Методы и средства профилактики профессиональных заболеваний
Содержание
Введение.. 3
Особенности умственного труда студента-педагога.. 5
Профессиональные заболевания студентов-педагогов и причины, способствующие появлению заболеваний.. 7
Методы и средства профилактики профессиональных заболеваний 13
Метод Шульца.. 14
Стретчинг.. 15
Растягивание по методу проприоцептивной нервно-мышечной стимуляции. 16
Профилактика нарушений зрения.. 22
Короткий комплекс гигиенической гимнастики. 23
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.. 24
Су Джок терапия.. 29
Лечебные коктели.. 32
литература.. 35
Введение
Без профессионально подготовленных и образованных кадров нет общественно-экономического прогресса. Для осуществления российской педагогикой качественного скачка в сфере образования необходимо решить задачу объединения научных технологий, уже освоенных отечественной педагогикой, с современными дидактическими технологиями.
В современных условиях определившийся ряд первоочередных задач неразрывно связан с кадровым обеспечением, подготовкой специалистов системы образования. Однако, решая вопросы профессиональной квалификации учителя, его этических и моральных качеств, обеспечения социального комфорта в условиях затянувшегося социально-экономического кризиса не следует забывать, что профессиональное долголетие учителя во многом определяется и зависит от состояния здоровья, уровня и характера заболеваемости индивида.
Труд учителя имеет свои особенности, которые могут отразиться на состоянии здоровья педагога. К основным факторам, негативно влияющим на здоровье педагога, относятся:
1. Интенсивная голосовая нагрузка, за счет которой формируется патология голосообразующего аппарата, ослабление звучности голоса (дисфония) или полное его отсутствие (афония).
2. Выраженное нервно-эмоциональное напряжение, которое трансформируется в психосоматическую патологию: гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неврозы, бронхиальную астму и прочее.
3. Напряжение органов зрения, которое приводит к быстрому утомлению глаз, снижению остроты зрения.
4. Малая двигательная нагрузка, проверка домашних заданий, подготовка к занятиям, сидя за столом формируют остеохондроз.
5. Длительное вертикальное положение при проведении занятий у части педагогов способствует развитию варикозного расширения вен на ногах, а у худых людей – к опущению внутренних органов.
6. Бактериальная и микробная обсемененность учебных помещений способствует частому заражению инфекциями, передающимися воздушно-капельным путем (особенно ОРЗ, гриппом) в период эпидемий.
С целью сохранения и укрепления здоровья педагогов необходимо уделять большое внимание разработке и внедрению социальных и медико-профилактических программ, направленных на формирование здорового образа жизни в учительской среде.
Особенности умственного труда студента-педагога
К умственному труду (интеллектуальному труду) относится деятельность, связанная с приемом и переработкой информации, требующая напряженного функционирования процессов внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы. Научно-технический прогресс с каждым годом увеличивает число лиц, выполняющих преимущественно умственную работу. У многих профессий с традиционным преобладанием физического труда в настоящее время имеется стойкая тенденция к увеличению доли умственного компонента. Для большинства современных профессий характерны ускоренный темп, резкое увеличение объема информации, дефицит времени для принятия решений, возрастание социальной значимости этих решений и личной ответственности.
Широко распространено ошибочное представление об умственном труде как труде легком. Такое представление основано на том, что при умственном труде энергетические затраты (а это один из главных критериев оценки тяжести труда) значительно ниже, чем при физическом. Если при тяжелом немеханизированном труде они могут достигать 350—400 и более ккал/ч, то при умственном обычно не превышают 150—200 ккал/ч. Это, однако, не дает оснований считать умственный труд легким даже в плане возможных неблагоприятных последствий занятия им для здоровья. Пренебрежение требованиями рациональной организации и гигиены при этом труде создают серьезные предпосылки нарушений здоровья и работоспособности.
В условиях научно-технического прогресса, когда наука становится непосредственной производительной силой общества, роль и значение умственного труда существенно возрастают.
