Северо-западный государственный медицинский

Министерство здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.И.МЕЧНИКОВА

Кафедра психологии и педагогики

С.Л.Соловьева, Е.Б. Одерышева

«СКВОЗНЫЕ» ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ:

Память и внимание.

Учебное пособие

Санкт-Петербург

УДК

ББК

Соловьева С.Л., Одерышева Е.Б. «Сквозные» познавательные психические процессы: память и внимание. Учебное пособие. СПб.: Издательство ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И.Мечникова, 2011, 36 с.

Рецензент: профессор кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова, д.пс.н. И.М. Никольская

В учебном пособии рассматривается и раскрывается содержание и структура «сквозных» познавательных психических процессов: памяти и внимания. Приводятся классификации, виды нарушений и методы диагностики этих познавательных психических процессов.

Учебное пособие предназначено для студентов 1 курса лечебного и медико-профилактического факультета, студентов 1 курса факультета иностранных учащихся СЗГМУ им. И.И. Мечникова.

Утверждено

в качестве учебного пособия Методическим

советом ГБОУ ВПО СЗГМУ им.И.И.Мечникова

протокол № от « » 2012 г.

© С.Л.Соловьева, Е.Б.Одерышева,2012 г.

Введение

Изучение общей, социальной и медицинской психологии представляет собой неотъемлемую часть структуры высшего медицинского образования. Врачу любой специальности важно знать особенности личности больного, характерные черты его психической деятельности, эмоциональных, познавательных, волевых процессов, а также особенности психики ребенка, подростка, взрослого и пожилого человека.

Память и внимание относятся к познавательным психическим процессам. Они называются «сквозными» психическими процессами, так как бы «пронизывают» всю психику человека, участвуя в выполнении всех видов психической деятельности. Определяя успешность протекания других познавательных психических процессов, память и внимание обеспечивают целостность и развитие личности. Память и внимание относятся также к предпосылкам интеллекта: при высоком интеллекте, как правило, хорошая память и хорошо организованное внимание и, наоборот, при снижении интеллектуальной деятельности отмечаются, в большинстве случаев, более или менее выраженное нарушение памяти и внимания.

Учебное пособие включает в себя содержание и структуру «сквозных» познавательных психических процессов: памяти и внимания. Приводятся классификации, виды нарушений и методы диагностики этих познавательных психических процессов.

«Сквозные» познавательные психические процессы: память и внимание.

Основные процессы памяти

Основными процессами памяти являются: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание – процесс кодирования поступающей информации, который начинается уже на стадии сенсорной памяти, здесь происходит распознавание и удержание физических характеристик предъявляемых стимулов. Во время перевода информации в кратковременную память информация, как правило, перекодируется в акустическую форму. В долговременной памяти происходит анализ и идентификация полученной информации. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности.

Запоминание– это связывание новой информации с уже имеющейся в индивидуальном опыте, оно всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Даже при непроизвольном запоминании, когда мы не ставим себе определенной цели, лучше запоминаются предметы и явления, вызывающие интерес и затрагивающие эмоции. Произвольное запоминание всегда имеет целенаправленный характер, и если при этом используются специальные мнемотехнические приемы для лучшего усвоения материала, то такое запоминание называют заучиванием.

Запоминание может протекать с различной степенью осмысленности и глубиной понимания. В случае механического запоминания между частями нового материала и имеющимися знаниями путем многократного повторения устанавливаются простые единичные временные связи, которые отражают преимущественно внешнюю сторону явлений. Логическое запоминание основывается на выделении смысловых связей между элементами запоминаемого материала, отражающие существенные стороны и отношения явлений.

Запоминание зависит от многих факторов: от установки личности, от настроения человека и его психического состояния, от целостного контекста происходящих событий. Так, незавершенные дела и действия запоминаются лучше (эффект Зейгарник), причем первые и последние элементы информационного ряда сохраняются и запоминаются лучше ( эффект « края») .

Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения, выпадение же определенной информации из деятельности ведет к ее забыванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности человека, поскольку каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.

