Председатель методического совета ИСОТ

Кандидат педагогических наук _________________ Ю.С. Митина

Программа пересмотрена на заседании кафедры ____________________________

Внесены следующие изменения (или изменений не внесено):__________________

______________________________________________________________________

Протокол №____от «____»__________ 20__ г.

Зав. кафедрой: ________________________________________________________

Ведущий менеджер ООП ИСОТ

Кандидат педагогических наук ____________________ С.Г. Шпилевая

СОДЕРЖАНИЕ

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

«Психотерапия и психологическое консультирование»

ПРОГРАММНО-ПЛАНИРУЮЩИЙ БЛОК

1. Пояснительная записка………………………………………….…………………....4

2. Тематический план (1)..……………………………………………………….……....7

Тематический план (2) ………………………………………………………………..8

3. Содержание учебной дисциплины…………………………………………………..9

4. Тематика самостоятельных и курсовых работ ………………………………….....20

5.Материалы для контроля уровня знаний умений навыков и компетенций студентов………………………………………………………………………………………..29

6. Критерии выставления итоговой оценки………………………………………….30

7. Список литературы…………………………………………………….………….…31

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

8. Теоретическая часть………………………………………………………......…..…32

9. Методические рекомендации по преподаванию и изучению дисциплины….…86

10. Глоссарий………………………………………………….………………....……..87

ДИАГНОСТИКО-КОНТРОЛИРУЮЩИЙ БЛОК

11. Проверочные тесты……………………………………………………………..….93

БЛОК НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

12. Перечень…………………………………..………………………….…..………....96

1. ПРОГРАММНО-ПЛАНИРУЮЩИЙ БЛОК

Пояснительная записка

1.1. «Психотерапия и психологическое консультирование» относится к циклу дисциплин направления, модуль 3 «Методология и методы психолого-педагогической деятельности» (Б3.В.ОД.11), (Б3.В.ОД.5).

1.2. Основные требования к начальной подготовке, необходимые для успешного изучения дисциплины «Психотерапия и психологическое консультирование»

№ п/п Предшествующая дисциплина Знания, умения и готовности обучающегося (из ООП)
1. Общая психология Знать основные закономерности возникновения и развития психики в филогенезе, психические явления, процессы и состояния. Знать основы динамики протекания психических процессов. Уметь выделять предмет психологического исследования, Уметь дифференцировать и выделять признаки наблюдаемых явлений в поведении индивида.
2. Педагогика Знать закономерности-соотношения развития и обучения, управление познавательными процессами, влияние одного человека на другого, психологические механизмы формирования личности. Знать особенности воспитания в педагогическом процессе: - методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом; - способы управления образовательными системами.
3. Возрастная психология Знать периодизацию возрастного развития, особенности развития психики в разных возрастных периодах; сензитивные периоды развития личности и присущие им особенности поведения индивида в группе.
4. Психодиагностика Знать методы и уметь применять основные методы диагностического исследования индивида в группе; уметь диагностировать групповые явления и процессы (социометрия и др.).
5. Математические методы в психологии Знать основные методы математико-статистической обработки данных диагностики групповых явлений и процессов


1.3. Цель освоения дисциплины.

Цель освоения дисциплины «Психотерапия и психологическое консультирование» - сформировать компетенции указанные в ФГОС ВПО (п.1.4. данной Программы).

Задачи изучения дисциплины «Психотерапия и психологическое консультирование» являются:

- создавать теоретико-методологическую основу для усвоения знаний о научно-психологических исследованиях по проблемам развития и коррекции;

- формировать систему знаний о целях и задачах использования психотерапевтических методов в психологическом консультировании;

- формировать умения видеть и дифференцировать педагогические и психологические явления;

- развивать способность к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики ребенка;

- стимулировать самостоятельную деятельность студентов;

- формировать у обучающихся навыки самостоятельного изучения учебной и научной литературы в объеме достаточном для их будущей профессиональной деятельности.

1.4. Компетенции, формируемые у обучающегося в результате освоения дисциплины «Психотерапия и психологическое консультирование».

