Положение военнослужащих срочной службы
Родители пытаются сделать всё возможное и невозможное, чтобы уберечь своих детей от Армии, вплоть до дачи взяток военным комиссарам.
Гарнизонный военный суд Великого Новгорода вынес приговор по делу бывшего военного комиссара Хвойнинского района подполковника Игоря Петрова. Военком за взятки внес в дела нескольких призывников ложные сведения о наличии у них заболеваний, освобождающих от военной службы. Суд приговорил Петрова к пяти годам лишения свободы, кроме того, лишил его офицерского звания.[48]
На военную службу в осенний призыв призвано 800 человек. Как правила, наши призывники служат в войсках на территории Ленинградского военного округа. Что касается войск, после военного призыва 293 человека служат в Сухопутных войсках, 32 человека – Военно-воздушных силах, 21 человек – в Военно-морском флоте, 98 человек - во Внутренних войсках. Каждый год призывники уходят служить в Президентский полк. Во время последнего призыва свое право на альтернативную гражданскую службу доказали два человека. Ими занимаются Минсоцздравразвития. За последние пять лет погибли двенадцать призывников. Только в двух случаях к их смерти имело отношение дедовщина, остальное – несчастные случаи.[49]
Есть проблема уклонистов. Удар наносят по призыву и такие факторы, как демографически неблагополучная ситуация новобранцев – все больше среди них людей с неоконченным средним образованием. Есть случаи, когда в армию идут парни всего с парой – тройкой классов за плечами. Вырисовывается стабильная неблагоприятная обстановка.
Каждый год во время призыва новгородские врачи на медкомиссии «бракуют» десятки призывников, а психиатры всё чаще выявляют олигофренов и шизофреников. Два раза в год медицинская комиссия военкомата Великого Новгорода обследует по нескольку тысяч призывников. Врачи констатируют: - «С каждым годом становится все меньше юношей, годных к строевой службе».
Врач-психиатр военного комиссариата Великого Новгорода сообщил: - «В среднем 15 -17 процентов новобранцев от общего числа, не подлежащих призыву, обнаруживают различные психические патологии. Более половины из них – наркоманы, около 13 процентов – имеют серьёзные травмы головы, 20 процентов – невротики и психопаты и 10 процентов - олигофрены. С каждым годом таких «призывников» среди будущих защитников Отечества выявляется все больше. Кроме отбраковки на стадии призыва, из армии комиссуются 2 – 3 новгородца, у которых психические заболевания выявляются в процессе службы. Иных больных невозможно выявить при первичном осмотре на медкомиссии. Скрытые дефекты психики могут проявиться под воздействием повышенных эмоциональных и физических нагрузок, без которых не обходится военная служба». Военные также говорят, что с каждым годом призыв проходит все труднее. Часть призывников нигде не работает и не учится, а многие не могут выполнить нормативов по физической подготовке. В последние годы разные лицеи, колледжи и обычные школы пытаются оборудовать компьютерные классы, но не спортивные залы. А за стенами учебных заведений большинство ребят не может заниматься физической культурой. Тренажеры и секции – по карману детям обеспеченных родителей или «олимпийскому резерву» Вот почему резерв армии стал хилым и болезненным. Плюс неполноценное питание, плюс социальные пороки. Врачи утверждают, что подавляющее большинство молодых людей с умственными отклонениями проживает в так называемых неблагополучных семьях. Родители таких призывников обычно сильно пьют, с низким уровнем воспитания, интеллекта и доходов. Армии от таких новобранцев – только вред.
Количество призывников, которых требует Минобороны от горвоенкомата, остается на уровне 2003 года - более 300 человек. В армию служить уходит только четверть из подлежащих призыву. Одни получают, отсрочу по линии образования, другие - из-за семейных проблем, третьи – по состоянию здоровья. Больных юношей по-прежнему много. Каких-либо «глобальных изменений в физическом состоянии призывников ожидать не приходится», - сказал комиссар Великого Новгорода.
До закона об альтернативной гражданской службе (АГС) уклонисты объясняли свой отказ Конституцией РФ. Она гарантировала им право на альтернативную службу. Теперь конституционной лазейки не осталось. Особенно упрямые новобранцы стали прямо заявлять: «Не хочу служить». За такие слова по ст.328 УК РФ могут дать два года тюрьмы. Статистика показывает, что прокуратура и суд на возбуждение дел по этой статье идут неохотно.
Есть и другая статистика – российского фонда «Право матери»: каждый год в мирное в нашей армии гибнет до трёх тысяч призывников. По закону родителям погибших выплачивают компенсации. Это 270 миллионов рублей (в виде страховых сумм, единовременных ритуальных пособий на погребение, пенсий по потере кормилица, льгот по квартире и т.д.). Это, примерно, 300 двухкомнатных квартир (по московским ценам) для военнослужащих контрактников. Ежегодно! А нам говорят, что нет денег на профессиональную армию.
