Гештальт-осознание и креативность

Пойдите на прогулку и осознавайте окружающее.

Обращайте внимание на те объекты, которые привле­кут ваш взгляд. Соберите эти объекты (но будьте благо­разумны) и принесите их домой.

А теперь составьте из них нечто вроде «скульптуры». Не судите, не оценивайте свою работу, просто скомпо­нуйте ее. Закончив свое творение, покажите его партне­ру или, если вы работали один, другу, которому доверяе­те и который к вам хорошо относится. Обратите внима­ние на то, что он вам скажет. Что вы чувствуете, будучи незащищенным?

Если вы обнаружите, что делали скульптуру, чтобы «угодить» своему партнеру или другу, а не для собствен­ного удовольствия — довольны ли вы своим творением? Хотите ли вы сделать еще одну, чтобы доставить удоволь­ствие себе?

Одним из движителей творческой работы является творческое безразличие. Дайте творению .возможность, и право жить собственной жизнью, вне вашего прямого контроля. Сосредоточьтесь на нем, и пусть оно подска­жет вашей интуиции, куда и как следует поместить сле­дующую часть. Создав и показав кому-нибудь свою скуль-. птуру, вы можете работать с ней, чтобы добиться боль­шего самопонимания. Работая вместе с партнером или другом, опишите себя так, будто вы сами являетесь этой скульптурой.

Например:

Стоя перед композицией собранных вами предметов, вы могли бы сказать: «Я — букет колючего чертополоха, ко­торый окружает центральную часть композиции — аро-

матные персики и цветы. Во мне есть и изящная, возвы­шающая меня часть, и значительно более простая часть, которая настойчиво пускает корни в землю».

Мы так или иначе выражаем себя во всем, что создаем. Уви­дев что-то привлекшее наше внимание, мы почти всегда обна­руживаем связь между этим объектом и тем, чем он для нас является. Мы знаем сами себя лучше, чем готовы в этом при­знаться даже самим себе. Это знание, лежащее ниже уровня сознания, и ведет к творчеству. Новые образы, характеры, мо­дели, которые мы «творим», формируются у нас внутри рань­ше, чем мы даем им возможность выразиться во внешних про­явлениях. Даже натуралистическая скульптура, определяемая как часть природы, является выражением части личности скульптора. Используя метод идентификации, описанный выше, мы сможем заново принять те части себя, которые про­ецируем на свои творения.

Несколько лет назад я рассказывал тебе,

что воин выбирает путь, следуя велению сердца.

Этот непрерывный выбор пути по зову сердца

отличает воина от обычных людей. Воин знает,

что когда он на пути, у пути есть сердце несть смысл.

Он и путь едины, когда воин ощущает покой и радость,

следуя выбранной стезе.

Дон Хуан (Кастанеда «Разделеннаяреальность»)

гештальт-осознание и креативность - student2.ru

ГЛАВА 13 РАБОТА СО

СНОВИДЕНИЯМИ

Погиб ли я в сражении, грезя во сне? Я осыпан розами; может это блохи кусаются?

Кикаку

Мы видим сны — вне зависимости от того, помним мы их или нет. Человеческий опыт показывает, что сны намекают нам на процессы, происходящие за кулисами нашего обыден­ного сознания. Сны — это сложный синтез различных ум­ственных действий. В них сочетаются недавние и старые вос­поминания, желания и страхи. Воспоминания, относящиеся непосредственно к предыдущему дню, часто принимают фан­тастическую и загадочную форму, которая может увести и за­кончиться очень далеко от начальной точки. Иногда сновиде­ния включают в себя сенсорные восприятия того, что проис­ходит во время сна, например, звук пожарной машины или телефонный звонок. Сновидения часто содержат неясные, смутные намеки, которые могут рассказать нам о том, чего мы не сознаем; научившись работать со сновидениями, мы смо­жем лучше узнать себя, открыв те части себя, которые мы заб­локировали. Всякий раз, когда мы обнаруживаем такие состав­ляющие, мы имеем возможность снова вернуть их к жизни, интегрируя их эффективным и приемлемым способом. Часто

именно страх силы, заключенной в «потерянной» нами состав­ляющей, и заставляет нас на самом деле ее терять; когда мы понимаем, как использовать эту подспудную энергию, мы пе­рестаем бояться ее неправильного использования.

Способность запоминать сновидения у разных людей раз­лична и меняется в течение жизни. Запоминание снов — это навык, приобретаемый с опытом. Только поверив, что сны сто­ит запоминать, вы сможете разработать стратегию, которая позволит это делать.

Сновидения возникают примерно каждые девяносто ми­нут на протяжении всей ночи. Они связаны с изменениями частоты сердцебиения, глубины дыхания и уровнем возбуж­дения мозга. Они связаны также с расслабленным состояни­ем нашей мускулатуры, что, вероятно, и не дает нам на самом деле проделывать те телодвижения, которые мы видим во сне. Такое возбужденное умственное состояние, частичное бодр-, ствование и позволяет нам как бы немного проснуться, чтобы запомнить сновидение, а затем снова уснуть. Так как сон за­бывается именно тогда, когда после увиденного сновидения мы засыпаем более глубоко, нам приходится переносить это сновидение в свою память так, чтобы суметь извлечь его отту­да утром при полном пробуждении. Поскольку наша память тренируема, то способом сохранения сновидений является ча­стичное пробуждение после каждого сна и беглое его просмат­ривание в воображении. Следующее упражнение заимствовано из книги Генри Рида «Искусство запоминания сновидений».



Наши рекомендации