№ п/п Код компетенции Содержание компетенции
ОПК - 1 Обучающийся должен обладать способностью учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях
ОПК-3 Обучающийся должен обладать способностью и готовностью использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов
ОПК- 8 Обучающийся должен обладать способностью понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики
ПКД-5 Обучающийся должен обладать способностью осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками
ПКД-6 Обучающийся должен обладать способностью осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников
ПКД-10 Обучающийся должен обладать способностью и готовностью к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики ребенка
ПКД-10в   Обучающийся должен обладать готов к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики ребенка.

1.5. Перечень знаний, умений и владений студента в результате освоения дисциплины (в соответствии с указанными в ООП):

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- психологические основы межличностного взаимодействия с учетом индивидуальных психологических особенностей человека (темперамента, характера, психосоциотипа);

- основные психотерапевтические направления

- основные методы и приемы психологического консультирования;

- методы психической регуляции и саморегуляции

- психологические основы профессионального взаимодействия и консультативной работы;

- приемы вербального и невербального общения;

- приемы аттракции;

- способы психологической диагностики;

- способы предупреждения конфликтов и разрешения конфликтных ситуаций;

- правила оформления отчетов и публикаций;

Уметь:

- понимать собственные установки, позиции, отношения, потребности и мотивации;

- наблюдать, воспринимать и понимать психологическое проявление и своеобразие других людей;

- проводить наблюдение за психическими состояниями человека в консультативном процессе;

- использовать методы психологической диагностики и самодиагностики;

- обосновывать свою позицию в ситуации выбора различных коррекционных подходов;

- применять на практике основные методы и приемы психологического консультирования;

- применять на практике различные методы изучения психологической реальности;

Владеть:

- основными приёмами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состоянии, характеристик психических процессов, различных видов деятельности;

- современными образовательными технологиями, способами организации учебно-воспитательной деятельности, формами и методами контроля качества образования;

- способами саморазвития и самосовершенствования как студента и как профессионала;

- навыками анализа своей деятельности как профессионального педагога с целью оптимизации собственной деятельности;

- приёмами подготовки и проведения практических занятий.

2.

Тематический план учебного курса «Психотерапия и психологическое консультирование» (1) 050400.62 ДПП очное

Темы Количество часов и зачетных единиц
Всего в том числе
Лекции Практ. занятия Самос-тоят. работа
Тема 1. Введение. Определение сущности психотерапии и психологического консультирования -
Тема 2. Требования, предъявляемые к психологу-консультанту
Тема 3. Профессиональная подготовка психолога-консультанта -
Тема 4. История становления психотерапии -
Тема 5. Психотерапия в России
Тема 6. Основные психотерапевтические направления и методы
Тема 7.Методы психической регуляции и саморегуляции
Тема 8. Подготовка и проведение психологического консультирования
Тема 9. Этические принципы психотерапии и психологического консультирования -
Тема 10.Этапы и процедуры психологического консультирования
Тема 11. Техника психологического консультирования
Тема 12. Тестирование в практике психологического консультирования
Тема 13. Оценивание результатов психологического консультирования
Тема 14. Причины недостаточной результативности психологического консультирования
Итого часов
Итого по дисциплине  
6 ЗЕ  

Включая консультации и зачеты – 12 часов, экзамен - 36 часов

(2) 050400.62 ДПП Z

Темы Количество часов и зачетных единиц
Всего в том числе
Лекции Практ. занятия Самос-тоят. работа
Тема 1. Введение. Определение сущности психотерапии и психологического консультирования -
Тема 2. Требования, предъявляемые к психологу-консультанту
Тема 3. Профессиональная подготовка психолога-консультанта -
Тема 4. История становления психотерапии -
Тема 5. Психотерапия в России
Тема 6. Основные психотерапевтические направления и методы
Тема 7.Методы психической регуляции и саморегуляции
Тема 8. Подготовка и проведение психологического консультирования
Тема 9. Этические принципы психотерапии и психологического консультирования
Тема 10.Этапы и процедуры психологического консультирования
Тема 11. Техника психологического консультирования
Тема 12. Тестирование в практике психологического консультирования
Тема 13. Оценивание результатов психологического консультирования
Тема 14. Причины недостаточной результативности психологического консультирования
Итого часов
Итого по дисциплине  
8 ЗЕ  

Включая консультации и зачеты – 13 часов.