В физиологическом отношении главной особенностью умственного труда является то, что при нем мозг выполняет функции не только координирующего, но основного работающего органа. При этом значительно активизируются аналитические и синтетические функции центральной нервной системы, усложняются прием и переработка информации, образуются новые функциональные связи, новые комплексы условных рефлексов, возрастают роль функций внимания, памяти, напряжение зрительного и слухового анализаторов и нагрузка на них.
Несмотря на существенные физиологические различия, деление трудовой деятельности на физическую и умственную несколько условно. По мере развития науки и техники границы между ними все более сглаживаются.
Тем не менее, ряд видов трудовой деятельности может быть отнесен к преимущественно умственной: управленческий труд, творческий (труд научных работников, писателей, художников, композиторов, артистов, архитекторов, конструкторов и др.), труд операторов и работающих за дисплеями ЭВМ, труд учителей и преподавателей, медицинских работников. Одну из наиболее многочисленных групп работников умственного труда составляют учащиеся и студенты. Для их трудовой деятельности характерны напряжение памяти, требует оптимальной концентрации и устойчивости внимания, хорошего восприятия. Обучение невозможно без контроля усвоения знаний, а это создает обязательные стрессовые ситуации (экзамены, зачеты, контрольные). В целом учебный процесс требует существенного напряжения основных психических функций.
В условиях современного обучения у студентов резко возрастает интенсификация умственного труда на фоне заметного снижения двигательной активности. Долгое вынужденное положение тела, отсутствие хорошо организованного рабочего места, частые пренебрежения гигиеническими требованиями к условиям обучения и отдыха, укоренившиеся пассивные виды отдыха — все эти неблагоприятные факторы сопровождают студенческую жизнь. Сначала они приводят к компенсаторным изменениям тонуса и силы мышц, к болезненным уплотнениям в них, а затем, вторично, к изменениям в межпозвонковых дисках и нервных корешках.
Повседневная учебная работа, зачетно-экзаменационные сессии с их интенсивной нагрузкой дважды в течение года, учебные и производственные практики — все это требует от студентов не только усердия, но и хорошего здоровья, хорошей подготовленности. Изучение многими исследователями бюджета времени студентов специальных учебных заведений показало, что общая нагрузка учебной работой, включая и самоподготовку, в различных вузах, по факультетам (отделениям) и курсам в учебном году значительно колеблется. Она определяется конкретными условиями, трудоемкостью и сложностью изучаемых дисциплин, уровнем предварительной подготовленности и, конечно, отношением самого студента к учебе.
Отчасти, умственный труд студентов-педагогов можно рассматривать как творческую деятельность или творческий труд, для которого характерны зарождение идеи, реализация которой осуществляется в творческом акте; концентрация знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений; сознательная и бессознательная работа над материалом, разложение и соединение, перебор вариантов, озарение; проверка и доработка.
Профессиональные заболевания студентов-педагогов и причины, способствующие появлению заболеваний
В вузы гуманитарного профиля поступает преимущественно ослабленный контингент, так как нет строго отбора по показателям здоровья. Результаты ежегодной диспансеризации студентов выявили группы заболеваний:
§ болезни органов опоры и движения (23%, из них на долю нарушений осанки приходится 57%);
§ заболевания сердечно-сосудистой системы (2%);
§ болезни дыхательного аппарата (1,5%);
§ заболевания органов зрения (4%);
§ заболевания мочевыделительной системы (2%);
§ болезни органов пищеварения (4%);
§ аллергические заболевания (4%).
У 41% студентов-гуманитариев выявлено наличие хронической патологии.
Профессия педагога связана с риском возникновения таких заболеваний, как нарушение голосообразования, неврозы, психосоматические расстройства, болезни органов зрения, остеохондроз, варикозное расширение вен нижних конечностей. Первые годы работы в школе, связанные с адаптацией к трудовой деятельности, характеризуются частыми простудными заболеваниями, аллергическими реакциями и формированием нейроциркулярной дистонии.
У ряда педагогов даже при небольшом стаже педагогической деятельности формируется патология голосообразования: афония и дисфония. Дисфония разной степени выраженности регистрируется у 40% педагогов, в основном – у учителей начальной школы, филологов, преподавателей иностранного языка.