Сохранение (ретенция) – процесс накопления информации в памяти, ее структурирование и организация. В эпизодической памяти хранится информация о событиях нашей жизни (автобиография). Хранилище знаний, выраженное словами, символами, значениями и отношениями между ними в формулах и алгоритмах Тульвинг назвал семантической памятью. Информация может быть организована в памяти различными способами:

а) одним из способов организации информации может быть пространственная организация, которая позволяет устанавливать связи и «опорные точки» в физическом пространстве и социальном окружении.

б) другим способом является ассоциативная организация, т.е. группировка элементов с какими-либо общими признаками.

в) Наконец, в качестве способа организации информации может выступать иерархическая организация, при которой каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, к какой категории : более общей или более частной – он соответствует.

Воспроизведение (вспоминание, репродукция) – извлечение из запасов памяти в осознаваемое поле необходимого материала. Воспроизведение может быть преднамеренным и непреднамеренным. При непреднамеренном воспроизведении какой-либо раздражитель по принципу ассоциации оживляет в сознании ранее воспринятые образы, которые, как нам кажется, всплывают сами собой. Преднамеренное воспроизведение – процесс, при котором мы ставим себе целью восстановить в сознании прошлые мысли, чувства, действия, его особенностью является планомерный характер, а не случайно возникшая ассоциация.

Воспроизведение материала может осуществляться двумя путями: узнаванием и припоминанием. Поскольку очень важную роль в извлечении информации играет контекст, человеку всегда легче узнать какой-либо элемент на фоне других, предъявляемых вместе с ним, возникает чувство знакомости. Припоминание – сознательное воспроизведение, связанное с преодолением некоторых трудностей, оно требует волевых усилий, а иногда и отвлечения от припоминаемой мысли.

Одним из интересных эффектов памяти является реминисценция, улучшенное, отсроченное воспроизведение сохраненного в памяти материала, которое обычно бывает не сразу после заучивания, а обычно спустя 2-3 дня. Оно обусловлено снятием охранительного торможения с нервных клеток, именно поэтому, например, подготовку к экзамену рекомендуется закончить хотя бы за день до него.

Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти, также носящий избирательный характер: бесчисленное количество конкретных деталей забываются скорее, а обычно дольше сохраняются общие положения и выводы. Процесс забывания протекает неравномерно: основное «забывание» происходит в период, следующий непосредственно за заучиванием — в этот период теряется наибольший объем материала. («кривая забывания» Эббингауза).

В старости способность к запоминанию ограничена. Она ярко выражена у детей, но способность к сохранению информации у них слабее.

Виды памяти

Существует несколько классификаций видов памяти.

1) По длительности сохранения и закрепления информации выделяют следующие виды памяти: мгновенная (сенсорная), кратковременная, оперативная, буферная, долговременная.

Мгновенная (сенсорная) память осуществляет сохранение информации на уровне рецепторов, такая инерционность органов чувств обеспечивает непрерывность восприятия (при моргании, движениях глаз). Следы в сенсорной памяти сохраняются очень короткое время – от 0,1 до 1,0 секунды и характеризуются полнотой сохраняемой информации. Одна из особенностей мгновенной памяти это модальная специфичность, т.е. любой обращенный к одной и той же модальности сигнал взаимодействует с уже имеющимися, которые не привлекли внимание высших отделов мозга, и необратимо их разрушает. В связи с раздельным хранением следов в мгновенной памяти разной модальности, некоторые формы получили особое название: иконическая память (зрительная), эконическая память (слуховая). У некоторых людей полное сохранение зрительной картины в иконической памяти длится до 10 минут, это во многом объясняет явление эйдетизма. Мгновенная память не поддается произвольному управлению.

Кратковременная память сохраняет ту информацию, к которой было привлечено внимание на уровне сенсорной памяти или поступившей из долговременной памяти. Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием, т.е. в нее попадает только та информация, которая отвечает актуальным интересам и потребностям человека.