3. Содержание дисциплины.

3.1. Содержание основных тем курса

№ п/п Наименование темы Основные понятия (категории) и проблемы, рассматриваемые в теме Код формируемых компетенций Основная литература
1. Тема 1. Введение. Определение сущности психологического консультирования Определение сущности психологического консультирования. Место проведения психологического консультирования. Время, необходимое для консультации. Понятие о зоне психологического риска. Основные причины обращения к психологу-консультанту: неуверенность в себе, угроза повторения тяжелых душевных переживаний, невозможность самостоятельно решить возникшую жизненную проблему, душевные расстройства, одиночество. Любопытные и скандальные люди как потенциальные клиенты. Необходимость одинаково уважительного отношения психолога-консультанта ко всем клиентам и оказание помощи всем, кому это необходимо. Отличие психологического консультирования от индивидуальной и групповой психотерапии по целям, задачам, частоте, непрерывности и длительности контактов психолога с клиентом, по активности ролей, выполняемых психологом и клиентом, по их ответственности и стилю общения. Отличие психотерапевта и психолога-консультанта по степени владения методами психокоррекции. Применение психологического консультирования вместе с другими методами практического психотерапевтического воздействия. Анализ проблемы клиента. Информирование клиента. Изучение клиента как личности. Формулирование рекомендаций, оказание текущей помощи клиенту. Психопрофилактическая работа консультанта с клиентом. Сообщение клиенту элементарных практических психологических знаний. Виды психологического консультирования, их классификация. Зависимость видов психологического консультирования от личностных особенностей клиента и от его проблем. Пять основных условий, обеспечивающих результативность психологического консультирования. Действительность психологической проблемы клиента. Наличие у психолога-консультанта соответствующей профессиональной подготовки и опыта проведения психологического консультирования. Достаточная длительность психологической консультации. Необходимость соблюдения клиентом рекомендаций, данных психологом-консультантом. Благоприятная обстановка для проведения психологического консультирования. ОПК-1 ПКД-10 ПКД-10в   3,4,5
2. Тема 2. Требования, предъявляемые к психологу-консультанту Понятие об общем профессиональном образовании психолога-консультанта. Необходимость для психолога-консультанта иметь общее высшее и специальное профессиональное образование, а также достаточный опыт проведения практического психологического консультирования. Основные вопросы, на которые должен уметь отвечать профессионально подготовленный психолог-консультант. Личностные качества психолога-консультанта. Кодекс профессиональной этики практического психолога, его основные положения, применимые к работе психолога-консультанта. Отношение психолога-консультанта к фактам непрофессионального использования психологического консультирования. Качества, проявляемые хорошим психологом-консультантом в личном общении с клиентом. Требования, предъявляемые к ситуации психологического консультирования. Оптимальные условия проведения психологического консультирования. Специальные требования, предъявляемые к различным видам психологического консультирования. Основное содержание специальных требований к психологическому консультированию. Причины, по которым эти требования выделяются и рассматриваются отдельно. Особые требования к психологу-консультанту и к психологическому консультированию в интимно-личностной сфере. Специфика психолого-педагогического консультирования, необходимость наличия собственного опыта педагогической работы у психолога-консультанта. Сложные педагогические ситуации и их разрешение. ОПК-1 ОПК-8 ПКД-10 ПКД-10в   3,4,5
3. Тема 3. Профессиональная подготовка психолога-консультанта Специальные знания и умения профессионально подготовленного психолога-консультанта, пути их получения. Необходимость знания психологом-консультантом организации психологической консультации. Содержание общей и профессиональной подготовки психолога-консультанта. Специальная профессиональная подготовка психолога-консультанта. Учебные дисциплины, которые должен изучить психолог-консультант. Необходимость приобретения начинающим психологом-консультантом опыта практической работы. Основные аспекты профессиональной подготовки психолога-консультанта. Отличие работы психолога-консультанта от исследования ученого-психолога и от учебной деятельности преподавателя психологии. Необходимость систематического повышения психологом-консультантом своей профессиональной квалификации. Основные направления повышения квалификации и совершенствования работы практикующего психолога-консультанта. ОПК-1 ОПК-8 ПКД-10 ПКД-10в   1,3,4,5
4. Тема 4. История становления психотерапии Плюрализм психотерапевтического знания. Основные этапы становления психотерапии в истории (Античность, Средние века, Новое время). Отщепление психотерапии от религии и медицины. Психоанализ как первая форма вневрачебной психотерапии. Эволюция психоанализа. Проблемы интеграции психотерапии и медицины, психотерапии и психологии. Научный статус современной психотерапии. ОПК-1 ОПК-8 ПКД-10 ПКД-10в   4,5,6
