), аминодиметилбензол (ксилидин) и прочие
· Углеводородов ароматических галогенопроизводные: хлорбензол, (хлорме-тил)бензола (хлортолуол; бензилхлорид), бромбензол а, трихлорбензол, трифтор-метилбензол, 1-гидрокси-2-хлорбензол, 1-гидрокси-4-хлорбензол, 1-гидрокси-2,4,6 трихлорбензол (хлорфенолы), 4-ди-хлорметилен-1,2,3,5,5- гексахлорциклопент-1-ен а и прочие
· Углеводороды ароматические полициклические и их производные (нафталин, нафтолы, бенз(а)пиренкР, дибенз(a,h)антрацен К, антрацен, бензантрон, бенз(а)антрацен К, фенантрен, 4-гидрокси-3-(3оксо-1-фенилбу-2Н-1-бензопиран Р и прочие)
· Углеводороды гетероциклические: фуранА, фуран-2-альдегид А (фурфураль), пиридин и его соединения, пиперидины, тетрагидро-1,4-оксазин (морфолин) и прочие
· Углеводородов алифатических амино- и нитросоединения и их производные (метиламин, этиленимин, 1,6-диаминогексан (гексаметилендиамин), циклогексиламин и прочие
· Гидроксибензол (фенол) и его производные
· Пестициды
· Полимер(1метилэтенил) бензола с этенилбензолом
· Полистиролы (производство)
· Смеси углеводородов: нефти, бензины, керосины, уайт-спирит, мазуты, битумы, асфальты, каменноугольные и нефтяные смолы, пеки, возгоны каменноугольных смол и пеков, масла минеральные(не полностью очищенные минеральные масла, сланцевые смолы и масла)
· Бисхлорметиловый и хлорметиловый (технические) эфиры: хлорметоксиметан
· Газы шинного производства, вулканизациионные
· Противоопухолевые препараты
Работа с физическими факторами:
· Ионизирующие излучения, радиоактивные вещества и другие источники ионизирующих излучений
2.12. Показания для направления на медико-социальную экспертизу:
а) необходимость рационального трудоустройства при средней тяжести витамин В12-дефицитной анемии в случае необходимости перевода больных на работу по другой профессии более низкой квалификации или существенного уменьшения объема производственной деятельности;
б) тяжелое течение анемии, осложненное выраженными нарушениями функции сердечно-сосудистой и центральной нервной системы.
2.13. Критерии групп инвалидности:
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 декабря 2015 г. N 1024н
"О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы"
I. Общие положения
1. Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.
2. Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основания установления групп инвалидности (категории "ребенок-инвалид").
II. Классификации основных видов стойких расстройств функций организма человека и степени их выраженности
3. К основным видам стойких расстройств функций организма человека относятся:
нарушения психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений);
нарушения языковых и речевых функций (устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия); письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи; нарушение голосообразования);
нарушения сенсорных функций (зрения; слуха; обоняния; осязания; тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов чувствительности; вестибулярной функции; боль);
нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; статики, координации движений);
нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем;
нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение размеров тела).
4. Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов.
Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека:
I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов;
II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов;
III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов;
IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.
Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, устанавливается в соответствии с количественной системой оценки, предусмотренной приложением к настоящим классификациям и критериям.
Если приложением к настоящим классификациям и критериям не предусмотрена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений той или иной функции организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, имеющимися у освидетельствуемого лица, то степень выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентном выражении устанавливается федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии с абзацами третьим - шестым настоящего пункта исходя из клинико-функциональной характеристики заболеваний, последствий травм или дефектов, обусловивших вышеуказанные нарушения, характера и тяжести осложнений, стадии, течения и прогноза патологического процесса.
При наличии нескольких стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, отдельно оценивается и устанавливается степень выраженности каждого из таких нарушений в процентах. Сначала устанавливается максимально выраженное в процентах нарушение той или иной функции организма человека, после чего определяется наличие (отсутствие) влияния всех других имеющихся стойких нарушений функций организма человека на максимально выраженное нарушение функции организма человека. При наличии указанного влияния суммарная оценка степени нарушения функции организма человека в процентном выражении может быть выше максимально выраженного нарушения функций организма, но не более чем на 10 процентов.
III. Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий
5. К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:
а) способность к самообслуживанию;
б) способность к самостоятельному передвижению;
в) способность к ориентации;
г) способность к общению;
д) способность контролировать свое поведение;
е) способность к обучению;
ж) способность к трудовой деятельности.