Особенностью этого уровня памяти является то, что она модально неспецифична, т.е. переведенная в нее информация сохраняется не в неизмененном виде, а обрабатывается и интерпретируется. Время хранения информации в кратковременной памяти составляет примерно 20 секунд. Объем сохраняемой информации ограничен 5-9 структурными единицами информации – в среднем 7 единиц (число Миллера). По-видимому, все примеры «магии» числа семь среди людей говорят о глубинном отражении в языке данных ограничений. Без применения специальных мнемотехнических приемов человек способен одновременно запомнить в среднем семь единиц информации (семь цифр, семь слов). Особенностью этого уровня памяти является то, что вновь поступившая информация при переполнении индивидуально ограниченного объема кратковременной памяти частично вытесняет хранящуюся там информацию, что приводит к безвозвратной потери последней. Такое свойство кратковременной памяти называется замещением. Предотвратить замещение, удержать большой объем материала в кратковременной памяти на более длительный срок можно путем сознательного повторения этого материала, проговаривая его. При переводе информации из кратковременной в долговременную память происходит перекодировка ее преимущественно в акустическую форму, таким образом, в отношении кратковременной памяти возможно произвольное управление.

Оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения информации определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. Оперативная память непосредственно включена в процесс деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Она предполагает восприятие объектов в момент совершения действий, краткосрочного удержания в памяти образа и всей ситуации, а также их изменений. При этом данные памяти, идущие от восприятия, в соответствии с решаемой задачей дополняются данными, хранящимися в долговременной памяти. После использования информация может исчезать из оперативной памяти. В качестве примера использования оперативной памяти можно указать процесс подготовки к экзаменам.

Буферная память (промежуточная) обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, является промежуточным звеном на пути перевода информации из кратковременной памяти в долговременную. Считается, что за время ночного сна происходит переработка накопленной за день информации и очистка буферной памяти для приема новой информации. Известно, что сон менее 3 часов в сутки или лишение сна приводит к отчетливым нарушениям внимания и кратковременной памяти. С этой точки зрения, методы обучения во сне могут нарушать функционирование кратковременной памяти, вызывать усталость, повышенную раздражительность.

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации (месяцы, годы), т.е. практически не ограничивается объемом и временем хранения информации. Она бывает двух типов: долговременная память с сознательным произвольным доступом (где информация непрерывно преобразуется) и «закрытая» долговременная память (в обычных условиях к ней нет произвольного доступа, информация хранится в неизменном виде). В долговременную память с произвольным доступом информация поступает из буферной памяти через преобразование ее в кратковременной памяти. Для переноса следов в долговременную память требуется от 15 минут до часа – период консолидации, в этом процессе важна роль мышления: информация при преобразовании обобщается, группируется, классифицируется.

Долговременная память «закрытого» типа «записывает» все события жизни человека как магнитофон высокой точности. Актуализировать во всех деталях зрительные, слуховые образы, запахи, переживания различных картин жизни человека можно во время гипноза или при операции на открытом мозге. Информация, попавшая в хранилище долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты, это только упрочивает ее следы в долговременной памяти. К факторам, влияющим на сохранение информации в долговременной памяти, относят: привычность материала, контекст, мотивация, углубление в изучаемый материал.

2) В зависимости от времени возникновения память может быть генетической (наследственной) и прижизненной.

Наследственная память хранит информацию, определяющую анатомо-физиологическое строение организма в процессе развития, а также врожденные формы видового поведения (инстинкты). Информация хранится в закодированном виде в молекулах ДНК и передается по наследству.

Прижизненная память хранит информацию, приобретенную на протяжении жизни каждого человека. В частности, к прижизненной памяти относится импритинг. Импритинг (запечатление) – вид памяти, наблюдаемый только в ранний период развития, сразу после рождения. Импринтинг заключается в одномоментном установлении очень устойчивой специфической связи человека или животного с конкретным объектом внешней среды. Эта связь может проявляться у животных в следовании за любым впервые увиденным движущимся объектом, в приближении к нему, прикосновении и т.п. Такие реакции сохраняются длительное время и рассматриваются как специфическая форма научения и долговременного запоминания с одного предъявления стимула, при этом длительное неподкрепление не ослабляет реакции. Впервые явление импринтинга было описано К.Лоренцом, он выводил на прогулку утят, которые были ориентированы на его полосатые брюки и не соглашались отправляться к водоему, если экспериментатор был в другой одежде. Предполагают, что прочность информационного «следа» при импритинге связана со структурными белковыми перестройками синапсов нейронов, что сближает его с наследственной памятью, главным в импринтинге является не новизна раздражителя, а его первенство. Обнаружены критические интервалы времени, после которых запечатление ослабевает и полностью исчезает, эти периоды времени были различны для быстро и медленно развивающихся животных. Считается, что у человека импринтинг наблюдается до 6-месячного возраста.