5. Тема 5. Психотерапия в России Дореволюционная отечественная психотерапия. Советская психотерапия. Современная отечественная психотерапия. Монизм и плюрализм в современной отечественной психотерапии. Интеграционные и дезинтеграционные тенденции в современной психотерапии. Социальные и психологические факторы, стимулирующие развитие психотерапии. Социальный запрос в психотерапии и степень его удовлетворения. Сфера парапсихотерапевтических услуг. Психотерапия как сфера деятельности. Социальное развитие и психотерапия. ОПК-1 ОПК-8 ПКД-10 ПКД-10в   4,5,6
6. Тема 6. Основные психотерапевтические направления и методы Классический психоанализ. Индивидуальная психология. Гештальт-терапия. Когнитивная психотерапия. Транзактный анализ. Психосинтез. Психогенетика. Нейролингвистическое программирование. ПКД-5 ПКД-6 ПКД-10 ПКД-10в 1,2,8
7. Тема 7. Методы психической регуляции и саморегуляции Защитные механизмы, техники и приемы приспособления. Совладание и переживание. Аутогенная тренировка. Ребефинг и медитация. Релаксация. Гипнотерапия. Психодрама. Музыкотерапия. Танцевальная терапия. Аверсивная терапия. Игровая терапия. Модификация поведения. Семейная терапия. Телесно-ориентированная психотерапия ОПК-1 ПКД-6 ПКД-10 ПКД-10в    
8. Тема 8. Подготовка и проведение психологического консультирования Выбор и оборудование помещения для проведения психологического консультирования. Регистрационный журнал психологической консультации. Картотека клиентов психологической консультации. Хранение конфиденциальной информации о клиентах. Предоставление клиенту возможности устроиться на месте, успокоиться и настроиться на разговор с психологом-консультантом. Практические пути решения психологом-консультантом запоминания информации, которую сообщает ему клиент во время общения. Действия психолога-консультанта по окончании рассказа клиента. Типичное поведение клиента по окончании рассказа. Необходимость проведения тестового психологического обследования клиента, действия психолога-консультанта в случае такой необходимости. ПКД-5 ПКД-6 ПКД-10 ПКД-10в   1,6,8
9. Тема 9. Этические принципы психотерапии и психологического консультирования Нравственные, моральные и юридические аспекты регуляции психотерапевтической деятельности. Профессиональные этические кодексы. Внутренняя психотерапевтическая этика. Этические коллизии в деятельности психотерапевта. Основные этические принципы психотерапевтической этики (анонимность, конфиденциальность, клиентоцентрированность, безоценочность, делегирование ответственности клиенту). Этичность и эффективность психотерапии. Психологический статус этических принципов. ОПК-1 ОПК-8 ПКД-10 ПКД-10в     3,4,5
10. Тема 10. Этапы и процедуры психологического консультирования Первый, подготовительный, этап психологического консультирования, его особенности. Специфика второго, настроечного, этапа психологического консультирования. Третий, диагностический, этап психологического консультирования. Четвертый, заключительный, этап психологического консультирования. Пятый, контрольный, этап психологического консультирования. Время, необходимое для проведения каждого из этапов консультирования. Понятие о процедуре психологического консультирования. Основные процедуры психологического консультирования. Связь процедур психологического консультирования с его этапами. ПКД-5 ПКД-6 ПКД-10 ПКД-10в   6,8,12
11. Тема 11. Техника психологического консультирования Понятие о технике и технических приемах психологического консультирования. Связь техники психологического консультирования с его этапами и процедурами. Универсальная и специальная техника психологического консультирования. Приемы, помогающие психологу-консультанту снять излишнюю напряженность у клиента. Общая подготовка психолога-консультанта к началу разговора с клиентом. Формы речевого этикета, которые полезно знать и уметь применять психологу-консультанту в начале беседы с клиентом (приветствие, приглашение, обращение с вопросами, знакомство, выражение радости от встречи, удовольствия от беседы). Приемы психологической вербальной поддержки клиента. Прием «зеркализация», его суть и условия правильного применения. Прием «перифраза. Прием «обобщение». Прием «эмоциональная поддержка клиента. Прием «использование консультантом языка клиента». Понятие односторонней интерпретации рассказа клиента, ошибки, к которым приводит односторонняя интерпретация исповеди. Необходимость комплексного теоретического подхода психолога-консультанта к психологической интерпретации фактов, сообщенных ему клиентом на стадии рассказа. Необходимость выработки нескольких различных рекомендаций клиенту по решению его проблемы. Индивидуальные особенности клиента, важность их учета при формулировании практических советов рекомендаций. Проведение психодиагностики личности клиента через наблюдение за ним в ходе консультирования. Оценка личности клиента по выражениям его лица. Возможные внешние признаки невротической личности. Роль забывчивости, оговорок, описок и других непроизвольных речевых ошибок в психодиагностике личности клиента. Речь