6. Выделяются 3 степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека:
а) способность к самообслуживанию - способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе использовать навыки личной гигиены:
1 степень - способность к самообслуживанию при более длительном затрачивании времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
2 степень - способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень - неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и уходе, полная зависимость от других лиц;
б) способность к самостоятельному передвижению - способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:
1 степень - способность к самостоятельному передвижению при более длительном затрачивании времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
2 степень - способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень - неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
в) способность к ориентации - способность к адекватному восприятию личности и окружающей обстановки, оценке ситуации, к определению времени и места нахождения:
1 степень - способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;
2 степень - способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень - неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;
г) способность к общению - способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации:
1 степень - способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации, использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи, при изолированном поражении органа слуха - способность к общению с использованием невербальных способов общения и услуг по сурдопереводу;
2 степень - способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень - неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
д) способность контролировать свое поведение - способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:
1 степень - периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;
2 степень - постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;
3 степень - неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;
е) способность к обучению - способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни:
1 степень - способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий (при необходимости) для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обучение с применением (при необходимости) специальных технических средств обучения, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
2 степень - способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий для получения образования только по адаптированным образовательным программам при необходимости обучение на дому и/или с использованием дистанционных образовательных технологий с применением (при необходимости) специальных технических средств обучения, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
3 степень - способность к обучению только элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения только элементарных целенаправленных действий в привычной бытовой сфере или ограниченные возможности способности к такому обучению в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма, определяемые с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
ж) способность к трудовой деятельности - способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:
1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии (должности, специальности) при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;
2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств;
3 степень - способность к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма.
7. Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.
IV. Критерий для установления инвалидности
8. Критерием для установления инвалидности является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
V. Критерии для установления групп инвалидности
9. Критерии для установления групп инвалидности применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с критерием установления инвалидности, предусмотренным пунктом 8 настоящих классификаций и критериев.
10. Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
11. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
12. Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
13. Категория "ребенок-инвалид" устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм (класс III), и патология других органов и систем организма, вовлекающая иммунный механизм, и представленная в других классах болезней
N п/п | Классы болезней (по МКБ-10) | Блоки болезней (по МКБ-10) | Наименования болезней, травм или дефектов и их последствия | Рубрика МКБ-10 (код) | Клинико-функциональная характеристика стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами | Количественная оценка (%) | |||||
Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм (класс III), и патология других органов и систем организма, вовлекающая иммунный механизм, и представленная в других классах болезней | D50 - D89 | ||||||||||
Примечание к пункту 5. Количественная оценка степени выраженности стойких нарушений функций крови, кроветворных органов и иммунной системы организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, основывается преимущественно на оценке степени выраженности нарушения функции кроветворения и иммунной системы. Учитываются также и другие факторы патологического процесса: форма и тяжесть течения, активность процесса, наличие и частота обострений, распространенность патологического процесса, включение органов-мишеней, необходимость подавления иммунитета, наличие осложнений. |
5.2 | Анемии, связанные с питанием. | D50 - D53; | ||||||||||||||||
Гемолитические анемии. | D55 - D59; | |||||||||||||||||
Апластические и другие анемии | D60 - D64 | |||||||||||||||||
5.2.1 | Железодефицитная анемия. | D50 | ||||||||||||||||
Витамин-B 12-дефицитная анемия. | D51 | |||||||||||||||||
Фолиеводефицитная анемия. | D52 | |||||||||||||||||
Другие анемии, связанные с питанием. | D53 | |||||||||||||||||
Анемия вследствие ферментных нарушений. | D55 | |||||||||||||||||
Талассемия. | D56 | |||||||||||||||||
Серповидно-клеточные нарушения. | D57 | |||||||||||||||||
Другие наследственные гемолитические анемии. | D58 | |||||||||||||||||
Приобретенная гемолитическая анемия. | D59 | |||||||||||||||||
Приобретенная чистая красноклеточная аплазия (эритробластопения). | D60 | |||||||||||||||||
Другие апластические анемии. | D61 | |||||||||||||||||
Острая постгеморрагическая анемия. | D62 | |||||||||||||||||
Анемия при хронических болезнях, классифицированных в других рубриках | D63* | |||||||||||||||||
Другие анемии | D64 | |||||||||||||||||
N п/п | Классы болезней (по МКБ-10) | Блоки болезней (по МКБ-10) | Наименования болезней, травм или дефектов и их последствия | Рубрика МКБ-10 (код) | Клинико-функциональная характеристика стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами | Количественная оценка (%) | ||||||||||||
5.2.1.1 | С незначительными нарушениями функции кроветворения, стабильные | 10 - 20 | ||||||||||||||||
5.2.1.2 | С умеренными нарушениями функции кроветворения, в случаях необходимости периодических трансфузий | 40 - 50 |
5.2.1.3 | С выраженными нарушениями функции кроветворения при потребности в частых (ежемесячных) трансфузиях | 70 - 80 |
2.14. Перечень документов, необходимых предоставить в МСЭБ для прохождения освидетельствования для определения группы инвалидности:
1. форма №088у;
2. медицинская карта амбулаторного больного;
3. паспорт;
4. акт о несчастном случае на производстве;
5. военный билет; военно-медицинские документы;
6. справка МСЭ (при переосвидетельствовании).
.