3) В зависимости от характера психической активности выделяютдвигательную, эмоциональную, образную и словесно- логическую память.

Двигательная память – воспроизведение схем и алгоритмов движения, это память на движения. Двигательная память служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, навыков ходьбы, письма. Физическая ловкость человека является признаком хорошей двигательной памяти. Двигательная память имеет особенно важное значение в профессиональной деятельности танцовщицы, спортсмена, пианиста и т.д.

Эмоциональная память – память на чувства. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги основана на эмоциональной памяти. «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье, - писал К.С. Станиславский, - у вас есть память на чувствования или эмоциональная память.

Образная память – память на представления, на картины природы, на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, каких-либо явных закономерностей автором не устанавливается, осязательной, обонятельной, вкусовой. Особенно развита образная память у людей «художественных» профессий.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов, данный вид памяти преобразует развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек может зрительно себе представить, он легче запоминает и производит. По некоторым данным человек запоминает 20% того, что слышит, но 50% того, что он видит и слышит.

Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Это специфический человеческий вид памяти в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые, в своих простейших формах, свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним и от ее развития зависит состояние всех других видов памяти.

4) В соответствии с целями деятельности и характером участия воли в процессах запоминания память делят на: непроизвольную и произвольную. В первом случае имеется в виду такое запоминание, которое происходит как бы автоматически без каких-либо усилий со стороны человека и в отсутствии постановки специальной мнемической задачи. Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс усвоения требует волевых усилий. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное и во многих случаях даже превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал и информация а) которые является объектом внимания и сознания, выступают в качестве цели деятельности, б) с которыми связана интересная и сложная умственная работа и в) которые имеет для человека большое значение.

5) В соответствии с применяемыми приемами запоминания различают память механическую и смысловую.

Механическая память – это память, основанная на повторении материала без его осмысления. Основной прием механического запоминания – многократное повторение. Целью является абсолютно точное и неизменное воспроизведение заучиваемой информации. Этот вид памяти обусловлен возникновением нервных связей преимущественно первой сигнальной системы, которые закрепляются в результате повторения информации. Хорошая механическая память присуща актерам, дикторам.

Смысловая память – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эта память предполагает предварительную работу мышления: материал подвергается анализу, расчленяется на составляющие части, среди которых выделяются наиболее важные; выясняется, в какой связи эти части находятся друг с другом, и таким образом познается суть изучаемого материала.

Смысловая память имеет своей физиологической основой нервные связи преимущественно второй сигнальной системы. Она, в некотором смысле, является более продуктивной, чем механическая, так как опирается на более многочисленные и многообразные связи. Заученное с помощью смысловой памяти сохраняется долгое время, тогда как механически заученное имеет тенденцию быстро забываться.

Нарушения памяти

При описании нарушений памяти чаще всего говорят об амнезиях, гипермнезиях и гипомнезиях.

Амнезия – утрата памяти на определенный промежуток времени. Она наблюдается при черепно-мозговых травмах, при некоторых тяжелых соматических заболеваниях, сопровождающихся интоксикацией и нарушениями сознания. Различают ретроградную амнезию – утрату памяти на события в определенном промежутке времени, предшествующем началу заболевания, и антероградную амнезию – утрату памяти на события в промежутке времени, следующим непосредственно после начала заболевания.

Гипермнезия – патологическое обострение памяти, встречающееся при инфекциях и интоксикациях.

Гипомнезия – ослабление памяти, наблюдаемое, к примеру, при атеросклерозе, астенических состояниях и депрессиях.

Виды внимания

1) По характеру происхождения и по способу осуществления контроля выделяют следующие виды внимания:

Непроизвольноевнимание связано с рефлекторными установками, возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. В психологической литературе употребляют несколько синонимов для обозначения непроизвольного внимания, в некоторых исследованиях его называют пассивным, в других эмоциональным. Когда говорят о пассивности, то отмечают его зависимость от объекта, который его привлек и отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться. Когда непроизвольное внимание называют эмоциональным, то выделяют связь между объектом внимания и эмоциями, интересами и потребностями.