Изучение функционального состояния организма у учителей выявило значительное напряжение таких интегрирующих систем как нервная и сердечно-сосудистая, нарастание данного напряжения к концу рабочего дня, рабочей недели, учебного года. В результате у большинства учителей определяется постоянная тревожность и у 40% - высокая кратковременная тревожность, а у 30% педагогов показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами. Психосоматическую природу имеют также «педагогические кризы», которые возникают у части учителей через 10-15 лет работы в школе, когда возникают ощущения усталости, раздраженности, неудовлетворенности результатами своего труда. При этом появление "педагогических кризов" совпадает с развитием гипертонической болезни, ишемической болезни сердца. В более старших стажевых группах появляются болезни психосоматической природы, такие, как бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, неврозы.
Малая двигательная активность ослабляет все функции организма и является общим условием для развития большинства заболеваний. Недостаточно развиваются центральные и периферические сосуды. Состояние организма, препятствующее широкой двигательной активности, оказывает и отрицательный психологический эффект. Низкая двигательная активность формирует наиболее общие особенности врачебно-педагогической характеристики учащихся, а именно:
§ Отставание в биологическом развитии, половом созревании, физическом и интеллектуальном развитии. Оно бывает выражено в той или иной мере в зависимости от степени общего снижения двигательной активности и конкретной формы заболевания. Отставание психического развития проявляется в трудном освоении теоретических предметов, слабости внимания, памяти и пр.
§ Недостаточное развитие двигательных качеств. При отклонениях в состоянии здоровья страдают все физические качества, но в большей мере выносливость к работе большой интенсивности. Иногда могут не страдать быстрота и сила сокращения отдельных мышечных групп при отставании общих скоростных и силовых качеств.
§ Снижение общих адаптивных свойств организма, высокая предрасположенность к заболеваниям. Это выражается главным образом в предрасположенности к простудным заболеваниям и к обострению хронически текущих болезней. При заболеваниях два и более раз в год организм следует считать ослабленным.
§ Ослабление общей работоспособности, проявляющееся в низких показателях учебной деятельности. Учащиеся быстро утомляются во время занятий. Срыв адаптационных и компенсаторных механизмов ослабленного организма, приводящий к обострению заболевания, может произойти как под воздействием значительных физических нагрузок, так и умственных, эмоциональных. Перегрузки легко вызываются неблагоприятными факторами среды и условий труда. Это создает особенно высокие требования к организации труда и отдыха, соблюдению оптимальных гигиенических условий. Кроме того, требуются дополнительные средства, снимающие утомление, восстанавливающие работоспособность.
§ Нарушение функциональных свойств организма и его систем, носящих общий характер. Одним из нарушений такого рода является ослабление функционального состояния центральной нервной системы. При гиподинамии повышается и возбудимость, и утомляемость под влиянием самых различных раздражающих факторов, нарушается способность нервной системы регулировать вегетативные функции (обменные процессы, дыхание, деятельность сердечно-сосудистой системы и т.д.) С этим связана общая утомляемость, раздражительность, неустойчивость настроения и общего самочувствия и т.п. Нарушение регуляции вегетативных функций является причиной повышенной реакции всех функциональных систем организма на физические нагрузки, и в первую очередь сердечно-сосудистой системы. Другим нарушением общего характера является ослабление функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Ряд заболеваний непосредственно затрагивает аппарат кровообращения и само сердце. Любое заболевание, сопровождающееся гиподинамией, приводит к ослаблению сердечной мышцы, уменьшению сети капилляров в тканях и к другим изменениям, ограничивающим функциональные возможности сердечно-сосудистой системы. Эти изменения определяют нерациональную реакцию сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки: чрезмерное учащение пульса или повышение кровяного давления, долгий период восстановления и др.
В условиях ограниченной двигательной активности недостаточно развиваются грудная клетка, участвующие в дыхании, недостаточна диффузия газов в легочной ткани из-за плохо развитой капиллярной сети малого круга кровообращения и т.д. Это создает недостаточность функции дыхательного аппарата при выполнении физических упражнений и предрасположенность легочной ткани, бронхиального дерева к воспалительным заболеваниям. Общим проявлением нарушения функциональных свойств организма являются также расстройства со стороны пищеварительной системы.