клиента как прямое отражение его психического состояния и отношения к людям. Способы определения психологом-консультантом того, что клиент все верно понял и собирается правильно действовать, выполняя полученные рекомендации. Выработка психологом-консультантом совместно с клиентом плана и программы выполнения полученных рекомендаций. Обеспечение обратной связи психолога-консультанта с клиентом при реализации клиентом полученных рекомендаций. Поведение психолога-консультанта на завершающем этапе психологического консультирования. Формы речевого этикета при расставании психолога-консультанта с клиентом. Необходимость продолжения общения консультанта с клиентом после завершения консультации. Организация, выработка и реализация плана такого общения. ПКД-5 ПКД-6 ПКД-10 ПКД-10в     5,7,14
12. Тема 12. Тестирование в практике психологического консультирования Индивидуальность проблем клиента. Невозможность точного диагноза проблемы клиента без изучения его психологических особенностей. Невозможность заранее предусмотреть, с какими трудностями в жизни столкнется клиент, выполняя рекомендации, полученные от психолога-консультанта. Необходимость проведения постконсультационной психодиагностики клиента. Важность точного определения тех изменений, которые происходят в психологии и поведении клиента под влиянием полученных им практических рекомендаций в долгосрочной временной перспективе. Необходимость использования в психологическом консультировании только самых проверенных, простых, надежных и понятных клиенту психологических тестов. Важность органического включения процедуры тестирования в процесс психологического консультирования. Необходимость сведения к минимуму количества времени, отводимого на проведение тестирования во время консультирования. Возможность непосредственного использования результатов психологического тестирования для выработки рекомендаций клиенту. Нежелательность применения проективных тестов в психологическом консультировании, предпочтение опросников перед другими видами психологических тестов. Особые требования, предъявляемые к опросникам, используемым в психологическом консультировании. Ориентация на компьютеризированные варианты психологических тестов с автоматической презентацией стимульного материала и обработкой результатов тестирования. Условия выделения психологического тестирования в особый вид деятельности при проведении психологического консультирования. Время, необходимое для психологического тестирования в процессе консультирования. Обязательность информирования клиента о результатах его психологического тестирования. ПКД-5 ПКД-6 ПКД-10 ПКД-10в   8,9,19
13. Тема 13. Оценивание результатов психологического консультирования Понятие о результативности психологического консультирования. Возможные итоги психологического консультирования: положительные, отрицательные, неопределенные, отсроченные. Вероятные причины отрицательных результатов психологического консультирования. Важнейшие признаки положительной результативности психологического консультирования. Случаи неопределенных и спорных результатов психологического консультирования. Объективные и субъективные, внутренние и внешние показатели результативности психологического консультирования. Критерии оценки результатов психологического консультирования. Необходимость обсуждения с самим клиентом признаков и способов оценивания итогов психологического консультирования перед его началом и после завершения. Процедуры практического оценивания результатов консультирования, их достоинства и недостатки. Оптимальные условия применения каждой из этих процедур. Понятие о технических ошибках в психологическом консультировании. Основные виды технических ошибок, допускаемых в процессе консультирования. Ошибки, связанные с неверным умозаключением психолога-консультанта о проблеме клиента. Ошибки, касающиеся неточных рекомендаций, даваемых психологом-консультантом клиенту по решению его проблемы. Ошибки, обусловленные неправильными действиями самого клиента при выполнении им рекомендаций, полученных от психолога-консультанта. Правила проведения психологического консультирования, предупреждающие и устраняющие технические ошибки. ОПК-1 ОПК-8 ПКД-10 ПКД-10в   4,5,6,8
14. Тема 14. Причины недостаточной результативности психологического консультирования Пути выявления причин низкой результативности психологического консультирования, способы устранения этих причин. Недостаток научных знаний о способах практического решения проблемы клиента, действия психолога-консультанта в этом случае. Отсутствие оптимальных условий для полноценного выполнения клиентом рекомендаций, полученных от психолога-консультанта. Недостаточно выраженное желание клиента решать свою проблему по рекомендации консультанта, действия психолога-консультанта в этом случае. Неудовлетворительный контроль реализации клиентом полученных рекомендаций как возможная причина недостаточной результативности консультирования. Неправильные действия клиента по выполнению полученных рекомендаций как причина низкой результативности психологического консультирования. Пути устранения всех этих причин. ОПК-1 ОПК-8 ПКД-10 ПКД-10в   5,6,8,9