Причиной возникновения непроизвольного внимания являются прежде всего внешние раздражители, которые в силу своих особенностей привлекают внимание, это их : интенсивность, внезапность, необычность, новизна, эмоциональная значимость. Исследователями отмечено, что большое значение имеет интенсивность раздражителя: сильный звук, острый запах, яркий свет всегда заставят невольно обратить внимание на предмет, обладающий данным качеством. Привлекает внимание все новое, необычное, контрастное, пульсирующее, движущееся, на этой особенности психики построена, например, реклама. Привлекает внимание то, что имеет для личности постоянную или временную значимость, вызывает интерес. Объекты, вызывающие интерес и поэтому привлекающие наше внимание, должны быть в какой-то мере связаны с уже имеющимися у нас знаниями, объект не должен быть для нас совершенно неизвестным, также, познание этого объекта должно давать нам новые знания, то есть содержать ответы на возникшие у нас вопросы.

Произвольное внимание – сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение сознания на определенном объекте или явлении. Произвольное внимание развивается на основе непроизвольного. Синонимами слова произвольное являются слова активное и волевое, эти термины подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте, человек сосредоточивается не на том, что для него интересно и приятно, но на том, что он должен делать. Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность.

Существует целый ряд условий, как облегчающих, так и затрудняющих произвольное внимание:

а) сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием.

б) важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Очень трудно сосредоточиться утомленному человеку; многочисленные опыты показывают, что к концу рабочего дня увеличивается количество ошибок при выполнении работы. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы (болезненное состояние, сосредоточенность на посторонних мыслях) также значительно ослабляет произвольное внимание.

в ) Отдавая приоритет внутренним факторам, влияющим на произвольное внимание, следует иметь в виду и определенную роль внешних условий жизнедеятельности человека.

Послепроизвольноевнимание носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем че­ловеку становятся интересными и значимыми содержание и процесс деятельности, а не только ее результат и внимание ста­новится как бы непроизвольным. Но в отличие от непроизволь­ного внимания остается связанным с сознательными целями, а в отличие от произвольного, здесь нет волевых усилий.

2)По направленности выделяют следующие виды внимания:

Внешнее– направленность сознания на предметы, явле­ния внешней среды и свои внешние действия.

Внутреннее– направленность внимания на явления и со­стояния внутренней среды организма.

Корректурная проба

Методика направлена на изучение внимания – выявляется способность к концентрации внимания, его устойчивость. Исследование проводится при помощи специальных бланков с рядами букв, расположенных в случайном порядке. Инструкция предусматривает зачеркивание одной или двух заданных букв, при этом каждые 30 или 60 секунд исследующий делает пометку в том месте таблицы, где в это время находится карандаш больного. Регистрируется также время, затраченное испытуемым на выполнение всего задания.

Отмечается количество ошибок и темп выполнения задания; имеет значение распределение ошибок в течение опыта – равномерно ли они встречаются во всей таблице или наблюдаются преимущественно в конце исследования в связи с истощаемостью. Учитывается характер ошибок – пропуски отдельных букв или строк, ошибочное зачеркивание расположенных рядом или внешне похожих букв. При органической церебральной патологии обследуемому часто не удается улучшить качество выполнения задания. Здоровые обследуемые выполняют задание (вычеркивая две буквы на бланке) за 6-8 минут и допускают при этом не более 15 ошибок.

Рекомендуется графическое отображение результатов корректурной пробы. На графике совмещаются две кривые – изменение скорости работы (по количеству просмотренных за единицу времени букв) и изменение точности работы (по количеству ошибок в тот же интервал времени). Такие графики позволяют в динамике выявить утомляемость больных, неустойчивость их внимания, либо, наоборот, их врабатываемость, проявляющуюся в улучшении качества работы.