За время чеченской кампании наша область потеряла 57 парней – молодых, сильных, здоровых. С горечью говорят кадровые военные и бывшие фронтовики «о предательстве» правительства – именно этим словом называют они решение политических вопросов ценой жизни своих граждан.
Положение душевнобольных
По состоянию на январь 2007 года 95% больных в психиатрической больнице лечатся добровольно, и только 5-7% - «не добровольно». Принудительно содержатся те, кто совершил преступление, но суд вместо тюрьмы приговорил их к лечению.
Психиатрическая Новгородская больница более закрыта, чем обычные места лишения свободы.
В последнее время, по свидетельствам работников Новгородской психиатрической больницы больного к ним привозят родственники или попечители, просят лечить, а с самим больным вопрос не согласовывают.
В Новгородской областной психиатрической больнице – 510 коек, которые никогда не пустуют. В развитых странах потребность в больничных местах составляет 3,37 на 10 тысяч населения, у нас – 14,4. По цифрам выходит, что показатель заболеваемости психическими расстройствами жителей Новгородской области неуклонно растет: в 1990 году он составлял 135 человек на 100тысяч, сейчас – почти вдвое больше. Алкогольный психоз, по сравнению с 1990 годом, увеличился в 10 раз. Инвалидов «по нервам» сейчас стало 838 на 100 тысяч против 434 в 1990-м. Что касается суицидов, то комментарии специалистов таковы: мужчины быстрее решаются наложить на себя руки, причем не редко делают это в состоянии опьянения.
Нетрезвый 27-ти семилетний новгородец решил покончить жизнь самоубийством, спрыгнул с шестого этажа, приземлился на крону дерево, и это спасло ему жизнь. Еще один подвыпивший новгородец без определенного места жительства упал с пешеходного моста через Волхов. Приземлился на асфальт и обошлось без серьезных последствий. Пытаясь повеситься, мужчина разбил голову о камень. Его нашли через несколько дней в 50 метров от его дома. Как рассказали родственники, он и раньше предпринимал попытку самоубийства – пытался утопиться. А на этот раз он повесился, привязав к дереву веревку. При этом веревка оборвалась, и, упав, самоубийца сильно разбил голову о валун. Что именно стало причиной смерти, сейчас выясняют валдайские судмедэксперты.[50] На самоубийства идут люди либо психически больные, либо алкоголики, у которых с психикой не все в порядке. А таковых в нашей области – тысячи. По данным на весну 2007 года, наркологическими службами Новгородской области зарегистрировано около 21 тысячи человек, страдающих наркологическими расстройствами. И 90 процентов из тех, кто стоит на учете, - это страдающие алкоголизмом и алкогольными психозами. Эти показатели Новгородской области превышают средние по России в 1,5 – 2 раза! Такое лидирующее положение наша область сохраняет, вот уже несколько лет. Причем большая часть тех, кто проходит лечение в скором времени вновь начинают пить. Такие данные привел заместитель главного врача областного наркологического диспансера «Катарсис» Зураб Джаши. Он же отметил рост наркологической, в том числе и алкогольной, зависимости среди молодежи и женщин, назвав ситуацию в целом «очень» тревожной». Страдающие алкоголизмом ежегодно пополняют ряды самоубийц. Бытует мнение, что чаще всего самоубийства происходят по причине психической ненормальности. Статистика, как ни удивительно, говорит обратное. Доцент И.Т. Соколова из института Бехтерева исследовала эту проблему на современном обществе. «Существует мнение о высокой вероятности психической патологии. Но на практике от всех суицидов психические больные составляют от 5 до 50 процентов. Стальные 50 процентов – это практически здоровые люди». Психиатру Маловишерской поликлиники Светлане Спиридонской не раз приходилось работать с людьми, которые пытались покончить жизнь самоубийством. Зачастую – это люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Кто-то борется до конца, а эти люди выход видят только один – уйти из жизни. Ужасает то, что суицидов год от года становится все больше. Даже в таком небольшом районе, как Маловишерский, ежегодно регистрируется 6-7 суицидов. Есть основания полагать, что в нынешнем году это цифра будет еще больше.
По словам заместителя главного врача областного психоневрологического диспансера, в нашей области наблюдается устойчивая тенденция к росту объема проводимых судебных медицинских экспертиз. Чаще всего причиной преступлений особой тяжести (например, убийство родителей детей и наоборот) является не психическое нездоровье, а «нехорошие» социальные условия. До самоубийства подростков доводит отсутствие взаимопонимания в семье, отсутствие взаимности в любви. Они не просто уходят из дома, они уходят туда, откуда не возвращаются.
Чаще всего с суицидным отравлением поступают девушки, у них более ранимая психика, - говорит заведующая отделом нарколого-амбулаторной помощи детям и подросткам Новгородского центра «Катарсис» Алла Дунчич. – Очень часто это результат психических заболеваний, для которых характерна сезонность обострения (весна и осень). Бывают у подростков и неврологические депрессии, но они со временем проходят.