Помощь при неотложных состояниях на борту аварийного плавсредства

Травма

Оказание помощи при травмах описано в главе 4. Однако на борту аварийного плавсредства может не оказаться заранее подготовленного набора для оказания первой помощи, и поэтому спасатели будут вынуждены пользоваться подручными средствами. Ниже даны некоторые рекомендации, касающиеся оказания первой помощи на борту аварийного плавсредства.

В первую очередь необходимо принять меры, направленные на спасение жизни пострадавшего. В отсутствие специального оборудования это делается посредством:

· остановки кровотечения непосредственным прижатием раны;

· проведения, при необходимости, искусственного дыхания по методу «рот в рот»;

· проведения непрямого массажа сердца при отсутствии пульса и остановке сердца;

· борьбы с шоком, для чего пострадавшего нужно положить так, чтобы его голова была ниже остального тела, и тепло укутать; привязывания сломанной конечности к здоровой части тела, если на борту нет ничего, что можно было бы использовать в качестве импровизированной шины (например, одну ногу прибинтовывают к другой, плечо - к грудной клетке, одно предплечье - к другому так, чтобы пальцы касались локтей);

· облегчения боли внимательным отношением или с помощью лекарств, если они есть.

Спасенные утопающие

Спасенные утопающие обычно быстро приходят в себя, если только они не находились в холодной воде слишком долго и у них не произошло резкого переохлаждения.

Лечение

Лечение людей, которые едва не утонули, должно состоять в немедленн проведении искусственного дыхания по методу «рот в рот» и, при необходимости, непрямого массажа сердца (см. Главу 1).

Искусственное дыхание по методу «рот в рот» будет полезным и в том случае, когда пострадавший дышит с трудом. Попытки удалить воду из легких спасенного обычно оказывется бесполезными, и тратить на это время не рекомендуется. Следует помнить, однако, что утопающие обычно проглатывают большое количество воды, что приводит к растяжению желудка, а это в свою очередь затрудняет дыхание и кровообращение, и поэтому необходимо как можно быстрее освободить желудок от воды. Для этого пострадавшего кладут на бок и сильно сдаливают верхнюю часть живота. Кроме того, спасенного можно положить на колено спасателя лицом вниз так, чтобы его голова свисала, или приподнять его за живот.

Генерализованная гипотермия, вызванная пребыванием в холодной воде

Как уже отмечалось, генерализованная гипотермия является ведущей причиной смерти людей, оказавшихся в холодной воде в результате кораблекрушения.

На холоде выработка тепла организмом автоматически усиливается для компенсации потери тепла. Однако в том случае, когда потеря тепла превышает скорость его выработки, температура тела падает и возникает гипотермия.

Генерализованная гипотермия обычно имеет место у большинства лиц, извлеченных из холодной воды. Она проявляется резкой бледностью, нередко генерализованной ригидностью мышц, дрожью, нарушением сознания той или иной степени и шоком. Кроме того, смерть в результате утопления зачастую является следствием резкой слабости, вызванной гипотермией, и наступает раньше, чем могла бы наступить смерть, обусловленная одной лишь гипотермией.

Лечение

Лечение при гипотермии зависит от состояния пострадавшего. Обычно, если у пострадавшего сохранено сознание и он ориентируется в окружающей обстановке, то с него нужно снять, несмотря на сильнейшую дрожь, всю мокрую одежду и переодеть его в сухую одежду или завернуть в одеяла. Однако всегда следует помнить, что даже лица, находящиеся в сознании, сразу же после спасения могут впасть в коллапс и потерять сознание. Алкогольные напитки ни в коем случае нельзя употреблять.

В более тяжелых случаях, когда у спасенного нет дрожи и он находится в полубессознательном или бессознательном состоянии или на первый взгляд кажется мертвым, необходимо принять незамедлительные меры, направленные на спасение жизни. В таких ситуациях руководствуйтесь приведенными ниже рекомендация ми:

· У человека, извлеченного из воды, сразу же проверьте дыхание. Если он не дышит, освободите дыхательные пути и немедленно приступайте к искусственному дыханию (по методу «рот в рот» или «рот в нос»).

· Реанимационные действия нужно проводить не менее 30 мин (если нет возможности связаться с врачом и получить его указания).

· Если спасенный дышит, но находится без сознания, придайте ему надлежащее положение, чтобы дыханию не мешали запавший язык или рвотные массы.

· Избегайте излишних манипуляции; даже не снимайте со спасенного мокрой одежды; не делайте массажа.

· Постарайтесь предотвратить дальнейшую потерю тепла в результате испарения или воздействия ветра. Заверните спасенного в одеяла, положите его так, чтобы голова была ниже остального тела.

Эмоциональные факторы

В идеальных условиях здоровый нераненый человек может выжить на борту аварийного плавередства в течение 3 дней. Нередки, однако, случаи, когда люди оставались живы больше месяца. Самым важным фактором, от которого зависит выживание людей, потерпевших кораблекрушение, является воля к жизни. Об этом убедительно говорит опыт всех кораблекрушений. Нередко потерпевшие кораблекрушение делают, казалось бы, все мыслимые ошибки, но остаются в живых только благодаря воле к жизни.

Действия и моральная стабильность потерпевших кораблекрушение зависят в первую очередь от моральной и психологической прочности как всей группы, так и каждого отдельного человека. Группа опытных моряков, например, психологически гораздо устойчивее, чем группа шокированных происшедшим пассажиров.

С течением времени моральное состояние группы людей, ожидающих спасения на борту аварийного плавсредства, может существенно ухудшиться. Очень важно занять членов группы каким-нибудь делом. Выполнение различных поручений-уход за пострадавшими, работа с парусами, подача сигналов бедствия и т.п.- отвлекает от мрачных мыслей и помогает сохранить надежду на спасение. Те, кто находится на борту аварийных плавсредств в одиночку, должны всеми силами экономить энергию и ресурсы. Им может казаться, что они слышат голоса или видят предметы, которых на самом деле нет. Различного рода умственные упражнения помогают предотвратить возникновение таких галлюцинаций.

Нарушения психики могут возникнуть в любое время до и после спасения.

Все лица, находящиеся на борту аварийного плавсредства, должны распознавать психические нарушения бороться с ними, но в первую очередь это должен делать капитан. Страх очень быстро передается от одного человека к другому и может узко снизить шансы на выживание в окрытом море.

Для борьбы со страхом следует подбадривать пострадавших и других людей, находящихся на борту аварийного плавсредства, и давать им различные поручения, чтобы они были заняты каким-то делом. Панику необходимо пресекать в самом зародьше. Некоторых людей приходится даже связывать. Преодолеть страх ломогают инъекции морфина (по 10 мг внутримышечно, при необходимости через каждые 4 ч).

Наши рекомендации