Совокупность мероприятий в постреанимационном периоде
Рис. 5 – Цепь выживания (принципиальные элементы реанимационного алгоритма).
Диагностика ВОК может представлять значительные сложности на догоспитальном этапе, особенно для лиц без медицинского образования.
В условиях, когда недоступен мониторинг сердечного ритма, ВОК диагностируют в течение не более 10 сек. по следующим признакам: отсутствие сознания, отсутствие нормального дыхания или агональное дыхание, отсутствие пульса на сонной артерии.
В первые минуты после ВОК агональное дыхание развивается у 40% пострадавших. Остановка сердца может в начале вызвать короткий судорожный эпизод, который может быть ошибочно принят за эпилепсию. Финальные изменения цвета кожи, чаще всего бледность или цианоз, не являются диагностическими критериями остановки сердца. После диагностики ВОК необходимо незамедлительно известить экстренную службу (на догоспитальном этапе - скорая помощь, в стационаре - врачи анестезиологи-реаниматологи) и начать СЛР. В большинстве стран мира среднее время от звонка в экстренную медицинскую службу до прибытия ее на место составляет 5–8 мин. В течение этого времени выживание больного зависит от окружающих, которые должны начать СЛР и использовать АНД.
Раннее начало компрессий грудной клетки увеличивает выживаемость при ВОК в 2-3 раза. Компрессии грудной клетки и дефибрилляция, выполненные в течение 3-5 мин. от ВОК, обеспечивают выживаемость 49-75%. Каждая минута промедления с дефибрилляцией уменьшает вероятность выживания на 10-15%. Ранняя дефибрилляция возможна, если окажется доступным АНД, расположенный в общественном месте.
Компрессии грудной клетки позволяют поддерживать малый, но достаточно эффективный кровоток в сосудах сердца и головном мозге. Все лица, оказывающие помощь при ВОК, вне зависимости от уровня образования и подготовленности, должны проводить компрессии грудной клетки. При проведении СЛР мозговой кровоток должен быть не менее 50% от нормы для восстановления сознания, и не менее 20% от нормы для поддержания жизнедеятельности клеток. Коронарное перфузионное давление (разница между давлением в аорте в диастолу и давлением в правом предсердии) при проведении СЛР должно быть не менее 15 мм рт. ст. Проведение непрерывных эффективных компрессий грудной клетки увеличивает вероятность того, что последующая дефибрилляция устранит ФЖ и восстановит гемодинамически эффективный ритм. Непрерывные компрессии грудной клетки особенно важны, когда нет возможности провести дефибрилляцию, и в ранний период после нее, когда сокращения сердца еще медленные и слабые.
Совокупность мероприятий в постреанимационном периоде освещена в разделе, посвященном постреанимационной болезни.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОСТАНОВКИ КРОВООБРАЩЕНИЯ
На догоспитальном этапе, у большинства больных с ВОК имеются различные заболевания сердца в анамнезе, а в течение часа до развития ВОК регистрируются настораживающие симптомы, чаще всего загрудинные боли. У детей настораживающими клиническими признаками могут быть загрудинные боли, сердцебиение, обмороки при физической нагрузке. Выявление подобных признаков требует углубленного кардиологического обследования ребенка, а также членов его семьи с целью выявления и лечения заболеваний сердца (например, установка кардиовертера-дефибриллятора при синдроме Бругада). Аналогичный скрининг необходим у спортсменов.
Большинство ВОК в стационаре не являются событиями внезапными и непредсказуемыми: в 80 % случаев в течение нескольких часов остановке кровообращения предшествуют признаки ухудшения состояния больного. Клинически это чаще всего проявляется нарастанием артериальной гипотензии, дыхательной гипоксии, развитием нарушений ритма сердца. Задача медицинского персонала (в т.ч. среднего) – своевременно выявить данные признаки и выполнить коррекцию нарушений с целью профилактики развития ВОК. Для реализации данного принципа необходимо размещать нестабильных больных в соответствующих отделениях стационара, где возможен динамический мониторинг; медицинский персонал должен быть обучен выявлению ранних клинических признаков ухудшения состояния больного и алгоритму действий в данной ситуации.
Эффективным методом оценки состояния нестабильного больного, находящегося в критическом состоянии, является использование алгоритма ABCDE.
Мероприятия данного алгоритма направлены на выявление и немедленную коррекцию жизнеугрожающих нарушений. Переход к следующему этапу алгоритма возможен только после коррекции жизнеугрожающих нарушений на данном этапе.
A (airways, проходимость дыхательных путей):
o выполнить диагностику обструкции дыхательных путей (генерализованный цианоз, снижение или отсутствие дыхательных шумов и движений грудной клетки и живота, парадоксальные движения грудной клетки, участие вспомогательных дыхательных мышц, шумное дыхание, булькающие звуки, храп и др.)
o выполнить коррекцию жизнеугрожающих нарушений: приемы обеспечения проходимости дыхательных путей, аспирациия содержимого верхних дыхательных путей, кислородотерапия (целевая SpO2 94-98%, у больных обструктивными заболеваниями легких 88-92%).
B (breathing, дыхание):
o выполнить диагностику клинических признаков острой дыхательной недостаточности, определить причины ее развития.
o выполнить коррекцию жизнеугрожающих нарушений (кислородотерапия, вспомогательная вентиляция легких, искусственная вентиляция легких).
C (circulation, гемодинамика):
o выполнить диагностику острой сердечно-сосудистой недостаточности, определение причины ее развития и вида. Регистрация ЭКГ в 12 отведениях. Практически при всех критических состояниях (за исключением очевидно кардиального генеза шока) в качестве первичной причины шока следует заподозрить гиповолемию (до тех пор, пока не будет доказано обратное);
o показательным признаком нарушения периферической перфузии является симптом белого пятна. Для его оценки на 5 сек. сдавливают кожу кончика пальца, удерживая его на уровне сердца, с давлением, достаточным для побледнения кожи. Измеряют время, которое потребуется на возврат в месте сдавления цвета кожи до исходного, такого же, как и у окружающих тканей. В норме симптом менее 2 сек.;
o выполнить коррекцию жизнеугрожающих нарушений (остановка кровотечения, внутривенный доступ, забор анализов крови, инфузия кристаллоидов).