Дифференциальная диагностика. ведение больных на амбулаторном этапе. принципы оказания неотложной помощи»

(методические указания для студентов)

Тюмень, 2016

Методические рекомендации «НАРУШЕНИЯ СЕРДЕЧНОГО РИТМА И ПРОВОДИМОСТИ. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА. ВЕДЕНИЕ БОЛЬНЫХ НА АМБУЛАТОРНОМ ЭТАПЕ. ПРИНЦИПЫ ОКАЗАНИЯ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ»для студентов 6 курса лечебного факультета подготовлены доцентом кафедры внутренних болезней, поликлинической терапии и семейной медицины к.м.н., доцента Семеновой К.А., Н.С. Оконечниковой под редакцией д.м.н., профессора Т.В. Болотновой

Методические рекомендации «НАРУШЕНИЯ СЕРДЕЧНОГО РИТМА И ПРОВОДИМОСТИ. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА. ВЕДЕНИЕ БОЛЬНЫХ НА АМБУЛАТОРНОМ ЭТАПЕ. ПРИНЦИПЫ ОКАЗАНИЯ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ»для студентов 6 курса лечебного факультета утверждены на заседании кафедры внутренних болезней, поликлинической терапии и семейной медицины, протокол № 10 от « 06 » июня 2016 г.

Методические рекомендации «НАРУШЕНИЯ СЕРДЕЧНОГО РИТМА И ПРОВОДИМОСТИ. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА. ВЕДЕНИЕ БОЛЬНЫХ НА АМБУЛАТОРНОМ ЭТАПЕ. ПРИНЦИПЫ ОКАЗАНИЯ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ»для студентов 6 курса лечебного факультета утверждены на заседании цикловой методической комиссии по специальности «общая врачебная практика» (семейная медицина), протокол № __ от «__» ________ 20___ г.

1. Тема занятия: «НАРУШЕНИЯ СЕРДЕЧНОГО РИТМА И ПРОВОДИМОСТИ. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА. ВЕДЕНИЕ БОЛЬНЫХ НА АМБУЛАТОРНОМ ЭТАПЕ. ПРИНЦИПЫ ОКАЗАНИЯ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ».

Значение изучения темы.

Нарушения ритма и проводимости сердца могут возникать при разнообразных функциональных и органических поражениях миокарда и клапанного аппарата сердца: ишемической болезни сердца, артериальной гипертензии, некоронарогенных заболеваниях миокарда, вегетативной дисфункции, врожденных и приобретенных пороках сердца. Нарушения сердечного ритма и проводимости часто являются непосредственной причиной смерти, поэтому знание вопросов ЭКГ-диагностики и принципов неотложной помощи при аритмиях необходимо каждому врачу.

Цель занятия.

3.1. Цель изучения темы:

на основе знаний этиологии, классификации, клинических проявлений аритмий уметь заподозрить нарушения ритма и проводимости у больного на амбулаторно-поликлиническом этапе, записать и интерпретировать ЭКГ, составить план ведения больного с нарушениями сердечного ритма и проводимости, назначить лечение, оказать неотложную помощь, провести экспертизу временной и стойкой утраты трудоспособности.

3.2.Общая (учебная) цель занятия:

Для освоения цели занятия надо

Знать:

1. Классификацию нарушений ритма и проводимости, их этиопатогенез и клинические проявления.

2. Методы диагностики нарушений ритма и проводимости.

3. ЭКГ-признаки различных видов аритмий.

4. Основные принципы лечения аритмий.

5. Принципы ведения больных с аритмиями на амбулаторном этапе – диспансеризацию, экспертизу трудоспособности, санаторно-курортный отбор.

Уметь:

1. Провести расспрос и клиническое обследование пациента с нарушениями ритма и проводимости в условиях поликлиники.

2. Составить план обследования больного с аритмией.

3. Записать и интерпретировать ЭКГ больного с нарушениями ритма и проводимости.

4. Назначить лечение больному с нарушениями ритма и проводимости.

5. Оказать неотложную помощь при угрожающих жизни аритмиях.

6. Составить план ведения больного с аритмией на амбулаторном этапе, провести экспертизу трудоспособности, санаторно-курортный отбор.

Владеть:

1. Методами опроса, физикального осмотра, клинического обследования больного с нарушениями ритма и проводимости.

2. Принципами записи и интерпретации ЭКГ при нарушениях ритма и проводимости.

3. Алгоритмом оказания неотложной помощи при жизнеопасных нарушениях ритма и проводимости.

4. Принципами назначения антиаритмической терапии.

5. Принципами диспансерного наблюдения за больным с нарушениями ритма и проводимости.

6. Принципами проведения экспертизы трудоспособности и санаторно-курортного отбора при аритмиях.

4. План изучения темы.

1. Контроль исходного уровня самостоятельной подготовки студентов (проверка усвоения учебного материала и выявление остаточных знаний по ранее изученным смежным дисциплинам). Контроль самостоятельной работы студентов проводится в устной форме опроса по теме занятия, письменной тестовой форме и в оценке докладов, презентаций студентов по учебно-исследовательской деятельности.

2. Практическая работа студентов: работа в кабинете врача-терапевта участкового, клинические разборы, работа с медицинской документацией, деловые игры, алгоритмыОЛКМ (оценочные листы клинического мышления).

4. Закрепление практических навыков: решение ситуационных задач, интерпретация методов исследования и др.

5. Самостоятельная работа студентов.

5.1. Вопросы базовых дисциплин, необходимых для усвоения данной темы.

1. Биофизика:

Понятие о трансмембранном потенциале действия.

Электрофизиологические основыработы сердца.

2. Гистология:

Понятие о проводящихкардиомиоцитах.

3. Нормальная физиология:

Функции сердца.

Проводящая система сердца.

Понятие о водителе ритма.

Механизм сокращения сердечной мышцы.

4. Клиническая фармакология:

Антиаритмические препараты: классификация, механизм действия.

Показания, противопоказания, побочные действия антиаритмических препаратов.

Задания на проверку и коррекцию исходного уровня знаний.

Для самопроверки и самокоррекции усвоения основных знаний и умений решите тестовые задания и сверьте с эталонами ответов.

Тестовые задания по теме «Нарушения ритма и проводимости. Дифференциальная диагностика. Ведение больных на амбулаторном этапе. Принципы оказания неотложной помощи»

Наши рекомендации