Счет по Крепелину

Методика была предложена для исследования работоспособности – упражняемости и утомляемости. В столбец записываются однозначные числа, которые испытуемый должен складывать в уме. Результат оценивается по количеству сложенных в определенный промежуток времени чисел и допущенных при этом ошибок. Каждые 30 секунд или каждую минуту исследующий делает отметку в том месте, где в это время остановился испытуемый, затем подсчитывается количество сложений и допущенных ошибок для каждого отрезка времени. В результате, с помощью графической интерпретации данных, можно получить кривые работоспособности, которые отражают равномерность и темп выполнения задания, выявляют наличие истощаемости, врабатываемости, нарушений внимания.

3.Заключение

Таким образом, изучение таких познавательных процессов, как внимание и память , и знание их основных особенностей является основой для изучения других познавательных процессов. Кроме того, знание основных расстройств и нарушений процесса внимания и памяти необходимо в профессиональной деятельности врача. Студентам как будущим врачам важно знать особенности собственных свойств внимания и памяти. Для будущей профессиональной деятельности необходимо также обратить внимание на то, что соматические и нервно-психические заболевания могут изменять характеристика процессов внимания и памяти . Эти изменения обусловливаются непосредственно патологией органов чувств или центральной нервной системы, а также возникают под влиянием характеристик личности, функционального состояния и т.д. Знание закономерностей этих изменений может оказать помощь при постановке диагноза. С другой стороны, большое значение в адекватном восприятии существующих у больного симптомов имеют индивидуально-психологические особенности врача и условия проведения обследования.

4. Вопросы по теме.

1. Определение памяти.

2. Основные процессы памяти.

3. Виды памяти (основные классификация).

4. Нарушения памяти.

5. Психодиагностика процессов памяти: проведения и интерпретация теста Бентона.

6. Определение внимания.

7. Виды внимания.

8. Основные свойства внимания.

9. Нарушения внимания.

10. Психодиагностика функций внимания: корректурная проба, таблицы Крепелина.

11. Факторы, влияющие на процессы памяти и внимания.

5.Тестовые задания

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22. Как УСТАНОВИЛА Б.В. Зейгарник, мы лучше помним какую-либо работу, если она:

а) была доведена до конца

б) осталась незаконченной

в) была сознательно завершена

г) привела к вознаграждению

д) понравилась

Память рассчитанаЯ на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней ,ПРИ КОТОРОЙ Срок хранения информации определяется задачей, вставшей перед человеком, НАЗЫВАЕТСЯ

. а) эмоциональная память

б) образная память

в) двигательная память

г) словесно-логическая память

д) оперативная память

12. память, хранЯЩАЯ информацию, определяющую анатомо-физиологическое строение организма в процессе развития, а также врожденные формы видового поведения (инстинкты), НАЗЫВАЕТСЯ:

а) эмоциональная память

б) наследственная память

в) двигательная память

г) словесно-логическая память

д) оперативная память

12. утрата памяти на определенный промежуток времени НАЗЫВАЕТСЯ:

а) амнезия

б) гипермнезия

в) гипомнезия

г) забывание

д) флуктуация

13. ВИД ПАМЯТИ ,СВЯЗАННЫЙ С ЗАПОМИНАНИЕМ НАШИХ МЫСЛЕЙ В ВИДЕ СЛОВ,НАЗЫВАЕТСЯ:

а) эмоциональная память

б) наследственная память

в) двигательная память

г) словесно-логическая память

д) оперативная память

Содержание

Введение. 2

«Сквозные» познавательные психические процессы: память и внимание.

1. Память, как « сквозной » познавательный психический процесс: 3

Процессы памяти: 4

1.2. Виды памяти : 7

1.3.Индивидуальные различия памяти :14

1.4. Нарушения памяти :15

1.5. Психодиагностика процессов памяти: проведение и интерпретация теста Бентона :15

2..Внимание, как «сквозной» познавательный психическийпроцесс:16.

2.1. Физиологические основы внимания : 18

2.2. Виды внимания :20

2.3.Основные свойства и нарушения внимания: 22

2.4. Психодиагностика функций внимания: 24

3. Заключение : 26

4. Вопросы по изучаемой теме : 26

5. Тестовые задания : 27

6. Список рекомендуемой литературы : 35

Министерство здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.И.МЕЧНИКОВА

Наши рекомендации