§ Неблагоприятное состояние опорно-двигательного аппарата. Общая мышечная слабость, гипотомия и гипотрофия приводят часто к нарушению осанки различного характера, к уменьшенной или чрезмерной подвижности суставов, деформации стоп.
Статистические данные о здоровье педагогов и студентов-педагогов говорят о следующем:
§ 10% учителей несколько раз в год отмечают у себя признаки дисфонии, у 52% дисфония бывает ежегодно, у 20% - изредка. Дисфония чаще отмечается среди учителей начальной школы, филологов, и ее частота нарастает по мере увеличения педагогического стажа.
§ Различные формы нарушения сна отмечает у себя 89% учителей, две трети педагогов предъявляют жалобы на частые головные боли, у 40% регистрируется стойкое повышение артериального давления. Признаки психоэмоционального перенапряжения чаще встречаются у преподавателей точных дисциплин и лингвистов, которые также нарастают с увеличением стажа педагогической деятельности.
§ Более 60% учителей для устранения психоэмоционального напряжения курят (27%), употребляют алкоголь (54%), переедают (33%), принимают снотворные или успокаивающие лекарственные препараты (56%).
§ Острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом 51% педагогов переболевает несколько раза год; один раз в год болеют 25%, реже одного раза в год – 24% педагогов. ОРВИ и грипп чаще отмечают у себя преподаватели общественных дисциплин и лингвисты.
§ В структуре заболеваемости по данным обращаемости преобладают болезни органов дыхания (26%), органов кровообращения (18%), органов пищеварения (15%), нервной системы и органов чувств (12%), инфекционные и паразитарные болезни (12%).
§ Для преподавания физико-математических дисциплин характерна высокая умственная нагрузка, выраженная гиподинамия, работа с вычислительной техникой, что также является фактором риска развития гипертонической болезни и ишемической болезни сердца.
§ Один из высоких уровней заболеваемости зафиксирован среди преподавателей-лингвистов. В структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания и системы кровообращения. У преподавателей-лингвистов высокий уровень заболеваемости во многом определяется выраженной нагрузкой на голосообразующий аппарат, необходимостью проведения дополнительных занятий с учащимися выпускных классов, интенсифицировать преподавание своего предмета.
§ Среди преподавателей начальной школы, естественных дисциплин, организаторы безопасности жизнедеятельности и валеологии, физической культуры уровень заболеваемости ниже среднего уровня, в структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания, а показатели обращаемости по поводу болезней органов кровообращения не превышают зафиксированного среднего уровня.
Опрос среди молодых специалистов - педагогов показал, что только 8% респондентов считают себя абсолютно здоровыми (рис. 1).
Рис. 1. Показатели здоровья специалистов-педагогов
Метод Шульца
Немецкий психолог И.Шульц разработал очень простой метод, который помогает полностью расслабиться, чтобы на время отключиться от скоростного ритма повседневной жизни. Именно неумение вовремя переключаться с одной проблемы на другую, невнимание к собственному организму подчас приводят к состоянию хронической усталости, депрессиям, заболеваниям нервной системы. Но если время от времени проводить релаксирующие упражнения, многих проблем со здоровьем можно избежать.
Упражнения следует выполнять не реже одного раза в день в течение нескольких месяцев.
1. Лёжа на коврике с закрытыми глазами, вызовите в себе силой мысли ощущение спокойствия, а затем – тяжести в левой руке. Этого можно достигнуть, говоря себе: «моя левая рука тяжела» и одновременно ощущая это. Потом таким же образом распространите ощущение тяжести на все тело. После этого согните руки в локтях и сделайте 2-3 глубоких вдоха. Повторите то же с другой рукой.
2. Положите руку на область сердца. Постарайтесь ощущать его биение всем телом. Потом таким же образом внушите себе: «всё моё тело дышит».
3. Освоив предыдущие упражнения, научитесь расслаблять мышцы пресса. Для этого сосредоточьтесь мысленно на области солнечного сплетения и подумайте: «моё солнечное сплетение тёплое-тёплое». Скоро вы почувствуете, как вы будто погружаетесь в горячую ванну – вам тепло, вы тяжелы, вас укачивают ритм собственного дыхания и биение сердца.