3.2. Тематика практических занятий.

№ п/п Наименование темы Содержание темы занятия Используемые методы и методики
1. Тема 2. Требования, предъявляемые к психологу-консультанту 1.Специфика психолого-педагогического консультирования, необходимость наличия собственного опыта педагогической работы у психолога-консультанта. Личностные качества психолога-консультанта. 2.Кодекс профессиональной этики практического психолога, его основные положения, применимые к работе психолога-консультанта. Подготовка студентов к занятию: - Конспектирование статьи о специфике психолого-педагогического консультирования. - Составление списка личностных качеств психолога-консультанта. - Конспектирование основных положений кодекса профессиональной этики практического психолога. Немов Р.С. Психологическое консультирование: учеб. для студентов вузов/. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 527 с. - (Учебник для вузов). - Библиогр. - с. 471. Библиотека РГУ им. Канта - ч.з.N8 (1)  
2. Тема 3. Профессиональная подготовка психолога-консультанта 1. Личностные качества психолога-консультанта. 2. Кодекс профессиональной этики практического психолога, его основные положения, применимые к работе психолога-консультанта. Подготовка студентов к занятию: - Составление списка личностных качеств психолога-консультанта. - Конспектирование основных положений кодекса профессиональной этики практического психолога. Немов Р.С. Психологическое консультирование: учеб. для студентов вузов/. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 527 с. - (Учебник для вузов). - Библиогр. - с. 471. Библиотека РГУ им. Канта - ч.з.N8 (1)
3. Тема 4. История становления психотерапии 1.Основные этапы становления психотерапии в истории (Античность. Средние века. Новое время). 2.Научный статус современной психотерапии. Подготовка студентов к занятию: Конспектирование статей об основных этапах становления психотерапии в истории и научном статусе современной психотерапии. Немов Р.С. Психологическое консультирование: учеб. для студентов вузов/. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 527 с. - (Учебник для вузов). - Библиогр. - с. 471. Библиотека РГУ им. Канта - ч.з.N8 (1)
4. Тема 5. Психотерапия в России 1.Дореволюционная отечественная психотерапия. 2.Советская психотерапия. 3.Современная отечественная психотерапия. Подготовка студентов к занятию: Конспектирование статей о дореволюционной отечественной психотерапии, советском периоде психотерапия, состоянии современной отечественной психотерапии. Немов Р.С. Психологическое консультирование: учеб. для студентов вузов/. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 527 с. - (Учебник для вузов). - Библиогр. - с. 471. Библиотека РГУ им. Канта - ч.з.N8 (1)