4. Научитесь создавать особый температурный режим головы. Сосредоточьтесь на словах: «мой лоб приятно прохладен». Вы должны научиться концентрироваться до такой степени, чтобы ваши сосуды на лбу сужались и вы ощущали как бы дуновение прохладного ветерка.
Занимайтесь этой методикой тогда, когда вас ничто не будет смущать и никто не помешает. Не делайте упражнения сразу после еды – желудок не должен отвлекать вас. Но и голодным быть не следует – это не поможет сосредоточиться.
Стретчинг
Для выработки правильной осанки, что немаловажно для правильного дыхания и, как следствие, хорошего снабжения организма кислородом, можно порекомендовать следующий комплекс упражнений:
1. Встать, держа кисти рук на затылке. Наклонить голову вперед, после чего медленно отвести ее назад, оказывая при этом несильное сопротивление руками. Выполнить 14 раз.
2. Взять в руки легкие гантели. Наклониться, прогнувшись, вперед, стараясь держать спину прямой. Отвести руки назад, прогнуться, пытаясь соединить лопатки, после чего вернуться в исходное положение. Выполнить 14 раз.
3. Лечь на спину, держа руки вдоль туловища. Согнуть ноги, поставив ступни на пол. Поднять туловище, помогая себе локтями, ступнями и затылком, и задержаться в этом положении около 5 секунд, после чего — вернуться в исходное положение. Выполнить 14 раз.
4. Лежа, как в предыдущем упражнении, выпрямить ноги. Прогнуться, опираясь о пол локтями, не поднимая таза, и задержаться в этом положении около 5 секунд, после чего вернуться в исходное положение. Выполнить 14 раз.
5. Лечь, согнув ноги и держа руки вдоль туловища. Приподнять таз, помогая себе затылком и локтями, прогнуться и продержаться в этом положении 5 секунд. Выполнить 6 раз.
6. Лечь на спину, держа ноги выпрямленными, а руки — вдоль туловища. Приподнять туловище, помогая себе головой, руками и пятками, слегка прогнуться. Выполнить 6 раз.
7. Лечь на живот, держа руки вдоль туловища. Затем завести руки за спину и сомкнуть их «замком». Приподнять голову, плечи, прямые руки и одну из ног, прогнуться и задержаться в этом положении на 5 секунд. Ноги следует чередовать. Выполнить 10 раз.
8. Лечь на живот, положив руки вдоль туловища. Затем поднять руки и положить их на затылок. Потянувшись головой в направлении стоп, приподнять голову, плечи и сомкнутые ноги. Выполнить 8 раз.
9. Лечь на живот, расположив руки вдоль тела. Затем вытянуть руки вперед и приподнять их вместе с выпрямленными ногами, головой и плечами. Прогнуться и задержаться в этом положении на 5 секунд. Выполнить 5 раз.
10. Сесть на пол, опершись руками сзади. Приподняв таз, отвести голову назад, прогнуться и задержаться в этом положении на 5 секунд. Выполнить 10 раз.
11. Сесть в позицию предыдущего упражнения. Приподняв туловище, отвести голову назад. Затем приподнять одну из ног, опираясь на другую. Ноги надлежит чередовать. Выполнить 10 раз.
12. Взять стул и сесть к нему спиной. Положить голову на сиденье. Приподнять туловище, опираясь головой о стул и задержаться в этом положении на 5 секунд. Выполнить 8 раз.
Су Джок терапия
В переводе с корейского языка «су» - это кисть, «джок» - стопа. А су джок - это древний метод лечения с воздействием на кисти и стопы. Восточные мудрецы давно заметили, что в строении кисти и стопы проявляется удивительное подобие строению человеческого тела! На них расположены особые точки, связанные со всеми органами и системами нашего тела.
В су джок существует также несколько систем, по которым определяют точки соответствия органам. Самая простая из них - так называемая система насекомого, по которой мы и будем ориентироваться в выборе точек.