5. Тема 6. Основные психотерапевтические направления и методы 1. Классический психоанализ. Индивидуальная психология. 2. Гештальт-терапия. Когнитивная психотерапия. 3. Транзактный анализ. Психосинтез. 4. Психогенетика. Нейролингвистическое программирование. Подготовка студентов к занятию: Изучение научно-методической литературы и конспектирование статей о различных психотерапевтических направлениях. 1. Клиническая психология: учебник для студентов мед. вузов и фак. клинич. психологии/ под ред. Б. Д. Карвасарского. - М.; СПб.; Н. Новгород: Питер, 2004. - 959 с. Библиотека РГУ им. И. Канта. - МБ(ЧЗ)(1) 2. Клиническая психология: учебник для студентов медицинских вузов и факультетов клинической психологии/ под ред. Б. Д. Карвасарского. - 2-е изд., стер.. - М.; СПб.; Н. Новгород: Питер, 2006. - 959 с. Библиотека РГУ им. И. Канта - ч.з.N2(1), МБ(ЧЗ)(1)
6. Тема 7.Методы психической регуляции и саморегуляции 1.Защитные механизмы, техники и приемы приспособления. Совладание и переживание. 2.Аутогенная тренировка. Ребефинг и медитация. 3.Релаксация. Гипнотерапия. Психодрама. 4.Музыкотерапия. Танцевальная терапия. Аверсивная терапия. Игровая терапия. 5.Модификация поведения. Семейная терапия. Телесно-ориентированная психотерапия Подготовка студентов к занятию: Изучение научно-методической литературы и конспектирование статей о методах психической регуляции и саморегуляции Абрамова. Г.С. Практическая психология: учеб. для вузов - [7-е изд., перераб. и доп.]. - М.: Акад. проект, 2002. - 490с. Библиотека РГУ им. И. Канта -НА(1)  
7. Тема 8. Подготовка и проведение психологического консультирования 1.Выбор и оборудование помещения для проведения психологического консультирования. 2.Регистрационный журнал психологической консультации. Картотека клиентов психологической консультации. Хранение конфиденциальной информации о клиентах. 3.Необходимость проведения тестового психологического обследования клиента. Подготовка студентов к занятию: Изучение регистрационных журналов психологической консультации и картотеки клиентов психологической консультации. Немов Р.С. Психологическое консультирование: учеб. для студентов вузов/. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 527 с. - (Учебник для вузов). - Библиогр. - с. 471. Библиотека РГУ им. Канта - ч.з.N8 (1)  
8. Тема 9. Этические принципы психотерапии и психологического консультирования 1.Нравственные, моральные и юридические аспекты регуляции психотерапевтической деятельности. 2.Основные этические принципы психотерапевтической этики (анонимность, конфиденциальность, клиентоцентрированность, безоценочность, делегирование ответственности клиенту). Подготовка студентов к занятию: Изучение научно-методической литературы и конспектирование статей об этических принципах психотерапии и психологического консультирования. Немов Р.С. Психологическое консультирование: учеб. для студентов вузов/. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 527 с. - (Учебник для вузов). - Библиогр. - с. 471. Библиотека РГУ им. Канта - ч.з.N8 (1)  
9. Тема 10.Этапы и процедуры психологического консультирования Конструирование шаблона консультации по заданной проблеме, с применением знаний об этапах и процедурах психологического консультирования, с указанием времени, необходимого для каждого этапа Подготовка студентов к занятию: Изучение научно-методической литературы и конструирование шаблонов консультаций различным проблемам, с применением знаний об этапах и процедурах психологического консультирования, с ук

Наши рекомендации