Тело человека состоит из туловища и отходящих от него пяти «лучей» - головы, рук и ног. Ладонь и пять пальцев-лучей по строению напоминают наше тело. Голова и шея - это большой палец, имеющий две фаланги. Конечности состоят из трех частей; в каждой руке выделяют плечо, предплечье и кисть; в каждой ноге - бедро, голень и стопу. Каждый из четырех пальцев кисти, со второго по пятый, состоит из трех фаланг. Эти признаки подобия указывают на то, что большой палец соотносится с головой, третий и четвертый - с ногами, а второй и пятый - с руками. Проекция тела человека на кисть называется «Основная система».
Надо найти точки, воздействие на которые поможет избавиться от простуды. В зависимости от симптомов заболевания это могут быть точки соответствия носу и его придаточным пазухам, небным миндалинам, гортани, трахее, бронхам, легким.
В упомянутой нами системе насекомого ногтевые фаланги пальцев рук и ног соответствуют голове, средние - груди.
Чтобы не ошибиться в выборе предполагаемой точки, надавите на нее указательным пальцем. Вы почувствуете углубление, а также пульсацию или боль.
• Насморк. Точки располагаются почти в центре ногтевых фаланг (у основания ногтей и прямо под подушечками пальцев). После правильного воздействия на эти точки вы сразу почувствуете облегчение носового дыхания.
• Боль в горле. Точки соответствия гортани, небным миндалинам расположены между ногтевой и средней фалангами каждого пальца, как раз на сгибе. После воздействия на них в горле появляется ощущение приятного тепла.
• Кашель. Точки соответствия органам дыхания расположены на средних фалангах, посередине. При кашле надо воздействовать и на точки соответствия гортани.
Как воздействовать на точки, чтобы избавиться от простуды? сначала остановимся на самом доступном ручном массаже и его приемах.
1.Прерывистое давление. Это сильное давление одним или несколькими пальцами, а также костяшками пальцев.
2.Защипывание. Кожу с мышечными тканями захватывают с сильным давлением большим и указательным пальцами до появления стойкого покраснения. Очень эффективно для стимуляции зон соответствия легким.
3.Трение. Растирающие движения должны быть очень интенсивными, их делают одним или двумя пальцами. Особенно удобно растирать зоны соответствия голове. Эти зоны находятся на кончиках пальцев рук и ног.
4.Вибрация. Сильные вибрирующие движения несколькими пальцами. Частота вибрации 160-180 колебаний в минуту.
5.Вращение. Круговые движения со значительным давлением одного или нескольких пальцев в области зоны соответствия. Частота - около 60 вращений в минуту.
При простуде каждую точку массируют 3-5 минут. После правильно проведенного массажа появляются покраснение кожи и ощущение тепла.
Некоторые приемы массажа удобно применять с использованием подручных средств. Это медные монеты, небольшие камешки (гладкие и теплые) или деревянные гладко обструганные палочки длиной 5-10 см.
При насморке, кашле, болях в горле можно воспользоваться и семенами растений. Избавиться от простуды помогут семена редиса, черного перца, чечевицы, гречихи, гороха, лимона.
Считается, что семена обладают большим запасом жизненной энергии, необходимой для развития нового растения. При закреплении семян на точках соответствия они «пробуждаются», их биологические поля вступают во взаимодействие с больными органами, энергетика которых начинает восстанавливаться. Поэтому для лечения выбирают неповрежденные и способные прорасти семена.
Для лечения на нужные точки кисти (или стопы) закрепляются с помощью пластыря различные семена: гречихи, риса, яблочные косточки и т.п. Каждые 3-4 часа нужно делать легкий массаж точек: нажимать на семена, одновременно выполняя вращательные движения. Зуд, покалывание, боли, ощущение тепла -это первые сигналы того, что началось воздействие природной энергии семян на активные точки.
При болях в грудном отделе позвоночника они расположены на тыльной стороне кисти; в тазобедренных суставах - у основания третьего и четвертого пальцев. Боли в сердце контролируются точкой на большом пальце, а при ишемической болезни нужно воздействовать на точки, находящиеся на внутренней части ладони у основания большого пальца и на средней фаланге указательного пальца.
Но для каждого заболевания важно еще подобрать наиболее подходящее семя - так эффект Су Джок терапии будет сильнее.
Как правило, для лечения заболеваний внутренних органов используют семена с подобной им формой. Так, при заболеваниях почек приклеивают семена фасоли; при сердечных болезнях - семена калины, гречки или тыквы. Болезни поджелудочной железы можно лечить виноградными косточками. Ягоды рябины, калины, боярышника растут гроздьями, напоминающими по форме тромб, поэтому их семена используют для уменьшения свертываемости крови и профилактики тромбообразования. Семена граната помогают при нарушениях слуха и зрения; ячменя - при подагре; льна и гречихи -при зубной боли; гороха - при анемии и мочекаменной болезни.
Лечебные коктели
Для утоления жажды давно используют фруктовые и овощные соки. Известно, что соки – отличное средство профилактики и лечения различных заболеваний. Тем более что биологически активные вещества без задержек поступают в организм и быстро усваиваются. Речь идёт о свежеотжатых овощных и фруктовых соках.
Все плодовые соки – прекрасное средство для профилактики заболеваний кровеносной системы. К тому же они стимулируют обмен веществ, способствуют выведению шлаков из организма.
Яблочный сок помогает при подагре, повышенном кровяном давлении и заболеваниях щитовидной железы. Полезен он при малокровии, атеросклерозе и ожирении.
Сок земляники рекомендуют при гипертонии, атеросклерозе, подагре и желчнокаменной болезни.
Грушевый сок является отличным мочегонным средством.
Сок вишни укрепляет стенки кровеносных сосудов и полезен при малокровии.
Сливовый сок с мякотью рекомендуется при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, атеросклерозе и ревматизме.
Сок из черешни, сливы, малины и абрикоса показаны людям с повышенной кислотностью желудка.
Яблочный, вишневый, персиковый соки, а также соки из черной и красной смородины и цитрусовых полезны страдающим гастритом с пониженной кислотностью.
Овощные соки – источник не только витаминов, но и биологически активных веществ (клетчатка, органические кислоты, эфирные масла, пектиновые соединения).
Все овощные соки (кроме картофельного) рекомендуются для профилактики и лечения гастрита с пониженной кислотностью и заболеваний желчного пузыря.
Морковный, капустный, свекольный, брюквенный, огуречный и редечный соки полезны людям с нарушенной перистальтикой.
Тыквенные сок считается одним из лучших мочегонных средств. Особенно полезен при болезнях сердца, почек, при ожирении, гипертонии, холецистите.
Картофельный сок – отличное средство для очищения организма. Полезен он и при лечении гастрита, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки с повышенной кислотностью содержимого. В смеси с морковным соком и соком сельдерея (в равных пропорциях) его рекомендуют при нервных расстройствах.
Свекольный сок - самый ценный для крови: стимулирует образование эритроцитов; очищающее средство для печени, почек, желчного пузыря, помогает при неврозе и бессоннице, одно из лучших средств при гипертонической болезни и атеросклерозе.
Томатный сок показан при нарушении обмена веществ, заболеваниях сердечно-сосудистой системы и пищеварительного тракта.
Сок петрушки один из самых сильнодействующих, 30-60 мл – максимальная доза. Отличное средство при заболеваниях мочеполовой системы, рекомендуется при камнях в почках, в желчном и мочевом пузыре, при нефрите; полезен при катаракте и коньюктивите.
Если из свежеотжатых соков овощей и фруктов делать смеси, они способны оказывать более эффективную лечебную и профилактическую помощь.
При аллергии, артрите, астме: 170 мл морковного сока, 140 мл свекольного сока, 140 мл огуречного сока и 230 мл сока сельдерея. От различных желудочных заболеваний: морковный сок – 283 мл, свекольный и огуречный – по 85 мл. При язвенной болезни желудка для профилактики обострения – 1 стакан капустного сока за 40 минут до еды. При изжоге– 1/3 стакана капустного сока 2-3 раза в день за полчаса до еды. Если у вас колит, приготовьте напиток из 230 мл морковного и 230 мл яблочного соков. При язве желудка полезна смесь из 230 мл морковного сока, 110 мл капустного и 110 мл сока сельдерея. При постоянных головных болях: 230 мл морковного сока, 140 мл яблочного и 85 мл сока шпината. Или приготовьте такой коктейль: морковный сок – 198 мл, сок сельдерея – 113 мл, сок петрушки – 57 мл и сок шпината – 85 мл. При упорных головных болях – 1/3 стакана картофельного сока 2-3 раза в день за 20 мин до еды. При сердечно - сосудистых заболеваниях принимайте смесь из 200 мл морковного сока, 110 мл сока сельдерея, 55 мл сока петрушки и 85 мл сока шпината. От нервных расстройств полезна смесь из 230 мл морковного сока и петрушки. Коктейль, смешанный из равного количества соков брюссельской капусты, моркови, листового салата и стручковой фасоли, исключительно полезен при диабете. При малокровии (анемии), атеросклерозе сосудов и гипертонии: смесь свекольного и морковного соков (1:4) по ¼ стакана 3-4 раза в день.
Курс лечения соками – 1,5 месяца. Принимать их следует в 2-3 приема перед едой. Дневная доза не должна превышать 0,5 литра. Все соки должны быть свежеотжатыми.
литература
1. Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — 2-е изд., стер. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 608 с.
2. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие / С.А. Боровикова, Т.П. Водолазская, М.А. Дмитриева, Л.Н. Корнеева; Ред. Г.С. Никифоров; Санкт - Петербургский государственный университет. - СПб: Изд-во СПбГУ, 1991. - 152 с
3. Савченко, В.А., Волненко, Н.Г. Оптимизация планирования физических нагрузок студентов с учетом психофизиологических особенностей их организма. // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации – 2008. - № 1(24). – С.9.
4. Таптапова, С. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса: Кн. для логопеда. — М.: Просвещение, 1984. — 112 с.
5. Федоткин, А.Ю., Лобов, А.Н., Волченкова, О.В. Современный взгляд на состояние здоровья студентов и влияющие на него факторы. // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации – 2008. - № 4(27). – С.63.
6. Чумаков, Б.Н. Валеология: Учеб. пособие./ Б.Н. Чумаков. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 407 с.
Содержание
Введение.. 3
Особенности умственного труда студента-педагога.. 5
Профессиональные заболевания студентов-педагогов и причины, способствующие появлению заболеваний.. 7
Методы и средства профилактики профессиональных заболеваний 13
Метод Шульца.. 14
Стретчинг.. 15
Растягивание по методу проприоцептивной нервно-мышечной стимуляции. 16
Профилактика нарушений зрения.. 22
Короткий комплекс гигиенической гимнастики. 23
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.. 24
Су Джок терапия.. 29
Лечебные коктели.. 32
литература.. 35
Введение
Без профессионально подготовленных и образованных кадров нет общественно-экономического прогресса. Для осуществления российской педагогикой качественного скачка в сфере образования необходимо решить задачу объединения научных технологий, уже освоенных отечественной педагогикой, с современными дидактическими технологиями.
В современных условиях определившийся ряд первоочередных задач неразрывно связан с кадровым обеспечением, подготовкой специалистов системы образования. Однако, решая вопросы профессиональной квалификации учителя, его этических и моральных качеств, обеспечения социального комфорта в условиях затянувшегося социально-экономического кризиса не следует забывать, что профессиональное долголетие учителя во многом определяется и зависит от состояния здоровья, уровня и характера заболеваемости индивида.
Труд учителя имеет свои особенности, которые могут отразиться на состоянии здоровья педагога. К основным факторам, негативно влияющим на здоровье педагога, относятся:
1. Интенсивная голосовая нагрузка, за счет которой формируется патология голосообразующего аппарата, ослабление звучности голоса (дисфония) или полное его отсутствие (афония).
2. Выраженное нервно-эмоциональное напряжение, которое трансформируется в психосоматическую патологию: гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неврозы, бронхиальную астму и прочее.
3. Напряжение органов зрения, которое приводит к быстрому утомлению глаз, снижению остроты зрения.
4. Малая двигательная нагрузка, проверка домашних заданий, подготовка к занятиям, сидя за столом формируют остеохондроз.
5. Длительное вертикальное положение при проведении занятий у части педагогов способствует развитию варикозного расширения вен на ногах, а у х